ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 1 страница Методика построения занятий основывается на понимании единства всех свойств голоса, то есть понимании того, что высота, сила, длительность, тембр голоса выступают взвучащей речи в органическом неразрывном единстве и в единстве тренируются (меняется лишь установка на формирование какого-либо из этих компонентов звучащего слова). Работа над голосом входит в общий комплекс занятий по сценической речи. Занятие, на котором присутствуют десять — двенадцать человек, длится 80—90 минут. Время занятия распределяется примерно так: 20—25 минут используются для голосового и речевого тренинга, 25 минут — на проверку домашних заданий (по 2 минуты на учащегося), 20—25 минут на объяснение нового материала с обязательными записями заданий в тетради, 10 минут — для ответов на вопросы обучающихся. Занятия по голосу на индивидуальных встречах с педагогом не должны превышать 10—12 минут (чтобы не утомлять голосовой аппарат). Самостоятельная домашняя работа над голосом должна длиться (особенно на первом году обучения) не больше 10— 15 минут. Целесообразно проводить ее утром, сочетая с комплексом утренней гимнастики. Последовательность в работе над голосом может быть следующая: начав заниматься с дыхательной гимнастики, надо включать упражнения на рождение свободного звучания, затем перейти к озвучиванию гласных и согласных; когда найден «центр» голоса и достигнута свобода фонационных путей, то есть «настроен», подготовлен голосовой аппарат к дальнейшему развитию, тогда можно начинать работу над интонированием знаков препинания. От занятия к занятию из каждого раздела книги отбираются упражнения с учетом степени их сложности. При этом надо помнить о том, что навыки звучания — это сложнейший комплекс условных рефлексов, которые образуются путем повторных сочетаний условных сигналов с ответными реакциями организма. Поэтому совершенство их зависит от частоты воспроизведения этих временных связей (длительные перерывы ведут к угасанию условных рефлексов, к исчезновению навыка). Тренируясь, следует не только постоянно возвращаться к старым упражнениям, но и находить к ним различные внутренние оправдания, приспособления, которые бы вновь и вновь вызывали эмоциональную реакцию организма. Потому что новизна и неожиданность приспособлений — активные возбудители чувств: «слабый новый раздражитель нередко дает большую реакцию, чем сильный, но ранее применяемый»50. Большой запас упражнений, преследующих одну и ту же цель, позволяет полнее осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Значит, если какие-то упражнения не получаются, то надо дать учащимся другие упражнения, и они сами отберут для себя наиболее им понятные, с помощью которых они легче добьются нужных результатов звучания. Это и вызывает чувство радости, удовлетворения, стимулирует дальнейшую работу над голосом. Занятия по голосу сложны и просты в одно и то же время, трудоемки и увлекательны. Здесь многое зависит от педагога, от его умения увлечь обучающихся. Ведь высокая степень увлеченности тренингом, занятиями по развитию голоса — основное условие творческого, глубокого овладения материалом. Успех в работе зависит и от того, насколько верно осуществляется педагогический контроль за выполнением как творческих, так и технических задач тренинга. Причем с первых же занятий в работу по контролю за выполнением упражнений включаются сами учащиеся. Это позволяет воспитывать в них сознательное отношение к тренингу, воспитывать профессиональный речевой слух. Речевой слух определяется как способность воспринимать и воспроизводить звучащую речь (слышать, распознавать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с литературной нормой звучания). С первых же дней занятий необходимо направлять внимание на овладение такими компонентами профессионального речевого слуха, как: физический слух (способность воспринимать звучащую речь в различных диапазонах громкости); фонематический слух (способность различать и воспроизводить все звуки речи в соответствии с фонетической системой языка и с орфоэпическими правилами звучащего слова); звуковысотный слух (способность слышать и воспроизводить мелодику речи); тональный слух (способность воспринимать изменения в тембральной окрашенности речи в зависимости от смены чувств, оценок, отношений; чувствовать общий тон роли, тон спектакля); ритмический слух (способность ощущать и воспроизводить в речи ее внутренний ритм в тесном единстве с темпом, чувствовать диалектическое единство темпо-ритма речи, рождаемого ситуацией диалога, монолога); диагностический слух (способность определять причины, вызывающие те или иные отклонения от норм звучания речи, ведущие к нарушению органики речевого взаимодействия, к снижению эстетики звучащего слова). В этой связи групповые занятия имеют свои преимущества при работе над развитием голосоречевых данных. Это объясняется прежде всего психологическими факторами тренинга на группе, в процессе которого учитываются и индивидуальные особенности каждого, учащегося. В условиях коллективной работы по законам психологии все учащиеся заражаются единым положительным настроем. Это происходит потому, что успех одного непременно передается другим и стимулирует их работу, вселяя уверенность в свои силы. Оценивая во время группового тренинга качество звучания голоса каждого занимающегося, анализируя причины верного и неверного звучания, давая рекомендации, которые ведут к нужному результату, педагог постоянно концентрирует внимание всех учащихся на цели упражнения, вырабатывая у них профессиональную направленность в восприятий звучащей речи. .Переключение внимания с одного объекта на другой во время тренинга (с одного тренирующегося на другого) освежает восприятие, повышает продуктивность обучения. А повторяемые указания педагога и привлечение внимания всех к одному объекту (искомому качеству звучания речи) приводят к более прочному закреплению получаемых знании, к устойчивости тренируемого навыка. Естественную потребность в коллективном творчестве обусловливают и сами новые приемы тренинга, осуществляемые в условиях действия, игры, которые воспитывают с ц е нически звучащее слово, слово — д е й с т в и е, направленное на партнера, зрителя, то есть подготавливают учащегося к публичным выступлениям. Осуществляя целостный, творческий подход к организму обучающегося, занимаясь тренингом в увлекательных игровых ситуациях, в близких условиях сценического действия, опосредствованно воздействуя на работу голосоречевого аппарата, педагог быстрее, легче и точнее выявляет естественное, природное звучание голоса ученика, полнее развивает его природные голосовые данные и, самое главное, доводит навык владения голосом до степени подсознательной, рефлекторной деятельности. Для того чтобы охватить, понять круг вопросов, которые встают при работе над голосом, для более удобного их восприятия излагаемый материал разделен на несколько самостоятельных звеньев, размещенных в девяти разделах: Дыхание в звучащей речи. Свободное звучание — основа постановки голоса. Согласные в работе над голосом. Междометия в развитии голоса. Речь в движении. Развитие диапазона голоса. Тренировка силы голоса. Темпо-ритм речи. Интонирование знаков препинания. Для большей доходчивости методических советов и рекомендаций к упражнениям выбрана форма полудиалога с учеником. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Каким образом изменяется форма сценического диалога от участия третьего заинтересованного лица — зрителя? 2. На чем основывается построение занятий по развитию речевого голоса? 3. Какова длительность голосоречевого тренинга во время групповых занятий по сценической речи? 4. Почему не рекомендуется в первые дни занятий добиваться точно^ го выполнения всех предлагаемых упражнений всеми учащимися? 5. Какие условия способствуют качественному проведению голосового тренинга? 6. Каковы положительные стороны групповых занятий по голосу? 7. Какой главной цели служат приемы тренинга, построенные на целостном, творческом подходе к организму обучающегося? Дыхание в звучащей речи Человеческий речевой аппарат — это своего рода скульптор. Правда, скульптор создает художественные образы из глины и высекает его из мрамора, говорящий же человек «лепит» звук речи из особого материала — из волн движущегося воздуха. Ю. Фролов Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности, и особенно в речи. Это легко проверить. Вспомните, как первой вздрагивает грудобрюшная мышца (диафрагма), реагируя на оскорбление, нанесенное нам, как она «замирает», вместе с нами «прислушиваясь», как, вдохнув, задерживаем дыхание, быстро соображая, каким образом ответить на вопрос собеседника. Поэтому дыхание и называют «началом общения», «праматерью речи и мелодии», а речевой аппарат сравнивают со скульптором, который «лепит» звуки речи из волн «движущегося воздуха». Дыхание, связанное со звуком, называют фонационным (от греческого слова «рhоnе» — звук). Оно отлично по своему характеру от дыхания во время покоя (молчания). Если физиологическое дыхание состоит из ритмически чередующихся вдоха и выдоха, равных по длительности, то в фонационном дыхании вдох значительно короче выдоха. Для того чтобы проверить эти изменения в характере дыхания во время речи в отличие от физиологического (жизненного — во время молчания) дыхания, проделайте следующее упражнение: Упражнение 1 «Спать хочется» Представьте себе, что вы — на берегу моря, отдыхаете в шезлонге. Сядьте поудобнее на стуле, откиньтесь на его спинку, ноги свободно вытяните, расслабьте мышцы тела: шеи, рук, плеч... Постарайтесь «вздремнуть», спокойно, ритмично и глубоко вдыхая воздух через нос: вдох, выдох, вдох, выдох, вдох, выдох... Действительно, как будто захотелось спать. Глаза открываются с трудом — веки тяжелые смыкаются снова... Знакомое состояние, не правда ли? Надо заставить себя открыть глаза, встать. Волн спокойный мерный шум Усыпляет праздный ум... Но на солнце вредно спать. Встать! Не читайте эти строки бодро и весело! Вам ведь дремлется. Речевой аппарат расслаблен: язык, губы, челюсть двигаются медленно. «Боритесь» со сном и одновременно проследите за тем, что делается с вашим дыханием: начинаете говорить на вдохе или на выдохе? Одинаковы ли по времени вдох и выдох? Где возникает момент остановки дыхания? Во время речи дыхание гибко подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи, произносимой с той или иной экспрессией. В зависимости от того, какой звук образуется (произносится ли гласный У или взрывной согласный Я), с какой силой он должен прозвучать, определяется и количество воздуха и необходимое давление его. Значит, дыхание важно не только для верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки хорошей дикции. Дело в там, что дыхание одновременно дает энергию для голоса и выступает в роли регулировочного механизма, который автоматически выравнивает силу звучания всех звуков нашей речи. Это можно проверить, произнося поочередно, например, гласные а и и: более сильное напряжение в области диафрагмы будет при произнесении гласного и, потому что он забирает больше энергии, чтобы «не отстать» в громкости звучания от гласного а. Такое «выравнивание» звуков речи — необходимое условие ее разборчивости. Смысл работы над дыханием состоит в том, чтобы саморегулирующий процесс трех систем речеобразования (работа диафрагмы, глотки и артикуляционного аппарата) развить, довести до совершенства. Тогда выработанный с детства автомеханизм голосообразования не подведет, а будет действовать безотказно и четко в усложненных условиях публичного выступления. Для этого необходимо овладеть четырьмя качествами фонационного дыхания. О четырех качествах Фонационного дыхания В фонационном дыхании участвуют многие мышцы — вдыхатели и выдыхатели. Главными мышцами вдоха являются диафрагма (мышца, отделяющая грудную и брюшную полость) и целые группы мышц, поднимающих и раздвигающих в стороны ребра грудной клетки. К выдыхателям относятся мышцы, которые опускают ребра и мышцы брюшного пресса. В дыхании важнейшую регулирующую роль играют также мышцы бронхиальной системы. Обычно люди дышат смешанным дыханием, в котором участвуют и грудная клетка и диафрагма при разном их соотношении. Однако в зависимости от того, какими преимущественно мышцами осуществляется дыхание, оно делится условно на несколько типов: верхнее (ключичное), грудное, брюшное, нижнереберно-диафрагматическое. Причем последний тип дыхания (нижнереберно-диафрагматический) наиболее выгоден для разговорной речи. Он позволяет быстрее натренировать фонационное дыхание и продуктивнее пользоваться четырьмя его необходимыми качествами: г л у б и н о й, в ы с о - т о й, ч а с т о т о й и б л и з о с т ь ю» Остановимся на объяснении этих четырех качеств фонационного дыхания. Источником звука, как известно, являются расположенные в гортани голосовые связки. Образующиеся в гортани звуковые волны распространяются вверх.и вниз по воздухоносным путям и по тканям, которые окружают гортань. И только незначительная часть звуковой энергии выходит через ротовое отверстие наружу. Основная же часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что и вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса состоит в том, чтобы повысить «коэффициент полезного действия голосового аппарата», то есть при меньшей затрате мышечной энергии речеобразующего механизма добиться максимума звучности. Важную роль в повышении коэффициента полезного действия голосового аппарата играют названные качества фонационного дыхания. Под глубоким дыханием имеется в виду нижнереберно-диафрагматический тип дыхания. Он позволяет осуществлять глубокий и полный вдох. Кроме того, раздвинутые в, стороны ребра грудной клетки могут сохранять это положение «вдоха» и во время речи, что позволяет легче пополнять воздух движением одной диафрагмы. Достаточное количество забираемого воздуха при нижнереберно-диафрагматическом дыхании, оптимальные условия для активной и подвижной работы диафрагмы и делают глубокое дыхание наиболее целесообразным для речи. Когда верно зарожденный в гортани (голосовой щели) звук получает резонанс (отзвук) в соответствующих полостях верхнего резонатора51, то голос обогащается, приобретая такие качества, как звонкость, яркость, полнозвучие. Ощущение вибрации в разных точках головного резонатора является сильнейшим стимулятором голосовой функции. Овладеть высоким дыханием — значит выработать ощущение посыла воздушного потока по вертикали — вверх (в голову), а не по горизонтали — прямо по направлению ротового отверстия. Частое дыхание — это легкие, быстрые, незаметные «доборы» воздуха во время речевого действия. Частое дыхание позволяет легко распоряжаться выразительными средствами речи (интонацией, темпо-ритмом, паузами), делает звучащее слово наиболее действенным. И чем чаще добирается воздух, тем вдох делается короче, незаметнее, создавая впечатление, что человек говорит, «не переводя духа», на одном дыхании. При этом добор воздуха осуществляется автоматически, рефлекторно, не разрушая смысла фразы, потому что физиологическая пауза (если только она не связана с интонационной) не воспринимается как пауза. Поэтому частое дыхание (умелые незаметные доборы воздуха) является ценным качеством в разговорной речи, особенно быстрой, экспрессивной. Под близостью дыхания подразумевается отчетливая артикуляция, которая оформляет рожденный в гортани голос в звуки речи родного языка: в гласные и согласные. Любое движение частей артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, зева, глотки, мускулатуры нижней челюсти), необходимое для формирования того или иного звука речи, непременно отражается в дыхании. Значит, нельзя забывать о дыхании, тренируя дикцию. Только при этом условии четкость артикуляции будет вырабатываться в органическом единстве с действиями глотки и диафрагмы, которые по-своему дублируют процесс, происходящий в ротовой артикуляции. Этим и объясняется, что работу над дикцией сознательно называем воспитанием близости дыхания. Если речь будет верно начата (на глубоком дыхании), обогатится резонансом (с помощью высокого дыхания), получит слитную, выразительную линию звучания (за счет частого дыхания), станет отчетливой (из-за близости дыхания), то она приобретет такие качества, как полетность, благозвучие, интонационную гибкость, которые обеспечивают хорошую слышимость и выразительность. Надо оговориться, что термин «озвученное дыхание» условен. Воздух является лишь средой, которая передает звуковые колебания. Звук же «бежит по воздушной струе», мало завися от направления его движения. «Следует всегда помнить, что звук распространяется в воздухе, заключенном в голосовой трубке по акустическим законам. Воздух же протекает по ней, следуя другим, аэродинамическим законам, то есть «озвученного дыхания» как некой особой единой субстанции в действительности не существует»52. Однако этот термин продолжает существовать в педагогической практике потому, что с его помощью легче активизировать работу учащихся над воспитанием навыка владения фонационным дыханием, опорой звука. Вот почему мы пока не отказываемся от него. Воспитание этих четырех качеств фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. В каждом упражнении в единстве тренируются дыхание, звучание и дикция, но только со сменой установки53 на различные компоненты речевого комплекса. Меняя установку, можно делать доминирующим то дыхание, то свободное звучание, то звуковысотные изменения в речи, то четкость произношения, то силу звука и т. д. Однако, перед тем как начать работу над голосом, полезно «разогреть», «подготовить» дыхательные мышцы упражнениями дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика Дыхательная гимнастика — это «туалет» для создания хорошего физического и психического самочувствия. Она укрепляет дыхательные мышцы, особенно диафрагму. Диафрагма является как бы узлом нервных сплетений. В ее действии принимают участие и спинномозговые нервы, и вегетативноблуждающие нервы, и аорта. Поэтому диафрагму и называют солнечным сплетением: сплетением жизненно важных нервов. Задача тренинга фонационного дыхания состоит в том, чтобы научиться легко, рефлекторно «переключать» дыхание в различные ритмы и условия работы, диктуемые различными характерами речи. Только при этом условии дыхание будет способно «обслуживать» любой вид сценического диалога или Монолога. Попробуйте проверить на деле факт того, как трем различным характерам речи соответствуют различные виды выдыхания. Первый вид выдыхания — это обслуживающий спокойную, плавно льющуюся речь. Воздух при такой речи как бы «сам вытекает в природу». Прочитайте начальные строки из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася, бедный челн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел... А теперь прочтите другие строки из этой же поэмы, где речь звучит медленно, со сдержанной силой (передавая картину преддверия наводнения), и вы заметите, что воздух будет как бы «с силой выгоняться»: Редеет мгла ненастной ночи И бледный день уж настает... Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури... И спорить стало ей невмочь... Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод. Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова; Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь.,. Продолжая читать данное Пушкиным описание картины наводнения, легко убедиться в том, что вслед за характером речи (ставшей более эмоциональной, экспрессивной, звучащей в более убыстренном темпе) изменяется и характер выдыхания. Воздух теперь «рывками выталкивается». И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Всё побежало; всё вокруг Вдруг опустело — воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен. Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны с разбега стёкла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Народ Зрит божий гнев и казни ждет. Эти три различных вида выдыхания, когда воздух «сам вытекает в природу», или «с силой выгоняется», или «рывками выталкивается» (терминология С. Волконского), возможно тренировать уже в первых упражнениях дыхательной гимнастики. Чтобы научиться правильно ощущать работу дыхательных "мышц, распоряжаться дыханием, надо натренировать, а затем сделать привычным на всю жизнь такое положение тела, которое К. С. Станиславский назвал «тело на колок». Упражнение 2 «На колок» Держать свое тело в положении «на колок» — это значит как бы «надеть» его на позвоночник. Попробуйте: расслабьте мышцы спины, плеч, рук,-потом приподнимите тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, «наденьте» на позвоночник. Вы должны почувствовать, что спина стала более прямой, крепкой, а руки, плечи, шея — свободными. Приступим к тренировке первого вида выдыхания. Упражнение 3 «Свеча» (Ровный медленный выдох) Поднесите ко рту узкую полоску бумаги (шириной 1,5— 2 см, длиной 7—10 см) и дуйте на нее (это «свеча») с тем, чтобы «положить пламя свечи» и держать его в таком положении. Полоска бумаги позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемого воздуха. Выдох ровный — бумажка до . конца выдоха находится в отклонившемся положении. Выдох прерывистый — бумажка «неспокойна»: она колышется, «сигнализируя» о том, что мышцы речеобразующего аппарата зажаты. Выполняя упражнение, обратите внимание на естественное напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц, которые создают как бы крепкий дыхательный «поясок». Упражнение 4 «Звукоподражатель» (Медленный озвученный выдох) Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Вот свистит ветер: ссссссссссссс... Шумит лес: шшшшшш... Звенит комар: зъзъзъзъзъзъ. Жужжит пчела: жжжжжжжжж... А вот появился шмель: жьжьжьжьжь... Делайте все спокойно, свободно, чтобы воздух на этих звуках беспрепятственно «вытекал в природу». Возьмите в работу несколько упражнений, тренирующих второй вид выдыхания (воздух «с силой выгоняется»). Упражнение 5 «Насос» У вас в руках «насос». Накачивайте «шину», сопровождая движения рук звукоподражательными: сссс! сссс! сссс! сссс! Координируйте звук с движением рук. Добивайтесь правды в исполнении упражнения. Небольшое мышечное напряжение в руках, преодолевающих сопротивление воздуха в «насосе», координируется с интенсивностью выдоха на звуках: сссс! Превратите упражнение в игру. Встаньте друг против друга. Один из вас будет накачивать модель «резинового человека». Второй — со свободной шеей, руками, корпусом — сидит на корточках. Он ненадутый «резиновый человек». Действуйте. Следите за партнером. Слышен звук «насоса» — «модель» в движении: поднимается с корточек, выпрямляет корпус, затем шею, поднимает руки. Движение каждый раз останавливается, как только прерывается звук выходящего из «насоса» воздуха на ссс... (пока работающий с «насосом» поднимает «поршень» вверх, чтобы втянуть в него воздух, который со следующим движением «поршня» вниз будет перекачен в «резинового человека»). Когда «модель» надута до отказа, ' тогда «выдергивается шланг», и воздух вначале с резким звуком пш! с силой прорывается, а потом все медленнее выходит из него, и «модель» возвращается в свое .исходное положение (на корточки). Меняйтесь ролями. Упражнение 6 «Пильщики» Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его с! с! с! с! Вначале звук с отрывистый, короткий, как и движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ссссс... ссссссс... ссссс… Упражнение 7 «Проколотый м я ч» У вас в руках на уровне груди воображаемый большой резиновый литой мяч. Если на него нажимаешь — слышен звук выходящего воздуха. Нажимайте на мяч ладонями и имитируйте выходящий воздух звуком: ссссссс... Руки сходятся медленно: они как бы ощущают сопротивление «мяча». И так же, медленно, с силой, выгоняется из «мяча» (ваших легких) воздух: сссссс... Все ближе руки, все меньше воздуха в «мяче». Наконец ладони рук в активном движении сошлись. И с этим движением «выбросился» неиспользованный в фонации (звучании) воздух. Упражнение 8 «М о т о ц и к л» Завели мотор и поехали на мотоцикле: р! р! ррр!... рррррррррр... Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое рьрьрьрьрьрьрьрьрь... Упражнение 9 «Звонок» С силой и много раз нажимаете на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрь... рьрь рърь... рьрьрьрьрь… рьрърьрърь... рьрьрьрьрьрьрьрьрьрь... А теперь проделайте упражнения, тренирующие третий вид выдыхания (воздух «рывками выталкивается»). Упражнение 10 «Пульверизатор» (Интенсивный прерывистый выдох) Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, посылаете «пыль» раствора далеко вперед, сопровождая движение руки звукоподражательными ф! ф! ф! ф! ф! ф!„, «Груша» сжимается короткими энергичными движениями пальцев руки, так же энергично звучат согласные ф! ф! ф! ф! ф!.. Если же на «грушу» нажимаете с силой, но медленно, то и звуки сливаются в одну энергичную тянущуюся линию: фффффффф... Упражнение 11 «Дровокол» Колете дрова. Удар «топора» сопровождаете междометием «э!» С этим звуком воздух выбрасывается из легких и мгновенно наполняется вновь, потому что плотность оставшегося в легких воздуха (он выброшен наружу в энергичном звуке) гораздо меньше, чем наружного. И воздух как бы сам «входит» в легкие без явно видимого движения вдоха. Проверьте это еще раз, сделав упражнение. Только «рубите» легко, «играючи топором». Упражнение 12 «Боксер» Тренируете удары по воображаемой «груше», сопровождая их возгласами: Э! Э-э! Э! Э-э-э! Заметили, как воздух будто бы сам «заглатывается» легкими без вашего вмешательства? Упражнение 13 «Кучер» Погоняете «лошадь»: Нно! Нно! Ннно! А теперь резко остановите ее: Тпру! Тпру! Следите за тем, чтобы, не завышать звука и излишне не напрягаться. . Упражнение 14 «Сорока-сплетница» Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр! Нафантазируйте, о чем говорите. Ощущаете резкие движения диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указаны ей природой. Упражнение 15 «Лыжник» «Стоите на лыжах» (ноги вместе), готовясь к бегу по слегка наклонной дороге. «Поехали», отталкиваясь слегка то одной, то другой палкой. Лыжи скользят хорошо. Движение все ускоряется. Весело, свободно сопровождаете движение рук («отталкиваетесь палками») счетом: раз! два! три! четыре! пять!.. Все глубже приседания, все активнее движения рук, все энергичнее и быстрее счет: шесть! семь! восемь! девять! десять!.. Голова не опущена — взгляд вперед на дорогу: восемнадцать! девятнадцать! двадцать!.. Если не было одышки после упражнения, значит верно его выполняли, легко выбрасывая неиспользованный в фонации (при произнесении цифр счета) воздух, и он быстро, пополнялся. Упражнение 16 «В море» (Управление выдохом) |