МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 3 страница





Замените позывные другими словами, которые также на­чинаются на гласный а. Например: «я айсберг», «я арфа» «я альфа».

Упражнение 30

«Диктовка»

Четко, неторопливо диктуйте слова такого четверости­шия:

 

На атом, на атом, на атом

В атаку идет атакующий класс.

Он атом, он атом, он атом

Заставил работать на нас.

Первый раз диктуйте по словам (чтобы успели запи­сать). Точно несите интонационно-смысловой рисунок зна­ков препинания. Второй раз диктуйте по стихотворным строчкам, третий — по фразам. Спокойный посыл звука при диктовке на аудиторию будет снимать зажатость в глотке, убирать заниженность голоса, чем особенно грешат мужчи­ны с низкими голосами.

Сонорные согласные (их в этом четверостишии 17—м, н, л, р) помогут ощущать резонанс (вибрацию) в «маске».

При диктовке «на аудиторию» не посылайте звук далеко вперед. Это может вызвать напряжение голосового аппара­та, и шея потянется вперед, что особенно свойственно жен­щинам. Надо выработать в себе ощущение того, что посы­лаешь звук как бы «к себе», а не «от себя». Вспомните, как мы даем команду далеко вперед убежавшей собаке: «Ко мне!» Вы как бы «обхватили» звуком (как обняли ру­кой) собаку и «притянули» ее к себе. Так точно «притяги­вайте» к себе внимание людей, сидящих в последних рядах аудитории, внутренне давая им команду: «Внимание к то­му, о чем я говорю!» Следите за свободой нижней челюсти при произнесении гласного а в ударном слоге.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие акты словесного действия и восприятия речи лежат в про­цессе речевого взаимодействия артиста и зрителя?

2. Что вы знаете о законе «экономии сил» слушателей?

3. Что лежит в основе развития такого свойства голоса, как «по­летность»?

4. Что вы понимаете под тембром голоса и какова его роль в сце­нической речи?

5. Что вы знаете об атаках голоса?

6. Почему упражнения, построенные по типу упражнения «стон», яв­ляются основными в формировании мягкой атаки голоса?

7. Какие упражнения способствуют выработке резонаторных ощуще­ний, звонкости голоса?

8. Что вы знаете 0 двух формах речи? Что дает их тренировка?

9. Какие упражнения и почему помогают воспитать собранность звука?

 

10. Что вы знаете о тренировке свободы мышц нижней челюсти?

11. Почему йотированный звук «Я» способствует тренировке близос­ти звучания гласного «А»?

12. Какой навык надо воспитать при посыле звука на аудиторию?

Добившись свободы звучания гласных и сонорных сог­ласных, необходимо включать в голосовой тренинг и дру­гие согласные звуки, которые также способствуют созданию музыкальной речи.

Согласные

В работе над голосом

 

Непрерывная линия звучания... со­здается в речи только в том случае, ког­да гласные и согласные сами по себе по­ют, как в вокальном искусстве. Если же одни звуки — гласные — тянутся, а сле­дом идущие согласные только стучат, то от этого образуется прорыв, провал, пус­тота, и в результате получается не беско­нечная линия, а звуковые обрывки, клоч­ки, восклицания.

К. С. Станиславский

 

Тренировка согласных звуков должна рассматриваться не только как развитие всех частей артикуляционного аппа­рата для четкости и чистоты дикции, но и как необходимое условие постановки речевого голоса. Положительную роль в голосовом тренинге играют так называемые взрывные согласные. Они образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий: крепко прижатого кончика языка к верхним резцам д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому нёбу (к —г), затвора обеих губ (п-б).



В силу своей активной природы рождения взрывные сог­ласные тонизируют работу дыхательного аппарата, особен­но развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произно­ся глухие согласные: ппь! ппь! ппь! тть! тть! ккъ! ккь! ккь!, а также помогают приближать звук к губам, отдавая свою энергию идущим за ними гласным звукам. Произнесите с голосом ряд слогов: Па! По! Пу! Пэ! Пи! Пы! Ба! Бо! Бу! Бэ! Би! Бы! Да! До! Ду! Дэ! Ди! Ды! Га! Го! Г у! Гэ! Г и! Гы!..

Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! пткэ! тки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдгй! бдгы! кпта! кпто! кпту! кптэ! кпти! кпты! гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды!.. Тренировка этих согласных развивает весь артикуляцион­ный аппарат: пб — губы, тд — кончик языка, кг — спинку языка.

Оправдайте активность их произнесения задачей: «отчи- тать», «пристыдить», «остановить» мешающего вам работать товарища. Брови, голова, нос, лоб — все должно быть спо­койным, недвижным. Это дает возможность перенести всю энергию на действие только дыхательного и речевого аппа­ратов.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчиты­вайте, подшучивайте, поддразнивайте, кокетничайте, форси­те... Но только не делайте упражнения формально, мертво, механически, без «душевного участия», как говорил К. С. Станиславский.

Закрепляйте взрывную природу согласных пб; тд; кг в текстах.

Упражнение 31

«Взрываю»

Беззвучно (без голоса), четко артикулируя все слова, «взрывайте» согласный п в чистоговорке:

Пришел Прокоп — кипел укроп.

Ушел Прокоп — кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

 

Согласный р не отрывайте от п. Пускай он беззвучно вибрирует. Следите за четкостью произнесения п в конце слова. Оправдайте утрированно четкое произнесение соглас­ного п. Например: хотите, чтобы товарищ только по арти­куляции губ понял все, о чем вы говорите, и мог бы сосчи­тать количество четко и активно произнесенных согласных п. Затем согласных т:

 

Трактор всюду поспевает:

Пашет, сеет, убирает,

Пилит лес, корчует пни.

Только дела — что смотри.

 

И наконец, согласных к:

 

Кукушка кукует! Кукует в леску:

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

Упражнение 32

«Стрелок»

«Стреляйте» из пистолета: пйф-паф! пйф-паф! пйф-паф!.. Чтобы добиться резкого взрыва звука п, выбрасываю­щего гласную (пулей вылетает), нажимайте пальцем на во­ображаемый курок. Легкое напряжение в пальце передается на губы (они сжаты) и служат сигналом для толчка воздуш­ной струи, с силой разрывающей губы.

Упражнение 33

«Поезд»

Передайте стук колес поезда в разном темпе. Поезд от­ходит: Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук...

Прибавляет ход:

Туктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктук... {Быстрее! Быстрее! Быстрее!) И вот:

 

Вагоны вперед покатили, как мячики:

Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики!

(Ю. Тувим)

 

Имитируйте пулеметную очеред: так-так-так-так-так-так...

 

—Так-так-так, — говорит пулеметчик.

—Так-так-так, — говорит пулемет.

 

Упражнение 34

«Жонглер»

Жонглируйте мячиками:

— Ду-тту! До-тто! Да-тта! Дэ-ттэ! Ди-тти! Ды-тты!

На ударный — первый слог (ду, до, да, дэ, ди, ды) — правая рука бросает «мяч» вверх, левая в это время пере­дает «мяч» за «мячом» в правую для подбрасывания. Вспом­ните, а если'не знаете, то полюбопытствуйте, как это делют жонглеры. Непременно добейтесь координации движе­ния рук и звука. Рука вверх — звук на ударном слоге — вверх!

А теперь бросайте друг другу (товарищ — тоже жонглер) «тарелки». Одна за другой летят «тарелки» к товарищу:

— Гду! Гдо! Гда! Гдэ! Гди! Гды!

Он посылает их вам обратно, сопровождая полет «таре­лок» другими сочетаниями звуков, в произнесении которых необходимо тренироваться.

Меняйте темп движения — отсюда и темп речи.

Рука—свободная. Только кисть руки делает резкий ры­вок, пуская в полет «тарелки». Движение небольшое. При­норовитесь!

Если движение кисти руки напряженное — «тарелка» не полетит. Снимите напряжение с руки — снимется напряже­ние и с фонационных путей. Звуки полетят с «тарелками».

Упражнение 35

«Бадминтон»

Встаньте друг против друга. Ощутили вес «ракетки», ко­торая находится в правой руке? (Вообразите, что она дей­ствительно есть.) «Волан» —в левой. «Пристройтесь» к пар­тнеру. Начинайте игру:

— Ббу! — И «волан» летит к товарищу.

— Ббо! — И товарищ посылает его обратно к вам.

— Бба! — Удар рукой вперед и вверх.

— Ббэ! — Этим же отвечает товарищ.

— Бби!—Вы отбиваете «волан» ракеткой.

— Ббы! — Он делает то же самое.

Движение руки, отбивающей «волан», легкое, свободное. «Волан» летит вверх и вперед — так же летит и звук (в го­ловной резонатор и в «зрительный зал»).

Добивайтесь правды в исполнении упражнения. Следите друг за другом, за направлением полета «волана» и т. д.

Меняйте сочетания согласных.

Упражнение 36

«Свинки»

Поиграйте в такую игру: вы — веселые шаловливые «свинки» — принялись печатать на машинке и приговарива­ете в такт ударов:

 

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки — туки — туки — тук!

Туки — туки — туки — тук!

И посту-кйвают, и похрю-кйвают:

Хрюки — хрюки — хрюки — хрюк!

Хрюки — хрюки — хрюки— хрюк!

(К. Чуковский)

Сначала темп речи не быстрый, а затем все шаловливее, все быстрее «печатайте» и говорите. Старайтесь договари­вать слова: «тук», «хрюк», «постукивают», «похрюкивают».

Дыхание подвижное — движение диафрагмы идет в рит­ме ударных слогов (каждый слог она «держит», «подбрасы­вает») , взрывает глухие согласные в конце слов — к, т.

Упражнение 37

«Барабанщик»

С той же целью (чтобы свободно и активно работала ди­афрагма — была подвижной, держала звук) используйте такой текст:

 

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов

Пара барабанов

Била

Бой.

(И. Сельвинский)

 

Представьте, что «играете на барабане». Ваши «палочки» (руки со свободными кистями) легко отскакивают при каж­дой ударной гласной в слове. Не бейте грубо по барабану. Едва хотите коснуться «барабана», кисть руки отбрасыва­ется вверх!

Вырабатывайте в упражнениях так называемый рече­ручной рефлекс. Это хороший помощник в нахождении ес­тественного звучания. Потом рука уберется. Речеручной рефлекс устанавливает связь между речью и движением. Движения должны быть ритмичны и совпадать с ритмом речи. «В результате в коре больших полушарий как бы соз­дается контрольный пункт, который и является регулирую­щим началом в упорядочении речевой функции»61.

Упражнение 38

«Разговор лягушек»

На зеленой опушке повстречались две лягушки. Между ними произошел следующий разговор:

 

П е р в а я. Кума,

Ты к нам?

В т о р а я. К вам, к вам,

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу!

П е р в а я. А кого, кого, кума?

В т о р а я. Рака, карпа и сома.

П е р в а я. Как поймаешь, дашь ли нам?

В т о р а я. Как не дать?

Конечно, дам.

(С. Маршак)

Следите за свободой тела. При каждом ударном слоге — легкое движение тела, рук (подпрыгиваете, как лягушка). Работайте своим голосом. Звук естествен, не искажен. Схвачен только характер лягушачьих прыжков.

Произнесите следующие сочетания:

— Кчку! кчко! кчка! кчкэ! кчки! кчкы!

Испытываете затруднение? Начали «спотыкаться»? Не слышите согласный к, стоящий перед гласной? Пропал пер­вый к? В чем причина? В дыхании. Оно не подчиняется вам, не успевает «взорвать» три стоящие подряд согласные (кчк). Надо добиться цели! Сделайте еще и еще раз упражнение.

Упражнение 39

«Ножницы»

Резкими, короткими движениями пальцев руки разрезай­те воображаемую бумагу. Сопровождайте движение паль-цев (ножниц) звуками «чик».

Чикайте: чик! чик! чик! чик! — медленно (приноравли­ваетесь) .

— Чик-чик-чик-чик-чик-чик-чик! — быстрее (приноро­вились).

— Чик!.— чикнули в последний раз.
Оправдайте движение (обрезаете края фотографической карточки или подрезаете челку и т. д.). Увидели себя в зер­кале, оценили; «Челка! Чудно!» или «Челка! Чепуха!» — и т. д.

Упражнение 40

«Цокот копыт»

Прислушайтесь. Слышите? — Цок-цок-цок-цок! — цока­ют копыта. Передайте услышанный цокот копыт. Легче! Изящнее. Короче — звук!

 

Цбк-цбк!

Цбк-цбк!

Цбк-копытце!

Под копытцем пыль клубится!

Упражнение 41

«Трубочист»

Вы «моете» трубочиста. Делаете свободные движения ру­кой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:

 

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

(К. Чуковский)

 

Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко «вылетают», «выскакивают». Четко заканчивайте слова с глухой согласной в конце: чист, будет, трубочист.

Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, осо­бенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее до­нести смысл, «дорисовать картину», передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. Напоминаем: хорошо кончая слова (чист, будет, трубо­чист), невольно выбрасываешь вместе со звуком не исполь­зованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосо­вую шель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый «добор» воздуха.

Упражнение 42

«Воробьи»

Представьте, что вы «воробьи». Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и «чирикаете».

 

П е р в ы й. Чик-чирик, чей червячок?

В т о р о й. Чей червяк?

Чирик, молчок!

На крючочке червячок.

Попадешься на крючок.

П е р в ы й. На крючок? Чего? Чего?

Не боюсь я ничего!

Червячка с крючка схвачу!

Чик-чирик! И — проглочу!

 

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы «воробьи», невольно рождаются быстрые, легкие характер­ные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы «шустрого воробья» и та­кие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и — отскок на гласную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного ч, легкое движение диафрагмы.

Трудными звуками русской речи являются губнозубные в, ф. Они западают, их не слышно чаще всего в начале сло­ва, что искажает смысл. «В — вообще очень нелюбимая бук­ва. Она запирает звук, требует особой постановки говориль­ного аппарата, свойственной только ей да еще букве ф (верхние зубы на нижней губе)»62. Именно потому, что эти согласные действительно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упраж­нение «Пульверизатор» и закрепите активное произнесение согласного ф в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рассматриваете себя в зеркале и оцениваете новую причес­ку:

 

И в фас, и в профиль «фантази»

К физиономии Зизи.

Факт.

Проверьте звучание ф в таком тексте: Форма новая у Феди,

 

Фуражка в самый раз.

Нынче Федю все соседи

Провожают в первый класс.

Франт наш Федя.

(Е. Благинина)

Упражнение 43

«Воля»

Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног...

Погрузите себя в атмосферу обстоятельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук вввввввввввввввввв...

Начинайте действовать, призывая всю свою волю к пре­одолению препятствий.

 

— Эй, Ветрило-ветродуй,

Ветродуй, в лицо

не дуй!

Валишь с ног и в дрожь

вгоняешь,

Воешь, свищешь

и пугаешь?..

Не возьмешь!

Я волевой.

В страх не ввергнешь,

вой не вой!..

Вьюга взвилась, вьюга взвыла,

Вьюга вспять поворотила!

Верх взять воля помогла.

Воля все превозмогла.

Воспитывайте волю!

Сохраняйте дрожащее ввв... в стихах: удваивайте и утра­ивайте согласный в, дрожа от холода, когда разговаривае­те с Ветром.

Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направ­лению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.

Надо натренировать хорошую вибрацию кончика языка, чтобы сонорный согласный Р не «проваливался» в слове сре­ди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском язы­ке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.

Вибрацию языка предлагалось тренировать упражнени­ями на звукоподражание, данными в разделе дыхательной гимнастики. Проделайте еще несколько упражнений.

Упражнение 44

«Переполох»

Передайте услышанный вами грачиный крик:

 

Слушай...

— КРажа!

— КРажа!

— КРажа!

— ГРабят,

БРАтцы!

Где же стРАжа?

— Что уКРАли?

— Два пеРА,

— БезобРАзие!

С утРА...

— Вы уКРАли?

— Мы не бРАли.

— БРАли!

— БРАли!

— КРАли!

— КРАли!
Это я

Грачиный крик Перевел

На наш язык.

(А. Шибаев)

Придумывайте упражнения, в которых можно было бы использовать прием звукоподражания или имитации. На­пример, в руках трещотка. Вертите ее, и она трещит: рррррр... Чем быстрее вращается кисть руки, тем быстрее трещит трещотка — и Р становится мягким: рьрьрьрьрьрь-рьрьрь!..

Упражнение 45

«Д р о б ь»

Приплясывайте, выбивая дробь, сопровождая движения текстом частушки (почти по А. Прокофьеву):

Дроля, дроля63

в круг идет!

Дроля дробно

дробь дает!

Дробь часта,

Дробь густа:

Тра-та-ти-та,

Тра-та-та!

Р — раскатистый, легко звучащий, без мышечного напря­жения речевого аппарата. Легкость и свобода звучания Р передается от легкости движения ног, отбивающих «дробь». Не умеете делать «дробь»? Тренируйтесь и добейтесь сво­боды и ловкости в исполнении этого «колена» русской пляс­ки. Свобода тела, ног, рук принесет свободу речевому ап­парату, свободу вибрации языка.

Упражнение 46

«Чудо»песенка»

 

Весна. Ранним утром спускаетесь к реке, чудо-песенкой радостно приветствуете пробуждающуюся природу:

 

Тю-ри-рюшеныш! Рю-ре!

Трю-рю-рюрь!

Привет заре!

Трю-рю-рюрь!

Привет апрелю,

И реке, и птичьим трелям,

И березкам, и рябине,

Что стоят как на картине.

Те-ре! Ерь-ерь!

Трю-рю-рю!

Песней встретил я зарю.

Тю-рю-рюшеньки! Рю-ря!

Прелесть песенка моя!

Незамысловатая,

Даже глуповатая.

Ну ичто ж!

Зато язык

Мой вибрировать привык.

Если в самом деле вы действуете: приветствуете приро­ду, делясь с нею радостным чувством удивления перед про­буждением жизни, и внутренним взором видите объекты общения, — то Р зазвучит легко, свободно. Ведь и дыха­ние и звук Р включается в активное действие.

Для тренировки координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции весьма эффективен материал часту­шек.

Упражнение 47

«Частушки»

 

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича —

За Петра Петровича!

Он усат, полосат,

Ну не кот, а просто клад!

 

Произнесите текст так, как будто действительно пляше­те под него, хорошо чувствуя ритм частушки. Тело, руки, плечи — все свободно и даже легко подплясывает. Еще ми­нута— встанете и действительно пойдете в пляс!

Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, «гармонь». Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигает меха своей «гармоники». Движения свободные. Не напрягайтесь! Как видите, при ударном слоге ребра рас­ходятся, а диафрагма легко подбрасывает звук. Закрепите это ощущение в ряде частушек. Например, в таких:

 

— Милый, чо, милый, чо Навалился на плечо?

— А я, милая, ничо,

Я влюбился горячо!

— Ах, Антошка, наш Антошка!
Хороша твоя гармошка,

И частушки хороши,

И поешь ты от души!

 

Небрежность речи (вялость языка и «дикий» воздух) сказывается в неправильном звучании согласных тд с мягкими (йотированными) согласными. Вместо т слышит­ся тс; вместо ддз:

«Гдзе растсяпа, да тсетсеря—

Там не прибыль, а потсеря».

«Не смотри как рот дзерет,

а смотри, как дзело идзет».

И вот стоит представить себе такую картину: актриса, исполняющая роль Ларисы (в пьесе Островского «Беспри­данница»), увидев «Ласточку» — пароход Паратова, в страшном смятении чувств восклицает:

«Ай, ай, дзержитсе меня!»

Или выходит Гамлет и начинает свой знаменитый монолог:

«Бытсь или не быгсь...».

Борис Годунов:

«Достсиг я высшей властси...»;

Жанна д'Арк:

«Как, мне любовию пылатсь?..»;

Сальери:

«Нет! Не могу протсивиться я доле судзьбе моей...».

Как такое произношение не вяжется с характерами этих героев! А ведь речь и образ должны сливаться всегда в ор­ганическое единство.

Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких согласных т—д?

Известно, что при произнесении согласных дт язык, передней своей частью плотно прижатый к альвеолам верх­них зубов, под сильным давлением воздушной струи отска­кивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мяг­ком звучании тьдь происходит больший подъем средней части спинки языка. Передняя часть языка большей своей частью прикасается к нёбу. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку языка с нёбом. При ма­лейшей щели между языком и нёбом тьдь становятся «тсякающими» и «дзякающими».

Произнося «Дь-дь-дь-дь», попробуйте слегка двигать кончиком языка вверх и вниз по резцам (как бы «протирая их»). К согласному «Д» сразу же прибавляется призвук «З». Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы язык не скользил (образуя щель, в которую вы­ходит воздух, порождая звуки з—с), а, плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал, «взрывая» мяг­кие согласные дт. Какие приспособления, ассоциации помо­гают излечивать этот недостаток? Их много, они различные.

Упражнение 48

«Ток»

Представьте, что нёбо у верхних зубов наэлектризовано. (Каким образом это случилось — фантазируйте.) Когда вы хотите прижать к нему кончик языка, то бьет, как током. Любопытно еще и еще проверить это ощущение, чтобы убе­диться: существует ли оно?

— Дя! — Язык отскочил, вместе с быстро опущенной нижней челюстью. Попробуйте еще раз. Осторожнее — ток!

— Дя! — отскочил язык и т. д.

Продолжайте «исследовать» присутствие тока в нёбе. За­одно проследите за тем, как мало воздуха выходит при про­изнесении слога. Воздух устремляется как бы в голову (зна­комое ощущение). Произносите осторожно, не торопясь, сло­ги, подставив ладонь ко рту:

Тю! Те! Тя! Те! Ти!

Дю! Дё! Дя! Де! Ди!

А теперь чередуйте слоги: чистого звучания «Тю» с при­звуком «С»—«ТСю». Проследите за разницей выдыхаемо­го воздуха (ладонь около рта).

Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси-Ти!

Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!

Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушиваться к звукам, которые изменяются при малейшем движении язы­ка.

Слуховой анализатор и мышечная память — вот главные врачеватели недостатков речи.

Чтобы выработать мышечную память, непременно чере­дуйте верное произнесение с неверным, следите за движени­ем языка и количеством выдыхаемого воздуха в том и дру­гом случае. «Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчер­пывающий прием изучения ошибок, — пишет Станиславс­кий. — Ими надо уметь владеть. Правильное лучше оцени­вается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное»64.

Упражнение 49

«Звоночки»

В одной руке звонок побольше, и звонит он так (прислу­шайтесь): «дзинь-дзинь», а в другой — поменьше, звонит он выше и звонче, издавая такой звук: «динь-динь». Звоните то в один звонок, то в другой. Прислушайтесь к чистоте звука второго звоночка.

Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте «Чижика».

Дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!

Динь-динь-динь!

Дзинь-дзинь-дзинь!

Динь-динь-динь! Динь! Динь!

А теперь, непрерывно звоня во второй звоночек, созывай­те друзей. Куда, зачем? — придумывайте сами. Действуйте.

— Динь-динь-динь-динь-динь-динь...

Кисть руки свободная, звоночек в ней звенит чисто и не­прерывно. Заметили, чтозря, вне звука воздух не выходил: только озвученным?

Удерживать язык от егоскольжения при произнесении мягких согласных дт, сохранять плотную смычку кончика языка с альвеолами помогают сонорные согласные л, н. При произнесении ль передняя часть спинки языка прикасается к альвеолам верхних зубов. У верхних зубов образуется и согласный нь. Вот и надо «здякающий» звук поставить «под конвой» — между согласными л, н.

 

Упражнение 50

«Под конвоем»

Произносите тянущийся звук «ЛЬ»: льльльльльль... Язык как будто «прилип» к альвеолам верхних резцов. Пытаетесь его оторвать для произнесения слогов ДИ, ДЕ, ДЯ, ДВ, ДЮ, но он опять «прилипает» к альвеолам:

ЛьльльДИльльльльДЕльльльльДЯльльльльДЕльльль...

НЬньньДИньньньньДЕньньньньньДЯньньньньнь...

Думайте о «прилипшем» языке, пытайтесь его «отле­пить», то есть думайте о произнесении сонорного согласного, тогда мягкое произнесение взрывных согласных — ТЬ, ДЬ будет верным, — без призвуков свистящего согласного, по­тому что добьетесь плотной смычки языка с нёбом.

Делайте различные звуковые рисунки из сочетаний тре­нируемых согласных. ДилИльльдеЛЕльльдяЛЯльльдёЛЁль-льдюЛЮльльльль...

Затем используйте различные тексты для игры в звоно­чек. Например:

 

Мне в звонок звонить не лень:

Динь-делень! Динь-делень!

И в ушах звенит весь день:

Динь-динь-динь! Де-ле-ле-лень!

Динь-делень!

Звоня в звоночек, делайте соответствующие ритмические движения кистью правой руки (в ней звонок). Звон идет не­прерывный, слитный. Хорошо звучат сонорные ЛЬ, НЬ. На них и переключайте внимание. Конечное «НЬ» в каждом слове тянется. И язык, сделав соответствующие артикуляци­онные движения на других согласных и гласных, «прилипа­ет» к альвеолам верхних зубов.

Упражнение 51

«Балалайка»

Играйте «на балалайке», напевая знакомый мотив припе­ва песни Г. Пономаренко «Коля-Николаша»:

«Дирлинь! Дирлинь! Дирлинь-дирлинь-дирлинь!

Дирлинь! Дирлинь! Дирлинь-дирлинь-дирлинь!

Дир-лир-линь-динь! Дир-лир-линь-динь!

Дир-лир-линь! Дирлинь-дирлинь!»

Напевайте веселый припев известной песенки о короле:

«Тирьям-тирьям, тирьям-тирьям,

тирьям-тирьям, тирьям-тирьям,

тирьям-тирьям, тирьям-тирьям,

тирьям-тирьям, трям-трям!

Замените согласные и напевайте тот же мотив:

Дирлинь-дирлинь, дирлинь-дирлинь,

дирлинь-дирлинь, дирлинь-дирлинь,

дирлинь-дирлинь, дирлинь-дирлинь,

дирлинь-дирлинь, дринь-дринь!»

Напевая, стремитесь к произнесению ударных слогов (в первом случае — ям, во втором — линь). Не задерживайтесь на первом слоге (та, ди),





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.