Организация взаимодействия специального дошкольного учреждения с семьей Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит от того как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешен при условии, если педагог и родители станут равноправными партнерами. В основе этого союза должно быть положено единство стремления, взгляда на образовательный процесс, выработаны совместно общие цели и коррекционно-образовательные задачи, а так же пути достижения намеченных результатов. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с различных позиций, увидеть его в различных ситуациях, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, в развитии способностей ребенка в преодолении его недостатков, негативных поступков и проявлений в поведении, в формировании ценностных жизненных ориентиров. Определяющую роль во взаимодействии с семьей нужно отвести педагогу. Доверие между педагогом и родителями возможно тогда, когда педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимых коррекционных занятий. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должны свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители их союзники, и они не могут обойтись без их совета и помощи. Содержание организации и методы сотрудничества спец дошкольных учреждений с родителями включает: 1. Единство в работе д.с с семьей по воспитанию, обучению и коррекции недостатков в развитии детей. 2. Взаимное доверие в отношении между педагогом и родителями, понимании нужд и интересов ребенка и своих обязанностей в воспитании; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в д.с. 3. Устанавливать правильные отношения на основе доброжелательной критики и самокритики. 4. Взаимопомощь в совместном воспитании и коррекционо-образовательная работа с детьми. 5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе дошкольного учреждения положительных методов семейного воспитания. 6. Использование разнообразных форм работы д.с. с семьей и их взаимосвязи: -знакомство с родителями и др членами семьи -консультации -общие и групповые родительские собрания -конференции -лектории -родительские университеты -наглядные формы пропаганды 7. Индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. 8. Систематическая плановая связь д.с. с родителями в течении всего года с учетом задач и содержания образования работы с детьми. 9. Привлечение актива родителей, к деятельности дошкольных учреждений, к работе с семьей. В соответствии с этим можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность специальных дошкольных учреждений: 1. Первые контакты между семьей и специальным дошкольным учреждением: - приглашение родителей, с детьми или без, посетить специальное дошкольное учреждение до начала коррекционных занятий. - посещение сотрудниками д.с. семьи на дому. - предоставление родителям письменной информации об учреждении - встреча для выяснения условий посещения ребенком спец дошкольного учреждения. - составление договора 2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: - ежедневных контактов, когда родители приводят и забирают детей - ознакомление родителей с письменным материалом об их детях и продуктами деятельности детей - неформальной беседы о детях или запланированных встреч о родителях чтобы обсудить успехи независимо от конкретной проблемы - рекомендаций посетить врачей и др специалистов - посещения спец дошкольных учреждений для того что бы они могли увидеть, как занимается их ребенок или ознакомиться с работой учреждения 3. Родители предлагают оказать помощь спец дошкольному учреждению в качестве организаторов или спонсоров. 4. Родители могут участвовать в ежедневных занятиях детей, оставаться в спец дошкольных учреждениях, что бы ребенок привык к учреждению, помогать и участвовать в различных мероприятиях, оказывать помощь при проведении экскурсий и других мероприятий. |