МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Объект, предмет задачи, принципы, условия специальной семейной педагогики.





Семейная педагогика

Специальная педагогика - теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, затруднено или невозможно. Она рассматривает проблемы воспитания и обучения в различных условиях детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах.

Семейная педагогика - это наука о воспитании детей в семье. Она изучает специфику условий семейного воспи­тания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по фор­мированию личности ребенка.

Специальная семейная педагогика - это отрасль специальной педагогики, выделенная по институциональному признаку, которая изучает вопросы воспитания детей с проблемами в развитии в условиях семьи.

Объект специальной семейной педагогики - процесс воспитания и обучения детей с проблемами в развитии, как социально-культурного феномена.

Предмет специальной семейной педагогики - теоретически обоснованные и практически разработанные вопросы воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии на разных возрастных этапах в условиях семьи.

Задачи специальной семейной педагогики:

1. Разработка и обоснование содержания, принципов, методов, условий семейного воспитания;

2. Изучение апробация и внедрение различных моделей сопровождения семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии;

3. Взаимодействует с общей, специальной, социальной педагогикой по всем проблемам, относящимся к семейному воспитанию;

4. Реализация концепции интеграции и адаптации ребенка с проблемами в развитии в образовательную и социально - культурную среду на всех этапах его жизненного цикла; оказание поддержки и помощи семье в этих процессах;

5. Организация педагогического просвещения родителей с учетом отклонений ребенка;

6. Выявление творческого потенциала семьи.

Принципы специальной семейной педагогики: -

1) принцип гуманизации, предусматривающий приоритет общечеловеческих ценно­стей, жизни и здоровья человека, свободного раз­вития личности, а также воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) принцип развивающего воспитания, предполагающий ориентацию на личность ребенка и выдвижение целевой установки на овладение ею способами мышления и деятель­ности;

3) принцип дифференциации и индивидуализации воспитания, означающий раз­витие ребенка в семье в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями;

4) принцип движения от ребенка к миру и от мира к ребенку – воспитание должно опираться на личный опыт воспитанника, идти от понятного, близкого к более далекому, неизвестному, а затем, на новом уровне, вновь охватывая то, что ребенку хорошо известно;

5) принцип приоритетности интересов ребенка, который обеспечивается пониманием проблем ребенка с отклонениями в развитии;

6) принцип комплексности взаимодействие всех участников процесса, взаимодополняемость социальной адаптации и творческой реабилитации, психического и физического развития, последовательности всех этапов работы и многообразием форм, методов и содержания на каждом из них в процессе семейного воспитания;



7) принципы диалогизации и проблематизации вытекают из понимания необходимости объединения всех участников процесса во всех сферах деятельности и на всех этапах работы; понимания насущных проблем, с которыми сталкивается как ребенок с отклонениями в развитии, так и его семья, учет этих проблем в реализации всех программ и проектов;

8) принцип персонификации воспитательного процесса в семье отождествляет физиологические, психологические возможности и особенности ребенка с отклонениями в развитии, условия его социальной жизни, возможности его социального окружения, уровень развития и культуры с содержанием деятельности, предлагаемой ребенку как субъекту воспитательного процесса

9) принцип компенсации недостаточно развитых качеств, способностей и функций;

10) принцип этапности, выделение нескольких этапов работы; каждый этап органично связан с предыдущим.

Условия эффективного семейного воспитания детей с проблемами в развитии:

1. Участие всех членов семьи в процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии.

2. Привлечение к процессу семейного воспитания специалистов образовательных, культурных и коррекционных учреждений.

3. Организация коррекционно-педагогического просвещения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.

4. Научная разработка и обоснование моделей психолого-педагогического и коррекционного сопровождения семьи имеющей ребенка с проблемами в развитии.

5. Комплексное психолого-педагогическое воздействие на всех участников процесса.

6. Последовательность, системность структурность педагогических мероприятий.

7. Учет особенностей жизнедеятельности семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания .

8. Сочетание индивидуального подхода к семье, с организацией групповой работы.

9. Внедрение различных форм работы с родителями: беседы, консультации, собрания, семинары, открытые занятия, утренники, спортивные соревнования, оформление наглядных пособий (стенды, вывески, папки-передвижки, статьи

Семейная специальная педагогика тесно связана со специальной дошкольной педагогикой и психологией, логопедией, коррекционной педагогикой ,специальной психологией и др.

 

2. Определение и функции семьи. Роль семьи в формировании личности ребёнка.

На современном этапе развития педагогики семьи существует несколько определений этого социального института.

Семья малая социальная группа , основанная на браке и (или) кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семья- социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт при условии наличия трех основных видов семейных отношений: супружество, родительство, родствою

В развитии семейных отношений выделяют :

нормативную модель, определяемую традиционными брачно-семейными отношениями; квазисемейные модели с альтернативными формами брачно-семейных отношений

особые модели, характеризующиеся нетрадиционными формами брачно-семейных отношений .

В исследованиях Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной описана структура семьи, включающая ресурсы семьи, характеристику отдельных ее членов. В процессе взаимодействия членов семьи осуществляется удовлетворение собственных потребностей и выполнение определенных семейных функций. Ряд авторов, опираясь на концепцию системного подхода: И.С. Кон, Л.В. Попова,Э.Г. Эйдмиллер, А.А. Кроник, В.В. Столин, Э.Фромм, В. Сатир и др.- выделяют функционально-ролевую структуру семьи, жизненный цикл семьи, супружеские отношения.

Основными функциями семьи являются: хозяйственно-экономическая, репродуктивная; регенеративная, образовательно-воспитательная (социализация), рекреативная.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе вносят изменения в функции семьи. Функции семьи постоянно меняются в зависимости от периода становления и развития семьи.

Исследования семейных систем детей с проблемами в развитии позволило выделить следующие функции: экономическую, рекреационную, социализирующую, самоидентификации, аффективную, образовательно-профессиональную.

Д.В. Зайцев к традиционному блоку функций (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, сфера первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, сексуальная) предлагает добавить ряд специфических функций, реализуемых семьей по отношению к ребенку с проблемами в развитии:

 

1)абилитационно-реабилитационная ( восстановление психо-физического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей);

2)коррегирующая (исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями);

3)компенсирующая (замещение, перестройка нарушенных или недосформированных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными компенсаторными механизмами).

Реализация данных функций может носить явный и скрытый характер. При этом семья обладает сложным внутренним строением, своей структурой и функциями, зависящими от этапа семейных отношений.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.