Объект, предмет задачи, принципы, условия специальной семейной педагогики. Семейная педагогика Специальная педагогика - теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, затруднено или невозможно. Она рассматривает проблемы воспитания и обучения в различных условиях детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах. Семейная педагогика - это наука о воспитании детей в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. Специальная семейная педагогика - это отрасль специальной педагогики, выделенная по институциональному признаку, которая изучает вопросы воспитания детей с проблемами в развитии в условиях семьи. Объект специальной семейной педагогики - процесс воспитания и обучения детей с проблемами в развитии, как социально-культурного феномена. Предмет специальной семейной педагогики - теоретически обоснованные и практически разработанные вопросы воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии на разных возрастных этапах в условиях семьи. Задачи специальной семейной педагогики: 1. Разработка и обоснование содержания, принципов, методов, условий семейного воспитания; 2. Изучение апробация и внедрение различных моделей сопровождения семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии; 3. Взаимодействует с общей, специальной, социальной педагогикой по всем проблемам, относящимся к семейному воспитанию; 4. Реализация концепции интеграции и адаптации ребенка с проблемами в развитии в образовательную и социально - культурную среду на всех этапах его жизненного цикла; оказание поддержки и помощи семье в этих процессах; 5. Организация педагогического просвещения родителей с учетом отклонений ребенка; 6. Выявление творческого потенциала семьи. Принципы специальной семейной педагогики: - 1) принцип гуманизации, предусматривающий приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, а также воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) принцип развивающего воспитания, предполагающий ориентацию на личность ребенка и выдвижение целевой установки на овладение ею способами мышления и деятельности; 3) принцип дифференциации и индивидуализации воспитания, означающий развитие ребенка в семье в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями; 4) принцип движения от ребенка к миру и от мира к ребенку – воспитание должно опираться на личный опыт воспитанника, идти от понятного, близкого к более далекому, неизвестному, а затем, на новом уровне, вновь охватывая то, что ребенку хорошо известно; 5) принцип приоритетности интересов ребенка, который обеспечивается пониманием проблем ребенка с отклонениями в развитии; 6) принцип комплексности взаимодействие всех участников процесса, взаимодополняемость социальной адаптации и творческой реабилитации, психического и физического развития, последовательности всех этапов работы и многообразием форм, методов и содержания на каждом из них в процессе семейного воспитания; 7) принципы диалогизации и проблематизации вытекают из понимания необходимости объединения всех участников процесса во всех сферах деятельности и на всех этапах работы; понимания насущных проблем, с которыми сталкивается как ребенок с отклонениями в развитии, так и его семья, учет этих проблем в реализации всех программ и проектов; 8) принцип персонификации воспитательного процесса в семье отождествляет физиологические, психологические возможности и особенности ребенка с отклонениями в развитии, условия его социальной жизни, возможности его социального окружения, уровень развития и культуры с содержанием деятельности, предлагаемой ребенку как субъекту воспитательного процесса 9) принцип компенсации недостаточно развитых качеств, способностей и функций; 10) принцип этапности, выделение нескольких этапов работы; каждый этап органично связан с предыдущим. Условия эффективного семейного воспитания детей с проблемами в развитии: 1. Участие всех членов семьи в процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии. 2. Привлечение к процессу семейного воспитания специалистов образовательных, культурных и коррекционных учреждений. 3. Организация коррекционно-педагогического просвещения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии. 4. Научная разработка и обоснование моделей психолого-педагогического и коррекционного сопровождения семьи имеющей ребенка с проблемами в развитии. 5. Комплексное психолого-педагогическое воздействие на всех участников процесса. 6. Последовательность, системность структурность педагогических мероприятий. 7. Учет особенностей жизнедеятельности семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания . 8. Сочетание индивидуального подхода к семье, с организацией групповой работы. 9. Внедрение различных форм работы с родителями: беседы, консультации, собрания, семинары, открытые занятия, утренники, спортивные соревнования, оформление наглядных пособий (стенды, вывески, папки-передвижки, статьи Семейная специальная педагогика тесно связана со специальной дошкольной педагогикой и психологией, логопедией, коррекционной педагогикой ,специальной психологией и др. 2. Определение и функции семьи. Роль семьи в формировании личности ребёнка. На современном этапе развития педагогики семьи существует несколько определений этого социального института. Семья малая социальная группа , основанная на браке и (или) кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Семья- социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт при условии наличия трех основных видов семейных отношений: супружество, родительство, родствою В развитии семейных отношений выделяют : нормативную модель, определяемую традиционными брачно-семейными отношениями; квазисемейные модели с альтернативными формами брачно-семейных отношений особые модели, характеризующиеся нетрадиционными формами брачно-семейных отношений . В исследованиях Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной описана структура семьи, включающая ресурсы семьи, характеристику отдельных ее членов. В процессе взаимодействия членов семьи осуществляется удовлетворение собственных потребностей и выполнение определенных семейных функций. Ряд авторов, опираясь на концепцию системного подхода: И.С. Кон, Л.В. Попова,Э.Г. Эйдмиллер, А.А. Кроник, В.В. Столин, Э.Фромм, В. Сатир и др.- выделяют функционально-ролевую структуру семьи, жизненный цикл семьи, супружеские отношения. Основными функциями семьи являются: хозяйственно-экономическая, репродуктивная; регенеративная, образовательно-воспитательная (социализация), рекреативная. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе вносят изменения в функции семьи. Функции семьи постоянно меняются в зависимости от периода становления и развития семьи. Исследования семейных систем детей с проблемами в развитии позволило выделить следующие функции: экономическую, рекреационную, социализирующую, самоидентификации, аффективную, образовательно-профессиональную. Д.В. Зайцев к традиционному блоку функций (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, сфера первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, сексуальная) предлагает добавить ряд специфических функций, реализуемых семьей по отношению к ребенку с проблемами в развитии: 1)абилитационно-реабилитационная ( восстановление психо-физического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей); 2)коррегирующая (исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями); 3)компенсирующая (замещение, перестройка нарушенных или недосформированных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными компенсаторными механизмами). Реализация данных функций может носить явный и скрытый характер. При этом семья обладает сложным внутренним строением, своей структурой и функциями, зависящими от этапа семейных отношений. |