ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Особенности семейного воспитания детей с нарушением слуха. Задачи сем.воспитания: на каждом возрастном этапе слабослышащего либо неслышащего ребенка в семье перед родителями возникают разноплановые задачи, такие как: охрана и укрепление здоровья, предупреждение заболеваний, преодоление последствий глухоты, развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация, развитие умственных способностей ребенка, его памяти, мышления, речи; формирование и развитие положительных нравственных качеств; воспитание активной трудовой и общественной позиции личности, развитие творческих способностей. Появление ребенка c нарушением слуха может привести к серьезному кризису в семейной жизни. Особенности воспитания в семье. Родителям необходимо систематически консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и результаты обучения, может выявить сложные для родителей направления работы, дать советы по продолжению коррекционно‑педагогической работы с ребенком. Задачи физического воспитания детей с нарушениями слуха в условиях семьи направлены на охрану и укрепление их здоровья, физическое развитие, закаливание, развитие потребности в двигательной активности. Для реализации поставленных задач родители могут использовать следующие формы и средства физического воспитания. Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус. Упражнения под музыку направлены на восприятие музыки, развитие голоса и ритма движений. В процессе прослушивания музыки дети много двигаются: танцуют, играют, выполняют упражнения. Умственное развитие детей с нарушениями слуха в семье включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средства познания. Познание окружающей действительности основывается на ощущениях и восприятии. Дети узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса, кинестезии. Работа по развитию восприятия проводится в виде различных дидактических игр в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, при формировании элементарных математических представлений. В зависимости от возраста детей и этапа обучения используют следующие методические приемы: совместные действия взрослого и ребенка, действия ребенка по подражанию взрослому, действия по образцу, по словесной инструкции Речевое развитие – важное направление коррекционной работы. Для глухих детей рекомендуется овладение дактильной формой речи в целях накопления словарного запаса и осуществления перехода от глобального к аналитическому чтению. Ребенок с нарушенным слухом, с которым рано начали работу в семье, к 4 годам овладевает техникой чтения, которое является важным средством познания окружающего мира, формирования знаний и представлений, усвоения нового речевого материала. Социально‑личностное развитие ребенка предполагает присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. На социально‑личностное развитие детей с нарушениями слуха оказывает влияние целый ряд благоприятных и неблагоприятных факторов. Благоприятными факторами являются: внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование невербальных средств в процессе общения. Вследствие этого для детей с нарушениями слуха характерны следующие особенности: бедность эмоциональных переживаний, затруднения в осознании своих и чужих эмоциональных состояний; трудности формирования сопереживания другим людям и литературным персонажам, понимания смысла поступков и отношений окружающих, усвоения социального опыта, а также формирования морально‑этических представлений и понятий. К основным средствам эмоционально‑нравственного воспитания относятся: художественные (литература, изобразительное искусство, музыка), социально‑средовые (развивающая среда, события, оценки и поступки взрослых), деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения). Условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания, – это соответствие возрасту, эмоциональная насыщенность, адекватность уровню развития детских интересов и др. Исследование В. Петшака показало, что эмоциональное развитие глухих детей подчинено основным закономерностям развития эмоций и чувств слышащих детей. Родители глухого ребенка должны вести себя так же, как со слышащим, но несколько более отчетливо внешне проявлять свое положительное эмоциональное отношение, одобрять ребенка не только улыбкой, речевыми высказываниями с определенной интонацией, но и действиями (гладить ребенка, обнимать, прижимать к себе и т. п.). Точно так же следует выражать и свое недовольство поведением ребенка, при этом необходимо, чтобы даже совсем маленький ребенок мог понять причину недовольства матери или другого взрослого (нужно действием указать на причину, например, мокрые штаны у ребенка). При этом нельзя переусердствовать в выражении своих отрицательных эмоций, так как ребенок во многом подражает взрослому в своих эмоциональных проявлениях. Необходимо выявлять знания ребенка об эмоциональных состояниях людей путем показа ему сюжетных картин и диафильмов, в которых изображаются люди в различных эмоциональных состояниях. У любого родителя обязательно должен быть набор таких картин. При этом важно, чтобы одно и то же эмоциональное состояние было отображено на картинах у людей разного возраста и разного внешнего облика, в различных жизненных ситуациях. Необходимость нравственного воспитания детей с нарушениями слуха подчеркивается в работах Н. А. Рау, Б. Д. Корсунской, Н. Г. Морозовой. Основные задачи нравственного воспитания включают в себя: формирование нравственных чувств, формирование положительных навыков и привычек поведения в коллективе, формирование нравственных представлений. Источником нравственного развития ребенка с нарушенным слухом является взаимодействие и общение со взрослым, где взрослый является главным инициатором общения. Основными условиями взаимодействия взрослых с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста являются создание эмоционального комфорта, развитие интереса ко взрослому, стремление к сотрудничеству, использование различных средств общения. Взаимодействие взрослого с неслышащим ребенком определяется ведущей деятельностью и ориентируется на этапы развития общения в норме. На ранних этапах развития круг общения неслышащего ребенка чрезвычайно узок. Главное – упражнять ребенка в действиях в соответствии с нормами нравственного поведения. В нравственном воспитании дошкольников с нарушенным слухом особенно велико значение творческих игр. В дошкольный период продолжается поэтапное развитие слухового восприятия речи, начатое в ранний период развития ребенка. Детей учат различать и опознавать знакомый (на слух) речевой материал, т. е. воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми знакомого речевого материала способствует формированию в долговременной слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессе восприятия речи (Е. П. Кузьмичева). Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия неречевых звучаний: дифференциации различных музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, определения количества звучаний, мужского и женского голоса, сольного и хорового исполнения. Условиями эффективного воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка со стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания, центров реабилитации слуха и речи, где консультируют родителей по вопросам воспитания детей в семье. Вопрос. Особенности психол. климата в семье. Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребенка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей. Подчас, стесняясь того, что их ребенок не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружающем мире. Как правило, это тормозит развитие личности ребенка, приводит к искажению его представлений об окружающем. Родители детей с нарушением зрения недооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях. Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы. Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными. Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С.М. выделяет четыре неадекватные позиции: 1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция; 2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка; 3. Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»; 4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция. Рекомендации родителям: -Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать ребенку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребенку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен. - Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы. - Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т.д. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются, что позволяет ребенку выполнять их самостоятельно. - Когда вы даете ребенку для знакомства куклу, сначала проведите его руками по всей кукле (сверху вниз), затем покажите голову куклы, туловище, руки и ноги. Также знакомят детей с мишкой, зайцем и др. Каждую новую игрушку не просто дайте ребенку в руки, а вместе с ним рассмотрите, обследуйте с помощью осязания, покажите и расскажите, как с ней поиграть. - Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям. - Обращайте внимание ребенка на различные признаки и качества игрушек, предметов (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал', из которого они сделаны и другие материальные признаки). Например, при обследовании пластмассового кубика: "Это кубик (возьмите руки ребенка в свои и обхватите кубик). Посмотри глазками внимательно - кубик красного цвета. Потрогай, какой кубик гладкий. Подержи кубик одной рукой, на ладошке. Кубик легкий, потому что он пластмассовый". Затем направьте руки ребенка для обследования углов и сторон кубика: "У кубика есть углы. Вот они. И стороны. Вот они". - Упражняйте ребенка в различении предметов и игрушек по величине. Для этого подберите игрушки, предметы ( например, два мяча, две пирамидки, две ленточки, две тарелки разной величины). Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: "Этот мяч большой, а этот маленький; эта пирамидка высокая, а эта низкая; эта ленточка длинная, а эта короткая; эта тарелка глубокая, а эта мелкая". - Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Ребенок должен знать название частей своего тела и их расположение. Сначала дотрагивайтесь своей рукой до называемой вами части тела ребенка: "Это голова. Она вверху" и т.д. Затем предложите ребенку самому показать и назвать части своего тела. - Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на поверхности стола).: Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: "То, что расположено около левой руки — слева от тебя, а то, что расположено около правой руки — справа от тебя". Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка. - Обращайте внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Например: "Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон". Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета. - Родители должны знать, что низкое зрение (или полное его отсутствие) делают маленького ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает: "Какой ты молодец, быстро разделся!", "Ты очень старался, молодец!", |