МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности семейного воспитания детей с церебральными параличами





Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, возникающее в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе и проявляющееся в двигательных расстройствах, которые часто сочетаются с нарушениями речи, психики, тактильного, зрительного и слухового анализаторов.

Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция двигательных нарушений. Большую роль в достижении данной цели играет семья.

Физическое воспитание ребенка с ДЦП в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте продолжается развитие двигательных навыков и укрепление здоровья ребенка с ДЦП. Средства укрепления здоровья остаются те же, что и в предыдущий период: соблюдение общего и двигательного режима, закаливание. В развитии общих движений внимание необходимо обращать на обогащение двигательного опыта в соответствии с физическими возможностями ребенка, на тренировку реакций равновесия, на коррекцию осанки, на совершенствование предметно- практической деятельности, на подготовку руки к письму.

при воспитании навыков самообслуживания родителям желательно учитывать следующее: ребенок должен всегда чувствовать себя спокойно и уверенно, осуществляя какое-либо действие; взрослые, особенно на начальном этапе, должны находится рядом; подбирается такое положение тела, чтобы ребенок мог без напряжения совершать данное действие. Помощниками в решении данного вопроса могут быть различные вспомогательные средства в зависимости от специфики проявления церебральной патологии. Требования родителей должны соответствовать реальным психофизическим возможностям ребенка.

Трудовое воспитание - незаменимое средство коррекции недостатков умственного и физического развития ребенка, формирование активной жизненной позиции. Ребенок повышает уверенность в своих силах, чувствует свою самостоятельность и потребность со стороны окружающих. Родители начинают реально и оптимистично оценивать возможности больных детей и избегать гиперопеки в их воспитании.

Условия умственного воспитания ребенка с нарушением функций ОДА: педагогическая компетентность, заинтересованность и оптимистическая направленность родителей; обеспечение контакта и сотрудничество родителей со специалистами (психологами, педагогами-дефектологами, социальными педагогами); создание для ребенка развивающей среды; сочетания методов и приемов умственного развития ребенка с методами стимуляции и коррекции нарушений его двигательного развития. Создание развивающей среды для полноценного умственного развития ребенка с нарушением функций ОДА имеет большое значение и предполагает наличие уголка для занятий; достаточного количества игрушек и дидактических игр, подобранных с учетом психо-физических особенностей ребенка, а также дидактических пособий (краски, фломастеры, трафареты, пазлы, бумага и т.д

Педагогическая компетентность родителей предполагает: знание психических особенностей дошкольника и основных методов педагогического воздействия на детей в этом возрасте; знание тех неблагоприятных факторов, которые оказывают влияние на психику ребенка в связи с болезнью, и тех, возникновение которых можно предупредить в процессе обучения; знание индивидуальных психических особенностей своего ребенка и методов педагогического воздействия, которые можно использовать для коррекции нарушений психического развития в условиях семьи; овладение методами и приемами активизации познавательной деятельности ребенка-дошкольника.



Музыка играет особое значение для воспитания ребенка с ДЦП, т.к. специально подобранные музыкальные произведения не только обогащают сенсорный опыт и развивают музыкальный слух, но и способствуют коррекции его двигательных нарушений.

Для развития зрительного восприятия родителей необходимо обучить приемам тренировки и развития глазо-двигательных функций ребенка, упражнения для плавного прослеживания зрительного объекта и развития зрительно-моторной координации (слежение за лицом взрослого, слежение за перемещающейся игрушкой, за движением пальцев руки, прослеживание пути «героя», рассматривание серий последовательных картинок).

Для освоения детьми сенсорных эталонов можно использовать такие игры, как подбор шариков и игрушек по цвету, форме, величине, геометрическое лото.

Эстетическое воспитание детей с ДЦП в семье имеет важное значение и большие возможности. Воспитание способности видеть и ценить красоту природы, музыки, художественных произведений создает условия для развития творческой личности, а творчество – это одно из ведущих направлений реабилитации детей с нарушением ОДА и детей с ДЦП в частности. Специалисты, изучавшие особенности эмоциональные особенности детей с ДЦП (Э.С. Калижнюк, Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук и др.), отмечают у многих из них наличие у многих из них эмоциональной возбудимости, чувствительности и впечатлительности.

Физическое воспитание.

Родители должны стимулировать сознательное отношение ребенка к закаливанию, к выполнению физических упражнений, к соблюдению общего и двигательного режима. Во-первых, использовать личный пример организованности и закаливания. Во-вторых, совместно с ребенком участвовать в процессе закаливания, в выполнении физических упражнений, в составлении режима дня в наглядной форме, совместно осваивать какие-либо виды спорта (плавание, езда на лошади и т.д.), организовывать активный отдых (походы, прогулки, катание на санях и т.д.). При условии индивидуального обучения ребенка, когда посещение школы невозможно, необходимо продолжать циклы коррекционных занятий у специалистов по ЛФК, проходить курсы массажа, физиотерапии и медикаментозного лечения при реабилитационных центрах и поликлиниках. Родители должны научиться правильно оценивать учебные и трудовые достижения детей. Зная, что многие ошибки и неточности связаны с психофизическими особенностями ребенка, главным критерием его оценки должен стать труд, усилие, направленное на достижение результата. Необходимо замечать самые малые достижения ребенка, поощряя его и показывая их значимость для будущих достижений и для семьи. Это будет повышать его самооценку. В то же время, школьника уже необходимо учить самому оценивать свою работу и воспитывать потребность исправлять недостатки, добиваться положительного результата. Роль родителей в воспитании положительных качеств личности школьника с ДЦП и преодолении недостатков исключительно велика. И.И. Мамайчук, Г.В. Пятакова, А.П. Кутузов, Е.М. Мастюкова и другие исследователи отмечают характерные негативные особенности личности детей и подростков с ДЦП. Это заниженная самооценка, эмоциональная нестабильность, склонность к невротическим реакциям, замкнутость, неуверенность, трудности в общении со сверстниками, пассивность.

Вопрос

Детям с аутизмом необходимы длительная помощь, целенаправленные усилия семьи, учителей, воспитателей, врачей, психологов. Они нуждаются в устойчивой структуре окружения, понимании, терпении, помощи со стороны родных, друзей, соседей и общества.

Родителям аутичного ребенка следует научиться не сравнивать своего малыша с другими детьми. Надо адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы. Не стоит стремиться сделать его более "удобным" и внешне адекватным.

При воспитании ребенка с ранним детским аутизмом родителям не следует принуждать ребенка к выполнению тех или иных действий. Чем упорнее родители настаивают нам своих требованиях, тем большее сопротивление им оказывает ребенок. Чтобы организовать поведение ребенка с аутизмом, предупредить возникновение у него перевозбуждения, прежде всего необходимо организовать его режим дня, важно также научить его основным гигиеническим навыкам. При этом надо прежде всего создавать такие условия, которые бы способствовали предупреждению у ребенка страхов.

Дети с аутизмом отличаются повышенной чувствительностью к различным внешним стимулам, они легко фиксируют внимание на отрицательных ощущениях. Поэтому если такого малыша искупали, например, в слишком горячей, или в слишком холодной воде, он может длительное время бояться не только процедуры купания, но и просто воды.

Многие аутичные дети сверхчувствительны к шумам, резким звукам. Поэтому они легко могут испугаться шума воды, стиральной машины, гула водопроводных труб. И испугавшись раз, они будут избегать процедуры купания.

Первостепенной задачей родителей, обучающих детей с аутизмом гигиеническим навыком является устранение всех раздражителей, которые могут напугать ребенка или вызвать у него неприятные ощущения.

Следующая задача – постепенное и доброжелательное обучение малыша гигиеническим навыкам. При этом необходимо похвалить и наградить ребенка за любые, даже очень незначительные успехи. Его следует постоянно подбадривать, вселять чувство уверенности. При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важно соблюдать режим питания, пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.

Родителям следует знать, что аутичного ребенка может пугать вид новой пищи, поэтому все новые блюда необходимо предлагать крайне осторожно, ставя их вначале подальше от ребенка. Взрослые же с аппетитом и комментариями "Ах, как вкусно!" едят эту пищу. Постепенно и у ребенка появляется любопытство и он осторожно пробует ее.

Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения. Для аутичного ребенка очень полезно, если в доме есть какие-либо животные: кошка, собака, птицы, рыбки. Ребенка следует научить заботиться о них.

Дети с аутизмом нуждаются в ранней коррекционной помощи, направленной на развитие из познавательной сферы, тонкой моторики, речи, изобразительной деятельности. В процессе этих занятий ребенка учат контактировать со взрослым, корригируют его эмоциональное состояние и поведение, обогащают жизненный опыт, организуют его произвольную деятельность

ОДНИМ ИЗ МЕТОДОМ КОРРЕЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ «ХОЛДИНГ - ТЕРАПИЯ» Метод разработан доктором Мартой Уэлч (1983). Как психотерапевтическая техника, холдинг (от англ. глагола «держать») выглядит очень просто.
В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и о своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

Вопрос

Задачей специального дошкольного воспитания ребенка со сложными нарушениями должна стать психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка и выстраивание плана индивидуальных консультативных занятий с ребенком для родителей и педагогов любого ближайшего, подходящего по профилю специального дошкольного учебно-воспитательного учреждения. Чуткость к состоянию ребенка и его родителей, полисенсорная стимуляция при постоянном контроле за ее интенсивностью, стимуляция малейших проявлений самостоятельной активности ребенка являются принципами индивидуальных коррекционных занятий с ним.

Опыт психолого-педагогической работы в семьях таких детей показывает что специалист должен не только непосредственно заниматься с ребенком, но и регулярно беседовать со всеми членами его семьи, подбирать и предлагать им подходящие для ребенка игрушки, консультировать по поводу обращения к другим специалистам и врачам, организовывать встречи с другими родителями и т.д.

В тяжелых ситуациях “непринятия” собственного ребенка, специальный педагог как бы становится посредником между отчаявшимися родителями и их маленьким ребенком, создавая то жизненное пространство, в котором может происходить развитие ребенка. В подобных тяжелых случаях необходима психотерапевтическая работа со всеми окружающими ребенка взрослыми и детьми. Тяжесть стоящей перед всеми членами семьи проблемы столь огромна, что с ней можно справиться только совместными усилиями, помогая друг другу.

Опыт воспитания детей со сложным дефектом напоминает нам, как велика роль телесного контакта с матерью для развития любого ребенка. Только постоянный телесный контакт с ребенком создает у него чувство безопасности и защищенности.

Способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка и помочь в их осуществлении оказывает самое большое влияние на его развитие. Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие здорового ребенка и стремятся следовать тем же этапам в воспитании больного ребенка. Развитие ребенка с глубокими нарушениями идет также, но каждый его этап гораздо больше может быть растянут во времени и требует специальных усилий взрослых.

Ношение ребенка на руках, укачивание, поглаживание и целование важны каждому младенцу со сложными нарушениями.

В ходе занятий с ребенком внимание родителей следует обращать на:

1) учет конкретного состояния ребенка в данный момент времени и перестройку в соответствии с этим плана занятий с ребенком;

2) прислушивание к ритму действий самого ребенка и приспособление к нему темпа действий взрослого;

3) чередование интенсивных, стимулирующих действий со стороны взрослого с наблюдением за свободным поведением ребенка;

4) прекращение интенсивного воздействия при усталости или излишнем возбуждении ребенка. Мягкий переход от поглаживания к более резким воздействия – пощипыванию должен осуществляться именно матерью, снижая вероятность испуга от воздействия нового взрослого.

Очень важно, чтобы малыш развивался двигательно с возможно меньшим отставанием. Здоровый ребенок очень подвижен и постоянно сам меняет свое положение тела. За ребенка со сложным врожденным нарушением это должен делать взрослый. Нужно приподнимать его за ручки, учить опираться ногами, подталкивать его для переворотов.

Как и все здоровые дети, ребенок со сложным нарушением по возможности должен научиться есть самостоятельно с ложки и пить из чашки.

Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создает предпосылки для успешного познавательного развития ребенка. Организация интересных и привлекательных совместных с ребенком действий способствует развитию его общения. В развитии средств общения ребенка со сложным нарушением необходимо внимание к использованию любых известных средств (крика, лепетных устных слов, указательных и изображающих действий с предметом, естественных жестов, собственно предметов и их графических изображений, письменных слов). Даже максимально ограниченная сенсорная сфера слепоглухого ребенка создает условия для его психического развития. При сохранных познавательных возможностях и правильном отношении родителей, слепоглухой ребенок способен к определенному спонтанному развитию. Показателем такого успешного развития является появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении.

Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей.

Однако слепоглухой или слепой ребенок часто ограничен или даже лишен возможности самостоятельно наблюдать и подражать действиям взрослого. Его обучение идет через организацию совместных со взрослым действий с предметами (взрослый действует руками ребенка или руки ребенка "следят" за действиями взрослого), постепенно превращаясь сначала в разделенное со взрослым (когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его) и ,наконец, в полностью самостоятельное действие.

Наблюдения за развитием игры у детей со сложными сенсорными нарушениями показывают, что сюжетные игрушки сначала выступают у них как реальные предметы. В дошкольном возрасте кукла, как правило, не осознается такими детьми как копия человека, но ее вполне можно использовать как модель человека для совершенствования навыков правильного одевания различных частей одежды, застегивания и расстегивания застежек, причесывания, для изображения с ее помощью действий реальных людей и т.д.

Любой ребенок не может развиваться как личность, не овладев предметным миром, не научившись самостоятельно ориентироваться во времени и в окружающем пространстве, не владея навыками самообслуживания. В обучении детей со сложными нарушениями этот период может занять и дошкольный и школьный возраст ребенка. Овладение письмом и чтением часто занимает весь школьный период развития такого ребенка.

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка со сложным нарушением

-Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

-Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

-Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

-Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

-Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

-Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

-Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

-Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

-Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

-Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

-Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

-Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

-Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

-Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

-Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. ---Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.