Система психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Семьи, имеющие проблемных детей, нуждаются в специализированной поддержке во всех областях (здоровье, образование, занятость, обеспечение жильем и специалистами и т.д.). В рамках концепции нормализации семейной жизни влияние особого ребенка на семью рассматривается как один из элементов, с которым приходится считаться при организации семейной жизни. Внимание уделяется методам сохранения подобия нормальности при взаимодействии семьи с обществом. Этот подход подразумевает, что оздоровительные программы д. б. направлены и на общество, чтобы изменить социальное отношение к таким семьям, т к отношение окружающих людей имеет решающее значение для родителей ребенка с проблемами в борьбе с трудностями и разочарованиями при воспитании своих детей. Выделяют следующие модели помощи семьям: 1. Педагогическая модель. Она базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. 2. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики - семья. 3. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство различных специалистов (юристов, социальных работников и т. д.) 4. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в постановке диагноза, лечении больных и адаптации здоровых членов семьи к больным. 5. Психологическая модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации посредством психодиагностики. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений. Таким образом, следует отметить, что в основе помощи семье лежит ее всестороннее изучение, которое позволяет выявить экономический, социокультурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка и ряд других важных факторов для выбора дальнейшей работы с семьей и ребенком. Вышеуказанные проблемы далеко не всегда являются непосредственным предметом деятельности таких специалистов, как медицинские работники, коррекционные педагоги, психологи. В данной ситуации необходимо участие социального педагога. Работа социальной службы направлена на решение проблем жизнедеятельности детей-инвалидов и их семей, поднятие активности самих родителей, на расширение видов социальной реабилитации. Направления работы социальной службы 1. Ознакомительноенаправление Включает в себя выявление, обследование и налаживание отношений между семьей и учреждением, при котором активно действует социальная служба. Создание информационного банка данных о детях-инвалидах и его семье. Он отражает полные сведения о ребенке: паспортные данные, диагноз, интеллект, степень самостоятельности в двигательном плане, речевые и психические отклонения, здесь же отражены и этапы предполагаемой реабилитации. Информационно - консультативное направление Обеспечивает ознакомление родителей с нормативными документами по социальной защите детей-инвалидов, консультирование по жилищным вопросам и предоставлению льгот. 3. Социально- медицинское направление Включает в себя оказание реабилитационных услуг через медицинские и учебно-образовательные учреждения по восстановлению здоровья детей, их психологического и морально- эмоционального состояния. Специалисты социальной службы выявляют детей, нуждающихся в услугах массажиста, логопеда, психолога, врача-невропатолога, дефектолога, инструктора по ЛФК. Социально-бытовое направление Содействует улучшению бытовых условий жизни детей и заключается в оказании материальной помощи малообеспеченным семьям продуктами питания, предметами ухода за больным ребенком. Социально-экономическое Включает в себя оказание содействия в получении пособий, единовременных выплат, адресной помощи. Специалисты социальной службы собирают и передают необходимые документы в Комитет по социальной защите населения, а также организуют бесплатное питание в учреждениях, посещаемых детьми. 6. Социокультурное направление Включает в себя проведение праздников, к участию в которых привлекаются и родители. Основной формой работы является патронаж -представляет собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющий установить и поддерживать длительные связи. Патронаж дает возможность наблюдать семью в её естественных условиях может проводиться со следующими целями: -диагностическая: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, исследование сложившихся проблемных ситуаций. -контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем, анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр. -адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи и пр. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы. Работу с трудными семьями ведет социальный педагог. Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка путем изучения документации, бесед с родителями, посещения семьи; выделяются проблемы, которые предстоит решить. Для того чтобы правильно спланировать свою работу, выбрать стиль взаимоотношений с семьей, социальному педагогу необходимо знать особенности каждой семьи, её психологический климат. Данная работа может быть осуществлена лишь при непосредственном активном участии психолога. В задачи психолога входит: 1.Всестороннее изучение семьи. 2.Определение вида помощи, в которой нуждается семья, и определение участия психолога в этом процессе. В основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения (Бодалев А.А., Столин В.В. 1989): 1.Первое (теоретическое) - причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинациях этих факторов. 2. Второе (практическое)- заключается в построении структуры диагностики по типу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем шаге. После диагностики психолог определяет виды помощи, в которых нуждается семья. Далее на основе анализа данных исследований семьи, воспитывающих детей с ОВЗ, предлагают различные методики психолого-педагогической помощи. |