АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Цель и задачи анализа материальных ресурсов Необходимым условием выполнения плана по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли и рентабельности является полное и своевременное обеспечение организации материальными ресурсами необходимого ассортимента и качества и их эффективное использование. Материальные ресурсы - это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфабрикатов, которые организация закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью производства продукции. Все материальные ресурсы, используемые в народнохозяйственном комплексе в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические. Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной, к примеру промышленной продукции. Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу и производство которого затрачен труд и который в процессе переработки изменяет свою натуральную форму, приобретая все новые качественные свойства. Под материалами понимаются продукты труда, прошедшие одну или несколько стадий предварительной обработки и предназначенные для дальнейшей переработки в процессе изготовления готовой продукции. К материалам как составному элементу материальных ресурсов относятся предметы труда, на получение и производство которых затрачен труд в добывающих и обрабатывающих отраслях. Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями. Материальные затраты составляют значительную долю всех затрат на производство продукции. Поэтому производственная программа организации может быть выполнена только при условии своевременного и полного обеспечения ее необходимыми материальными ресурсами. Потребность в материальных ресурсах может расти вследствие: - расширения производства; - попытки спасти оборотные средства от инфляции (форвардные сделки при закупке); - завышение норм расхода над фактическим; - несовершенное планирование в организации. Рост потребности в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным и интенсивным путем. Экстенсивный путь удовлетворения потребности в материальных ресурсах предполагает приобретение или изготовление большего количества материалов, что ведет к росту удельных материальных затрат. Однако себестоимость продукции может снизиться, если увеличен объем производства или сокращены постоянные затраты. Интенсивный путь удовлетворения потребностей в материальных ресурсах предполагает более экономное расходование материалов в процессе производства, что обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и снижает себестоимость продукции. Материальные ресурсы переходят в материальные затраты, которые представляют собой совокупность материальных ресурсов, используемых в процессе производства. В общей совокупности затрат на производство они составляют примерно 70%, что является свидетельством высокой материалоемкости продукции. Снижение материалоемкости продукции является важнейшим направлением улучшения работы, так как экономное расходование всех видов ресурсов обеспечивает рост производства и снижение себестоимости. Цель анализа материальных ресурсов состоит в повышении эффективности производства за счет рационального использования ресурсов. Основными задачами анализа являются: - анализ обеспеченности организации материальными ресурсами; - анализ влияния факторов на материалоемкость продукции; - анализ эффективности использования материальных ресурсов; - анализ состояния и динамика производственных запасов; - выявление резервов снижения материалоемкости продукции за счет улучшения использования материалов. При рассмотрении этих задач следует выделить два направления анализа: 1) использование материалоемкости как фактора, под действием которого формируются показатели объема и себестоимости продукции; |