Сущность педагогической деятельности и требования к личности педагога. Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Особенности педагогической деятельности: - цель определяется обществом; - мета-деятельность, т.е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью; - объект деятельности выступает и как ее субъект, деятельность носит как субъект-объектный, так и субъект-субъектный характер; - результаты педагогического взаимодействия в развитии и становлении личности проявляются только в будущем.  Компетентная педагогическая деятельность предполагает владение умениями: - ставить и решать педагогическую задачу; - общаться, организовывать педагогический процесс как сотрудничество и взаимодействие; - организовывать учебный материал как систему познавательных задач, осуществлять межпредметные связи, формировать общеучебные и специальные умения и навыки; - ориентироваться на личность и ее индивидуальные особенности; - прогнозировать и проектировать педагогическое взаимодействие и его результаты; - владеть методическими и самообразовательными умениями и навыками. Требования к личности педагога: 1. Сформированное педагогическое сознание (Я-концепция). 2. Готовность к творческой деятельности: - наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление; - умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; - способность к самосовершенствавнию и самообразованию; - разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание; - эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; - способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов; - формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработке эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; - способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; - умение видеть «веер вариантов». 3. Педагогические способности: коммуникативные, прогностические, перцептивные, гностические, дидактические, организаторские, конструктивные, экспрессивные. 4. Профессионально значимые личностные качества: толерантность; стремление к максимальной гибкости; способность к эмпатии; сензитивность к потребностям воспитанников; умение придать личностную окраску преподаванию; установка на успех в формировании Я-концепции воспитанника; владение стилем неформального общения с воспитанниками; эмоциональная уравновешенность; уверенность в себе; жизнерадостность; оптимизм; способность к педагогической рефлексии; креативность. 5. Владение педагогической технологией – системой способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника. 6. Владение педагогической техникой: - умением вступать во взаимодействие, общаться, контролировать свое поведение и реакции; - использовать мимику, жесты, пантомимику, речь; - пользоваться предметными средствами обучения и воспитания. Все эти качества объединяются в педагогическое мастерство. |