Технология проектного обучения. Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Под проектным методом имеется в виду система действий педагога и учащихся по разработке проекта. Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Исходные теоретические позиции проектного обучения: 1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; 2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; 3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; 4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; 5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Классификация учебных проектов (по Коллингсу): 1. Проекты игр – различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель – участие детей в групповой деятельности. 2. Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. 3. Повествовательные проекты – целью которых являлось получить удовольствие от рассказов в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т.п. 4. Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и др. Основные требования к учебному проекту: - Проблема проект должна быть социально-значимой - исследовательской, информационной, практической. - Планирование проекта – определение вида продукта и форм презентации. - Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта. - Продукт является конкретным результатом проекта. - Презентация продукта и защита самого проекта. - Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.). Современные классификации учебных проектов. I. На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся: - практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций); - исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы; - информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории; - творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо и т.п.; - ролевой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца. II. По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. III. По характеру контактов проекты бывают – внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. IV. По продолжительности проекты могут быть: - минипроектами – укладываться в один урок или даже его часть; - краткосрочными – на 4-6 уроков; - недельными; - долгосрочными (годичными). V. По составу участников проект может быть групповым и персональным. Ограничения в использовании технологии: - низкая мотивация учителей к использованию данной технологии; - низкая мотивация учащихся к участию в проекте; - недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; - нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом. |