Особенности, закономерности и принципы воспитания. Особенности процесса воспитания: 1. Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны учащимся). 2. Воспитательный процесс носит многофакторный характер (на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ, искусство и др.). 3. Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие. 4. Ребенок в процессе воспитания – и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности. 5. Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) – живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию». 6. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. 7. Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. 8. Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания – воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (сотрудник, активный участник). 9. Воспитание тесно связано с жизнью. 10. Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку. Закономерности воспитания: 1. Зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды. 2. Единство целей, содержания и методов воспитания. 3. Единство обучения и воспитания. 4. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. 5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. 6. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. 7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста. 8. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. 9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. 10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. 11. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности усилий учителей, семьи и общественных организаций. Принципы воспитания: 1. Принцип гуманизма. 2. Личностный подход. 3. Принцип веры в ребенка. 4. Принцип сотрудничества. 5. Принцип включения личности в значимую деятельность. 6. Связь воспитания с жизнью, трудом. 7. Общественная направленность воспитания. 8. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. 9. Принцип сочетания уважения и требовательности к личности ребенка. 10. Опора на положительное в воспитании. 11. Принцип согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности. 12. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Содержание воспитания. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания — формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи: 1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня — разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели — освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания — «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений. 2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя. 3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности — человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. 4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша — высшая цель, смысл педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. 5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания. 6. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина (выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение к Конституции государства), работника семьянина. |