Методы обучения, многообразие подходов к их Классификации. Метод – это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Ю.К. Бабанский: «Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса». И.П. Подласый: «Под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования». В.А. Сластенин: «Методы обучения – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач». Метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности. Классификация методов обучения: I. Е.И. Петровский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др. считают, что при классификации методов обучения необходимо учитывать источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов: а) словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, диспут); б) наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение); в) практические (игра, моделирование, практические и лабораторные работы). Эта классификация считается традиционной. II. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом: а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и др.; б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; в) проблемное изложение учебного материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. III. Ю.К. Бабанский: а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (по источнику: словесные, наглядные, практические; по логике: индукция, дедукция; по типу мышления: репродуктивные, проблемно-поисковые; по управлению: методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя); б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования и мотивации интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные стимулы; методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении: поощрение, порицание, предъявление требований); в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля). IV. М.А. Данилов и Б.П. Есипов подразделяют методы в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения: а) методы приобретения новых знаний (устное изложение, показ, самостоятельная работа и др.); б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике (самостоятельная работа, показ, упражнения, игры и др.); в) методы по применению знаний на практике (практическая работа, самостоятельная работа и др.); г) методы закрепления (обсуждение, дискуссия, упражнения и др.); д) методы творческой деятельности; е) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. V. Есть классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, инструктивно-практические и репродуктивно-практические, объяснительно-побуждающие и частично-поисковые, побуждающие и поисковые (М.И. Махмутов). При выборе методов обучения следует руководствоваться критериями: - соответствие целям и задачам развития; - соответствие содержанию урока; - соответствие реальным учебным возможностям школьника; - соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени; - соответствие возможностям самих учителей. |