МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методология педагогической науки, ее уровни.





Объект, предмет, функции педагогики, ее основные

Категории.

 

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях образования, обучения, воспитания, социализации и творческого саморазвития человека. Педагогика включает в себя общую теорию обучения (дидактику), педагогическую теорию воспитания, теорию педагогического управления.

Объектом педагогики является образование как особая социально и личностно обусловленная деятельность по приобщению человека к жизни в обществе.

Предмет педагогики – воспитание как педагогическое явление; особенности организации педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, формирования и становления личности воспитанника в педагогическом процессе.

Воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося.

Основные категории педагогики:

- Воспитание как педагогическое явление.

- Формирование личности.

- Образование.

- Обучение.

- Самовоспитание.

- Самообразование.

- Целостный педагогический процесс (ЦПП).

- Педагогическое взаимодействие.

- Принципы и закономерности ЦПП.

- Содержание, формы, методы и средства ЦПП.

- Педагогические технологии.

Функции педагогики:

- теоретическая (объяснительный уровень, диагностический уровень, прогностический уровень);

- технологическая (проективный уровень, преобразовательный уровень, рефлексивный и корректировочный уровень).

 

 

Методология педагогической науки, ее уровни.

 

Методология педагогической науки – это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования. Система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Уровни методологии педагогики:

1. Философский уровень.

 

Характеристика основных философских направлений.

 

Направление Центральная идея Характеристика Педагогический контекст Представители (страна)
Экзистенциализм Внешний мир существует лишь благодаря бытию «Я». Основное понятие – индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Цель образования – научить творить себя как личность. Отрицаются объективное знание, программы и учебники. Субъекту предоставляется полная свобода в усвоении. В центре педагогической системы – индивидуализация образования. М. Хайдегер (Германия), Ж.Сарт (Франция), П. Тилих (США), Н. Бердяев (Россия).
Неотомизм Разум – средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Разделение мира на материальный (изучаемый, но непостижимый наукой) и духовный (мир Бога) с приоритетом «досознательного» - источника счастья и смысла жизни. Религия – ведущий фактор воспитания поколений. Направленность на развитие «досознательного» в противовес изменений рациональности. Фома Аквинский (основоположник), Ж. Маритен (Франция), М. Адлер (США).
Позитивизм, неопозитивизм Истинно только то, что получено с помощью количественных методов. К наукам относятся только математика и естествознание, все остальное – к области мифологии. Предпочтение методам познания, а не содержанию. Главное не знания, а методы их приобретения. Дж. Конант (США).
Прагматизм Познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека. Объективное знание не существует. Истинно знание, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него. Индивидуальный опыт ребенка – основа учебного процесса. Цель образования – «самовыявление» данных ребенку от рождения склонностей. Нравственно то, что помогает достижению успеха. Дж. Дьюи (США).
Диалектический материализм Материя первична, а сознание вторично. Явления объективного мира и сознания причинно обусловлены. Все находится в состоянии движения и изменения. Личность есть объект и субъект общественных отношений. Развитие личности детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Законы диалектики: переход количественных изменений в качественные; единство и борьба противоположностей, отрицания отрицания. Ведущая роль в развитии личности играет воспитание. Личность проявляется и формируется в деятельности. К. Маркс, Ф. Энгельс (Германия).

 



2. Общенаучный уровень. Системный подход. Отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Аксиоматический подход. Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. Синергетический подход. Синергетика – наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Одной из центральных идей является идея целевой детерминации процесса развития. Культурологический подход. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д. Культура способствует развитию человека и становлению его как творческой личности. Ценностный подход. Ценность – идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека и общества.

3. Конкретно-научный уровень. Антропологический подход. Системное использование данных всех наук о человеке, построение и осуществление педагогического процесса с учетом целостной природы человека, его возможностей и потребностей. Этнопедагогический подход. Образование и воспитание необходимо осуществлять с учетом национальных традиций и менталитета народа, его культуры, национально-этнической обрядности, обычаев, привычек. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Педагогический процесс должен строиться на основе учета ведущего вида деятельности для определенной возрастной группы воспитанников и организации разнообразных видов деятельности, в которой воспитанник выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений. Личностный подход. Ориентация в педагогическом процессе на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности и продуктивности. Полусубъектный подход. Акцентируется внимание на микросоциуме. Личность есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми.

4. Технологический уровень. Методики, методы исследований.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.