Информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.  Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Компьютер выполняет следующие функции: 1. В функции учителя компьютер представляет собой: - источник учебной информации; - наглядное пособие; - тренажер; - средство диагностики и контроля. 2. В функции рабочего инструмента: - средство подготовки текстов, их хранение; - графический редактор; - средство подготовки выступлений; - вычислительная машина больших возможностей. Преимущества использования ИКТ: 1. Индивидуализация обучения. 2. Интенсификация самостоятельной работы учащихся. 3. Рост объема выполненных на уроке заданий. 4. Расширение информационных потоков при использовании Internet. 5. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. 6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. 7. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. 8. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе. 9. Освоение учащимися современных информационных технологий. Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ: 1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах. 2. Мыслительная пассивность обучаемого в следовании за указаниями компьютера. 3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя. 4. Перекладывание ответственности за результат работы на компьютер. 5. Психологическая созависимость от компьютера. 6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий. 7. Ограничение общения, снижение социализации. 8. Снижение роли речи в развитии речи. 9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п. 10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. 11. Ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению в силу дегитализации обучающих программ. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б.Хантер и др. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические — Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические — В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др. |