Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности. Личность — это как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, обладающий сознанием. 2. — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное. Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Факторы развития личности: 1. Социальные факторы: - среда (географическая, социальная, домашняя); - воспитание; - социальное положение человека в обществе; - совокупность его общественных отношений; - духовные запросы личности. 2. Биологические факторы: - наследственность; - период внутриутробного развития (врожденный фактор); - первые месяцы после рождения; - система охраны здоровья в период всей жизни. Система образования РБ. Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Современные исследователи рассматривают систему образования в трех измерениях: 1. Социальный масштаб измерения, т.е. образование в мире, в отдельной стране, регионе и т.д. Здесь выделяются системы государственного, частного, светского, клерикального образования. 2. Ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с различными уровнями: бакалаврит, магистратура; повышение квалификации; аспирантура; докторантура; углубленная подготовка специалиста). 3. Профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественнонаучное и т.д.). Национальная система образования включает: - участников образовательного процесса; - образовательные стандарты, разработанные на их основы учебные планы и учебные программы; - учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; - государственные органы управления образованием. Образование подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование в РБ включает: - дошкольное образование; - общее базовое образование; - общее среднее образование; - профессионально-техническое образование; - среднее специальное образование; - высшее образование; - послевузовское образование. Дополнительное образование: - внешкольное воспитание и обучение; - повышение квалификации и переподготовка кадров. Учреждения образования РБ: 1) Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до 6 лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. 2) Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень – начальная школа (4 года); II ступень - основная (базовая) школа (5 лет); III ступень – общая средняя школа (2 года). 3) Профессиональные образовательные учреждения. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях, техникумах, училищах, колледжах. Высшее профессиональное образование – университеты, академии, институты, колледжи. Послевузовское профессиональное образование – институты, аспирантуры, докторантуры. 4) Дополнительные образовательные программы – учреждения повышения квалификации, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества и т.д. 5) Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. |