МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Как объяснить изменения креативности у взрослых?





 

В последней части этой главы мы используем многофакторный подход (см. главу 1), чтобы попытаться объяснить количественные и качественные изменения креативности у взрослых. В частности, для объяснения указанной выше вариативности будут привлечены когнитивные, конативные и средовые переменные. К когнитивным переменным относятся интеллектуальные процессы и знания. Возрастные изменения в этих переменных могут отразиться как на творческой продуктивности, так и на качестве творчества.

 

Положительная сторона возрастных изменений заключается в том, что, согласно результатам исследований, такие процессы, как определение проблемы, выбор стратегии, кодирование, селективное сравнение и комбинирование с возрастом становятся более эффективными. Также с возрастом развивается и диалектическое мышление. Эта форма мышления состоит в постановке проблемы в виде тезиса и антитезиса, что позволяет сформулировать согласованное решение. Диалектическое мышление может играть роль в творческом процессе при определении проблемы и селективном комбинировании. В стиле третьего возраста, описанном выше, эта роль проявляется в поиске гармонии и сдерживании напряжения.

 

В то же время многие интеллектуальные процессы подвержены отрицательному влиянию возраста. Исследования показывают, что старение влияет на умственную гибкость (способность работать с ситуациями нового типа), дивергентное мышление и селективное внимание (см., например, Belsky, 1990). Однако это снижение может быть минимальным и до некоторой степени является артефактом, порожденным методикой исследования. Дело в том, что обычно в таких работах используют тесты общих способностей, имеющие отдаленную связь со способностями в конкретных областях деятельности, которые с возрастом имеют тенденцию ко все большей специфичности. Наиболее заметно влияние старения на интеллектуальные способности проявляется в общем замедлении переработки информации, чем частично может объясняться снижение творческой продуктивности в конце жизни.

 

Для действительно творческого вклада в определенную сферу деятельности необходимо обладать не только набором определенных интеллектуальных процессов, но и глубокими знаниями в соответствующей области. В исследовании Хэйеса (Hayes, 1989) было проанализировано 500 музыкальных произведений, сочиненных 76 великими композиторами. Только 3 работы были сочинены в первые 10 лет карьеры композитора. Другие исследования также показывают, что знания играют центральную роль в творческом выражении (Ericsson, 1990).

 

Как говорилось выше, период максимального проявления креативности в течение карьеры зависит от сферы деятельности. Больше всего варьирует момент начала карьеры, т. е. возраст, в котором осуществляется первый творческий вклад в данную область. Эта вариативность связана не только с областью знаний (например, историей или математикой), но и с конкретной дисциплиной (например, химия или физика в рамках естественных наук) (Simonton, 1997). Частично эту вариативность можно объяснить различиями между областями и внутри них по количеству знаний, необходимых для создания первого творческого продукта (Amabile, 1996).

 

В целом с возрастом растет объем знаний, профессиональный и личный опыт. У пожилых людей большое количество накопленных знаний может компенсировать ухудшение способностей по переработке информации. К тому же изменения в содержании знаний, такие, как осознание процессов старения или ухудшения здоровья, могут задавать новые направления в творчестве. Такого рода изменения в содержании творческих работ отражают особенности стиля третьего возраста, описанного выше.

 

Итак, знания играют важную роль в овладении мастерством, которое является необходимым условием для возникновения творческих работ. Однако исследования показывают, что мастерство может быть связано с потерей гибкости или с возникновением системы ригидного мышления, согласно которому существует только один способ «правильного» подхода к проблеме (Frensch & Sternberg, 1989). Следовательно, с возрастом количество приобретаемых знаний должно уменьшаться. По мере уменьшения притока новых знаний должна также снижаться частота порождения новых идей и творческая продуктивность. Если творец не находится в курсе последних изменений в своей области, его работа быстро устаревает. Скорость устаревания знаний зависит от сферы деятельности. Согласно Саймонтону (Simonton, 1997), эта форма вариативности может частично объяснить, почему средний возраст последнего творческого достижения зависит от сферы деятельности.

 

Личностные особенности индивида также играют важную роль в творческой продуктивности и качестве творческих работ на протяжении карьеры. Исследование, проведенное на 111 преподавателях в возрасте от 20 до 83 лет, показало, что толерантность к неопределенности, измеренная с помощью Художественной шкалы Баррона-Уэлша (BWAS)[19], уменьшается с возрастом, особенно после 50 лет. Что же касается настойчивости, то предполагается, что с возрастом столкновение с фрустрацией, свойственной творческой деятельности, чаще ведет к снижению активности и наступательности (Abra, 1989; Lehman, 1953). Однако существует множество контрпримеров, в частности, случай Ренуара, который продолжал заниматься живописью, несмотря на тяжелый ревматизм, в результате которого он был вынужден привязывать кисть к руке.

 

В-третьих, когда человек пытается превзойти свои предыдущие достижения и создать по-настоящему новаторскую работу, важную роль играют потребность в самореализации и открытость новому опыту. Часто пожилые творцы бывают настолько удовлетворены своими прошлыми работами, что сравнение с ними мешает им создавать новые творческие продукты (Abra, 1989; Lehman, 1953). Такие авторы, как Планк (Planck, 1949), предполагают даже, что в рамках своей узкой дисциплины пожилые творцы гораздо менее восприимчивы к новым идеям, чем в молодости, потому что эти идеи могут подрывать ценность их предыдущих достижений. Халл с соавт. (Hull et al., 1978) проверили эту гипотезу, изучив реакции британских ученых на теорию эволюции Дарвина в течение десяти лет после ее опубликования. Принимавшие эту теорию ученые были в среднем на 11 лет моложе тех, кто ее отвергал.

 

В-четвертых, как мы видели в третьей главе, креативности обязательно присуща склонность к риску. Многие исследования (Botwinick, 1984) продемонстрировали существование положительной связи между возрастом и осторожностью. В этих исследованиях склонность к риску измеряли с помощью опросника, состоявшего из гипотетических проблем, решения которых были более или менее рискованными. Результаты показали, что пожилые испытуемые были склонны избегать риска, какова бы ни была вероятность успеха. При выполнении когнитивных тестов пожилые испытуемые предпочитали лучше не давать ответа, чем давать его наугад, и если им предоставлялся выбор, выбирали для решения задачи с более высокой вероятностью успеха (Okun & Di Vesta, 1976).

 

Последний пример личностной черты, часто исследуемой в работах по креативности, – это индивидуализм. По-видимому, с возрастом проявления индивидуализма также ослабевают. Проведенные с помощью проективных тестов (ТАТ) и экспериментальных процедур исследования показали, что в возрасте 60 лет и старше люди более конформны, чем в более молодом возрасте (Botwinick, 1984). Например, Кляйн (Klein, 1972) сравнил группу молодых (от 16 до 21 года) и пожилых (от 60 до 86 лет) взрослых с помощью методики на перцептивные суждения, основанной на парадигме Аша (Asch, 1956) (см. главу 3, индивидуализм). Результаты показали, что пожилые люди были более склонны соглашаться с неправильными суждениями других людей, чем молодые.

 

Наконец, важной переменной, связанной с креативностью, является мотивация, благодаря которой человек может сконцентрировать на творческой деятельности свое внимание и мобилизовать свои когнитивные ресурсы. Можно предположить, что на протяжении карьеры происходят серьезные изменения в мотивации. Они частично зависят от политики внутренней мобильности в организациях и от практики ухода на пенсию (Mumford & Gustafson, 1988).

 

Роль средовых факторов в креативности широко признана (см. главу 5); при этом возраст связан с рядом изменений в окружающей среде. С одной стороны, часто в последние годы жизни финансовая ситуация становится более ненадежной, а сеть социальных связей сужается (Belsky, 1990). Можно предположить, что в такой ситуации гораздо труднее заниматься творческой деятельностью. С другой стороны, когда творческий человек становится довольно знаменитым, его могут приглашать преподавать в учебные заведения или для участия в различных экспертизах. Все эти виды деятельности отнимают все больше времени и являются препятствиями к творчеству. Наконец, экономическая среда (например, уровень жизни популяции или размер финансовой поддержки творческих людей) существенно варьирует от эпохи к эпохе.

 

Помимо этих общих влияний, социальная среда формулирует критерии для оценки творческих продуктов и достижений. Изменения креативности на протяжении взрослой жизни могут быть связаны с тем, как публика относится к креативности в разном возрасте. При оценке работы или продукта используется определенный набор ценностей, характерный для той или иной эпохи. Отметим, в частности, возможный диссонанс между представлениями о пожилом человеке и представлениями о человеке, занимающимся творчеством, от которого обычно ожидается, что он достаточно молодой. Следовательно, креативность в пожилом возрасте может априори восприниматься негативно. Например, в глазах определенных критиков творчество пожилого человека должно вытекать из его предыдущих работ и нести на себе печать мудрости. Если пожилой творец создает что-то необычное, то это могут объяснять ослаблением его интеллектуальных способностей (Cohen-Shalev, 1989).

 

* * *

 

Представленные в этой главе работы показывают, что креативность – это явление, не обладающее устойчивостью во времени. У детей постоянно наблюдаются перерывы в развитии творческих способностей, и это порождает вопросы, на которые исследователи до сих пор пытаются найти ответы. Для их объяснения привлекают одновременно и средовые, и индивидуальные факторы. Данные свидетельствуют о том, что с возрастом креативность взрослых людей изменяется как количественно, так и качественно. Эти индивидуальные различия объясняются воздействием многих переменных. Представляется полезным рассматривать эти данные одновременно с точки зрения развития и с точки зрения многофакторного подхода.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.