ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Классическая четырехстадийная модель творческого процесса Четырехстадийная модель творческого процесса была сформулирована на основе целого ряда интроспективных отчетов о творчестве. Например, в конце XIX века врач и физиолог Герман фон Гельмгольц описал, как после глубокого изучения проблемы «удачные идеи возникали без усилий, как озарение» (Wallas, 1926, р. 80). Идеи появлялись не тогда, когда ученый был утомлен или сидел за рабочим столом, а скорее тогда, когда он отдыхал, например, гулял (Ochse, 1990; Wallas, 1926). Особенно примечательно оставленное Пуанкаре (Poincaré, 1908) описание того, как он открыл автоморфные функции. Французский математик начал интересоваться этой работой, пытаясь доказать невозможность существования автоморфных функций. «Я перепробовал большое количество комбинаций, но не пришел ни к какому результату (р. 26)». Однажды вечером, выпив кофе, он не мог заснуть: «Идеи теснились толпой; я чувствовал, как они толкались, пока две из них не сцепились друг с другом, образовав устойчивую комбинацию… Я установил существование класса автоморфных функций (р. 26)». Отталкиваясь от этой первоначальной идеи, Пуанкаре сформулировал полученные ранее результаты. Руководствуясь аналогией с эллиптическими функциями, он исследовал математические свойства автоморфных функций. Потом ему пришлось отправиться в поездку, и он больше не думал об этой работе. Во время поездки, когда он садился в омнибус, ему «пришла идея, ни с того, ни с сего… казалось, я уже был подготовлен»: трансформации, используемые для определения автоморфных функций, идентичны трансформациям неэвклидовой геометрии (р. 26). Вернувшись из поездки, Пуанкаре проверил свою идею и начал заниматься арифметическими вопросами «без особого результата». Тогда он решил отдохнуть несколько дней на море. Однажды во время прогулки ему пришла другая идея относительно неэвклидовой геометрии, «опять так же быстро, неожиданно и с полной уверенностью в ее правильности» (р. 26). Вернувшись, он обдумал этот результат и изучил вытекающие из него возможные следствия для автоморфных функций. Однако он понимал, что оставалась одна трудность. Его призвали в армию. Однажды, несмотря на то, что он был очень занят выполнением своих обязанностей, неожиданно ему пришла идея о том, как разрешить оставшуюся проблему. В конце военной службы у него были «все элементы, надо было лишь собрать их и упорядочить» (р. 26). После этого он быстро написал итоговую работу. Пуанкаре пишет, что творческий процесс начался, по-видимому, с сознательной работы над проблемой. За этой стадией последовала неосознаваемая работа, которая привела к «неожиданному озарению». Потом пришла очередь следующей стадии сознательной работы, необходимой для того, чтобы «обработать результаты этого озарения, вывести из него непосредственные следствия, упорядочить их, придумать примеры, но, прежде всего, чтобы проверить их» (р. 27). Основываясь на интроспективных данных такого рода, Уоллес (Wallas, 1926) создал четырехстадийную модель творческого процесса. Подготовка необходима для проведения предварительного анализа, чтобы определить и сформулировать проблему. После этого может начаться стадия созревания. Во время этой стадии не происходит сознательной работы над проблемой. Человек может заниматься другими задачами или просто отдыхать. Но продолжается неосознаваемая работа мозга, образующая ассоциации. Считают, что во время стадии созревания рождается множество ассоциаций между идеями. Бессознательное отвергает большую часть ассоциаций, считая их бесполезными, но иногда находит среди них перспективные идеи. Пуанкаре обращал внимание на эстетический критерий, который позволял неосознанно отбирать полезные комбинации и отвергать большую часть бесполезных комбинаций. Третья стадия, называемая озарением, наступает, когда интересная идея достигает уровня осознания. Эту стадию можно описать как вспышку, неожиданное озарение. Уоллес отмечал, однако, что часто озарению предшествует интуитивное чувство, что идея сейчас возникнет. Стадия озарения достаточно хрупкая. Ее легко разрушить внешними событиями или попыткой ускорить возникновение идеи. После озарения наступает стадия сознательной работы, называемая проверкой, необходимая для оценки, переформулировки и углубления идеи. Уоллес (Wallas, 1926) отмечал, что в процессе творческого решения проблемы возможно возвращение на более ранние стадии. Например, если на стадии проверки идея оказывается несовершенной, может начаться созревание другой идеи, направленной на преодоление этого затруднения. Кроме того, стадии могут накладываться друг на друга, например, если человек находится одновременно на стадии подготовки относительно одного аспекта проблемы и на стадии созревания относительно другого ее аспекта.  Некоторые из первых исследований творческого процесса подтверждали модель, состоящую из четырех стадий. Пэтрик (Patrick, 1935, 1937) провела ряд исследований поэтов, художников, ученых и людей из общей выборки. Испытуемые должны были размышлять вслух во время сочинения стихотворения, рисования или решения научной проблемы. Пэтрик наблюдала за их работой, записывала их высказывания и делила каждый протокол на четыре части на основании общей длительности протокола. Результаты ее наблюдений за творческим процессом хорошо соответствовали модели четырех стадий. Например, созревание – когда уже высказанная идея возвращалась вновь, пока шло обдумывание другого материала, – наблюдалось более чем у двух третей испытуемых. Моменты пересмотра и общей критики работы наступали в третьей и четвертой части протоколов, подтверждая тем самым идею о существовании этапа проверки. Наблюдались также пересечения между разными этапами, в частности, между подготовкой и созреванием. Пэтрик сравнивала также творческий процесс у профессионалов и новичков, анализируя протоколы известных художников и любителей. Она выделила у них один и тот же базовый процесс, независимо от уровня мастерства. Адамар (Hadamard, 1945), наблюдая за процессом математического творчества, также подтвердил модель четырех стадий (см. также исследование изобретателей у Rossman, 1931). Многостадийные модели Четырехстадийная модель и ее варианты рассматривалась и рассматривается многими исследователями как исторически первый научный подход к изучению творческого процесса (Busse & Mansfield, 1980; Ochse, 1990; Osborn, 1965; Stein, 1974). Амабиле (Amabile, 1996) включила ее вариант в свою компонентную модель креативности. Сначала мы рассмотрим модификации и усовершенствования четырехстадийной модели. Потом нами будут обсуждаться некоторые данные, подвергающие эту модель сомнению. |