МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Культурные контексты и виды творческой деятельности





 

Поддержка творческой деятельности или запреты на нее могут сильно различаться в разных культурах и в разных субкультурах в рамках одного сообщества. Например, проведенные Саймонтоном (Simonton, 1997) историометрические исследования показали, что наличие признанных творцов в определенном поколении того или иного общества до некоторой степени предсказывает уровень креативности последующих поколений в той же области. С другой стороны, близость многочисленных культурных и промышленных центров также может поддерживать развитие творческих культур.

 

Передаваемые культурной средой ценности стимулируют или подавляют творческую деятельность в зависимости от статуса индивида или социальной группы. Наиболее индивидуалистические североамериканские и европейские общества рассматривают человека как независимое и самостоятельное существо, в противоположность так называемым коллективистским обществам, например, китайскому или тайваньскому, определяющим личность прежде всего с точки зрения ее соответствия социальному контексту (нормам, семейным обязательствам). С психологической точки зрения этот культурный контекст влияет на то, каким образом человек пытается отделить себя от других членов сообщества (так называемая индивидуация) и освоить формы поведения, более или менее соответствующие общепринятым правилам.

 

В исследовании креативности у американских и малазийских учащихся Бернс и Брейди (Burns & Bradey, 1992) установили, что эти две группы различаются одновременно по нескольким параметрам: по потребности в индивидуации, по использованию в деятельности тех или иных материалов, по отношению к особенностям поведения и идеям различных людей. Нг (Ng, 2001) предположил, что различия в креативности между западными и восточными культурами в большой степени объясняются их установками на индивидуализм – коллективизм. В частности, он обращает внимание на сильную связь между индивидуализмом и ориентацией на задачу, которая играет важную роль в творческой деятельности.

 

В контексте культурной установки на индивидуализм – коллективизм влияние на креативность может также оказывать степень уважения традиций. Некоторые культуры в большей степени, чем другие, допускают форму поведения, отходящую от традиционных норм. В связи с этим Силвер (Silver, 1981) отмечал, что скульпторы ашанти (народ в Западной Африке) воздерживаются от открытой критики друг друга; любая попытка сделать оригинальную работу приветствуется, неудача этой работы не приводят к отрицательным последствиям для автора. В качестве примера противоположного типа отношений Хо и Ли (Но & Lee, 1974) приводят семейную атмосферу в традиционной китайской культуре, характеризующуюся авторитаризмом, подчинением, приверженностью конвенциональным формам поведения, т. е. ограничивающую любую возможность отхода от норм и, следовательно, противоречащую творчеству.

 

Во многих межкультурных исследованиях показана связь между уровнем конформизма или догматизма (в противоположность открытости ума) и креативностью (Aviram & Milgram, 1977). В уже упомянутом исследовании индийских живописцев (Maduro, 1976) беседы с разными группами художников показали, что требуемая их групповыми культурами степень соответствия традиции, «джати», напрямую влияет на креативность. У представителей ади гаур живопись должна следовать традициям и ограничениям ортодоксальной касты брахманов. Напротив, у представителей джангира художник отождествляется с верховным создателем Вишвакармой, что дает ему большую гибкость в искусстве. Среди тех, кого сообщество художников признает настоящими творцами, 70 % принадлежат джангира, хотя представителей ади гаур в целом в два раза больше.

 

Кроме конформизма и традиций, на креативность могут влиять и другие культурные характеристики, а именно отношение к таким чертам, как настойчивость, толерантность к неопределенности, склонность к риску. В некоторых культурах существуют такие социальные представления и установки, которые могут подавлять креативность. Криппнер (Krippner, 1967) и Адамс (Adams, 1986) выявили некоторые из таких расхожих истин, которые присущи западной культуре: «Фантазирование и размышление – это потеря времени», «Развлекаться можно только детям», «Мышление, логика и успех – это хорошо, эмоции и неудачи – это плохо». Тем не менее, каждая культура благожелательно относится к традиционным для нее формам творчества.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.