МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Снижение креативности в 9–10 лет и его связь с когнитивным развитием





 

Второй период снижения креативности, выделенный Торренсом (Torrance, 1968), приходится на 9–10 лет, что соответствует четвертому классу школы. В его исследовании принимало участие 100 детей, которых каждый год в течение трех лет (третий, четвертый и пятый класс) оценивали с помощью разработанной батареи тестов (см. главу 10). Для того, чтобы было возможным сравнение показателей в разных возрастных группах, тестовые баллы стандартизировались на основе результатов, полученных в пятом классе. Торренс обнаружил значимое снижение всех показателей дивергентного мышления у детей, обучавшихся в четвертом классе. От 41 до 61 % детей демонстрировали снижение показателей более чем на пять баллов при переходе из третьего класса в четвертый, повышение показателей в тот же период демонстрировали только от 11 до 38 % детей. Напротив, при переходе из четвертого класса средней школы в пятый от 33 до 59 % детей увеличили свои показатели, и лишь от 17 до 29 % – понизили их. Торренс предлагает интерпретацию, основанную на влиянии социального окружения. По его мнению, снижение креативности вызывается желанием детей следовать школьным правилам, в результате чего утрачивается неконвенциональность мышления. Нормативные данные по возрастным срезам, сообщаемые во французской версии руководства к 11 СТ (Torrance, 1976), подтверждают этот спад. По каждому показателю (средние баллы по беглости, оригинальности и гибкости) средняя оценка детей, протестированных в четвертом классе, ниже, чем у детей из третьего и пятого классов.

 

Любарт и Лотри (Lubart & Lautrey, 1996) решили проверить предложенную Торренсом гипотезу о влиянии среды на снижение креативности в возрасте 9–10 лет, выдвинув альтернативное объяснение этого феномена. По их мнению, снижение креативности, наблюдаемое во многих странах, может быть связано с возникновением в этом возрасте способности к логическому мышлению. Действительно, постпиажетианские исследователи операций включения в классы и сериации (Bideaud & Lautrey, 1983; Lautrey, Bideaud & Pierre-Puysegur, 1986) отстаивали идею, согласно которой наблюдавшиеся Пиаже успешные решения его задач детьми в возрасте 7–8 лет основываются на эмпирических процессах решения задач, а успешные решения, основанные на логическом мышлении, возникают только в 9–10 лет. Таким образом, снижение креативности, наблюдаемое в 9–10 лет, может быть парадоксальным образом связано с возникновением новых способностей к логическому мышлению.

 

Первая цель исследования Любарта и Лотри (Lubart & Lautrey, 1996) состояла в проверке того, на самом ли деле между 9 и 10 годами происходит временное снижение креативности. Доказательством этого были бы результаты, показывающие, что у детей 8–9 лет (третий класс) баллы по креативности выше, чем у детей 9–10 лет (четвертый класс), а в возрасте 10–11 лет происходит новое повышение баллов. Исследовали одних и тех же детей в разных возрастах, чтобы исключить объяснение результатов своеобразием сравниваемых выборок. Вторая цель эксперимента состояла в проверке гипотезы, согласно которой падение креативности связано с появлением новых способностей к логическому мышлению.

 

Выборка состояла из 57 испытуемых 8–9 лет и 32 испытуемых 9–10 лет. Одни и те же дети тестировались два раза с промежутком в год. Детям 8–9 лет через год исполнялось 9–10 лет; сравнение их показателей в двух возрастах должно было ответить на вопрос, происходит ли за этот период падение креативности. Детям 9–10 лет через год исполнялось 10–11 лет; сравнение их показателей должно было ответить на вопрос, происходит ли за этот период повышение креативности. Для получения показателей креативности использовали вербальную часть теста на творческое мышление Торренса (Torrance, 1976) в частности, следующие задания: задать вопросы к картинке, придумать продолжение сцены, придумать, как можно улучшить игрушку, предложить способы использования картонной коробки, придумать, что можно было бы делать, если бы к облакам можно было привязать веревки. Чтобы проверить, касается ли снижение креативности в 9–10 лет только этого типа задач (на дивергентное мышление) или оно носит более генерализованный характер, испытуемым давали также задание придумать рассказ. Результаты работы испытуемых оценивала группа взрослых экспертов.

 

Развитие логического мышления оценивали двумя задачами на классификацию. Это были задачи на включение в классы, заимствованные из работ Бидо и Лотри (Bideaud & Lautrey, 1983). Первая задача на включение была классической задачей Пиаже и Инельдер, с ней дети обычно справляются в возрасте 7–8 лет. Вторая задача на включение была модифицированной, с ней обычно справляются в возрасте 10 лет. Она свидетельствует о возникновении логического мышления, основанного на понимании превосходства общего над частью. Кроме этого, у детей измеряли уровень интеллекта с помощью нескольких субтестов из WISC–III (Wechsler, 1996).

 

Снижение креативности при выполнении некоторых задач на дивергентное мышление наблюдалось у детей 9–10 лет (см. графики). Оно было получено и при сравнениях возрастных срезов, и при лонгитюдных сравнениях при решении двух задач: новые способы использования картонной коробки и задачи с привязанными к облакам веревками. Напротив, не наблюдалось никакого снижения при выполнении заданий на постановку вопросов к картинке, на придумывание продолжения сцены, на улучшение игрушки и на сочинение рассказа. Для этих заданий было получено повышение показателей при переходе из класса в класс. Строили индивидуальные кривые развития для детей, которые переходили от возраста 8–9 лет к возрасту 9–10 лет, и для детей, которые переходили от возраста 9–10 лет к возрасту 10–11 лет. Было выделено три группы детей: со снижением гибкости как минимум на 20 % по сравнению с начальным уровнем, с относительно устойчивыми показателями гибкости, с увеличением гибкости на 20 % или более. Снижение произошло у 60 % испытуемых, протестированных в возрасте 8–9 лет и 9–10 лет, и только у 40 %, протестированных в возрасте 9–10 лет и 10–11 лет. Если у испытуемого наблюдалось снижение показателей при решении задачи с картонной коробкой, то не обязательно наблюдалось снижение и при решении задачи с привязанными к облакам веревками (снижение показателей по обеим задачам наблюдалось у 50 %). Что касается методик на логическое мышление и интеллект, то наблюдалось постоянное улучшение в выполнении тестов на словарный запас и на установление последовательности картинок. При переходе от 8–9 лет к 9–10 годам наблюдалось выраженное улучшение в результатах выполнения задач на логическую классификацию и на сходство, при переходе от 9–10 лет к 10–11 годам такое улучшение было выражено слабо.

 

1. средние показатели методики на логическое мышление

2. средние показатели задач на креативность (новые способы использования картонной коробки)

Источник: Lubart & Lautrey, 1996

 

Таким образом, при снижении средних показателей дивергентного мышления на материале некоторых задач происходит повышение средних показателей логического мышления. Эти результаты подтверждают гипотезу Рибен (Rieben, 1978) о связи между развитием креативности и логического мышления. Дополнительный анализ, однако, показал, что у испытуемых с наибольшим прогрессом в области логического мышления не обязательно происходит наиболее выраженное снижение креативности.

 

Это исследование показывает, что соотношение между логическим мышлением и креативностью носит достаточно сложный характер. В частности, тип предъявляемой ребенку задачи существенно влияет на то, будет ли получено снижение показателей креативности, что опять ставит под вопрос представление о креативности как о едином понятии (см. главу 8). Можно предложить следующее объяснение влияния типа задачи на снижение креативности. В 9 лет дети находятся на стадии развития логического мышления, они постепенно овладевают новыми когнитивными средствами – такими, как способность к мнемической организации ассоциаций между идеями, например, путем объединения ассоциаций в категории. Эта способность дает им возможность доступа к ответам на основе более структурированных процедур, чем свободные ассоциации у ребенка на дологической стадии. Данное приобретение прогрессивно, но его функционирование, несомненно, подвержено вариативности. Эти новые средства, возможно, не всегда эффективны и не всегда легки в использовании, поскольку зависят от характера предварительных знаний ребенка в каждой области.

 

Следовательно, весьма вероятно, что, получая задачу, ребенок в 9 лет может выбирать между двумя процессами поиска идеи: с одной стороны, известный и обычно используемый процесс, основанный на свободных ассоциациях, и, с другой стороны, новый процесс, более структурированный, но с ограниченной эффективностью. Эта гипотеза основывается на том факте, что выбор ребенком одного из двух способов поиска идеи направляется предварительными знаниями относительно стимулов, используемых в задачах на дивергентное мышление. Наиболее знакомые объекты – такие, как картонная коробка или веревки, оказываются стимулами, более подходящими для структурированного поиска, чем необычные объекты – такие, как новая игрушка (плюшевый слон) или изображение странной сцены. Как следствие, снижение креативности при выполнении задач с картонной коробкой и привязанными к облакам веревками объясняется выбором стратегии структурированного поиска, которая временно оказывается менее эффективной.

 

Возможны и другие объяснения временного снижения креативности. Например, Рунко и Чарльз (Runco & Charles, 1997) предположили, что такое снижение связано с развитием способности оценивать релевантность идей и их оригинальность. В 9 лет некоторые дети стараются в разных областях своей жизни (в школе, в игре и пр.) как можно больше соответствовать нормам, правилам и конвенциям «реальности» (Gardner, 1982). Развитие способностей к оценке в сочетании с «ориентацией на реальность» может служить альтернативным объяснением снижения креативности в 9 лет.

 

Подростковый период

 

Последний из отмеченных Торренсом периодов снижения креативности приходится на 13 лет. Торренс снова использует средовые переменные в своих объяснениях: по его мнению, это снижение, полученное в американских исследованиях, частично вызывается изменением в США организации школьного образования детей в возрасте 12–13 лет и связано с феноменом социального конформизма.

 

Данные, полученные на французской выборке, показывают существование третьего периода снижения креативности, выявляемого, в основном, посредством вербальных методик, но он не соответствует возрасту 13 лет и не упоминается в литературе. По-видимому, это замедление связано с поступлением в лицей. Его снова можно объяснять особенностями среды, но также и особенностями методики исследования. С одной стороны, учеба в лицее более регламентирована, чем в колледже, и, возможно, задает определенные границы, в рамках которых для достижения успеха надо подавлять дивергентное мышление. С другой стороны, само по себе изменение школьной среды является источником стресса. Наконец, это подростковое снижение креативности можно объяснить различиями в однородности выборок, если согласиться с тем, что часть наиболее творческих испытуемых не идет по традиционному пути получения образования, завершающегося бакалавриатом.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.