ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Развитие четырехстадийной модели Развивая четырехстадийную модель, многие авторы выступают за различение фазы обнаружения или формулирования проблемы и подготовительной фазы, в которой собирается вся нужная информация и намечаются первые идеи (Amabile, 1996; Getzels & Csikszentmihalyi, 1976; Osborn, 1965). Под термином «проблема» в общем случае понимается любая задача, которую человек старается решить. Следовательно, художники, пытающиеся выразить свои чувства, ученые, старающиеся понять сложный феномен, люди, пытающиеся разрешить конфликты в повседневной жизни, – все они занимаются решением проблем (Runco & Dow, 1999). Для обнаружения проблемы требуется признать ее существование, для чего необходим поиск пробелов, противоречий или несовершенств в текущем состоянии системы знаний в конкретной области. Айзексен и Треффингер (Isaksen & Treffinger, 1985) предположили, что творческое решение проблемы начинается с этапа «беспорядка», на котором происходит формулировка проблемы. Некоторые авторы отличают обнаружение проблемы (констатация того, что нечто неправильно, неудовлетворительно или недостаточно) от ее формулировки (описание проблемы) и конструирования (разработка детальной репрезентации проблемы; Mumford, Reiter-Palmon & Redmond, 1994). Эмпирические исследования подтверждают существование особой деятельности, направленной на обнаружение проблем; она дает о себе знать в затратах времени на различные манипуляции, в изучении данных перед тем, как предложить идею, в задаваемых вопросах (Getzels & Csikszentmihalyi, 1976; Glover, 1979; Jay & Perkins, 1997; Kay, 1991). Наблюдая за другими стадиями творческого процесса, некоторые авторы предположили, что если в работе с проблемой индивидуальные аналитические способности доходят до своих пределов, то после подготовительной стадии может возникать стадия фрустрации; фрустрация может запускать созревание. Сепп (Sapp, 1992) также предположил, что между созреванием и озарением возможно возникновение «момента творческой фрустрации» (р. 24), если человек оказывается в тупике или не может найти творческую идею на стадии созревания. Если такое происходит, то можно либо оставаться в той же области, рискуя зайти в те же тупики и принять не совсем правильное решение, либо двигаться дальше, исследовать другие возможности и новые направления, а можно и обдумать проблему еще раз. Смысл творческой фрустрации состоит в том, чтобы принять решение, что делать с трудностями, возникающими на пути к цели. Исследовали также природу созревания – этапа, в ходе которого проблема откладывается в сторону из-за невозможности ее решить (Guilford, 1979; Smith & Dodds, 1999). Возможно, что созревание состоит в автоматическом распространении активации в памяти и в пассивном забывании непродуктивных деталей задачи и отвергнутых идей. Для созревания необходимо внимание, использование внешних сигналов, неосознаваемое установление связей между мыслями. Касаясь последней части творческого процесса, некоторые авторы писали о существовании этапа реализации или коммуникации, на котором творческий продукт встраивается в социальное окружение (Amabile, 1996; Stein, 1974). Процесс заканчивается этапом принятия решения. Основываясь на результатах проверки своего решения, человек должен решить, что делать дальше – остановиться, поскольку результат его полностью удовлетворяет, либо наоборот, в связи с неудачей вернуться к одному или нескольким предшествующим этапам для более глубокой проработки проблемы. Отход от базовой модели Эйндховен и Винаке (Eindhoven & Vinacke, 1952) подвергли критике концепцию творческого процесса, предложенную Уоллесом (Wallas, 1926). Их исследование основывалось на наблюдении за художниками и нехудожниками, которые рисовали иллюстрации к стихотворению, предъявлявшемуся им в начале эксперимента. Регистрировали различные показатели, включая время, затраченное на чтение стихотворения, формулировку идеи первой иллюстрации, количество эскизов. Испытуемые рисовали иллюстрации в течение нескольких сессий, а в интервалах между ними они записывали свои размышления и делали эскизы в блокноте. Эйндховен и Винаке не нашли каких-либо признаков существования четырех стадий в творческом процессе. Они описали творческий процесс как динамическую смесь разных типов мышления, рекурсивно возникающих по ходу работы. Более того, они показали, что творческий процесс варьирует у разных людей. Первые работы Пэтрик (Patrick, 1935, 1937), подтверждавшие модель четырех этапов, были подвергнуты критике по многим пунктам (Eindhoven & Vinacke, 1952; Weisberg, 1986). Не были ли наблюдения Пэтрик искажены под влиянием ее изначальной теоретической установки, подталкивавшей к поиску этих четырех этапов? Проанализировав описания творческого процесса, сделанные современными авторами, Гизелин (Ghiselin, 1963, 1985) также отверг идею выделения этапов и предпочел более целостный подход. Этот более сложный взгляд на творческий процесс был развит во многих исследованиях. Например, согласно описанию Дойл (Doyle, 1998), основанному на материале бесед с писателями, литературный творческий процесс начинается с интересного или стимулирующего случая, после чего происходит изучение разных областей знаний, полезных для создания истории. Исследования художественного творческого процесса, основанные на интроспекции, интервью, наблюдениях, анализе эскизов и конечного результата, показывают, что творческий процесс состоит из серии коротких очень быстрых взаимодействий между продуктивным и критическим модусами мышления и из чередования спланированных и компенсаторных действий. Основываясь на беседах с художниками, Калвелти, Раппапорт и Вуд (Calwelti, Rappaport & Wood, 1992) продемонстрировали, что одновременно имеют место следующие процессы: концентрация на сюжете, работа с новыми идеями, разработка идей, оценка выполненной работы и отстранение от нее. Согласно исследованию Гетцельса и Чиксентмихайи (Getzels & Csikszentmihalyi, 1976), проведенному на студентах-художниках, работавших над натюрмортами, деятельность по формулированию и определению художественной задачи протекает и на этапе, предшествующем рисованию, и во время рисования. Эти авторы заявляют, что «нет необходимости разделять в творческом процессе стадии определения проблемы и ее решения» (Getzels & Csikszentmihalyi, 1976, p. 90). Все цитированные исследования свидетельствуют о том, что четырехстадийная модель должна быть либо пересмотрена, либо отвергнута. Работы Гилфорда (Guilford, 1950) открывают новые перспективы изучения творческого процесса, сосредотачивая внимание на ключевых процессах, входящих в творческое мышление, таких, как определение и переопределение проблемы, дивергентное мышление, синтез, реорганизация, анализ и оценка (Guilford, 1950, 1967). Плодотворное изучение творческого процесса может базироваться на исследовании этих компонентов и их роли в творчестве. |