МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Результаты психологического обследования





В ходе беседы с мальчиком выяснилось, что учеба «заброшена», он хочет работать у отца. Гриша очень общительный, демонстративный, хочет быть в центре внимания сверстников, «заводила».

Методика АСВ выявила у матери патологизирующее воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция».

На рисунке семьи мальчик располагает себя рядом с отцом, остальные члены семьи остаются практически непрорисованными. Отношения с братом Гриша описывает, как довольно теплые, но его обременяет, что мать заставляет с ним «возиться».

Уровень взаимоотношений в семье по методике «Моя семья» низкий, что говорит о том, что Гриша чувствует себя в семье не комфортно.

Методика диагностики агрессии (шкала агрессии Басса-Дарки) показала повышенные показатели по шкалам «вербальная агрессия», «косвенная агрессия» и «негативизм».

По методике ДШЭ у мальчика преобладают эмоции «удивления», «горя», «гнева».

Таким образом, данная семья является дисфункциональной. Происходит нарушение воспитательного процесса: патологизирующее воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция».

Астматическими приступами Гриша пытается "удержать" отца в семье, так как это - единственный человек, от которого мальчик получает необходимые эмоции.

Гриша - идентифицированный пациент – астматическими приступами проявляет морфостатическую функцию симптома семейной системы. Вследствие этого, сохраняется дисфункция, временно стабилизирующая данные отношения в семье.

 

 

По результатам психологического обследования была проведена беседа с членами семьи и предложен цикл психокоррекционных занятий. Проведен цикл занятий по семейной психокоррекции.

Катамнестическое обследование

В ходе беседы выявлено снижение напряженности, тревожности всех членов семьи. На семейной социограмме отмечается более дифференцированная, четкая структурирование границ семьи. В центре, большими кружками Гриша отмечает мать и отчима. Ниже (кружками поменьше) себя и брата. Отца в виде большого кружками на внешней границе, ближе к себе, наблюдается тенденция к единому стилю воспитания у матери, отчима и отца.

У мальчика наблюдается снижение вербальной агрессии, улучшился фон настроения: увеличение по шкале «радость», снижение по шкале «горе» (ДШЭ).

В течение года после проведения психокоррекциии рецидивов заболевания не отмечалось.

 

Профилактика

Задачи психопрофилактического обследования требуют надёжных методик выявления группы риска при массовых обследованиях. Главной задачей массового психопрофилактического обследования является более корректное выявление группы риска для последующего углублённого обследования. Е.А. Горской был разработан опросник - формализованная анкета, позволяющая дифференцировать группы с признаками психосоматического неблагополучия.

В настоящее время актуальным является проведение профилактических мероприятий по следующим направлениям.

Первичная профилактикабронхиальной астмы у ребенка с высоким риском формирования респираторной аллергии сводится к:

· исключению профессиональных вредностей и заболеваний матери во время беременности, полноценному ее питанию с ограничением облигатных аллергенов во время беременности, отказу от курения;



· предупреждению повторных респираторных инфекций у ребенка, грудному вскармливанию, питанию с ограничением облигатных аллергенов, организации гипоаллергенного быта и уменьшению контакта с химическим агентами в быту.

 

Вторичная профилактикаимеет целью предотвращение манифестациизаболеванияу детей с выраженными проявлениями атопии (атопический диатез, формы респираторной аллергии).

Для снижения контакта с аллергенами домашней пыли и продуктами жизнедеятельности клещей следует:

· максимально часто проветривать помещение;

· удалить из квартиры ковры, тяжелые портьеры, ограничить количество мягкой мебели;

· содержать книги в закрытых полках;

· заменить перьевые подушки (у всех членов семьи) на синтетические;

· помещать подушки, матрасы и одеяла в чехлы из материала, которые не пропускают аллергены;

· стирать постельное белье в горячей (не ниже 70%) воде не реже 2 раз неделю;

· поддерживать в квартире влажность не выше 50%;

· регулярно проветривать постельные принадлежности в летнее время на солнце и в зимнее время на морозе;

· проводить влажную уборку квартиры, использовать пылесосы с водяными фильтрами или фильтрами НЕРА, задерживающими аллергены;

· не убирать квартиру и не перестилать постели в присутствии ребенка;

· использовать в быту очистители и ионизаторы воздуха.

В квартире, где проживает ребенок, не должно быть домашних животных. Ребенок с сенсибилизацией к эпидермальным аллергенам не должен посещать цирк, зоопарк.

Для борьбы со спорами плесневых грибов важно:

· исключить источники избыточной влажности;

· не принимать участие в садовых работах осенью и весной;

· применять порошок буры для обработки мест скопления плесени в квар­тире;

· поддерживать влажность в квартире не выше 50%;

· не употреблять в пищу продуктов, содержащих грибы (сыры, сдобное тесто, копченое мясо, рыба);

· не разводить дома комнатные цветы (земля в горшках служит местом роста некоторых видов плесневых грибов).

Существенно снизить концентрацию в воздухе пыльцы растений в сезон цветения невозможно, однако детям, имеющим сенсибилизацию к пыльце, следует:

· ограничить время пребывания вне помещения;

· ограничить или исключить выезды на природу, дачу;

· носить солнцезащитные очки;

· мыть лицо, волосы после возвращения с прогулки;

· завесить форточку тканью, которую следует регулярно смачивать во­дой;

· не открывать окна при поездке в автомобиле;

· ежедневно проводить в квартире влажную уборку;

· исключить употребление в пищу растительных пищевых продуктов, имеющих сходную антигенную структуру.

Уменьшение влияния неспецифических триггеров достигают предупреж­дением ОРВИ, избегая контакта с химическими поллютантами, ограничени­ем использования в быту сильно пахнущих веществ, использованием элект­рических плит.

Третичная профилактика- профилактика утяжеления течения бронхиальной астмы, инвалидизации и смерти предусматривает проведение комплекса мероприятий вторичной профилактики, эффективное лечение приступов заболевания и адекватную базисную терапию (Шабалов Н.П., 2004).

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы методологические подходы к психотерапии и психокоррекции семей подростков с бронхиальной астмой?

2. Назовите основные цели и задачи моделей психотерапии и психокоррекции семей подростков с бронхиальной астмой.

3. Дайте характеристику основным этапам психотерапии и психокоррекции семей подростков с бронхиальной астмой.

4. В чем заключается первичная профилактика бронхиальной астмы?

5. В чем заключается вторичная профилактика бронхиальной астмы?

6. В чем заключается третичная профилактика бронхиальной астмы?

 

Заключение

В настоящее время продолжает увеличиваться заболеваемость бронхиальной астмой среди детей и подростков. По данным Всероссийского научного общества пульмонологов, бронхиальной астмой страдают от 4 до 8% населения. У взрослых заболеваемость колеблется в пределах 5%, а у детей достигает 5-10%. В структуре хронической бронхолегочной патологии у детей и подростков данное заболевание составляет 50-60% (Шабалов Н.П., 2004). У 25-30% больных бронхиальная астма имеет тяжелое течение: приступы удушья возникают у них ежедневно, признаки нарушения проходимости бронхов сохраняются почти постоянно (Исаев Д.Н., 1996). Нервно-психические нарушения в большой степени определяют тяжесть бронхиальной астмы и могут быть обусловлены социальной дезадаптацией, хронической гипоксией, а также нежелательными эффектами медикаментозной терапии.

Бронхиальная астма является причиной значительного снижения качества жизни человека, нередко приводя к инвалидности и даже к летальному исходу, особенно в подростковом возрасте (Балаболкин И.И., 2003).

В настоящее время бронхиальная астма наиболее подробно рассмотрена с позиции психосоматического подхода. Доказано влияние эмоций на возникновение и развитие бронхиальной астмы. Этому способствуют алекситимические блоки, выраженные у всех членов семьи с ребенком (подростком) с бронхиальной астмой.

В зтиопатогенезе значимая роль принадлежит психологическим факторам. При этом необходимо учитывать как клинико-психологические характеристики больного бронхиальной астмой, так и психологические особенности его семьи.

Клиническая картина заболевания определяется отёком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции, степень выраженности которых определяет тяжесть течения заболевания.

Описаны личностные особенности больных бронхиальной астмой; замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сенситивность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью (гиперсоциальностью) и установкой на достижения высоких результатов. Среди личностных особенностей детей и подростков с бронхиальной астмой доминируют неустойчивость, эмоциональная лабильность, истероидность, эгоцентризм, снижение способности к ролевому взаимодействию. Страх удушья формирует тревожность, чувство отверженности, подкрепляемые переживаниями своего отличия от сверстников. Для детей с астмой характерным является более высокий уровень негативных эмоций, обедненное воображение, неспособность отличить эмоциональные проблемы от переживаемых физических нарушений.

Семьи детей (подростков) с бронхиальной астмой являются дисфункциональными. Астматический приступ идентифицированного пациента |при обострении заболевания - симптом семейной системы, который у детей младшего школьного возраста выполняет морфостатическую, а у подростков – Морфостатическую или морфогенетическую функции.

Особенности реагирования на стресс в значительной степени обусловлены базисными свойствами личности. Личностные особенности являются не только фактором риска заболевания, по могут рассматриваться и с точки зрения значимости их защитных механизмов и адаптивных ресурсов, создающих базу для выздоровления и социальной адаптации. Вследствие этого, к важнейшим видам процессов адаптации и реакции личности на воздействие стрессоров относят психологическую защиту и копинг-иоведение (Никольская И.М., Грановская P.M., 2001;PlutchikR., 1980; Lazarus R.S., 1993)

В настоящее время доказано, что решающая роль в формировании личностных копинг-ресурсов и индивидуального стиля совладающего поведения принадлежит семейным факторам (Сирота II.Л,, {994; Абабков В.А., Перре ML, 2004; Kliewer W., 1991). Семья - основная среда, в которой происходит развитие детского индивидуума, поэтому формирование психологических защит, особенностей личности напрямую зависит от степени детско-родительской привязанности, от внутрисемейного климата и от усвоения детьми родительского стиля поведения, психологических защит родителей (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).

При обострении заболевания ребенка семья может усилить стрессорное воздействие или, наоборот, ослабить его. Н.А. Сирота, В.М Ялтонский показали, что используемый в семье копинг-стиль, как правило, является моделью развития конинг-навыков ребенка.

Семейный копинг в семьях детей (подростков) с бронхиальной астмой является малоадаптивпым. Поиск семейных ресурсов создает возможность для использования саногенного эффекта семьи, в основе которого лежит формирование комплексов стратегий совладания, предотвращающих дезорганизацию психической деятельности и поведения, что необходимо для сопротивления ребенка развитию болезни.

Основываясь на парадигме системного подхода в медицине и исходя из биопсихосоциальной модели заболевания, проведение семейной психотерапии становится актуальным в системе комплексного лечения психосоматических заболеваний.

Данная работа вносит существенный вклад в интеграцию современных знаний в области психосоматической медицины, психотерапии семьи и психотерапии невротических и соматоформных расстройств. Специалисты могут ознакомиться с принципами, приемами и техниками семейной психотерапии и психокоррекции, основанными на формировании адаптивных комплексов стратегий совладания, предотвращающих дезорганизацию психической деятельности и поведения на основе использования семейных ресурсов и саногенного эффекта семьи при обострении психосоматических заболеваний.

Библиография

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб: Речь, 2004. - 166 с.

2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.

3. Александер. Ф. Психосоматическая медицина. - СПб: Речь, 2004.

4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вест. Моск. ун-та. Психология. - Сер. 14. - 1987. - №2. - С. 60-72.

5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000. - 208 с.

6. Аммон Г. Психосоматическая терапия. - СПб., 2000.

7. Астафьева Н.Г. Бронхиальная астма у подростков // Аллергология. Научно-практический журнал. - СПб., 2005.

8. Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей. – М.: Медицина, 2003. - 320с.

9. Балыгин М.М. Семья и здоровье детей (обзор литературы) // Здравоохранение Российской Федерации. – М.: Медицина. - №9, 1990.

10. Березин Ф.Б. Психосоматические соотношения при бронхиальной астме // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Сеченова. - Т. 97. - №4, 1997.

11. Билецкая М.П., Мельникова Н.О. Особенности эмоциональной сферы подростков в контексте семьи // Ананьевские чтения-2006: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2006» / Под редакцией Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006. - С. 361-362.

12. Билецкая М.П., Мельникова Н.О. Клинико-психологические характеристики и особенности совладающего поведения семей подростков с психосоматическими расстройствами // Интеграция медицины и психологии в XXI веке / Под ред. С.И. Блохиной, Е.Т. Соколовой, Л.Т. Барановской. - Екатеринбург: «СВ-96», 2007. – 352 с.

13. Билецкая М.П., Мельникова Н.О. Диагностика, консультирование и коррекция семей подростков с бронхиальной астмой // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно-практической конференции / сост.: Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. - Астрахань: Изд. дом "Астраханский университет", 2007. - С. 284-286.

14. Билецкая М.П., Шендрик М.И. Влияние проявлений родительской любви на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой // Психологические проблемы современной семьи. Материалы третьей Международной научной конференции / под общей редакцией А.Г. Лидерса. - М., 2007. - С. 109-114.

15. Билецкая М.П. Краткосрочная «ромбовидная» векторная семейная психотерапия (при психосоматических заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей). Учебно-методическое пособие. - СПб., 2006. - 40 с.

16. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина / Пер. с нем. - М.: ГЭОТАР Медицина, 1999. - 376 с.

17. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001.

18. Ващенко Ю. Эго-идентичность как этиологический фактор психосоматических расстройств // Журнал практического психолога. -5-ый выпуск. - М., 1999.

19. Викулина И.Н., Добряков И.В., Красильников А.М. Эффективность обучения в педиатрической астма-школе, психологические особенности и отношение к болезни детей и их родителей // Аллергология. Научно-практический журнал. - Изд. 3, 2002.

20. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Выготский Л.С. Психология. М., 2000.

21. Выголов О.В. Социально-гигиеническая характеристика семьи и ее роль в формировании здоровья детей // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – М.: Изд. "Медицина". - №4., 1998

22. Выхристюк О.Ф., Самсыгина Г.А. Охрана здоровья детей из социально неблагополучных семей // Российский медицинский журнал. – М.: Медицина. - №2, 2000.

23. Городнова М.Ю. Базисные копинг-стратегии и типы функционирования семей подростков с героиновой наркоманией: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. − СПб, 2004. − 20 с.

24. Горская Е.А. Психологические особенности детей и подростков, больных бронхиальной астмой (в связи с задачами профилактики психосоматических расстройств): Автореферат дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2005.

25. Гройсман А.А. Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика. - М., 2002.

26. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

27. Жуковский А.М., Маковкин В.И., Герасимов А.А., Лисеева З.А. Актуальные вопросы бронхиальной астмы у детей // Медицина и здравоохранение. Серия: охрана материнства и детства. - М. - 3-ий выпуск, 1988.

28. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.

29. Зизельсон А.Д., Лапис Г.А., Поппе Г.К. Особенности психосоматических взаимоотношений у детей, страдающих бронхиальной астмой. – Л., 1990.

30. Иванова Н. Если у ребенка астма // Здоровье вашего ребенка. - СПб.: «Питер», 1997.

31. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2000.- 464 с. (Серия «Мастера психологии»).

32. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. -СПб.,1996.

33. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 400с.

34. Бронхиальная астма у детей / Под ред. С.Ю.Каганова. – М.: Медицина, 1999. – 368 с.

35. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ., 7-е междунар. издание.- СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

36. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении // Под ред. С. Дуалинч. Психология и лечение зависимого поведения. - М., 2000. - С. 80-118.

37. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. - Дисс. … докт. психол. наук. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2006.

38. Кулагина И.Ю. Возрастная психология ребенка (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / Учеб. пособие.- М.: РОУ, 1996. - 174 с.

39. Кулаков С.А. Основы психосоматики. - СПб.: Речь, 2003. - 288 с.

40. Кусова А.Р. Социально-гигиеническая характеристика семьи школьника, имеющего хроническое заболевание. М., 1998.

41. Куфтяк Е.В. Переживание страха и тревоги детьми в семье // Психология и психотерапия. Тревога и страх: Единство и многообразие взглядов. Материалы III Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003.- 152 с.

42. Лапин И.П. Зачем «копинг», когда есть совладание? // Социальная и клиническая психиатрия, 1999. - №2.

43. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства и тревоги. – М., 1969.

44. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник. – М., 2003.

45. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. - СПб.: Речь, 2006.

46. Мельникова Н.О. Психологические особенности семей с подростками с бронхиальной астмой. - Выпускная квалификационная работа. - Санкт-Петербургская государственная медицинская педиатрическая академия, факультет клинической психологии. - СПб, 2007.

47. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М.: МЕДпресс – информ, 2002. - 608 с.

48. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной психотерапии. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 304 с.

49. Мишина Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Психология и психопрофилактика: Сб. науч. тр. / Под ред. В.К. Мягер, В.П. Козлова, Н.В. Семеновой Тянь-Шанской. - Л., 1983. - С. 21 - 26.

50. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд. ЛГУ, 1960. – 426 с.

51. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. − М.: Изд-во Моск. Психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. − 400 с. − (Серия «Психологи России»).

52. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия: Руководство по психотерапии. - 2-е изд. - Ташкент: Медицина, 1979. - С. 79; С. 297 - 310.

53. Навайтис Г.А. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. - 356 с.

54. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во «МОДЕК», 1998.

55. Никандров В.В. Наблюдения и эксперимент в психологии. Практикум по психодиагностике. - СПб.: Речь, 2002. - 103 с.

56. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2001. - 507 с.

57. Овчарова Р.В., МилюковаЕ.В.Методики диагностики родительской любви // Семейная психология и семейная терапия. – М., 2006. - №3. - С. 79-87.

58. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психология. - М., 1993. - 319 с.

59. Райс Ф. Психология подросткого и юношеского возраста. - СПб., 2000.

60. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

61. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1991. - 224 с.

62. Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. - СПб.: Речь, 2003.

63. Полунина Н.В. Роль семьи в сохранении здоровья детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – М.: «Медиа Сфера» - Т.49. - №4, 2004.

64. Практикум по психологии / Под ред. Е.А. Левановой. Игра в тренинге, возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2006.

65. Психосоматические заболевания: Полный справочник / Под ред. Ю.Ю. Елисеева. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 608с.

66. Психологическая защита // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2002.

67. Психосоматическая медицина: руководство для врачей / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова; Под ред. акад. РАМН П.И Сидорова. – М. : МЕДпресс-информ, 2006. – 568 с.

68. Прихожан А.М. Психология тревожности дошкольного и школьного возраста: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

69. Пузиков В.Г. Технологии ведения тренинга. Методическое пособие для начинающих тренеров. - СПб.: Речь, 2005.

70. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академия, 1997. - 176 с.

71. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.

72. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Речь, 2002. - 281 с.

73. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. … докт. мед. наук. - Бишкек – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1994.

74. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиат. и мед. психол. – 1994. - №1. – С. 63–74.

75. Системная семейная психотерапия. / Под ред. Э Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.: ил. – (Серия «практикум по психотерапии»).

76. Сельвини-Палаццоли М., Босколо Л., Чекин Д., Прата Д. Парадокс и контрпарадокс: Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие. - М.: Кошто-Центр, 2002. - 204 с.

77. Соловьева С.Л. Эмоциональное состояние больных с психосоматическими заболеваниями. - Л., 1991.

78. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 1999 - Т. 1-2.

79. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела. - М., 2005.

80. Степанова С.М. Семья - основа здоровья детей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – М.: Медицина - №4, 2000.

81. Ташлыков В. А. Психологическая защита у больных с неврозами. – Л., 1990.

82. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 192 с.

83. Филякова Е.Г. Образ «Я» детей с хроническими соматическими заболеваниями (бронхиальная астма и гастродуоденальная патология) // Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского. – М. - №4, 2000.

84. Хэнневей П.Дж. Астма. - М., 1998.

85. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. - 1986. - №1. - С. 165-170.

86. Шабалов Н.П. Детские болезни: Учебник. 5-е изд. В двух томах. Т. 1. – СПб: Питер, 2004. – 832 с.

87. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб., 2003.

88. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

89. Jackson D. The Study of the Family // Family Process. - 1965. – 4 - 1-20.

90. Kliewer W. Coping in Middle Childhood: Relations to Competence, Type A Behavior, monitoring, blunting and Locus of Control // Dev. Psychol.− 1991.− V.27. − №4.− P.689−697.

91. Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotion and coping // Europ. J. Personality – 1987.− V.1 – P. 141−169.

92. Lazarus R.S. Coping theory and research: Past, present and future // Psychosomatic Medicine. − 1993. − Vol. 55. − P. 234–247.

93. Nichols M. Family Therapy: Concepts and Methods.− N. J., London: Gardner Press Jnc., 1984.

94. Sifneos P. Short – Term. Psychotherapy and Emotional Crisis.− Cambridge, 1972.− P. 83.

95. Sifneos P.E. The Prevalence of Alexithymic Characteristics in Psychosomatic Patients // Topics of Psychosomatic Research / Ed. by Freyberger. Basle: Karger, 1973.

96. Heim E. Coping und adaptivited: gibt es gecignetes order ungecignetes coping. Psychother., Psychosom., Med. Psychol.− 1988.− H.1.− S. 8−17.

97. Nichols M. Family Therapy: Concepts and Methods.− N. J., London: Gardner Press Jnc., 1984.

98. Rogers C. R., Ryback D. One alternative to nuclear planetary suicide. - , . 1984.

99. Scheidlinger S. Group psyhotherapy in the 1980's: Problems and prospects. - 1984.

 

Приложение 1

 

Опросник«Конструктивно-деструктивная семья» (КДС)

Фамилия, имя, отчество_

Возраст_

 

Дата исследования_

 

Предлагаемый опросник содержит утверждения о члене Вашей семьи, который доставляет Вам больше всего забот.

Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланкеопросника КДС».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы, в общем, не согласны — зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Ста­райтесь, чтобы таких ответов было не больше трех.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте, как есть на самом деле, как вы думаете. Этим Вы поможете врачу. Помните, Вы отвечаете о члене Вашей семьи, который доставляет Вам больше всего хлопот:

1. Уверен, что помочь ему (ей) могут только самые строгие меры.

2. Когда смотрю на него (нее), думаю, что судьба ко мне несправедлива.

3. Я никогда не знаю, что у него (нее) на уме.

4. Порой думаю; «Было бы лучше, если бы он (она) куда-нибудь исчез».

5. Что бы мы с ним ни делали, он (она) становится все хуже.

6. Окружающие считают меня виновным (виноватой) в том, что происходит с ним (ней).

7. Нередко он (она) исчезает, и я не знаю, что с ним (ней).

8. Никто из окружающих не хочет помочь мне.

9. Он (она) не считается со мной.

10. Бывает, что мне неприятно иметь с ним (ней) дело.

11. Я никогда не знаю, что он (она) еще выкинет.

12. Он (она) относится ко мне враждебно.

13. К нему (ней) невозможно найти подход.

14. Из-за него (нее) у меня испорчены отношения со многими людьми.

15. Он (она) все скрывает от меня.

16. Если бы его (ее) не было, моя жизнь была бы счастливой и интересной.

17. Даже если он (она) твердо решит стать лучше, я знаю: все равно он (она) останется таким (ой), как был (а).

18. Мне стыдно, когда говорят о нем (ней).

19. Он (она) постоянно обманывает меня.

20. Его (ее) исправление (выздоровление) очень мало зависит от меня.

 

Бланк опросника КДС

1 5 9 13 17

2 6 10 14 18

3 7 11 15 19

4 8 12 16 20

 

Примечания. Данные по валидизации методики: р по шкале «Влияние» = 0,72; по шкале «Фрустрация»=0,62; по шкале «Информация» =0,70; по шкале «Отчуждение» = 0,61; по выраженности деструктивного типа=0,60; р по всем =0,01; р по шкале «Влияние» = 0,80; по шкале «Фрустрация» =0,60; по шкале «Информация» =0,74; по шкале «Отчуждение»=0,68; по выраженности деструктивного типа=0,76; р по всем 5*0,01; n = 102 чел.

 

 

К Д Рез.=

Влияние 2 5

Фрустрация 2 4

Информация 1 5

Отчуждение 0 3


>12 <5

 

 

Приложение 3

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.