МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Этап III. Реконструкция семьи, как системы в целом





Цель:реконструкция внутрисемейных отношений и закрепление адаптивных стратегий совладания с трудными ситуациями в семье.

Задачи:

1. Реконструкция границ в семейных подсистемах.

2. Профилактика ситуаций, провоцирующих конфликт в семье.

3. Преодоление алекситимических блоков в семье.

4. Совладание с помощью семейного психотерапевта с конфликтными ситуациями.

5. Проигрывание возникающих напряженных ситуаций, закрепление адаптивного семейного функционирования.

Методы:семейная системная психотерапия; семейная арт-терапия.

Данный этап включает четыре семейные сессии, продолжительностью по 2 часа. Частота встреч - 1 раз в неделю.

 

Сессия 1

Цель:реконструкция границ в семейных подсистемах.

Задачи:

· с помощью психоскульптурирования оценить, какие были границы между подсистемами и какими они стали сейчас;

· обсуждение эмоционального состояния каждого члена семьи при создании "психоскульптур";

· анализ мыслей, чувств и поступков, возникающих "здесь и теперь";

· проигрывание семейных ролей. Ролевая игра "Семейные взаимоотношения при обострении бронхиальной астмы". Проигрывание в семье проблем, связанных с поведением членов семьи при обострении заболевания. Проводится инверсия ролей: ребенок выступает в роли родителя (контролирующего, запрещающего или излишне опекающего), а родитель - в роли ребенка. Далее следует обмен чувствами, отреагирование эмоций.

Комментарии:

Проведение ролевых игр способствует наилучшему осознаванию особенностей семейного функционирования при обострении заболевания у ребенка,

отреагированию психоэмоционального напряжения всеми членами семейной системы.

Инверсия ролей с последующим обменом чувств позволяет членам семьи лучше понять переживания друг друга и способствует формированию адекватного детско-родительского взаимодействия.

 

Сессия 2

Цель:преодоление алекситимических блоков в семье, как системе в целом.

Задачи:

· осуждение проблемы алекситимии, существующей в "психосоматических" семьях;

· обмен опытом в преодолении алекситимических блоков, приобретенным во время работы по векторам родительской и детской подсистем;

· совместное выполнение психогимнастических техник, направленных на преодоление алекситимических блоков:

1. Передача эмоции жестом.

2. Передача эмоции цветом.

3. Передача силы эмоции звуком.

Упражнения выполняются всеми членами семьи. Вербализация изображаемых эмоций; совместное обсуждение выполненных заданий.

Комментарии:в ходе данной сессии происходит интегрирование опыта, полученного в работе по векторам. Эта интеграция способствует улучшению внутрисемейного функционирования и преодолению алекситимических блоков -общей проблемы "психосоматических" семей.

Сессия 3

Цель:преодоление эмоциональных барьеров в семье и снижение семейной тревоги.

Задачи:

· подчеркнуть важность эмоциональных контактов в семье. Закрепление новых способов семейного функционирования в ситуации "здесь и сейчас";

· проведение семейной арт-терапии с помощью техники "Совместные каракули" (Kwiatkоwska, 1976); совместное обсуждение рисунка;

· анализ психотерапевтом внутрисемейных коммуникаций при выполнении рисунка, закрепление адаптивных коммуникаций.



Комментарии:семья создает общую картину, дорисовывая то, что нарисовали предыдущие. При проведении семейной арт-терапии члены семьи вовлекаются в экспрессивную деятельность все вместе. В процессе создания рисунка ослабляются защиты и контроль супер-эго. Символические образы помогают прояснить проблемы внутрисемейных коммуникаций и отреагировать возникающее при этом эмоциональное напряжение.

 

Сессия 4

Цель:формирование адаптивного совладающего поведения в семьях детей с бронхиальной астмой.

Задачи:

· осознание типичного поведения членов семьи в момент обострения заболевания. Ролевая игра "Астматический приступ";

· определение дезадаптивных и конструктивных приемов в ситуации обострения заболевания. Выявление причин дезадаптивных стереотипов поведения;

· представить астматический приступ и реакцию семьи на него в виде семейной метафоры. Работа с метафорическим образом;

· осознание возможностей семьи в лечении и профилактике обострений данного заболевания;

· осознание возможности изменения семейного функционирования и желаемое направление этих изменений. Проведение психогимнастической техники "Скульптура идеальной семьи".

Комментарии:

При обсуждении важно:

1. Обратить внимание на возможности семьи в лечении и профилактике психосоматических заболеваний (в том числе, бронхиальной астмы) у детей.

2. Указать на возможности изменений и личностного роста каждого члена семьи, а также семьи, как системы в целом.

3. Подчеркнуть важность следования принципам идеальной семьи для оптимизации семейного функционирования.

 

 

Этап IV. Поддерживающий

Цель:поддержание адаптивного семейного функционирования для лечения и профилактики бронхиальной астмы у детей.

Задачи:

1. Закрепление сформированного адаптивного совладающего поведения в семье ребенка с бронхиальной астмой.

2. Проработка оставшихся алекситимических блоков.

3. Домашние задания (даются для закрепления созданных новых систем внутрисемейных коммуникаций).

4. Подведение итогов проводимой психотерапии, достижения сформированных целей и задач, соблюдение оговоренного контракта, проведение «экологической проверки»: техника совместного рисования «Моя семья счастлива», обсуждение результатов.

Методы:семейная системная психотерапия.

Данный этап рассчитан на две сессии продолжительностью по 2 часа, частота встреч - 1 раз в месяц.

 

Комментарии:четвертый этап необходим для закрепления и поддержания адаптивных стратегий совладания в семье, сформированных при реализации предложенной модели психотерапии. На данном этапе происходит осознание каждым членом своего места в семье и места семьи в собственной жизни, осознание необходимости собственных действий для личностного роста и развития семьи как гармоничной системы.

Домашние задания являются приемом, позволяющим семье начать отделение от семейного психотерапевта и самостоятельно устанавливать конструктивные внутрисемейные коммуникации.

 

Оценка эффективностиработыпроводилась с помощью опросника «Анализ семейной тревоги» и катамнестического исследования. Получены данные, свидетельствующие об эффективности модели (р<0,001): снижение уровня общей семейной тревоги после лечения, снижение частоты и степени выраженности конфликтов в семье, преобладание конструктивных решений проблем, стойкая ремиссия заболевания или снижение частоты и тяжести протекания астматических приступов. Данная модель может быть реализована в рамках амбулаторного лечения, на базе консультационно-диагностических центров или реабилитационных отделений.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.