Этап III. Реконструкция семьи, как системы в целом Цель:реконструкция внутрисемейных отношений и закрепление адаптивных стратегий совладания с трудными ситуациями в семье. Задачи: 1. Реконструкция границ в семейных подсистемах. 2. Профилактика ситуаций, провоцирующих конфликт в семье. 3. Преодоление алекситимических блоков в семье. 4. Совладание с помощью семейного психотерапевта с конфликтными ситуациями. 5. Проигрывание возникающих напряженных ситуаций, закрепление адаптивного семейного функционирования. Методы:семейная системная психотерапия; семейная арт-терапия. Данный этап включает четыре семейные сессии, продолжительностью по 2 часа. Частота встреч - 1 раз в неделю. Сессия 1 Цель:реконструкция границ в семейных подсистемах. Задачи: · с помощью психоскульптурирования оценить, какие были границы между подсистемами и какими они стали сейчас; · обсуждение эмоционального состояния каждого члена семьи при создании "психоскульптур"; · анализ мыслей, чувств и поступков, возникающих "здесь и теперь"; · проигрывание семейных ролей. Ролевая игра "Семейные взаимоотношения при обострении бронхиальной астмы". Проигрывание в семье проблем, связанных с поведением членов семьи при обострении заболевания. Проводится инверсия ролей: ребенок выступает в роли родителя (контролирующего, запрещающего или излишне опекающего), а родитель - в роли ребенка. Далее следует обмен чувствами, отреагирование эмоций. Комментарии: Проведение ролевых игр способствует наилучшему осознаванию особенностей семейного функционирования при обострении заболевания у ребенка, отреагированию психоэмоционального напряжения всеми членами семейной системы. Инверсия ролей с последующим обменом чувств позволяет членам семьи лучше понять переживания друг друга и способствует формированию адекватного детско-родительского взаимодействия. Сессия 2 Цель:преодоление алекситимических блоков в семье, как системе в целом. Задачи: · осуждение проблемы алекситимии, существующей в "психосоматических" семьях; · обмен опытом в преодолении алекситимических блоков, приобретенным во время работы по векторам родительской и детской подсистем; · совместное выполнение психогимнастических техник, направленных на преодоление алекситимических блоков: 1. Передача эмоции жестом. 2. Передача эмоции цветом. 3. Передача силы эмоции звуком. Упражнения выполняются всеми членами семьи. Вербализация изображаемых эмоций; совместное обсуждение выполненных заданий. Комментарии:в ходе данной сессии происходит интегрирование опыта, полученного в работе по векторам. Эта интеграция способствует улучшению внутрисемейного функционирования и преодолению алекситимических блоков -общей проблемы "психосоматических" семей. Сессия 3 Цель:преодоление эмоциональных барьеров в семье и снижение семейной тревоги. Задачи: · подчеркнуть важность эмоциональных контактов в семье. Закрепление новых способов семейного функционирования в ситуации "здесь и сейчас"; · проведение семейной арт-терапии с помощью техники "Совместные каракули" (Kwiatkоwska, 1976); совместное обсуждение рисунка; · анализ психотерапевтом внутрисемейных коммуникаций при выполнении рисунка, закрепление адаптивных коммуникаций. Комментарии:семья создает общую картину, дорисовывая то, что нарисовали предыдущие. При проведении семейной арт-терапии члены семьи вовлекаются в экспрессивную деятельность все вместе. В процессе создания рисунка ослабляются защиты и контроль супер-эго. Символические образы помогают прояснить проблемы внутрисемейных коммуникаций и отреагировать возникающее при этом эмоциональное напряжение. Сессия 4 Цель:формирование адаптивного совладающего поведения в семьях детей с бронхиальной астмой. Задачи: · осознание типичного поведения членов семьи в момент обострения заболевания. Ролевая игра "Астматический приступ"; · определение дезадаптивных и конструктивных приемов в ситуации обострения заболевания. Выявление причин дезадаптивных стереотипов поведения; · представить астматический приступ и реакцию семьи на него в виде семейной метафоры. Работа с метафорическим образом; · осознание возможностей семьи в лечении и профилактике обострений данного заболевания; · осознание возможности изменения семейного функционирования и желаемое направление этих изменений. Проведение психогимнастической техники "Скульптура идеальной семьи". Комментарии: При обсуждении важно: 1. Обратить внимание на возможности семьи в лечении и профилактике психосоматических заболеваний (в том числе, бронхиальной астмы) у детей. 2. Указать на возможности изменений и личностного роста каждого члена семьи, а также семьи, как системы в целом. 3. Подчеркнуть важность следования принципам идеальной семьи для оптимизации семейного функционирования. Этап IV. Поддерживающий Цель:поддержание адаптивного семейного функционирования для лечения и профилактики бронхиальной астмы у детей. Задачи: 1. Закрепление сформированного адаптивного совладающего поведения в семье ребенка с бронхиальной астмой. 2. Проработка оставшихся алекситимических блоков. 3. Домашние задания (даются для закрепления созданных новых систем внутрисемейных коммуникаций). 4. Подведение итогов проводимой психотерапии, достижения сформированных целей и задач, соблюдение оговоренного контракта, проведение «экологической проверки»: техника совместного рисования «Моя семья счастлива», обсуждение результатов. Методы:семейная системная психотерапия. Данный этап рассчитан на две сессии продолжительностью по 2 часа, частота встреч - 1 раз в месяц. Комментарии:четвертый этап необходим для закрепления и поддержания адаптивных стратегий совладания в семье, сформированных при реализации предложенной модели психотерапии. На данном этапе происходит осознание каждым членом своего места в семье и места семьи в собственной жизни, осознание необходимости собственных действий для личностного роста и развития семьи как гармоничной системы. Домашние задания являются приемом, позволяющим семье начать отделение от семейного психотерапевта и самостоятельно устанавливать конструктивные внутрисемейные коммуникации. Оценка эффективностиработыпроводилась с помощью опросника «Анализ семейной тревоги» и катамнестического исследования. Получены данные, свидетельствующие об эффективности модели (р<0,001): снижение уровня общей семейной тревоги после лечения, снижение частоты и степени выраженности конфликтов в семье, преобладание конструктивных решений проблем, стойкая ремиссия заболевания или снижение частоты и тяжести протекания астматических приступов. Данная модель может быть реализована в рамках амбулаторного лечения, на базе консультационно-диагностических центров или реабилитационных отделений. |