Этап II. Работа по векторам с родительской и детской подсистемами Цель:снижение напряженности внутрисемейных связей, снижение личностной тревожности у членов семьи. Задачи: 1. Повышение информированности членов семьи о проблеме психосоматических расстройств дыхательной системы (бронхиальная астма: роль психосоматического компонента в этиопатогенезе, особенности клиники, диагностика и принципы лечения). 2. Знакомство с проблемой алекситимии в «психосоматических» семьях и снижение степени ее выраженности у каждого члена семьи. 3. Диагностика особенностей совладающего поведения и индивидуально-психологических особенностей каждого члена семьи. 4. Снижение уровня личностной тревожности в родительской и, особенно, в детской подсистемах. 5. Осознание членами родительской подсистемы патологизирующей роли существующего воспитания в семье. Особенностью работы на данном этапеявляется параллельное проведение психотерапии по двум векторам: родительской и детской подсистем. Методы и техники: · элементы рациональной психотерапии (беседа психотерапевта, разъяснение особенностей психосоматических заболеваний дыхательной системы (подробно о бронхиальной астме), повышение информированности о проблеме алекситимических барьеров); · клинико-психологический метод (диагностика совладающего поведения и индивидуально-психологических особенностей членов семьи); · техника свободного проективного рассказа; · арт-терапия; · психогимнастические упражнения. Второй этап рассчитан на 28 часов, работа ведется параллельно, по двум векторам: 16 часов (8 сессий по 2 часа) в родительской подсистеме и 12 часов (8 сессий по 1,5 часа) в детской подсистеме. Регулярность встреч - два раза в неделю. Вектор 1. Психотерапия в родительской подсистеме Сессия 1 Цель:Осознание влияния патологизирующего типа семейного воспитания на обострение заболевания у ребенка. Задачи: · преодоление информационного дефицита: беседа об особенностях «психосоматических» семей и клинических особенностях бронхиальной астмы у детей в зависимости от возраста; · обсуждение особенностей семейного функционирования, семейных правил и ролей; · осознание родителями патологизирующей роли существующего семейного воспитания и разработка адекватных приемов внутрисемейного взаимодействия. Сессия 2-3 Цель:Выявление алекситимических барьеров в родительской подсистеме и снижение их выраженности. Задачи: · ознакомление родителей с проблемой алекситимии, существующей в семье психосоматического больного; · работа с семейными правилами, запрещающими выражение эмоций, эмоциональное отреагирование проблем; · распознавание и дифференцирование эмоционального состояния как собственного, так и членов семьи. Для решения третьей задачи предлагаются следующее психогимнастическое упражнение: «Передайте эмоцию» (жестом; движением; цветом). · развитие способности к эмоциональному взаимодействию, повышение эмоциональной чувствительности, адекватность отражения и выражения собственных переживаний и чувств. Диагностика уровня алекситимии проводится по Торонтской алекситимической шкале. Сессия 4 Цель:Выработка новых способов реагирования в родительской подсистеме на болезнь ребенка. Задачи: · обсуждение проблемы «идентифицированный пациент в семье»; · анализ ситуации, при которой обострилось заболевание. Соотнесение ситуации с нестабильностью семейной системы, накопившей негативные эмоциональные переживания; · рассмотрение астматического приступа, как проявление морфостатической функции «симптома семейной системы»; · анализ реагирования родительской подсистемы на возникновение симптома, выработка новых, адекватных способов реагирования. Сессия 5 Цель:выявление и анализ индивидуально-психологической проблематики взрослых членов семьи и особенностей их совладающего поведения. Задачи: · диагностика особенностей психологических защитных механизмов по опроснику «Индекс жизненного стиля»; · диагностика особенностей копинг-поведения взрослых членов семьи по опроснику R. Lazarus. · выявление личностных особенностей взрослых членов семьи по результатам Гиссенского теста. · анализ полученных результатов, осознание личностных проблем и обсуждение конструктивности применяемого совладающего поведения. Сессия 6 Цель:поиск семейных ресурсов и создание на их основе новых типов реагирования на семейные трудности. Задачи: · преодоление ригидных дезадаптивных стереотипов поведения в семье; · формирование адекватного стиля поведения и эмоционального реагирования, расширение диапазона поведенческих реакций в разных ситуациях. Обучение конструктивным методам совладания в конфликтных ситуациях; · поиск семейных ресурсов и выработка навыков адаптивного совладающего поведения у родителей на основе выявленных ресурсов. Сессия 7-8 Цель:повышение родительской компетентности в разрешении семейных трудностей, снижение семейной тревоги и установление адекватных детско-родительских взаимоотношений. Задачи: · обсуждение того, что даже незначительное воздействие со стороны всей семьи в поддержку психотерапевта существенно повышает эффективность психотерапии; · необходимость актуализации семейных ресурсов при обострении психосоматического заболевания у ребенка; · принятие ответственности за функционирование семейной системы; · оптимизация семейных коммуникаций; · обсуждение с родителями основных направлений работы по вектору детской подсистемы и мотивация на дальнейшую работу семьи, как системы в целом. |