Вектор 2. Психотерапия детской подсистемы Сессия 1 Цель:выявление особенностей совладающего поведения в детской подсистеме семьи. Задачи: · определение основных стратегий совладания, которые используются младшими школьниками; · обсуждение, какие из выбранных стратегий помогают справляться с неприятными жизненными ситуациями; · выполнить рисунок трудной (неприятной) жизненной ситуации. Проведение пострисуночного опроса и анализ сделанного рисунка; · положительное подкрепление адаптивных стратегий совладания, выявление и проработка неконструктивных копинг-стратегий. Сессия 2 Цель:диагностика внутрисемейных отношений с точки зрения детской подсистемы и снижение семейной тревоги. Задачи: · выполнить рисунок семьи в виде животных, провести пострисуночный опрос; · анализ полученных результатов, отреагирование эмоционального напряжения, возникшего во время рисунка и рассказа о семье; · создание ребенком свободного проективного рассказа по теме: «Как семья животных должна измениться, чтобы всем стало лучше?»; · анализ рассказа и положительное подкрепление психотерапевтом конструктивных способов отреагирования. Сессия 3-4 Цель:выявление алекситимических барьеров в детской подсистеме и снижение их выраженности. Задачи: · выявление алекситимии, степени ее выраженности у ребенка с бронхиальной астмой и его сиблингов (если в семье двое или более детей); · преодоление иррациональных установок в семье на запрет отреагирования эмоций; · научить ребенка не сдерживать свое эмоциональное напряжение, выработка умений отреагировать его конструктивными способами; · преодоление алекситимических блоков. Для решения этой задачи в течение двух сессий дети выполняют следующие психогимнастические упражнения: 1. «Передай эмоцию жестом». 2. Проигрывание разных эмоциональных состояний. 3. Соотнесение с цветом («Раскрась свою эмоцию»). 4. Дифференцировка по интенсивности, силе выраженности («С помощью игрушки с пищалкой покажи, насколько она сильная»). Сессия 5 Цель:выявление и анализ индивидуально-психологической проблематики в детской подсистеме. Задачи: · выявление личностных особенностей младшего школьника, страдающего бронхиальной астмой, с помощью детского варианта многофакторного личностного вопросника Р. Кеттелла; анализ полученных результатов; · беседа с ребенком, положительное подкрепление тех личностных особенностей, на которых базируются адаптивные, конструктивные стратегии совладания; · для успешного отреагирования страхов и снижения уровня личностной тревожности ребенку предлагается на выбор: а) составить рассказ на тему «Я боюсь...»; б) придумать страшную историю (киносценарий). Комментарии:как правило, дети наиболее охотно соглашались со вторым заданием. Созданные ими истории отражали в полной мере проблематику актуальных переживаний и позволили отреагировать накопившееся внутреннее напряжение. Данный прием помогает провести диагностику актуальных переживаний ребенка, отреагировать сильное эмоциональное напряжение, а также значительно снизить личностную тревожность. Сессия 6 Цель:отреагирование эмоционального напряжения и снижение тревоги, связанной с обострением у ребенка бронхиальной астмы. Задачи: · беседа психотерапевта с ребенком об особенностях переживаний заболевания («Астматический приступ, какой он?», «На что он похож?», «Какой ты, когда у тебя астматический приступ?»); · создание проективного рисунка на тему «Приступ бронхиальной астмы / у меня астматический приступ»; · эмоциональное отреагирование нарисованного, проговаривание своего состояния, попытка дифференцировать эмоции. Эмоциональное состояние предлагается изобразить с помощью уже усвоенных приемов: с помощью движения, цвета, звука; · выявление психотерапевтом связи: астматический приступ - симптом в семье. Выработка адаптивных стратегий совладания при обострении бронхиальной астмы. Комментарии: При беседе психотерапевта с ребенком об особенностях переживаний во время астматического приступа были получены ответы: «Не знаю, просто в этот момент мне очень плохо», «Мне плохо и очень страшно. Я боюсь задохнуться». Однако, чаще дети эмоционально реагировали на предложенные вопросы, ярко, образно характеризовали ощущения, возникающие в момент приступа: «Как будто змея обвилась вокруг шеи и душит», «Что-то (клубок, комок) застревает внутри и мешает дышать». В других рисунках преобладали эмоциональные переживания. Пример: Саша, 8 лет нарисовал мальчика с большими глазами и прокомментировал так: «Рисунок называется страх. У мальчика приступ, ему трудно дышать, очень страшно и хочется плакать». При выполнении задания вызывали затруднения не до конца преодоленные алекситимические барьеры. Данные задания позволили вернуться к этой проблеме и отреагировать эмоциональные блоки, связанные с приступами удушья при обострении бронхиальной астмы. Сессия 7-8 Цель:формирование адаптивного совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях на основе выявленных личностных ресурсов. Задачи: · анализ неприятных, трудных семейных или школьных ситуаций на основе рассказа или рисунка ребенка. Данные ситуации должны быть актуальны, то есть происходить накануне или в день занятия; · эмоциональное отреагирование напряжения, возникающего в связи с данной ситуацией; · выявление конструктивных единичных копинг-стратегий или диад, на основе которых создается гибкая система совладающего поведения, адаптивные комплексы копинг-стратегий; · подведение итогов работы по вектору детской подсистемы и мотивация на дальнейшую работу в семье, как в системе в целом. |