Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика Рабочая Коррекционно-образовательная программа по русскому языку для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Составлена на основе Программы коррекционно - развивающего обучения в начальной школе / Р.Д. Тригер, Н. А. Цыпина, М.: «Школьная пресса», 2005, Т. Г. Рамзаева, М.: «Просвещение», 2010, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С. Савинов. 3-е изд. – М. «Просвещение», 2011. (Стандарты второго поколения) Срок реализации программы 4 года Составители программы педагоги дополнительного образования Селиванова Елена Владимировна Егорова Елена Ивановна Принято методическим советом ЦПМСС «Северо-Восток» Протокол № 1 от 2012 г. Москва, 2012 Содержание I.Пояснительная записка …………………………………………………………………………….. 3 - 91. Актуальность программы.2. Цель коррекционно-развивающей программы.3. Задачи коррекционно – развивающей программы. 4. Принципы коррекционно-развивающей работы.5. Основные направления коррекционно-развивающей работы.6. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.7. Методы по степени активности познавательной деятельности.8. Методы организации деятельности и опыта поведения.9. Методологическая основа Рабочей коррекционно-образовательной программы по русскому для младших школьников с ЗПР и ОВЗ. 10. Формы проведения коррекционно-развивающих занятий по русскому языку, продолжительность и регулярность занятий. II. Психолого- педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР и ОВЗ ………………………………………………….10 – 11 III.Содержание программы по русскому языку в начальной школе …………..12 – 13 1.1 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам школьников, предполагаемый результат к концу 1 класса…………………………………………………………………………………..14 1.2 Календарно-тематическое планирование 1 класс……………………………………..15 - 17 № п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Формирование универсальных учебных действий. Коррекционная направленность | Оборудование | Количество часов, месяц | | | | | | | 2.1. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам школьников, предполагаемый результат к концу 2 класса……………………………………………………………………………………18 2.2.Календарно-тематическое планирование 2 класс……………………………………….19 - 21 3.1.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам школьников, предполагаемый результат к концу 3 класса……………………………………………………………………………………22 3.2 Календарно-тематическое планирование 3 класс……………………………………….23 - 26 4. 1.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам школьников, предполагаемый результат к концу 4 класса……………………………………………………………………………………27 4.2.Календарно-тематическое планирование 4 класс……………………………………….28 – 31 IV. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития…………………………………………………………………………………………..................32 V. Материально-техническая база………………………………………………………………….32 VI. Работа с родителями………………………………………………………………………………….33 – 34 VII. Библиография……………………………………………………………………………………………35 VIII. Приложение Пояснительная записка Актуальность программы В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по русскому языку. Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку в условиях ЦПМСС особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предмету. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГСО) появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения русскому языку детей с ЗПР и ОВЗ. Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы по русскому языку, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой работой. 2. Цель программы: коррекционно-развивающая программа по русскому для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и ограниченными возможностями здоровья в условиях ЦПМСС в соответствии с ФГСО направлена на создание системы комплексной помощи этим детям в освоении образовательной программы по русскому языку, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предмету с учетом возможностей ребенка. 3. Задачи: На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены. Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню: Обучающие коррекционно-развивающие: 1. Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации и др. 2. Развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. 3. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: - умение ориентироваться в задании, - планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога, - осуществлять самоконтроль и самооценку и др. 4. Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно. 5. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.) 6. Повышения общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.) 7. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении. 8. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала). 9. Формирование учебной мотивации. 10. Формирование ИКТ компетенции. Воспитывающие: 1. Формирование социально-нравственного поведения: - ответственное отношение к учебе; - соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения; - осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.); - осознание необходимости самоконтроля 2. Эстетическое и экологическое воспитание. 4. Принципы коррекционно-развивающей работы: * принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика; * онтогенетический принцип предполагает учет возрастных, психофизических особенностей учеников, характера имеющихся нарушений, развитие моторных возможностей (кинетических и кинестетических) как онтогенетически наиболее ранних базовых составляющих психического развития; * принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса; *принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности; * принцип усложнения заданий, упражнений; * принцип развивающей направленности обучения; * принцип наглядности и занимательности обучения; * принцип доступности обучения; * принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов; *принцип вариативности; *принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми. 5. Основные направления коррекционно-развивающей работы: Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание: * диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ЗПР, ЗРР, ОВЗ и др., проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ЦПМСС; * коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии ребенка с ОВЗ, ЗПР в условиях ЦПМСС; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); * консультативнаяработа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ЗПР, ОВЗ и др. и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития, социализации обучающихся; * информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса – обучающимися, их родителями. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: · развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; · развитие навыков каллиграфии; · развитие артикуляционной моторики 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: · развитие зрительного восприятия и узнавания; · развитие зрительной памяти и узнавания; · формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); · развитие пространственных представлений и ориентации; · развитие временных понятий; · развитие слухового внимания и памяти; · развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа 3. Развитие основных мыслительных операций: · формирование навыков относительно анализа; · развитие н6авыка группировки и классификации(на базе овладения основными родовыми понятиями); · формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; · формирование умения планировать свою деятельность; · развитие комбинаторных способностей 4. Развитие различных видов мышления: · развитие наглядно-образного мышления; · развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями); 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.). 6. Развитие речи, владение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 9. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений. 10. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности. 11. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся. 12. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов ЦПМСС (врачей, дефектологов, логопедов, психологов). 6. Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности: * словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение; * наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование; * практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др. 7. Методы по степени активности познавательной деятельности: *репродуктивные; * проблемно-поисковые 8. Методы организации деятельности и опыта поведения: *поручение; * упражнение; * приручение; * оценивание; * создание воспитывающей ситуации. 9. Рабочая коррекционно-образовательная программа по русскому языку для детей младшего школьного возраста с задержкой психического здоровья (ЗПР) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составлена на основе Программы коррекционно-развивающего обучения в начальной школе/Р.Д.Тригер, М.:»Школьная пресса», 2005; «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная пресса, 2004; «Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010; Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа/Составитель Е.С. Савинов, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011- (Стандарты нового поколения). – Программа коррекционной работы, стр. 164-172. Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на основе образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с опорой на общественное мнение. Методологическую основу Рабочей коррекционо-образовательной программы составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ЗПР, ЗРР и ОВЗ, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно- развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, ЗРР, социально-педагогической запущенностью. Руководствовались следующими положениями: · принципом единства законов развития нормального и аномального ребенка (Т.А.Власова, Л.С.Выготский, Г.М. Дульнов и др.); · представлениями об уровневой организации психики (Л.М.Беккер, Н.А.Бернштейн, А.Р.Лурия, О.С. Никольская); · положениями корекционно-развивающего обучения практической направленности (С.Г.Шевченко, И.М.Бгжанокова, Е.А. Стребелева и др.); · о нарушении в развитии процессов восприятия (К.И.Версесоцкая, Р.Я.Журавлева, М.В.Зверева); · о нарушении в развитии процессов мышления (Г.М.Дульнев, Ю.Т.Матасов, Б.И.Пинский, Т.А.Процко и др.); · о нарушении в развитии процессов памяти (И.В.Беляева, А.В.Григонис, Л.В.Занков, В.А.Сумарокова и др.); · о нарушении в развитии процессов речи (А.Г.Ермилов, Р.К.Луцкина, В.Г. Петрова. В.А.Турский, В.И. Лубовский и др.) 10. Формы проведения коррекционных занятий по русскому языку, продолжительность и регулярность занятий: · индивидуальные занятия ( для детей-инвалидов, детей с нарушением интеллекта умеренной степени и др); · групповые занятия (для детей с ЗПР, ЗРР, ОВЗ, социально-педагогической запущенностью по 2-4 чел.); Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков по русскому языку, решения коррекционных задач занятия проводятся и в форме открытого мероприятия, занимательного часа с приглашением родителей, специалистов сопровождения, работающих с этими детьми. Рабочая коррекционно-обучающая программа по русскому языку для детей младшего школьного возраста с ЗПР и ОВЗ в условиях ЦПМСС рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут с 3-5 минутной релаксацией, физминутками. Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия. Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий, интерес к родному языку. У учеников младших классов с ЗПР, ОВЗ очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий. |