Кол-во часов | Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание |
| Очная форма обучения |
| 6 семестр |
| Лекции |
| Раздел 1. «Методика обучения истории как педагогическая наука» |
| Тема«Методика обучения истории как педагогическая наука» Методика обучения истории как педагогическая наука. Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Связь методики с другими науками. |
| Раздел 4 Федеральные государственные образовательные стандарты. |
| Тема: «Федеральные государственные образовательные стандарты». Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС: инновационный характер, функции, особенности. Нормативное сопровождение ФГОС. |
| Тема: «Современные подходы в образовании и воспитании учащихся в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения». Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании как основа стандартов второго поколения и формирования метапредметных результатов. Понятие, сущность, дидактические принципы системно-деятельностного подхода в обучения. Метапредметный подход в обучении, его сущность. понятия «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметные результаты деятельности», «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипедметные умения». Метапредметы: «Знак», «Знание», «Проблема», «Задача» |
| Раздел 5. Цели обучения истории в школе. |
| Тема«Цели, обучения истории в школе» Понятие цели обучения.Цели обучения согласно стандартам первого поколения:Образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения истории. Курсовые и поурочные цели обучения истории. Проблема стратегии развития школьного исторического образования в условиях глобализации и развития Цели исторического образования в мировом контексте. информационного общества.Цели обучения согласно стандартам нового поколения: личностные, предметные, метапредметные (универсальные учебные действия) |
| Раздел 6 Структура школьного исторического образования |
| Тема«Структура школьного исторического образования» Сравнительная характеристика линейной и концентрической структуры школьного исторического образования. Отечественная и всеобщая история в концентрических и линейных системах. Современная структура школьного исторического образования. |
| Раздел 7 «Содержание школьного исторического образования» |
| Тема «Содержание школьного исторического образования» Фундаментальное ядро содержания общего образования. Историко-культурный стандарт. Федеральный государственный образовательный стандарт Примерная программа по истории |
| Раздел 8 Школьные программы по истории. |
| Тема«Учебный план школы и планирование преподавания истории» Учебные планы, их назначение, виды. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Учебный план школы. Структура учебного плана. Федеральный, региональный, школьный компоненты. Тематическое (календарно-тематическое) и поурочное планирование преподавания истории. |
| Тема «Учебно-методическое обеспечение преподавания истории в школе Учебники и учебно-методические комплекты» Понятие учебно-методического комплекта. Учебник по истории как источник знаний и средство обучения. Функциональная роль учебника. Основные структурные компоненты учебников и учебных пособий по истории. Характерные черты современных учебников истории. Аксиологическая компонента содержания учебников истории. Вариативность учебников истории в современных условиях. Электронный учебник истории. |
| Тема «Учебно-методическое обеспечение преподавания истории в школе Учебные программы» Понятие учебной программы, ее назначение. Структура учебной программы. Различие учебных программ по их назначению. Примерные программы по учебным предметам. Программа формирования универсальных ученых действий. Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Система оценки достижений требований программы |
| Тема: Рабочая программа учителя истории. Рабочие учебные программы учителей, их назначение для организации учебного процесса по истории. Виды рабочих программ. Функции рабочих программ в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Моделирование содержания рабочей программы по истории в соответствии с требованиями ФГОСов. Рекомендации по составлению рабочих учебных программ по истории. |
| Раздел 9 Структура и содержание исторических знаний школьников. |
| Тема: «Структура и содержание исторических знаний школьников: факт, событие, процесс» Структура и содержание исторических знаний школьников: факт, событие, процесс. Факты в обучении истории. типы и виды исторических фактов, их отличительные особенности по сложности и значимости (главные и неглавные), по составу, по характеру действия. Уровни освещения фактов на уроке (эмпирический и теоретический уровни учебного познания) Особенности теоретического компонента содержания учебного исторического материала |
| Тема: Формирование исторических представлений и понятий Исторические представления. Исторические понятия Виды исторически представлений (о фактах прошлого, об историческом времени и пространстве). Методические пути создания исторических представлений. Роль понятий в обучении истории. Виды исторических понятий в обучении истории. Методика формирования исторических понятий. Работа с терминами на уроках истории. |
| Раздел 10. «Познавательные возможности учащихся в обучении истории. . Дифференциация обучения» |
| Тема «Психолого-педагогическая характеристика познавательных возможностей учащихся в обучении истории» Познавательные возможности учащихся как основной фактор процесса обучения. Изучение познавательных возможностей школьников в обучении истории. Характеристика основных познавательных процессов. Познавательные способности. |
| Тема«Познавательный интерес учащихся к истории» Понятие интереса. Интерес как эмоционально-окрашенное проявление познавательных потребностей личности. Особенности познавательного интереса учащихся к истории. Познавательный интерес и мотивационная сфера учащихся в обучении истории. Диагностика познавательного интереса у учащихся к истории. Основные факторы развития у школьников познавательного интереса к истории. |
| Тема «Дифференциация в обучении истории» Понятие об индивидуализации и дифференциации в обучении. Понятие обучаемости. Обучаемость как критерий дифференциации. Краткая характеристика групп школьников по признакам обучаемости. Уровни познавательной самостоятельности школьников в учебной деятельности. Пути реализации дифференцированного подхода при обучении истории. Диагностика познавательных возможностей учащихся в обучении истории. Познавательные задания как средство диагностики и развития познавательных возможностей. |
| Раздел 11 Формы обучения истории. |
| Тема: «Современный урок истории, его подготовка и проведение» Формы и виды уроков истории. Требования к современному уроку истории. Типы уроков истории их структура. Структурные компоненты традиционного урока. Нетрадиционные уроки истории. Урок на системно-деятельностной основе. Отличительные черты метапредметного урока. Особенности уроков «открытия» нового знания; уроков рефлексии, уроков общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.. Этапы их функции подготовки к уроку. План-конспект и технологическая карта урока по ФГОС. |
| 7 семестр |
| Раздел 12.«Методы и приемы обучения» |
| Тема «Приемы и средства изучения главных исторических фактов на эмпирическом уровне.» |
| Приемы и средства изучения теоретического материала |
| Тема «Предметные (специальные) и метапредметные умения в обучении истории. Методика формирования познавательных умений в обучении истории.» Специальные умения по истории: хронологические, картографические, умение работать с историческими текстами, образные умения, логические умения, интеллектуальные, оценочные. Методика формирования познавательных умений. Условия, этапы формирования умений. Применение стереотипных действий (памяток) при овладении специальными умениями по предмету. Формирование и развитие мыслительных умений учащихся. |
| Тема«Формирование хронологических знаний и умений в обучении истории.» |
| Тема«Формирование картографических знаний умений в обучении истории.» . |
| Наглядные средства в обучении истории: типы и виды пособий, методика применения. понятие «наглядное обучение», «внутренняя наглядность», «предметная наглядность. Роль наглядности в обучении истории классификация наглядных средств в обучении истории, типы, виды пособий. особенности условно-графической наглядности, виды условно-графической наглядности методику работы с изобразительной наглядностью на уроках истории; методику работы с меловыми рисунками, с аппликациями, со схемами, таблицами, графиками, диаграммами методику работы с предметной наглядностью в обучении истории (макетами, моделями, реконструкциями предметов быта, труда); методику работы по опорным конспектам и сигналам |
| Использование исторических источников, художественной литературы в обучении истории |
| Раздел 13. Межпредметные, межкурсовые внутрикурсовые связи в обучении истории. |
| Тема «Межпредметные, межкурсовые внутрикурсовые связи в обучении истории.» Основные аспекты содержания межпредметных связей курсов истории. Методические приемы и средства установления межпредметных, межкурсовых, внутрикурсовых связей. Реализация преемственности в знаниях и умениях. |
| Раздел 14 «Результаты изучения истории. Проверка и оценка учебных достижений учащихся по истории.» |
| Тема: Результаты изучения истории. Проверка и оценка учебных достижений учащихся по истории. Результаты изучения истории. Проверка и оценка учебных достижений учащихся по истории. Единый государственный экзамен по истории. Контрольно-измерительные материалы по истории. |
| 8 семестр |
| Раздел 15.«Современные технологии обучения истории» |
| Тема «Понятие технологии обучения» Понятие технологии обучения. Традиционные технологии обучения. Современные технологии активного обучения. |
| Тема «Блоковое (тематическое) обучение» Понятие тематического блока. Особенности усвоения учебной информации в тематическом блоке. Формы учебных занятий по истории в тематическом блоке. Принципы организации исторического материала в тематическом блоке: событийно-хронологический, стадиально-региональный, проблемно-тематический. |
| Тема«Проблемное обучение истории» Роль проблемного обучения истории в развитии интеллектуальных умений и способностей школьников. Основные понятия проблемного обучения. Понятие учебной проблемы. Проблемная задача. Проблемный вопрос. Различия логической и проблемной задач. Проблемные ситуации. Способы создания проблемных ситуаций и типы проблемных задач. |
| Тема «Проблемное обучение истории» Этапы проблемного обучения. Создание проблемной ситуации. Формулирование учебной проблемы. Способы разрешения проблемных ситуаций. Выбор способов решения. Решение проблемной задачи. Уровни и приемы организации проблемного обучения истории. Проблемное изложение. Эвристическая беседа. |
| Тема «Интерактивное обучение» Понятие и сущность интерактивного обучения. Задачи интерактивного обучения. Общая характеристика особенностей интерактивного обучения. Основные правила организации интерактивного обучения. Методы и приемы интерактивного обучения. Методика проведения учебных занятий истории с интерактивными технологиями («Водоворот»; «Уголки», «Обмен знаниями», техника «Аквариума» и др.). Принципы оценивания результатов учебной деятельности учащихся на интерактивных занятиях. |
| Тема «Методика организации групповой деятельности учащихся в процессе интерактивного обучения» Особенности групповой деятельности. Характеристика заданий, выполняемых в ходе групповой деятельности. Правила и инструкции для участников групповой деятельности. Техника поиска группового решения. Распределение времени на работу в группах. Подходы к распределению участников по группам. Количественный состав участников в группах. Роль учителя при проведении групповой работы. Упражнения и формы работы в группах. |
| Тема: «Применение информационных технологий в обучении истории» |
| |
| 9 семестр |
| Раздел 16. «Изучение истории на базовом и профильном уровне». |
| Тема «Изучение истории на базовом и профильном уровне» Цели и задачи профильного обучения учащихся. Варианты (модели) организации профильного обучения (модель внутришкольной профилизации; модель сетевой профилизации). Составляющие профильного обучения: базовые учебные курсы, профильные учебные курсы, элективные учебные курсы. Особенности методики преподавания истории на старшей ступени: базовый профильный уровни. Специфика изучения истории на двух уровнях – базовом и профильном. Учебно-методическое обеспечение профильного обучения: программы, учебники |
| Раздел 17. «Национально - региональный компонент содержания школьного исторического образования» |
| Тема: «Понятие регионального компонента школьного исторического образования» Понятие, назначение, характеристика и функции регионального компонента исторического образования. Цели, задачи, принципы регионального компонента школьного исторического образования. Региональный (национально-региональный) компонент содержания общего образования в условиях многонационального Российского государства. Учебные программы, учебники по региональной истории, их характеристика. Модели реализации регионального компонента в учебном процессе. Формы учебной работы и деятельности учащихся. |
| Раздел 18 Содержание, формы, методы внеурочной работы по истории |
| Тема: «Содержание, формы, методы внеурочной работы по истории». Содержание, формы, методы внеурочной работы по истории. Олимпиады по истории. Организация исследовательской деятельности учащихся в обучении истории. |
| Практические занятия/семинары |
| 6 семестр |
| Раздел 1. «Методика обучения и воспитания истории как педагогическая наука» |
| Тема «Методика обучения истории как учебная дисциплина» Виды деятельности студентов на знание основ профессиональной деятельности в сфере образования: - получают представление о методике преподавании истории как учебной дисциплине; -знакомятся с программой учебного курса «Методика обучения и воспитания», с методическими рекомендациями по проведению практических занятий, выполнению самостоятельной работы, требованиями к зачету и экзамену; - знакомятся с требованиями к квалификационной характеристике выпускника-бакалавра направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование». - характеризуют профессиональные умения и качества учителя истории; - выполняют эссе по теме «Современный учитель истории в моем понимании». |
| Раздел 4 Федеральные государственные образовательные стандарты. |
| Тема Федеральные государственные образовательные стандарты. 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – анализ особенностей современного этапа развития образования. 2. Понятие образовательного стандарта, его назначение и функции; 3. ФГОС второго поколения: инновационный характер, особенности 4. Содержание государственных образовательных стандартов по истории. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностные, метапредеметные, предметные. |
| Раздел 7 «Содержание школьного исторического образования» |
| 1. Фундаментальное ядро содержания общего образования: понятие, назначение. 2. Историко-культурный стандарт – особенности содержания. 3. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: цели, задачи, сущность и значение духовно-нравственного развития и воспитания. Национальный идеал, базовые национальные ценности; основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания. |
| Раздел 8 Школьные программы по истории. |
| Тема «Учебные программы по истории. Учебный план и планирование преподавания истории в школе» 1. понятие учебной программы, структура учебной программы, ее значение в организации образовательного процесса; 2. Примерная программа по истории для основной школы: особенности, содержание, структура 3. Система оценки достижений требований программы 4. Понятие Базисного учебного плана, Учебного плана школы, их назначение для образовательного процесса; 5. Роль планирования в организации образовательной деятельности . Функции и структура КТП. Практическое задание составление календарно-тематического плана по учебному курсу истории. |
| Тема: Рабочая программа учителя истории. 1. Рабочие учебные программы учителей, их назначение для организации учебного процесса по истории. 2. Виды рабочих программ. 3. Функции рабочих программ в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. 4. Моделирование содержания рабочей программы по истории в соответствии с требованиями ФГОСов. Практическое задание составление рабочей программы по учебному курсу истории. |
| Тема: «Учебно-методическое обеспечение преподавания истории в школе Учебники и учебно-методические комплекты» 1. Учебник как источника знаний и средства обучения, роль учебника в школьном обучении истории; структурные компоненты учебника 2. Требования к современному учебнику истории, характеризуют функции учебника. 3. Приемы работы с учебником на уроках истории (первичные умения работать с учебником, формирование умений работать с текстом учебника, виды заданий по тексту, работа с историческими документами, иллюстрациями учебника); 4. Назначение вопросов и заданий в учебниках истории, их характер; 5. Итоговые умения учащихся по работе с учебником.(согласно стандарту) Практическая работа по составлению фрагмента урока, на котором показана методика работы с учебников на уроках истории. |
| Раздел 9. «Структура и содержание исторических знаний» |
| Тема «Структура исторических знаний: факт, событие, процесс. Структурно-функциональный анализ учебного материала» 1. специфика исторических фактов; 2. типы и виды исторических фактов, их отличительные особенности по сложности и значимости (главные и неглавные), по составу, по характеру действия; 3. особенности теоретического компонента в учебном историческом содержании; 4. уровни освещения фактов на уроке (эмпирический и теоретический уровни учебного познания) краткая характеристика; соотношение фактов и обобщений; - называют эмоционально-ценностные компоненты изучения истории; - представляют результаты практической работы по структурно-функциональному анализу учебного материала с целью усвоения специфики содержания преподаваемого предмета. |
| Раздел 11.Формы обучения истории. |
| Тема«Современный урок истории, его подготовка и проведение. Формы и виды уроков истории » 1. Понятие урок, требования к современному уроку истории; типы уроков истории, их структура. 1. Классификации типов уроков истории; 2. Понятие формы урока. структурные компоненты традиционного урока урока. 3. Урок по ФГОС второго поколения 4. Структурные компоненты урока на системно-деятельностной основе по ФГОС. 5. Отличительные черты метапредметного урока. Особенности уроков «открытия» нового знания; уроков рефлексии, уроков общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. Практическое задание сравнить компоненты традиционного урока и урока по ФГОС. |
| Тема «Подготовка учителя к уроку. Технологическая карта урока» 1. этапы подготовки урока; 2. Структурный анализ учебного материала. 3. Функциональный анализ учебного материала. Выделение в содержании главных и неглавных фактов, теоретических компонентов. Определение межпредметных, внутрикурсовых связей для осмысления главного на уроке. Прогнозируемые результаты изучения учебного материала: представления, понятия, взгляды, убеждения, умения. практическая работа по разработке технологической карты урока; анализ технологических карт, выполненных студентами. |
| |
| 7 семестр |
| Раздел 13.«Методы и приемы, формы обучения истории» |
| Тема «Методы, приемы, формы обучения истории» 1. Понятие «методы обучения». Классификация методов обучения; 2. Понятие «прием обучения». Соотношение методов и приемов обучения; 3. Понятие «форма организации обучения». Основные формы организации обучения истории: индивидуальное обучение, индивидуально-групповой способ, классно-урочная форма обучения; 4. Формы учебной деятельности учащихся: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная; 5. Факторы, оказывающие влияние на выбор методов, приемов, средств обучения; 6. Формы организации учебной работы. Урок как форма организации учебной работы. Понятие внеурочные формы организации учебной работы; 7. Виды деятельности учащихся при выполнении домашних работ по предмету, методические рекомендации по организации домашней работы учащихся. |
| Раздел 8.«Эмпирический и теоретический уровни учебного познания» |
| Тема«Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов» Виды деятельности на знание содержания преподаваемого предмета, сущности и структуры образовательных процессов, теорий и технологий обучения, способов взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса: - объясняют сущность эмпирического изучения исторических фактов; - раскрывают особенности приемов устного изложения главных исторических фактов: приемы повествования (повествование, сюжетный повествовательный рассказ, образное повествование, конспективное повествование и информативное изложение); приемы описания (картинное и аналитическое описание, образная характеристика, характеристика исторической личности, портретное описание); нетрадиционные приемы изложения (драматизация, персонификация, воображаемая экскурсия или путешествие на уроках истории); - называют виды наглядных средств обучения, соответствующие приемам эмпирического изучения исторических фактов; - представляют результаты практической работы по составлению фрагментов уроков с использованием различных приемов изложения исторического материала и эмпирического изучения исторических фактов. |
| Тема «Приемы и средства теоретического материала» УУД Виды деятельности на знание содержания преподаваемого предмета, сущности и структуры образовательных процессов, теорий и технологий обучения, способов взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса: - объясняют сущность теоретического изучения исторических фактов; - раскрывают особенности приемов теоретического изложения и изучения исторических фактов: объяснение, рассуждение, сравнительная и обобщающая характеристики, доказательство, проблемное изложение; - раскрывают роль беседы (диалога) в изучении теоретического материала, выделяют особенности повторительно-обобщающей, аналитической и эвристической беседы; - характеризуют письменно-графические приемы и средства, используемые для усвоения теоретического материала: а) составление планов (смысловой план, стереотипный план, тезисный план); б) составление схем (логические схемы, графики и диаграммы); в) составление таблиц (тематическая таблица, сравнительно-обобщающая таблица, конкретизирующие таблицы); - представляют результаты практической работы по составлению фрагментов технологических карт уроков, отражающих способы изучения учебного теоретического материала и использования письменно-графических приемов в изучении истории. |
| Тема «Методика формирования познавательных умений в обучении истории» УУД 1. методика формирования познавательных умений в обучении истории, роль стереотипных действий (памяток) при овладении специальными умениями по предмету 2. методика формирования и развития мыслительных умений учащихся 3. раскрывают роль познавательных, практических заданий и задач в формировании знаний и умений учащихся по истории 4. систему заданий для самостоятельной работы, специфику различных типов познавательных заданий и задач 5. познавательные задачи с использованием памяток-предписаний по решению познавательных задач. Способы обучения решению познавательных задач представляют результаты практической работы по разработке технологических карт уроков, на которых показана методика формирования познавательных умений в обучении истории. |
| Тема«Формирование хронологических знаний и умений в обучении истории» УУД? 1. Роль хронологии в школьном изучении истории; 2. Виды исторических дат, принципы отбора исторических дат в школьных курсах истории; 3. Наглядно-образное обозначение времени: иллюстрация исторического события, хронологические комплексы, таблицы, календари исторических событий, схемы. 4. Приемы и средства изложения хронологических сведений. методика развития представлений об историческом времени и методика работы по усвоению учащимися хронологии; 5. хронологические умения школьников, способы их формирования; 6. хронологические задачи и их типы представляют результаты практической работы по составлению хронологических задач различных типов по школьным курсам истории; |
| Тема«Формирование картографических знаний умений в обучении истории» УУД - Значение пространственной локализации фактов в обучении истории;
- Виды исторических карт.
- методика развития у учащихся пространственных представлений.
- методика работы с историческими картами.
- Картографические задачи и их типы.
представляют результаты практической работы по составлению картографических задач различных типов по школьным курсам истории, технологическая карта урока с использованием картографии и картографических задач. |
| Тема «Наглядные средства в обучении истории: типы и виды пособий, методика применения» УУД 1. Понятие «наглядное обучение». Роль наглядности в обучении истории 2. Классификация наглядных средств в обучении истории, типы, виды пособий. особенности условно-графической наглядности, виды условно-графической наглядности 3. Методика работы с изобразительной наглядностью на уроках истории; 4. Методика работы с меловыми рисунками, с аппликациями, со схемами, таблицами, графиками, диаграммами 5. Методика работы с предметной наглядностью в обучении истории (макетами, моделями, реконструкциями предметов быта, труда); 6. Методика работы по опорным конспектам и сигналам - представляют результаты практической работы по разработке фрагмента технологической карты урока, на котором проводится учебная работа с изобразительной наглядностью, с условно-графической наглядностью, опорными конспектами. |
| Тема«Использование исторических источников, художественной литературы в обучении истории» 1. Значение применения первоисточников в обучении истории. Виды исторических документов. 2. Требования к документу, критерии их отбора на урок. Типовые вопросы и задания к документам; 3. методика работы с историческими источниками на уроках истории. Методика формирования у учащихся умений комплексного анализа исторических источников. Самостоятельная работа учащихся с текстом документа. 4. Роль художественной литературы в обучении истории, виды художественных произведений, применяемые в обучении истории. Приемы использования художественных произведений в обучении истории представляют результаты практической работы по разработке технологической карты фрагментов урока, конспектов уроков, на которых показана методика работы с историческим документом. |
| Раздел 14. Результаты изучения истории. Проверка и оценка учебных достижений учащихся по истории. |
| Проверка и оценка учебных достижений учащихся по истории. Единый государственный экзамен по истории. Контрольно-измерительные материалы по истории - функции проверки и оценки знаний в учебном процессе
- педагогические требования к контролю знаний, умений, навыков учащихся, содержание проверки; виды контроля, формы и способы его организации и проведения
- методика проведения урока контроля знаний
- требования к уровню достижений учеников по истории на базовом и профильном уровне
- специфика тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории
- методика подготовку учащихся к итоговой аттестации
представляют результаты практической работы по разработке технологической карты урока контроля знаний |
| 8 семестр |
| Раздел 15. «Современные технологии в обучении истории» |
| Тема: «Технологии проблемного обучения» 1. Роль проблемного обучения истории в развитии интеллектуальных умений и способностей школьников 2. Основные понятия проблемного обучения: учебная проблема, проблемная задача, проблемный вопрос. 3. Способы создания проблемных ситуаций и типы проблемных задач. 4. Этапы проблемного обучения 5. Уровни и приемы организации проблемного обучения истории. практическое задание: разработка технологической карты урока на основе проблемного обучения. |
| Тема «Игры в обучении истории» 1. Роль игры в обучении истории, функции игровой деятельности. Общепедагогические основания использования обучающих игр на уроках истории; 2. Виды игр их характеристика. 3. Классификации исторических игр; 4. методика проведения деловых, ролевых ретроспективных неролевых ретроспективных, тренинговых видов игр; этапы проведения исторической игры; представляют результаты практической работы по разработке методического сценария учебной игры по истории. |
| Тема «Дискуссии в обучении истории» 1. дискуссия как метод обучения, виды дискуссий (дискуссионных занятий) в обучении истории и их особенности 2. характеристика: структурированных дискуссий; дискуссий с игровым моделированием; проектных дискуссий; командных, групповых, парных дискуссий; 3. этапы и ход проведения дискуссий, правила ведения дискуссии; представляют результаты практической работы по разработке технологической карты дискуссионного занятия или дискуссии на историческую тему. |
| Тема «Технологии развития критического мышления в обучении истории и оценочных суждений школьников» 1. значение применения технологии развития критического мышления (КМ) в обучении; 2. структура урока, построенного на основе технологии КМ; 3. характеристика обучающих приемов стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии; применение технологического приема «ПОПС-формула». представляют результаты практической работы по разработке урока истории с использованием технологии развития критического мышления. |
| Тема «Применение проектного метода в обучении истории» 1. понятие проектного метода как образовательной технологии, специфика проекта как формы учебной деятельности. 2. виды учебных проектов; 3. этапы проектной деятельности; 4. роль учителя в руководстве проектной деятельности школьников; представляют результаты по разработке технологической карты «урока-проекта». |
| Тема «Применение информационных технологий в обучении истории» 1. понятие информационных технологий обучения, значение использования информационных технологий в обучении истории. 2. характеристика информационных технологий, применяемые в школьном образовании и в обучении истории; 3. особенности компьютерных учебников и мультимедийных программ по истории; возможности интернет – ресурсов в обучении истории. представляют результаты по разработке технологической карты урока на основе информационных технологий |
| Тема «Применение информационных технологий на уроках истории. Технология ТОГИС в обучении истории» 1. значение применения технологии ТОГИС (технология образования в глобальном информационном сообществе) в обучении. 2. структуру учебного занятия на основе технологии ТОГИС 3. обучающие приемы технологии ТОГИС. представляют результаты практической работы по разработке технологических карт уроков с использованием информационных технологий (презентации, Ц.О.Р., видеоматериалы и пр.). |
| 9 семестр |
| Раздел16. Изучение истории на базовом профильном уровне. Технология разработки элективных курсов истории. |
| Тема «Технология разработки элективных курсов истории» - понятие, функции, назначение элективных курсов в образовательном процессе
- отличительные черты и виды элективных курсов по истории
- методика проектирования элективных курсов по истории.
практическая работа: разработка рабочей программы элективного курса по истории для профильного уровня старшей школы. |
| Раздел 17. Понятие, назначение, содержание национально-регионального компонента школьного исторического образования. |
| Тема: «Пути реализации национально-регионального компонента исторического образования в учебном процессе» 1. Цели, задачи, принципы регионального компонента школьного исторического образования 2. Учебные программы, учебники по региональной истории, их характеристика 3. Модели реализации регионального компонента в учебном процессе. 4. Формы учебной работы и деятельности учащихся. практическая работа: разработка технологической карты урока по региональной истории Хабаровского края. |
| Тема: «Школьное краеведение» 1. Цели и задачи школьного краеведения 2. Формы учебной работы и деятельности учащихся 3. Особенности краеведческой экскурсионной работы по истории. практическая работа: разработка рабочей программы элективного курса, кружка по краеведению |
| Раздел 18. Содержание, формы, методы внеурочной работы по истории. Олимпиады по истории. |
| Тема«Содержание, формы, методы внеурочной работы по истории» 1.задачи, значение, основные черты внеурочной работы по истории; 2.виды, содержание формы, средства внеучебной деятельности учащихся. 3.методика проведения различных внеурочных мероприятий: исторические вечера; тематические классные часы по истории; «Неделя истории в школе» и др. 4.особенности факультативных и кружковых занятий по истории. 5.Организация исследовательской деятельности учащихся в обучении истории практическая работа по составлению методических сценариев, конспектов, разработок внеурочных мероприятий по истории. |
| Тема: «Олимпиады по историиМетодика организации и проведения» 1. Цели, задачи, принципы работы с одаренными детьми по предмету 2. Методика выявления одаренных учащихся. 3. Индивидуальные маршруты обучения. Карты роста одаренных детей. 4. Виды и уровни олимпиадных заданий по истории 5. Методика подготовки одаренных учащихся к конкурсам и олимпиадам по истории практическая работа по составлению содержания олимпиад по истории для разных классов. |
| Лабораторные работы |
| 6 семестр |
| Раздел 5 «Цели обучения в школе» |
| Тема: «Целеполагание урока с учетом системно-деятельностного и метапредметного подходов Выполнение практической работы по составлению целей и планируемых результатов метапредметного урока. |
| Раздел 7 «Содержание школьного исторического образования» |
| Тема: «Содержание школьного исторического образования» Выполнение практической работы на анализ соответствия современных учебников концепций школьного исторического образования |
| Раздел 8 «Школьные программы по истории» |
| Тема: Учебный план школы и планирование преподавания истории Выполнение практической работы по составление КТП педагога по курсу истории для основной школы |
| Раздел 10. «Познавательные возможности учащихся в обучении истории» |
| Тема:Дифференциация в обучении истории Выполнение практической работы на составление дифференцированых заданий по истории для учащихся основной школы. |
| 7 семестр |
| Раздел 13 «Методы и приемы, формы обучения истории» |
| Тема:«Формирование хронологических и картографических знаний и умений в обучении истории» Выполнение практической работы по составлению технологической карты урока с использованием хронологических и картографических задач на разных этапах урока. |
| Тема: «Наглядные средства в обучении истории: типы и виды пособий, методика применения» Выполнение практической работы по формам работы с опорным конспектом на различных этапах проведения урока.(составление разноуровневых заданий) |
| Раздел 13. Межпредметные, межкурсовые внутрикурсовые связи в обучении истории. |
| Тема: «Интеграция в обучении истории» Выполнение практической работы по составлению технологической карты интегрированного урока |
| Раздел 14 Результаты изучения истории. Проверка и оценка учебных достижений учащихся по истории. |
| Тема: «Результаты изучения истории. Проверка и оценка учебных достижений учащихся по истории». Выполнение практической работы по составлению тематического теста в форме ОГЭ или ЕГЭ для подготовки к итоговой аттестации. |
| 9 семестр |
| Раздел 16. Изучение истории на базовом и профильном уровне. Технология разработки элективных курсов истории. |
| Тема: «Изучение истории на базовом и профильном уровне» Выполнение практической работы по составлению технологической карты урока истории для старшей школы на базовом уровне |
| Тема: «Изучение истории на базовом и профильном уровне» Выполнение практической работы по составлению технологической карты урока истории для старшей школы на профильном уровне |
| Раздел 18. Содержание, формы, методы внеурочной работы по истории. Олимпиады по истории. |
| Тема: Тема: «Олимпиады по историиМетодика организации и проведения» Практическая работа по составлению индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка для подготовки к олимпиаде по истории. |