Оценка достижений учащихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности Современное российское образование диктует необходимость пересмотра оценивания результатов деятельности учащихся. С поэтапным введением в повседневную практику федерального государственного образовательного стандарта мы фиксируем не только предметные, но и личностные, метапредметные результаты. Личностные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств и привычек в области безопасности жизнедеятельности, среди которых: 1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; 2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; 3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Исследование таких личностных результатов, как принятие роли учащегося, их ценностно-смысловые установки, уровень социальной зрелости, осуществляется психологом образовательного учреждения. Педагогическая диагностика учителя проводится по следующим критериям: 1) соблюдение правил школьной жизни, которые приняты в лицее; 2) участие в общественной жизни образовательного учреждения, общественно полезной деятельности (под кураторством учителя ОБЖ ребята участвуют в деятельности военно-патриотической общественной организации лицея – клуба “Знамя”; в проведении общелицейских мероприятий), 3) ответственность за результаты обучения; 4) готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории – в проектировании и реализации индивидуального учебного плана. Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются: 1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; 2) овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; 3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; 4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; 5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; 6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; 7) формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Так, при проведении уроков по изучению правил дорожного движения учитель может выявить, имеет ли ученик представление о том, в чем заключается безопасность дорожного движения для пешехода и водителя; способен ли он на практике осуществлять безопасное поведение на проезжей части; может ли ученик выстраивать модель собственных действий при дорожно-транспортных происшествиях и так далее. В ходе уроков ОБЖ ребята сами ищут материал по теме “Безопасность на дороге”, формулируют проблемы, представляют возможные пути их решения и представляют их в классе. При этом постоянно используются мультимедийные презентации, фрагменты видеофильмов, жизненный опыт. Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются: 1) знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности (познавательная сфера); 2) умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей источников; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения источников (ценностно-ориентационная сфера);. 3) умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях (коммуникативная сфера); 4) умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его (эстетическая сфера); 5) знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации (трудовая сфера); 6) формирование установки на здоровый образ жизни; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом (сфера физической культуры). Традиционно предметные результаты оцениваются в пятибалльной шкале, однако большую роль сегодня играет и портфолио учеников, так как оно представляет, наряду с учебными, результаты их деятельности в системе дополнительного образования – в юнармейском отряде “Знамя”, движении “Школа безопасности”, соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, выступлениях в составе Дружины юных пожарных, Отряда юных инспекторов движения. При выявлении личностных и метапредметных результатов употребляется дескриптивная оценка. Эффективность таких подходов к выявлению результата образования по ОБЖ во влиянии этого и на учащегося, и на учителя. Она дает возможность для - творческого роста, большей самостоятельности ребенка,
- позволяет учитывать его индивидуальные возможности;
- повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность;
- стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету;
- способствует развитию их коммуникативной культуры;
- облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом;
- улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам.
Данные подходы к оцениванию результатов образования позволяют осуществиться также и внешней оценке. Все субъекты образовательного процесса могут видеть и развивать малейшее продвижение ребенка, осуществляется деятельность по принципу “успех рождает успех”. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Здоровье – важнейшая ценность человека, и способы его сохранения давно обсуждаются учеными и философами. Для его сохранения необходимо придерживаться определенных правил – норм здорового образа жизни. Нормы здорового образа жизни не являются очень сложными, однако требуют комплексного подхода, они включают соблюдения режима работы и отдыха, сна, питания, использование физических упражнений. Человек должен заботиться о своем здоровье с детства, поэтому важно воспитать у него потребность соблюдать нормы здорового образа жизни, одним из основных школьных предметов является предмет по основам безопасности жизнедеятельности. Для достижения данной цели педагог должен придерживаться ряда принципов: научности, доступности, положительного ориентирования и др. В своей деятельности учитель должен использовать разнообразные методы: игровые методики, увеличивающие познавательный интерес обучающихся, интерактивные технологии, позволяющие представить информацию в наглядной форме. Также важно наличие положительного примера для подражания. Самое главное воспитать у школьников чувство ответственности за свое здоровье и понимания, что здоровье дается человеку один раз и на всю жизнь, для его сохранения нужно заботиться о нем, соблюдая здоровый образ жизни. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н.М. Амосов Эксперимент по преодолению старости М.: АСТ, 2003. С. 110 -115. 2. Баль, Л.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков / Л.В. Баль, С.В. Барканова, М.: Владос, 2003. 296 c. 3. Бендерская, Н. И. Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ. Режим доступа [http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014 /04/02/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-na-urokakh] (дата обращения: 7.04.2016) 4. Дрибинский, П. Воспитание ценностного отношения к здоровью / П.Дрибинский Воспитание ценностного отношения к здоровью М.: Воспитание школьников, 2008. С. 88- 92. 5. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов М.: Советский спорт, 2007. 216 с. 6. Залыгин, В.Е. Проблема здравообразования / В.Е. Залыгин М: Основы безопасности жизни, 2006. С. 98-100. 7. Залыгин, В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / В.Е. Залыгин М.: Основы безопасности жизнедеятельности, 2010. №1. 156 с. 8. Исупов, В.П. Пищевые добавки и пряности / В.П. Исупов Пищевые добавки и пряности М.: История, состав и применение, 2000. С. 223- 226. 9. Волкова, П.В. Как быть здоровым / П.В. Волкова М.: Медицина, 2005. 366 с. 10. Мишин, Б. И. Настольная книга учителя ОБЖ / Б.И. Мишин Настольная книга учителя ОБЖ М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002. С. 67- 70. 11. Ощепкова, Т. Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников / Т.Л. Ощепкова М.: Народное образование, 2006. №8. С. 45-47. 12. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков. Режим доступа: [http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/ 2013/08/23/prioritetnye-napravleniya.] (дата обращения: 28.04.2016) 13. Смирнов, А. Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ / А.Т. Смирнов Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ М.: Вентана-Граф, 2005. С. 58-60. 14. Ступницкая, М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / М. А. Ступницкая М.: 2004.- с. 145. 15. Сухомлинский, В.А.О воспитании / В. А. Сухомлинский О воспитании М.: Политиздат, 2005. С. 234-235. 16. Устав от 22 июля 1946 г. «Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения». Режим доступа [http://pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd4944.html.] (дата обращения: 7.04.2016) 17. Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности / М. П. Фролов. Е. Н. Литвинов М: Астрель, 2008. С. 178-180. 18. Что такое здоровый образ жизни, нормы и правила здорового образа жизни. Режим доступа [http://budzdorov.org/?p=2565] (дата обращения 15.04.2016) 19. Шаповалова, О. А. Формирование здорового жизни на уроках ОБЖ в рамках реализации ФГОС. Режим доступа [http://infourok.ru/statya-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-na-urokah-obzh-v-usloviyah-realizaciifgos-248182.html.] (дата обращения 19.04.2016) 20. Жук, Л. И. «Нет!» - вредным привычкам. / Л. И. Жук. «Нет!» - вредным привычкам // Минск, Красико – Принт, 2012. 21. Космолинский, Ф. П. Физическая культура и работоспособность / Ф. П. Космолинский М.: 1983. 22. Марьясис, В. В. Берегите себя от болезней. / В. В. Марьясис М., 1992. 23. Смирнов, А. Т., Мишин, Б. И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ / А. Т. Смирнов М.: «Вентана-Граф» 2002. 24. Фролов, М. П., Литвинов, Е. Н. Основы безопасности жизнедеятельности / М. П. Фролов М.: Астрель, 2008. |