МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Развитие исторических представлений о здоровье и здоровом образе жизни





 

Проблема здорового образа жизни волнует человечество с глубокой древности. О необходимости соблюдения определенных норм говорили ученые и философы античности, однако единого мнения среди них не существовало. Так, Гиппократ в здоровом образе жизни на первое место ставил физическое здоровье человека, считая причиной всех болезней неправильное питание, а Демокрит напротив утверждал, что основой здорового образа жизни является духовное здоровье человека [3].

Несмотря на имеющиеся противоречия, все ученые говорят о здоровье как о важнейшие ценности для человека. Немецкий философ XVIII века Артур Шопенгауэр утверждал, что здоровье составляет 9/10 частей счастья человека. «При нем все является источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие; даже субъективные блага: качества души, ума, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Поэтому не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу – это поистине главное условие человеческого счастья». Схожая идея и у французского философа Мишеля де Монтеня: «Здоровье – это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть время, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и унизительной».

В современном понимании термин «здоровый образ жизни» впервые употребил советский кардиохирург Николай Михайлович Амосов (1913-2002), им были сформированы основные принципы концепции здорового образа жизни – режим ограничений и нагрузок, как образ жизни, обеспечивающий оптимальное здоровье. В 80-е годы данный термин переняли американцы и европейцы (healthy lifestyle) [6].

Таким образом, для понимания особенностей здорового образа жизни важно определить, что понимается под здоровьем. На сегодняшний день не существует единого определения здоровья. Сам Н. М. Амосов рассматривал здоровье как естественное состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений [2].

С учетом этих признаков Г.И. Царегородцев отмечает, что «здоровье – это гармоническое течение разных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результат которого – согласованный обмен веществ внутри самого организма». В этом контексте здоровье представляется естественным гармоническим состоянием организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, которые исключают любые болезненные явления.

В медицине под здоровьем понимается способность организма компенсировать патологические процессы, постоянно зарождающиеся в организме человека. При этом уровень здоровья определяет исход патологического процесса (полное либо частичное выздоровление или летальный исход) [8].

В уставе Всемирной организации здравоохранения дано следующее определение: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Условиями полноценного здоровья являются: здоровый образ жизни (физическое здоровье); творчество, любовь, общение, позитивность мышления, чувство юмора, (психическое здоровье); эмоционально-волевое и ценностное отношение к себе, жизни, другим людям, природе, обществу, труду, познанию и другим высшим ценностям (духовно-нравственное здоровье) [17].



Существует 2 различных аспекта понятия «здоровый образ жизни» В узком смысле это совокупность мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. В широком смысле здоровый образ жизни – это комплекс мер по организации всех сторон жизни человека, которые позволяют увеличить продолжительность жизни и улучшить ее качество [10].

Идеи о важности соблюдения норм здорового жизни для школьников не являются новыми. Так известный советский педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что причиной неуспешности большинства школьников в учебе является плохое состояние здоровья, оно обычно малозаметно, но поддается излечению только при совместных усилиях родителей, врачей и школы [16].

Таким образом, здоровье человека зависит не только от условий среды, качества жизни и наследственных факторов, но и от образа жизни (как человек относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Именно поэтому сейчас возрастает роль обучения и воспитания школьников нормам здорового образа жизни, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей.

Современное образование обычно чаще направлено не на формирование норм здорового образа жизни, а на объяснение того, чего следует избегать, например, рассказывается о необходимости избегать вредных привычек. Однако современными педагогами и психологами установлено, что дети не всегда воспринимают частицу не, поэтому утверждения и обращения к школьнику лучше строить в утвердительном характере.

Формирование у учащихся потребности норм здорового образа жизни в рамках школьной программы также имеет свою историю, однако она не всегда была успешной. Так в 90-е годы довольно широкую популярность получила валеология – общая теория здоровья, которая претендовала на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Данный предмет был включен в школьную программу, однако впоследствии она подверглась серьезной критике за использование ненаучных, религиозных и оккультных концепций и нетрадиционной медицины. В результате этого в 2001 году валеология была исключена из школьной программы. На сегодняшний день к основным предметам, решающих задачу повышения уровня здоровья школьников можно отнести основы безопасности жизнедеятельности и физическую культуру. Если физическая культура больше направлена на физическое развитие учащегося, что соответствует пониманию ЗОЖ в узком смысле, то ОБЖ рассматривает его в широком смысле, затрагивая все стороны здоровья человека.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.