ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБНОСТИ СОБЛЮДАТЬ НОРМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» __________________________________________________________________ Институт физической культуры и спорта Кафедра безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ – БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБНОСТИ СОБЛЮДАТЬ НОРМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование Профиль подготовки – Безопасность жизнедеятельности Форма обучения – очная | | | Выполнил студент Рысаев К.Ф._______________ 2 курс, 201 группа Научный руководитель Акимова Л.А.________________ к. п . н ., доцент ____________________________ оценка подпись «____»__________ 2016 г | СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБНОСТИ СОБЛЮДАТЬ НОРМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ….………………………………………………6 1.1 Развитие у учащихся исторических представлений о здоровье и здоровом образе жизни…………………………………………………………………………6 1.2 Основные нормы здорового образа жизни…………..………………………9 1.3 Основные принципы формирования потребности соблюдать нормы здорового образа жизни…………………………………………………………...12 ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ СОБЛЮДАТЬ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………....…..18 2.1 Способы формирования потребности соблюдать нормы здорового образа жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности………………18 2.2 Оценка достижений учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности………………………………………………………………..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....……...26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..……………..…….27 ВВЕДЕНИЕ Актуальность:В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». В приложении к растущему организму ребенка это определение условно, т. к. «состояние полного физического и социального благополучия» определяется в динамике роста, как результат взаимодействия изменяющихся во времени количественных и качественных признаков, которые формируются под влиянием генотипа и развивающейся нейроэндокринной системы. Перестройка этих регуляторных систем в процессе развития у каждого ребенка характеризуется существованием «критических периодов», когда возрастает риск формирования стойких отклонений в состоянии здоровья. Известно и другое: дети даже одного возраста могут значительно отличаться по уровню биологической зрелости. Наибольшие расхождения наблюдаются в подростковом возрасте[24]. Существенное влияние на формирование здоровья ребенка оказывает индивидуальная конституция растущего организма, его реактивность, унаследованная от родителей и изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Наследственное или семейное предрасположение может явиться причиной практически любого заболевания человека, изначально формирующегося под флагом диатеза (неврастенического, вегето - дистонического, аллергического и др.)[4]. Среди функциональных отклонений у школьников отмечаются расстройства нервной системы (раздражительность, головные боли, страхи, плохой сон) и функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. Они не только снижают работоспособность и эмоциональный тонус детей, но и могут стать причиной более серьезных заболеваний. У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать, прежде всего, на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства[21]. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Для повышения уровня здоровья необходимо вести здоровый образ жизни, нормы которого должны формироваться у человека с детского возраста. Важным институтом для формирования и усвоения норм здорового жизни является образование, в особенности предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Проблема формирования здорового образа жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности является актуальной, так как это способствует решению проблемы вредных привычек, а также повысить общий уровень здоровья в стране [5]. Объект исследования: формирование у учащихся потребности соблюдать нормы здорового образа жизни Предмет исследования: способы и методы формирования норм здорового образа жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности. Цель работы:изучить теоретические основыи методические аспекты у учащихся потребности соблюдения норм здорового образа жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности. Задачи работы: 1) Рассмотреть историческое развитие представление о здоровье и здоровом образе жизни и изучить его основные нормы. 2) Выявить основные нормы здорового образа жизни. 3) Выявить основные принципы формирования потребности соблюдать нормы здорового образа жизни. 4) Определить способы формирования потребности соблюдать нормы здорового образа жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности. 5) Дать оценку достижениям учащихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности. Методы исследований:анализ специальной литературы, обобщение педагогического опыта. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБНОСТИ СОБЛЮДАТЬ НОРМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ |