ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Выявить основные принципы формирования потребности соблюдать нормы здорового образа жизни Для того, чтобы сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы здорового образа жизни учитель должен не просто сообщать, что и почему нужно делать, но и следовать определенной методике, реализуя в своем занятии ряд следующих принципов: 1) Принцип актуальности призван обеспечить школьников, наиболее важной и современной информацией о здоровом образе жизни. Медицинская наука не стоит на месте, и учитель ОБЖ должен быть в курсе последних тенденций. Актуальность информации о здоровом образе жизни определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в т.ч. задачами здравоохранения, а также проблемами местного характера. 2) Принцип научности предусматривает осуществление деятельности по формированию потребности соблюдать нормы здорового образа жизни на основе научно обоснованных данных. В соответствии с этим принципом должны используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать информацию о здоровом образе жизни в удобной, понятной, интересной для школьников форме. В современном XXI веке общество перенасыщено информацией, в том числе и о здоровом образе жизни, про который часто упоминают различные СМИ. Однако довольно часто эта информация противоречит друг другу, не является достоверной. Использование ненаучной и недостоверной информации может привести к отрицательным последствиям для здоровья, поэтому учитель ОБЖ должен опираться на объективную, научно обоснованную и достоверную информацию [7]. 3) Принцип доступности предполагает соответствие содержания, методов, форм, средств воспитания и обучения социально- культурному уровню, интересам и потребностям учащихся. Данный принцип предполагает использование оптимального для усвоения объема информации и рациональность методик обучения. Важное значение для реализации этого принципа имеют дидактические подходы к изложению материала: переход от известного к неизвестному, от простого к сложному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней специальных медицинских терминов и наименований, непонятных для школьников, использованием жизненных фактов в качестве примеров, применением изобразительных средств. 4) Принцип единства теории и практики предполагает возможность использования полученных учащимся знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов по тематике ЗОЖ фактическими данными, анализ конкретных практических ситуаций с использованием теоретических сведений, а также, по возможности, практическая отработка желательных способов поведения в различных ситуациях. 5) Принцип положительного ориентирования предполагает формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным с точки зрения здоровья стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа заключается в показе положительных примеров здорового образа жизни, которые являются более эффективными, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья поведения. 6) Принцип единства обучения и воспитания предусматривает усвоение учащимися не только содержания информации, но и приемов ее обработки, отношения к ней, способов ее использования. Реализация принципа возможна в условиях комплексного использования методов передачи информации и методов, активизирующих познавательную деятельность, способствующих формированию творческой активности в отношении здоровья, метода проблемного изложения, эвристического метода обучения и т. д. 7) Принцип активного обучения способствует устойчивому закреплению знаний и навыков здорового образа жизни, включающий качественный анализ, в том числе «мозговой штурм», который позволяет школьникам высказывать максимальное число версий по предлагаемому вопросу и выработке наиболее подходящей точки зрения на проблему в процессе ее обсуждения в малых группах с последующим подведением итогов в классе; ситуационные задачи с необходимостью выбора и принятия решения и др. 8) Принцип дифференцированного подхода предусматривает учет характерных особенностей групп населения, на которые оно направлено. В соответствии с этим принципом в процессе формирования потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, необходимо учитывать возраст, пол, состояние здоровья, национальные особенности быта, традиции, обычаи и т.д. Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей человека, на которого оно направлено. Программа и организация здорового образа жизни конкретного человека должны определяться: - индивидуально-типологическими наследственными факторами; -объективными социальными и общественно-экономическими условиями; -конкретными обстоятельствами жизнедеятельности, в которых, осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность; -личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением, культурой человека и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни [20]. У каждого человека должна быть своя система здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, основными особенностями которой должны быть: -добровольность; -затрата определенных времени, физических и душевных сил; -ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей. В соответствии с этим принципом необходимо, чтобы каждый подросток имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам охраны и укрепления здоровья с учетом физических и психологических характеристик, социальных параметров. Реализация данного принципа в современных условиях предполагает разработку индивидуальных программ обучения на основе предварительного изучения статуса здоровья [4]. 9) Принцип иллюстрированности предусматривает сочетание изложения теоретической информации о здоровом образе жизни с примерами и демонстрациями, конкретизирующих его применение на практике. Иллюстративность способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие. 10) Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и их логическую преемственность в процессе его осуществления. Логическая преемственность излагаемого материала позволяет избежать отрывочности, фрагментарности подлежащей усвоению информации, наличия в сознании противоречивых оцениваемых фактов и в целом формирует устойчивую убежденность в отношении здоровья. 11) Принцип системности предусматривает постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы. Системность в процессе обучения нормам здорового образа жизни позволяет учащимся сформировать целостную картину по вопросам здоровья, овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые являются предпосылкой формирования позитивных в отношении здоровья стилей жизни. Реализация принципа возможна лишь в условиях координации деятельности различных организаций и учреждений. 12) Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности школьника, эта активность возможна лишь при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Принцип стимулирования сознательности и активности является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стиля жизни. Руководствуясь этими принципами, учитель должен сформировать у учащихся следующие установки, которые обуславливают соблюдение норм здорового образа жизни: 1) Ответственность за свое здоровье, школьники должны понять, что их здоровье зависти в первую очередь от них самих, а не от внешних обстоятельств 2) Комплексный подход к здоровью. Организм человека состоит из ряда органов, каждый из которых выполняет свою функцию, которая важна для жизни всего организма. Исходя из этого, нужно соблюдать комплекс норм здорового образа жизни, а не тренировать отдельные мышцы или органы. 3) Приоритетная ценность здоровья. Школьники должны понять, что здоровье – это самое дорогое, что есть у человека, и восстановить его не всегда возможно. К сожалению, многие люди начинают думать и заботиться о своем здоровье, когда с ним появляются проблемы. Такое подход является неприемлемым, так как восстановить утраченное здоровье очень сложно. Поэтому школьники должны усвоить важный принцип: «Лучшее лечение – это профилактика». Соблюдение норм ЗОЖ является профилактикой для многих заболеваний организма [5]. |