Этические нормы аудиторской деятельности Правила поведения аудиторов России установлены в Кодексе этики аудиторов, одобренном Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол от 31 мая 2007 г. № 56). Кодексом определяются основные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами при осуществлении профессиональной деятельности. Достижение цели аудиторской работы требует соблюдения четырех основных требований: Достоверность. В целом общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах. Профессионализм. Аудируемые организации, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере аудита. Качество услуг. Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества Уверенность. Лицам, пользующимся услугами аудиторов, необходима уверенность в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами. В разделе I Кодекса этики аудиторов выделены следующие принципы профессионализма. Честность и объективность. Аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Принцип честности предполагает также честное ведение дел и правдивость. Аудитор не должен быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что: ‑ они содержат в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения; ‑ они содержат утверждения или данные, подготовленные небрежно; ‑ в них пропущены или искажены необходимые данные там, где пропуски или искажения могут вводить в заблуждение. В соответствии с принципом объективности все аудиторы должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов. Аудиторы выполняют многочисленные функции и должны проявлять объективность как при проведении аудиторских проверок, так и при оказании сопутствующих аудиту услуг. Следует избегать отношений с клиентом, которые допускают предвзятость, пристрастность или влияние других лиц в ущерб объективности. Аудиторы обязаны требовать соблюдения принципа объективности от персонала, участвующего в предоставлении профессиональных услуг. Им следует избегать ситуаций, способных скомпрометировать их профессиональную репутацию. Для соблюдения принципов честности и объективности в своей работе необходимо руководствоваться действующим законодательством. Разрешение этических конфликтов. Периодически аудиторы могут попадать в ситуации, при которых возникает конфликт интересов. Такие ситуации могут быть самого разного характера: от относительно тривиальных до совершения уголовно наказуемых деяний и незаконных действий. Примеры таких конфликтов. 1. Может возникнуть опасность давления со стороны непосредственного руководителя, менеджера или члена совета директоров. Давление может оказываться и в рамках семейных или личных отношений. Безусловно, не следует развивать отношения или интересы, способные отрицательно влиять или ставить под угрозу честность аудитора. 2. К аудитору могут обратиться с просьбой действовать вразрез с правилами (стандартами) аудиторской деятельности. 3. Конфликт может возникнуть н случае опубликования вводящей в заблуждение информации, выгодной работодателю или аудируемой организации, но не соответствующей мнению аудитора. Для разрешения возникших конфликтных ситуаций аудитору следует руководствоваться политикой разрешения конфликтов, существующей в организации-работодателе. Также применяются следующие возможные меры: ‑ обсуждение спорного вопроса с непосредственным начальником или на следующем, более высоком уровне. Вопрос на более высоком уровне могут рассматривать исполнительный орган, совет директоров, члены совета директоров, акционеры; ‑ обращение на конфиденциальной основе к независимому консультанту, аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям или в Совет по аудиторской деятельности с целью получения разъяснений в отношении возможных направлений действий; ‑ отказ от проведения аудита, а при необходимости доведение информации до сведения уполномоченных внешних организаций, таких как правоохранительные или контролирующие органы. Профессиональная компетентность. Разделить ее можно на два самостоятельных этапа. Достижение профессиональной компетентности. Для ее достижения первоначально необходимо получить высшее общее образование, за которым следуют специальное образование, обучение и экзамены по профилирующим предметам и далее — практическая работа. Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне. Для поддержания ее на должном уровне необходимо постоянно следить за изменениями в области учета, аудита, налогообложения, руководствоваться принятыми правилами (стан-дартами) аудиторской деятельности, установленными требованиями к качеству работы, ежегодно повышать квалификацию. Конфиденциальность. Аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности аудируемой организации. Аудитор не должен использовать информацию в личных целях или в интересах третьей стороны. К основным профессиональным требованиям конфиденциальности относится неразглашение сведений следующего характера: ‑ о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные); ‑ составляющих тайну следствия и судопроизводства; ‑ служебных, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (служебная тайна); ‑ связанных с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами; ‑ связанных с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (коммерческая тайна); ‑о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Налоговая практика. Аудитор, предоставляющий услуги по вопросам налогообложения, обязан предложить трактовки налогового законодательства. Эти услуги предоставляются с профессиональной компетентностью, что полностью гарантирует честность и объективность заключения аудитора. Аудитору, который осуществляет проверку правильности формирования налогооблагаемой базы, начисления и уплаты налогов, а также готовит или оказывает содействие в подготовке налоговой декларации, следует информировать аудируемую организацию о том, что ответственность за содержание декларации лежит на аудируемой организации. В тех случаях, когда аудитор обнаруживает существенную ошибку или отсутствие сведений в налоговой декларации за какой-либо предшествующий год или факт неподачи декларации, он обязан немедленно информировать аудируемую организацию об ошибке или пропуске и рекомендовать довести данную информацию до сведения налоговых органов. Обычно он не обязан информировать налоговые органы и не может это сделать без разрешения. Обеспечение публичности. При доведении информации до определенного или неопределенного круга лиц, а также в процессе маркетинга и продвижения своих кандидатур и услуг аудиторы: ‑ должны воздерживаться от применения приемов и методов, которые могут дискредитировать профессию; ‑ не должны преувеличивать присущие им квалификацию, опыт или виды услуг, которые они могут предоставить; ‑ не должны пренебрежительно отзываться о работе других аудиторов. Независимость. Все аудиторы и аудиторские организации должны быть независимы от аудируемых организаций и третьих лиц. Под независимостью подразумевается: ‑ независимость мышления. Такой образ мышления, который позволяет составить суждение, не зависящее от влияния сторонних факторов, могущих скомпрометировать профессионализм такого суждения, и который позволяет лицу действовать добросовестно и объективно на основе знания законодательства; ‑ независимость поведения. Избежание фактов или обстоятельств, которые настолькозначимы, что разумная и информированная третья сторона, получившая информацию, включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под разумное сомнение порядочность, объективность аудитора или аудиторской организации. Привлечение экспертов для оказания профессиональных услуг. Если аудитор не имеет достаточной квалификации, чтобы оказать какую-либо часть профессиональной услуги, он может привлечь для оказания ему технической консультации специалистов со стороны. Аудитор также должен учитывать конкретные требования в отношении независимости эксперта. Гонорар. За оказание услуг аудитору причитается вознаграждение. Получаемый аудитором гонорар должен справедливо отражать стоимость профессиональных услуг, выполненных для аудируемой организации, с учетом: ‑ квалификации и опыта, необходимых для оказания конкретного вида профессиональных услуг; ‑ уровня подготовки и опыта лиц, участие которых в оказании профессиональных услуг обязательно; ‑ времени, обоснованно затраченного каждым из лиц, участвующих в оказании профессиональных услуг; ‑ уровня ответственности, возникающего из оказания таких услуг. Как правило, гонорар рассчитывается на основе соответствующих почасовых или дневных ставок и количества времени, затраченного каждым из участвующих в оказании услуг лиц на оказание профессиональных услуг. Соответствующие ставки устанавливает сам аудитор, однако они должны быть обоснованными. Деятельность, несовместимая с аудиторской практикой.Аудитор не должен одновременно заниматься какими-либо видами деятельности, создающими или могущими создать угрозу честности, непредвзятости или независимости, а также репутации аудитора, т. е. несовместимыми с оказанием профессиональных услуг. Денежные средства аудируемой организации. Аудиторам запрещено держать у себя денежные средства аудируемой организации, если только они не относятся к авансовым платежам на оказание услуг в соответствии с договором. Отношения с другими аудиторами. Аудируемая организация может обратиться к иному аудитору с просьбой оказать профессиональные услуги. Следовательно, аудитор не должен пытаться какими-либо средствами ограничивать свободу выбора клиентом возможностей по получению специальных консультаций, а, когда это уместно, должен оказать клиенту необходимую помощь. Реклама и предложение услуг. Они должны быть направлены на объективное информирование организаций и граждан, должны вестись достойно, честно и откровенно. Запрещено предлагать услуги путем принуждения или навязывания. К примерам, не отвечающим указанным выше критериям, относятся: ‑ создание недостоверных, обманных или неоправданных ожиданий благоприятного исхода; ‑ намеки на возможность оказания влияния на какие-либо суды, арбитражи, надзорные или аналогичные органы или на должностных лиц; ‑ производство восхваляющих себя заявлений, не подкрепленных фактами; ‑ производство сравнений с другими аудиторами; ‑ использование в рекламе рекомендательных писем или доверительных надписей без согласия клиентов; ‑ использование любых других заверений, которые могут ввести в заблуждение или обман любое разумное лицо; ‑ необоснованные заявления о том, что данный аудитор является экспертом или специалистом в той или иной области аудита. Представление информации. При представлении информации объеме выручки от оказания профессиональных услуг аудиторские компании должны раскрывать данные, которые могут быть надлежащим образом подтверждены. Аудитор при представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услуг должен сообщить пользователю указанной информации о том, осуществлялась ли независимая проверка указанной информации. Принцип лояльности. Аудитор обязан быть лояльным по отношению к своему работодателю и к своей профессии. Однако работника нельзя заставлять: ‑ нарушать закон; ‑ нарушать профессиональные правила и стандарты; ‑ лгать аудиторам работодателя или вводить их в заблуждение (в том числе путем хранения молчания); ‑ подписываться под заявлением, содержащим существенное искажение фактов. Аудитор должен делать все от него зависящее, чтобы финансовая и нефинансовая информация велись в таком порядке, который точно и четко отражал бы истинный характер хозяйственных операций, активы и обязательства, классифицировал и заносил бы проводки своевременно и в установленном порядке. Документирование аудита В федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Документирование аудита» определены общие принципы документирования аудита, требования к форме и содержанию рабочей документации аудита, порядок составления и хранения рабочей документации. Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т. е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита. Рабочие документы обычно содержат: ‑ информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица; ‑ выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов; ‑ информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность; ‑ информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним; ‑ доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; ‑ доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок; ‑ доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы; ‑ анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; ‑ анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения; ‑ сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения; ‑доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена; ‑ сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения; ‑ подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором; ‑ копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них; ‑ копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля; ‑ письменные заявления, полученные от аудируемого лица; ‑ выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором; ‑ копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения. Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из характера проводимой работы, рода деятельности, состояния бухгалтерского учета, надежности системы внутреннего контроля и уровня руководства экономического субъекта. Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как: ‑ характер аудиторского задания; ‑ требования, предъявляемые к аудиторскому заключению; ‑ характер и сложность деятельности аудируемого лица; ‑ характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица; ‑ необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу; ‑ конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита. Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в рабочую документацию аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта. Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и разглашению не подлежат. Аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит, и не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. Рабочая документация должна содержать сведения, необходимые и достаточные для планирования аудита аудиторской организацией, подтверждения того, что аудит проведен аудиторской организацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, для составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией Рабочая документация должна содержать записи о планировании аудита, о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, а также выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений (приложения 6—9). В рабочей документации подлежат отражению все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора вместе с выводами, сделанными по этим вопросам. Сведения, включенные в рабочую документацию, должны быть изложены ясно и выражены так, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные толкования. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением. Рабочая документация должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве. Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты: ‑ наименование документа; ‑ наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит; ‑ период, за который проводится аудит; ‑ дата выполнения аудиторской процедуры или составления документа; ‑ содержание документа; ‑ личная подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку; ‑ дата проверки документа; ‑ личная подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровка. Рабочие документы должны быть оформлены аккуратно. Каждый документ, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер. Система построения и порядок присвоения идентификационных номеров таким документам устанавливаются аудиторской организацией. По окончании аудита рабочая документация сдается для обязательного хранения в архив аудиторской организации. Она должна храниться скомплектованной в папки («файлы»), заведенные для каждого аудита, проводимого аудиторской организацией, отдельно. Система расположения документов в папках устанавливается аудиторской организацией. Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде. Сохранность рабочей документации, оформление и передачу ее в архив организует руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное. Срок хранения в архиве аудиторской организации не менее 5 лет. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, прямо установленных законодательством Российской Федерации. В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование, результаты которого оформляются соответствующим актом. |