МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Механизм государства: понятие и структура.





Механизм государства– это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также некоторые структуры государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует так же научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике (назначение, порядок образования), а под механизмом государства - те же органы, но в динамике (деятельность органов, их взаимосвязь. (Лазарев, Липень). Характерные черты механизма государства: он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов; его целостность обеспечивается едиными целями и задачами; его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями; он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства ("материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников). В зависимости от полномочий они делятся на: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи, преподаватели, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);



6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

На механизм государства оказывают влияние внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности) и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет включать сложную структуру механизма государства; в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; и т.д.

Орган государства- это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки: самостоятельный элемент механизма государства; действует от имени государства и по его поручению; образован и функционирует на основе нормативных правовых документов; на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом"; имеет соответствующую компетенцию; обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа; в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица; действует на определенной территории.

Виды государственных органов. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев: по порядку образования – избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.); по форме реализации государственной деятельности - на законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы; по иерархии - на центральные, республиканские и местные; по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные; по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

 

14 Политическая система общества: понятие и структура. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система общества- это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система общества зависит от характера общественной среды, обладает относительной самостоятельностью и в целом способствует осуществлению политической власти.

Компоненты политической системы:

1)политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2)политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3)социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества;

4)политические отношения, складывающиеся между элементами системы;

5)политическая практика, состоящая из политической деятельности и опыта.

Функции политической системы: обеспечение политической власти социальной группы или большинства членов данного общества; управление различными сферами жизнедеятельности людей; мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач; интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры; политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида) и др.

Место государства в политической системе общества. Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно: выступает в качестве единственного официального представителя всего народа; является единственным носителем суверенитета; обладает специальным аппаратом; имеет силовые структуры; обладает, как правило, монополией на правотворчество; владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта); определяет главные направления развития общества.

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно: служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, выражаются интересы большинства людей); аккумулирует волю общества, всех его политических сил; делает политическую систему стабильной (законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов); устанавливает правовые формы организации и функционирования государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих политических сил и т.д.

Субъекты политической системы общества:

1) Местное самоуправление- это самостоятельная деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории. Оно самостоятельно от органов государственной власти в решении местных проблем. Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы.

2) Политическая партия- это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Основное назначение – завоевание государственной власти. Функции: выявление и удовлетворение интересов больших социальных групп; активизация и интеграция определенной части людей; подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников; разработка партийной идеологии; и т.п.

3) Общественно-политическое движение- это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Движение в отличии от партии имеет целью решение одной какой-либо проблемы; оно не стремятся к власти; не имеет четкой внутренней иерархии.

4) Группа давления- общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Это - формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.). Группы давления могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий.

 

15 Правовое государство: понятие и принципы формирования.

Правовое государство– это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности): наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона); наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными. Сегодня политико-правовой наукой в виде естественных признается система гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в международных пактах о правах человека 1966 г. и других международных актах.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов и средств.

1. Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы сдержек и противовесов, правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. В это связи законодательством РФ установлена система сдержек и противовесов. Применительно к законодательной власти президент страны имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Конституционный Суд имеет право блокировать антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти в законе установлены определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет работникам исполнительных органов избираться в парламент, заниматься коммерческой деятельностью.

3. Федерализм. Как своеобразное государственное устройство, федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов. Это создает своего рода "двойную безопасность" для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности.

4. Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти.

5. Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

Кроме двух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.

Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что "РФ - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статье прямо указывается, что Россия уже является правовым государство, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время и совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.