ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Типология государства: формационный и цивилизационный подходы. Типология государства- это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства рассматривается в двух подходах: формационном; цивилизационном. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) в качестве главного критерия использует социально-экономические признаки. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений и соответствующий ему тип надстройки (государство, право). В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государств. Рабовладельческое государство направлено на поддержание власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Феодальное государство- это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Социалистическое государство есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим. Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе. Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового общества. Достоинства: продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество; она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Недостатки: она во многом однолинейна, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые могут весьма существенно влиять на природу государства. Цивилизационный подход (А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер).В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. По мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Достоинства: определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях; в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более заземленная (географически адресная) типология государств. Недостатки: недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; выделяя большое количество идеально-духовных факторов, авторы, по сути дела, дали типологию не столько государства, сколько общества. В силу того факта, что типология государства является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга. 8 Понятие и классификация функций государства. Формы и методы их осуществления. Функции государства– это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от разделения властей - законодательные, исполнительные и судебные; в зависимости от сферы общественной жизни, - на внутренние и внешние. К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие. 1)Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ - "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". 2)Экономическая функция государства заключается в выработке и координации основных направлений экономической политики с помощью таких методов, как налоги, кредиты, льготы и т.д. Сейчас данная функция в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д. 3)Функция налогообложения выступает универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Для исполнения данной функции созданы специальные органы и приняты специальные акты. 4)Функция социальной защиты призвана обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Прежде всего, речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры, студенты и др. 5)Экологическая функция выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. 6)Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Она выражается в поддержке развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, СМИ, науки, образования и пр. К внешним функциям России относятся следующие: 1)Функция обороны страны имеет первостепенное значение и необходима для защиты суверенитета и территориальной целостности РФ, пресечения вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п. 2)Функция содействия по обеспечению международного мира(борьбы с международной преступностью) связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. 3)Функция сотрудничества с другими государствами направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, обмена технологиями, товарами и т.п. Формы осуществления функций государства- это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции: К правовым формам относятся: правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов; правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности и т.п. К организационным формам относятся: организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов, планирование); организационно-хозяйственная - работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.; организационно-идеологическая - повседневная работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр. Методы осуществления функций государства- это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение. 1) Убеждать- значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. 2) Принуждать- значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, наказания и т.д. 3) Рекомендовать - значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства. 4) Поощрять- значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность. 9 Понятие и элементы формы государства. Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос, в чем заключается главное назначение государства, то категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов. От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов. Форма государства- это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения больше предпосылок для федеративного устройства. Элементами формы государства являются: 1)форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские; 2)форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные; 3)политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы. Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих. Формы правления. Форма государственного правления- это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия(от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, императора и т.д. Признаки монархии: власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от волеизъявления населения. Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными(конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция). Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт), по существу они продолжают оставаться абсолютными, так как конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы. Республика(от латинского res publica - общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: выборность власти; ограниченность срока полномочий власти; зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия) - совместно президент и парламент. В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум недоверия правительству в целом, главе правительства или конкретному министру. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает глава правительства. Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров. Президент, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. 11 Формы государственного устройства. Форма государственного устройства- это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. В зависимости от этого критерия различают следующие формы: Унитарное государство- простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы. Федерация- сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. Федерации в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); в Африке (Нигерия, Танзания, Эфиопия); Австралия. Конфедерация- временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией). Появилась новая форма государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более неопределенная форма, чем конфедерация. Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территория, сильная централизованная власть. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи. |