ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОДД ОРГАНИЗАЦИЯ дорожного ДВИЖЕНИЯ Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов направления подготовки бакалавров 190700.62 «Технология транспортных процессов» по профилям: «Организация дорожного движения» «Расследование и экспертиза дорожно–транспортных происшествий» всех форм обучения Хабаровск Издательство ТОГУ УДК. 656.13.05 Организация дорожного движения: методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов направления подготовки бакалавров 190700.62 «Технология транспортных процессов» по профилям : «Организация дорожного движения» и «Расследование и экспертиза ДТП» всех форм обучения / сост. О.М. Дьячкова, В. А. Лазарев. – Хабаровск : Изд–во Тих. гос. ун–та, 2013. – 24 с. Методические указания составлены на кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта». Они содержат методику подготовки и выполнения лабораторных исследований в области организации дорожного движения, обработки исходных данных и оформления отчета. Печатается в соответствии с решениями кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» и методического совета транспортно–энергетического факультета. © Тихоокеанский государственный университет, 2013 © О.М. Дьячкова, В.А. Лазарев Содержание Основные положения Лабораторная работа №1 (1–й этап исследований). Характеристика объекта исследования и анализ размещения технических средств ОДД Лабораторная работа №2 (2– этап исследований). Исследование состава и интенсивности движения транспортного потока. Определение пропускной способности дороги и уровня загрузки Лабораторная работа №3 (3– этап исследований). Исследование и анализ скоростного режима движения транспортных средств Лабораторная работа №4 (4–й этап исследований). Исследование параметров, характеризующих пешеходное движение Лабораторная работа № 5 (5–й этап исследований). Оценка задержек транспортных потоков Правила техники безопасности при выполнении обследования транспортных и пешеходных потоков студентами Список литературы | | Основные положения Цель лабораторного практикума – закрепить теоретические основы курса «Организация дорожного движения», изучить на практике основные методики обследования параметров дорожного движения. Помимо обследований студенты знакомятся и работают с основной технической литературой, применяемой в данной области. Лабораторные работы проводятся в форме комплексного исследования параметров дорожного движения (далее – ДД) на участке улично–дорожной сети(далее – УДC) города. Процесс проведения лабораторных работ состоит из изучения методики проведения исследований, проведения исследований, обработки результатов, оформления отчета и его защиты. Перед проведением исследований студенты должны быть ознакомлены с теоретическими основами курса «Организация дорожного движения» в необходимом объеме, методикой проведения исследований и обработки результатов, техникой безопасности. Объект исследования выбирается студентами самостоятельно и согласуется с преподавателем. В качестве объекта исследования может выступать любой участок УДС с достаточно высокой интенсивностью транспортного и пешеходного потоков. В процессе выполнения лабораторных работ студенты проводят соответствующие измерения, заполняют учетные карточки определенной формы, производят расчеты, составляют схемы или графики, проводят анализ дорожной ситуации и формируют выводы по конечным результатам каждого этапа исследования. Результаты исследования оформляются в виде отчета. Отчет о работе выполняется на подгруппу, оформляется на одной стороне листа бумаги формата А4 210х297 мм. Порядок расположения материала в отчете рекомендуется следующий: –наименование работы; –задание; –краткое описание проведения работы; –схема обследования участка УДС; –таблица наблюдений с результатами измерений и расчетов; –ответы на контрольные вопросы; –заключение (приводятся соответствующие выводы по результатам работы). Оформленный отчет подлежит защите, допускающей к сдаче дисциплины. Лабораторная работа №1 (1–й этап исследований) ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОДД Цель: Изучить особенности размещения и применения технических средств организации дорожного движения (ОДД). Состав задания: 1. Планировочная схема изучаемого объекта (участка УДС) с нанесением всех элементов дороги. 2. Планировочная схема изучаемого объекта (участка УДС) с размещением технических средств ОДД. Теоретическая часть: Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии /1/. Дорожное движение–совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог /1/. Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД /2/. Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 /2/. Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд /2/. Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств /2/. Разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств /2/. Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Техническое средство организации дорожного движения: Дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство /3/. Методические указания: Выполнение работы следует начинать с изучения элементов дороги (дорог) и их параметров на данном участке УДС (категория дороги, ширина проезжей части, ширина обочин, число полос движения, ширина полосы движения) и составления планировочной схемы. В работе изучается организация движения на участке УДС (разрешенные направления и траектории движения транспорта и пешеходов), составляется масштабная схема. Фиксируются имеющиеся светофоры и знаки, относящиеся к организации ДД на участке УДС, их размещение. Исследуется состояние разметки: наличие, качество исполнения, материал (при наличии наземных пешеходных переходов указывается их ширина). По ПДД (с текущими изменениями) или ГОСТ Р 52289–2004 определяется цифровая индексация ТС. Информация объединяется, строится общая схема размещения ТСОДД. Контрольные вопросы: 3. Являются ли тротуары и обочины частью дороги? 4. Что относится к техническим средствам организации ДД? 5. Типы светофоров по ГОСТ Р 52289 – 2004. 6. Назначение дорожных знаков. 7. Классификация дорожной разметки. |