МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

МИТРОПОЛИТ КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ





ВЛАДИМИР МОНОМАХ

Об авторе МОНОМАХ

Внук великого князя Ярослава Мудрого по отцовской линии и византийского императора Константина Мономаха по материнской (1053-1125) был одним из наиболее успешных правителей Киевской Руси, добивавшимся единства и процветания страны. Проживший долгую жизнь, исполненный заботы о будущем, он создаёт на склоне лет искреннее исповедальное сочинение в жанре наставления молодому поколению. В народной памяти он останется образцом идеального правителя, с его именем будут связывать в эпоху Московской Руси так называемые дары Мономаха, символизирующие преемственность власти Москвы от Константинополя.

ПОУЧЕНИЕ (Перевод Б.А. Романова.)

"Поучение" Владимира Всеволодовича Мономаха - ценнейший исторический источник и одновременно, первоклассное художественное произведение древнерусской литературы. Текст его читается исключительно в Лаврентьевской летописи, местами дефектной, где он вставлен в статью 1096 г. В других памятниках статья читается слитно, без разрыва.

"Поучение" неоднократно издавалось, но большинству оно известно в основном по цитируемым фрагментам, что, конечно, не дает полного представления о композиции и содержании памятника. Думается, что преподавателю истории будет полезно иметь в своем распоряжении наиболее корректный перевод памятника на современный русский язык.

Я, ничтожный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, названный при крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею - Мономахами. И ради крещеных людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всяких бед! Сидя на санях, подумал я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней сохранил грешного. Дети мои или кто другой, слушая эту грамотку не посмейтесь, но, кому она будет люба из детей моих, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, также и трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте изобильную, это ведь - начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, тот пусть не засмеется, а так пусть скажет: в дальнем пути, да на санях сидя пустого он наговорил.

Встретили ведь меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Присоединись к нам, чтобы выгнать Ростиславичей и волость их отнять; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И сказал я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни клятвы преступить".

И, отпустив их (послов), взяв Псалтырь, с печалью раскрыл ее, и вот что прочиталось мне: "О чем печалишься душа? Зачем смущаешь меня?", и прочее. И потом я выбрал слова эти прекрасные и расположил их одни за другими и написал: если вам последние не любы, первые возьмите.

"О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, потому что я все открою ему". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, а Богопослушные - те будут владеть землей. И еще немного - и не будет грешника; будет искать он места своего и не найдет. Кроткие же унаследуют землю и будут наслаждаться миром. Высматривает грешный праведного и скрежещет на него зубами своими; Бог же смеется над ним и предвидит, что настанет день его (последний). Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы подстрелить нищего и несчастного, поразить правых сердцем. Оружие их поразит сердца их, и луки их сломаются. Лучше у праведника малое, чем богатства грешных великие. Ибо сила грешных сломится, укрепляет же праведных Господь. Так вот грешники погибнут; праведных же милуя, Он им подает. Так благословляющие Его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод я был и дожил до старости, и не видел праведника покинутым, ни детей его просящими хлеба. Всякий день раздает милостыню и взаймы дает праведник, и потомство его благословенно будет. Уклоняйся от зла, делай добро, ищи мира и гони (зло), и живи во веки веков". "Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то вода бы нас потопила". "Помилуй меня, Боже, ибо растоптал меня человек; всякий день нападая, угнетает меня. Попрали меня враги мои, ибо много нападающих на меня свыше". "Возрадуется праведник, и когда увидит отмщение, руки свои омоет в крови грешника. И сказал ведь человек: "Если есть награда праведнику, значит есть Бог, творящий суд на земле". "Возьми меня из рук врагов моих, Боже, и от восстающих на меня отними меня. Избавь меня от законопреступников и от людей кровожадных спаси меня, ибо они оплели душу мою". "Ибо, как гнев в ярости его, так и жизнь в воле его: вечером водворится плач, а на утро явится радость". "Ибо лучше милость Твоя, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя за жизнь мою и во имя Твое воздену руки мои". "Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправды". "Возвеселитесь все праведные сердцем. Благословлю Господа во всякое время, непрестанна хвала ему", и прочее.

Так ведь и Василий учил, собрав юношей, иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую, и соблюдать слово Господне: "Еде и питью быть без шума великого, при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться; не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться, стыдиться старших, с дурными женщинами не разговаривать, книзу глаза держать, а душу ввысь, избегать их; не уклоняться учить падких на власть, ни во что ставить всеобщее почитание. Если кто из вас может сделать другим полезное, от Бога на воздаяние пусть надеется и наслаждение вечными благами". "О, Владычица Богородица! Отведи от бедного сердца моего гордость и буйство, чтобы не величался я суетою мира сего в нашей ничтожной жизни".

Научись, верующий человек, поступать благочестиво, научись, по евангельскому слову, "глазами управлению, языка удержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, мысли чистоту блюсти, побуждая себя к добрым делам Господа ради. Лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, преследуемый - терпи, хулимый - моли, умертви грех". "Выручайте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу; приходите соединиться, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряные, обелю их, как снег", и прочее. "Воссияет весна воздержания постного и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем: "Слава тебе, человеколюбец!".

Поистине, дети мои, поймите, как человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам причинит зло, то мы поскорее хотим его проглотить и кровь его пролить. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, безмерные согрешения наши терпит в течение всей жизни нашей. Как отец, дитя свое любящий, бьет и опять привлекает его к себе, так же и Господь наш показал нам, как побеждать врагов, как тремя добрыми делами избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, нетяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя освободиться от грехов своих и царствия (небесного) не лишиться. И Бога ради, не ленитесь, умоляю вас, не забывайте трех дел этих, ибо не трудны они: это не затворничество, не монашество, не голодание, которые иные добродетельные претерпевают, но малыми делами можно получить милость Божию.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?" "Велик ты, Господи, и дивны дела Твои, никак разум человеческий не может рассказать о чудесах Твоих". И опять скажем: "Велик ты, Господи, и дивны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое во веки по всей земле". Кто же не воздает хвалу и не прославляет силу Твою и Твои великие чудеса и блага, устроенные на этом свете: как небо устроено, или как солнце или как луна, или как звезды, и тьма и свет, и земля на водах положена, Господи, твоим промыслом! Звери различные и птицы, и рыбы украшены твоим промыслом, Господи! И этому чуду дивимся, как из земли создав человека, как разнообразны человеческие лица, если и всех людей собрать, не все они на одно лицо, но каждый на свой облик, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые расселяются по всем странам, Божьим повелением, чтобы наполнились леса и поля. Всё же это дал Бог на благо людям, в пищу, на потеху. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как ты эти блага сотворил человека ради грешного. И те же птицы небесные научены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, имея голос, они становятся немы. "И благословен, Господи, и прославлен ты. весьма!" "Всякие чудеса и эти блага сотворил. И кто не славит тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, тот да будет проклят!"

Эти Божественные слова прочитав, дети мои, воздайте хвалу Богу, подавшему нам милость свою; а это от слабого моего ума наставление. Послушайте меня, если не всё примете, то половину.

Если вам Бог смягчит сердце, слезы свои пролейте о грехах своих, говоря: как блудницу и разбойника и мытаря ты помиловал, так и нас грешных помилуй. И в церкви то делайте и ложась (спать). Не грешите ни одной ночи; если это вам по силам, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. А того не забывайте, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что человек нагрешит за день, тем избавляется (от греха). Если и на коне едучи, не будет у вас ни с кем дела, если других молитв не умеете произносить, то "Господи, помилуй" взывайте беспрестанно про себя, ибо эта молитва всех лучше, - нежели думать о пустом, ездя.

Всего же больше убогих не забывайте, но сколько можете, по силе, кормите и подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не приказывайте убить его; если будет он достоин смерти, то не губите ни единой христианской души. В разговоре, о дурном ли, о хорошем ли, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в том нужды никакой. Если же будете крест целовать братии или кому иному, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том целуйте, а поцеловав (крест), блюдите, как бы, преступив, не погубить души своей. Епископы, попы и игумены... с любовью принимайте от них благословение и не сторонитесь их, и по силе любите и пекитесь о них, чтобы получить от них молитву... от Бога. Более всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; это всё, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на малое время. И в земле (богатства) не прячьте, это нам великий грех. Старых чти, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись гости ваши ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни шли походом по своим землям, не давайте отрокам, ни своим, ни чужим, причинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его дарами, - то пищей и питьем: ибо они, по пути, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив его добрым словом. Жену свою любите, но не давайте им над собой власти. А вот вам и конец всему: страх Божий имейте превыше всего.

Если начнете забывать это, то часто перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится. Хорошо поступая, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего в отношении церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все знатные мужи, исполненные достоинств. На заутрени воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, следует прославить Бога радостно, со словами: "Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет свой красный". И еще: "Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь в остальных грехах своих покаявшись, оправдав жизнь свою", так я хвалю Бога. И сесть думать с дружиною, или творить суд людям, или ехать на охоту, или на сбор дани, или лечь спать: спанье назначено Богом на полдень. По этому установленью ведь почивают и зверь, и птица, и люди.

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, который нес я, в разъездах и на охотах, с 13 лет. Сначала я к Ростову ходил, через землю вятичей, послал (туда) меня отец, а сам он пошел к Курску. И еще второй раз ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который, затем, повернул на Берестье с Изяславом, а меня послал в Смоленск; а из Смоленска я пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья (Святослав и Всеволод) на пожарище, где поляки пожгли, и там соблюдал я город в тишине. Затем, ходил в Переяславль к отцу, а после пасхи из Переяславля во Владимир (южный) в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.

Затем, послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешского леса, и проходил в земле их (Польской) 4 месяца. И в том же году и сын родился у меня старший новгородский. А оттуда (из Польши) ходил я в Туров, а на весну в Переяславль, потом в Туров.

И Святослав (Ярославич) умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной - Глебу (Святославичу) на помощь. А летом с отцом - под Полоцк, а на следующую зиму со Святополком (Изяславичем) под Полоцк, и выжгли мы Полоцк; Святополк пошел в Новгород, а я с половцами на Одреск, войною, и в Чернигов. И опять я пришел из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом в Чернигове, на Красном дворе, и поднес я отцу 300 гривен золота. И еще раз, из Смоленска же придя, пробился я через половцев с боем к Переяславлю, и отца там застал, вернувшегося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом, и одержали победу над Борисом и Олегом. И опять пошли в Переяславль, и стали в Оброве.

И Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговцами погнал, захватив подводных коней на перемену, и не застали... в Смоленске. В погоне за Всеславом пожег землю и с боем прошел до Лукомля и до Логожска, затем на Дрюцк с боем же, а потом (обратно) в Чернигов.

А в ту зиму разорили половцы Стародуб весь, и я, идя с черниговцами и с (другими) половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили. И наутро за Новым городом рассеяли сильный отряд Белкатгина, а семечей и пленников всех отняли.

А в Вятичскую землю ходили две зимы на Ходоту и на сына его, и к Корьдну ходил первую зиму. И опять ходили мы и за Ростиславичами за Микулин, и не настигли их. И тою весною - к Ярополку на совет в Броды.

И в том же году ходил за Хорол в погоню за половцами, которые взяли Горошин.

И тою осенью ходили с черниговцами и с половцами - читеевичами к Минску, захватили город и не оставили там ни челядина, ни скотины.

В ту зиму ходили к Ярополку на совет в Броды и дружбу великую заключили.

И весною посадил меня отец в Переяславле впереди всей братии (князей) и ходили за Супой. И на пути к Прилуку городу встретили нас неожиданно половецкие князья, с 8 тысячами, а мы бы и рады были с ними сразиться, но оружие было отослано вперед на повозках, и мы вошли в город. Только семца захватили живым одного да смердов несколько, а наши половцев поболее убили и захватили, и половцы, не смея сойти с коней, побежали к Суле в ту же ночь. И на следующий день, на Успение, пошли мы к Белой Веже, и Бог нам помог и святая Богородица: перебили 900 половцев и двух князей взяли, Багубарсовых братьев, Осеня и Сакзя, и два человека только спаслись бегством.

И затем, на Святославль мы гнались за половцами, и потом на Торческ город, и потом на Юрьев за половцами. И опять на той же стороне (Днепра), у Красна, половцев победили, и потом с Ростиславом же у Варина вежи взяли. И потом я ходил во Владимир, вторично Ярополка там посадил, и Ярополк умер.

И вновь, после смерти отца и при Святополке, на Стугне бились мы с половцами до вечера, бились у Халепа, и потом мир заключили с Тугорканом и с другими князьями половецкими, и от Глебовых людей отняли дружину свою всю.

И потом Олег на меня пришел со всеми половцами к Чернигову, и билась дружина моя с ними 8 дней за малую греблю (земляной вал), и не дала им проникнуть в крепость. Жалеючи христианских душ и сел пылающих и монастырей, я сказал: "Не быть тому, чтобы половцам похваляться". И отдал брату (Олегу) отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы в Борисов день (24 июля) из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около 100 человек, считая детей и женщин. И половцы облизывались на нас точно волки, стоя у перевоза и на горах, Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля. И сидел я в Переяславле 3 лета и 3 зимы с дружиною своею, и много бед натерпелись мы от войны и голода. И ходили на (половецких) воинов за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а иных взяли в плен.

И опять Итларевых людей перебили, и вежи их взяли, зайдя за Голтав.

И к Стародубу ходили на Олега, потому что он перекинулся к половцам. И на Буг ходили с Святополком на Боняка, за Рось. И в Смоленск ходили, с Давидом помирившись. Также ходили во второй раз с Вороницы.

Тогда же и торки пришли ко мне с половцами - читеевичами, мы ходили им навстречу на Сулу.

И потом еще раз ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.

И опять со Святополком гнались за Боняком, но... убили, и не настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось и не настигли его.

И на зиму в Смоленск пошел я; из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать умерла.

В Переяславль я вернулся летом, собрал братьев.

И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину, мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их разбили, и князей взяли в плен лучших, и после Рождества заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли в Смоленск, и потом я пошел в Ростов.

Вернувшись из Ростова, вновь пошли мы с Святополком на половцев на Урубу, и Бог нам помог.

И потом снова ходили на Боняка к Лубьну, и Бог нам помог.

И потом ходили к Воиню с Святополком, и потом опять на Дон ходили с Святополком и с Давидом, и Бог нам помог.

И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, прознав об этом, бежали.

И потом к Минску ходили на Глеба, который захватил наших людей, и Бог нам помог, и успели в том, что задумали.

И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не вытерпев злодеяний его.

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, выезжал утром и приезжал к вечерне. А всего переездов было 83 больших, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и после отца, а передал много скота и много одежи своей. И отпустил на волю из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых 2 братьев, Багубарсовых 3, Осеневых братьев 4, а всего других князей лучших 100. А самих князей Бог живыми в руки передавал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй, и иных кметей молодых, этих я, приведя живых, зарубил и бросил в ту речку Сальяю. А врозь перебил их в то время около 200 лучших мужей. А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту загонял и брал без усилия, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.

А вот что в Чернигове я делал: коней диких своими руками связал я в пущах 10 и 20 живых коней, помимо того, что, разъезжая по степи, ловил своими руками тех же диких коней. Два тура поднимали меня на рогах, вместе с конем. Олень меня один бодал, а из двух лосей один меня ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил мне на бедра и коня вместе со мной повалил. И Бог невредимым меня сохранил. И с коня много раз падал, голову себе разбивал дважды, и руки и ноги свои я повреждал, в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам я делал - на войне и на охоте, ночью и днем, в зной и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что требовалось, отдавая распоряжения, и в доме у себя поступал так же. И в отношении ловчих и конюхов, и в отношении соколов и ястребов весь распорядок держал я в своих руках.

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал я в обиду сильным, и за церковным порядком и за службой сам следил.

Не осуждайте меня, дети мои, или кто другой, это прочитав: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и дурного, столько лет оберегал от смертного часа и не ленивым меня создал, бедного, на всякие дела человеческие годным. Эту грамотку прочитав, подвигнитесь на всякие дела добрые, славя Бога и святых его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, мужской долг исполняйте, как вам Бог пошлет. Ибо, если я ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от падения с коня (не пострадал), то и никто из вас не может пострадать или лишиться жизни, пока не будет от Бога повелено. А если от Бога придет смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее. Но если и хорошее дело - остерегаться самому, то Божия охрана лучше, чем человеческая.

МИТРОПОЛИТ НИКИФОР

Об авторе МИТРОПОЛИТ НИКИФОР

Глава Русской Церкви в 1104-1121 годах, прибывший из Византии, грек по происхождению и воспитанию, митрополит Никифор является автором нескольких посланий.

Приводимое ниже содержит христианизированные идеи классической античности о трех частя души и пяти видах чувственного познания, что позволяет считать данное сочинение одним из первых творений отечественной антропологии и гносеологии.

ПОСЛАНИЕ О ПОСТЕ

ПОСЛАНИЕ НИКИФОРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО, К ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ, СЫНУ ВСЕВОЛОДА, СЫНА ЯРОСЛАВА (Перевод А. Ю. Карпова)

Благословен Бог и благословенно имя святое славы его, благословенный и прославленный князь мой. По многой своей благости и человеколюбию сподобил он нас достигнуть этих пречестных дней святого поста, которые он, как устроитель нашего спасения, узаконил для духовного очищения душ наших; и сам постился сорок дней для извещения своего вочеловечивания, не в посте нуждаясь, но нам пример показывая.

Если бы первый праотец Адам постился бы от древа познания и заповедь Владыки сохранил бы, то второй Адам, Христос Бог наш, не требовал бы поста. Но из-за преступления первого, не постившегося, постился он, чтобы преслушание разрушить. Возблагодарим же и поклонимся постившемуся Владыке, узаконившему для нас пост и снадобье для душевного здоровья даровавшему!

Оттого двойственно бытие наше: разумное и неразумное ["словесное и бессловесное"], и духовное ["бесплотное"] и телесное. Ведь разумное и духовное - это нечто божественное и чудное, подобное бесплотному естеству, а неразумное - подобно страстному и сластолюбивому. И поэтому борьбы в нас много, и противится плоть духу, а дух плоти.

Поистине нуждаемся мы в пище растительной, постной: это ведь укрощает телесные страсти, обуздывает противные стремления, и духу дает власть над телом. И так покоряется худшее лучшему, то есть душе тело. Так и то, что касается пупа и чресел наших: обуздай их, и змий умертвится. И в тишине пребывает душа, и в мире глубоком мир пожинает, мир, который в нас, который желаем, говоря: "Мир всем!"

А от первого этого блага и другие блага в нас происходят. Видишь ли, о князь мой благоверный и кроткий, что пост - основа добродетели, поэтому во всем мире, словно солнце, он воссиял. И из-за преступления праотца все народы пост совершают: одни в одно время, а другие в другое; эти больше постятся, эти меньше: силу же поста, как неразумные, не понимают, и поэтому впустую пост их и бесполезен. Люди же Христовы, святой язык, царское священие, жребий достояния его, понимают силу поста этого, и в правоверии живя, благословляют Бога, вразумившего их, и предвидевшего и приведшего Господа справа от себя, чтобы не сдвинулись они, то есть не смутились, и не были поглощены древним врагом, не хотящим нашего спасения.

И много еще мог бы сказать я в восхваление поста, если бы кому-нибудь другому было писание это. Но поскольку к тебе слово это обращено, доблестная глава наша и всей земли христолюбивой - к тебе, которого Бог издалеча проразумел и предопределил, которого из утробы освятил и помазал, смесив от царской и княжеской крови, которого благочестие воспитало и пост вскормил, и святая купель Христова с младых ногтей очистила,- то ни к чему о посте говорить тебе, а тем более о непитии вина или пива во время поста. Ведь кто не знает твоей праведности в этом? Всякий, если он не совсем невежа или бесчувственный, знает о ней. И видят все, и удивляются!

Вместо же поучения, по церковному уставу нечто другое изложим твоему благоверию, и о добрых тех источниках скажем тебе, от которых наполняется добро и проистекает в людей, по правде творящих благое, и проистекает таким же добром, а если противятся им и неправильно их используют, то в путь злобы, и в ров, и в пропасть уклоняются. Поэтому внимай себе, сказано в книгах: "Внимай слову своему и делу своему".

Неразлучно ведь зло от добра и перемешалось зло с добродетелью, как плевелы среди пшеницы. И поэтому следует нам быть внимательными, чтобы не принять зло за добродетель. Прекрасным ведь казался и на вид хорош был плод, который праотца умертвил, но в себе имел он тайную ловушку преслушания.

И вот усладим слово и исполним обещанное, и да покажем, откуда происходит доброе и недоброе.

Знай же, благородный князь, что божественным дуновением сотворена была душа, которая, сказано, по образу Божию была создана. Та душа - от трех частей, то есть три силы имеет: разум ["словесное"], и чувство ["яростное"], и волю ["желанное"].

Разум - старше и выше всех, им-то и отличаемся мы от всех животных, с его помощью познаем небо и прочие творения, и все из нас, кто правильно разум используют, к разумению Бога восходят. Посмотри на Авраама: был невежей муж этот и звездословия придерживался, и через движение и расположение звезд познал Творца и уверовал в Бога. А перед этим Енох угодил Богу и перенесся. И Моисей увидел созданное Богом и от этого в разум взял Создателя, и перестал называться сыном дочери фараоновой, и предпочел страдать с бывшими тогда людьми Божьими.

Такова сила разума для правильно использующих ее.

Но и Денница - прежний ангел, а ныне темный дьявол, - разумным был, но неправильно разум принял, а равным быть Богу возмечтал, и за гордость свою пал с небес с чином своим. И эллины разумны, но, не сохранив разум, не по-доброму мысля, к идолослужению склонились, и верили в животных: в крокодилов, и в козлов, и в змей, и в огонь, и в воду, и в прочее.

Второе же - чувство, которое имеют, когда есть ревность к Богу и месть к Божьим врагам. Но рядом с ним - злоба и зависть, так же как и в разуме - благоверие и зловерие. И смотри, что случилось от злого: оставил Каин добродетель чувства, то есть ревность к Богу, а избрал злобу и зависть, и убил брата своего Авеля, и осужден был на семикратное отмщение от Бога. А Моисей гнев не так сохранил, но, увидя мужа-египтянина, избивающего еврея, убил его ради ревности Божьей. И снова, когда сам взошел на гору, к Богу, оставив людей внизу с Аароном, и помедлил он, склонились люди к идолослужению и стали голове тельца поклоняться, отлитой в печи огненной из золота и серебра. И сойдя с горы, разбил он, разгневавшись, скрижали закона, которые нес, и копье сам взял ради ревности Божьей, и других с собой взял, и многое множество с ними избил - вот так Божий гнев проявился. А что сделал Финеес ради Божьей ревности? Тот, найдя жену-иноплеменницу, блудившую с мужем-израильтянином, обоих копьем пронзил и убил, остановив гибель народа, избиваемого мадианитами из-за беззакония, и зачлось ему это в заслугу. Сказано ведь: "Восстал Финеес и очистил, и прекратилась сеча". Так же и Илья, жрецов бесстыдных Бааловых зарезав из-за ревности Божьей, похвалы удостоился. Убивают же и разбойники, и язычники, но по злобе и ради имущества. Третье же - воля, которая добродетельна, если всегда к Богу иметь желание, и забывать об ином, и об одном помышлять просвещении, от которого сияние бывает Божие, и раздирается вретище, согласно пророку Давиду, сказавшему: "Обратил ты плач мой на радость мне, расторг вретище мое, и препоясал меня веселием". Веселие же это рождается в злостраданиях за Бога; от веселия же этого растет семя жизни, оттого чудотворения, оттого прорицания будущего бывают, от того человек к Богу по силе приближается и становится и на земле этой образом и подобием создавшего его Бога.

Узнай же, князь человеколюбивый и кроткий, из слов этих, что трехчастна душа. Узнай же о слугах ее, и ее воеводах и напоминателях, которыми обслуживается она, будучи бесплотной, и получает напоминания.

Ведь та душа находится в голове, имея ум, как светлое око, в себе, и наполняет все тело силою своею. Так же как и ты, князь, сидя здесь, в этой своей земле, действуешь по всей земле через воевод и слуг своих, и сам ты господин и князь, так же и душа по всему телу действует через пять слуг своих, то есть через пять чувств: через глаза, слух, обоняние, то есть через ноздри, через вкус и через осязание, то есть руками.

Зрение же чувственное верно, и что мы видим, если не без ума, то видим верно. А слух - иной раз истина, а иной раз - ложь. Почему же, князь мой, слух не таков, как зрение? И сам недоумеваю об этом, но вот толкуют, что зрением видим мы только впереди, а сзади же тела не видим; посредством слуха и то, что впереди говорящего слышим, и то, что сзади, разумеем. Поэтому следует верить только видимому глазами; слуху же не надо ни верить, ни не верить, но надо подвергнуть испытанию и суду многому слышимое, и только тогда давать ответ.

В отношении же обоняния, которое возбуждает благоухание, что следует говорить такому князю, который больше на земле спит, и дома избегает, и одежды светлые отвергает, и по лесам ходя, нищенскую носит одежду, и лишь по необходимости, в город входя, в княжеские ризы облачается?!

И в отношении вкуса, который в пище и питии проявляется, так же. Мы знаем, что для других ты обеды светлые готовишь, и для всех все делаешь, чтобы всех пригласить, и достойных, и недостойных, ради княжеского величества; а сам служишь и работаешь своими руками, и доходит подаяние твое даже и до полатей - делаешь же это для княжения и власти. И другие объедаются и упиваются, а ты сидишь и смотришь, как другие едят и пьют, и обходясь малой пищей и малой водой, делаешь вид, что и ты с ними ешь и пьешь. Так ты угождаешь подданным твоим и терпеливо сидишь и смотришь, как рабы твои упиваются, и этим поистине угождаешь им и покоряешь их. Так ты относишься к вкусу, насколько я знаю.

В отношении осязания (которое [проявляется через] руки), что касается имущества, знаю, что с тех пор, как ты родился и утвердился в тебе ум, с того возраста, когда мог ты благотворить, руки твои, по благодати Божьей, ко всем простираются; и никогда ты не прятал сокровищ, не считал золота или серебра, но все раздавал, черпая обеими руками, даже и до сих пор. Но сокровищница твоя, по Божьей благодати, неоскудима и неистощима, раздаваема, но не исчерпаема; и не исцелил Христос руку твою по возмужании твоем, но, как родился, так здоровую и имеешь, и будешь иметь, надеясь на Христа.

Почему же речь эту веду и говорю долго? Пойми же, князь, что болею за тебя; и, как врачеватели тела, если любят больного, то бодрствуют и первопричину недуга ищут, так же поступают и в отношении недуга разума. Так же и я поступил и первопричину искал, и по душевным жилам тебя испытав, нашел ее.

По жиле разума нашел, что благоверен ты по Божьей благодати и не уклоняешься от правой веры. В отношении чувства не пострадал ты, храня к Богу ревность и до настоящего дня, и, молю Бога, до конца хранить ее будешь в целости. Сохранишь же ты ее, если не дашь волку в стадо Христово войти, и если в виноградник, насаженный Богом, не дашь тернии всадить, но сохранишь предание старое отцов своих. (...)

В отношении же воли не сочтется за малое все, что совершил ты в зрелом своем возрасте.

И пять чувств испытал: в отношении зрения нашел тебя безупречным, и в отношении второго, и в отношении третьего, то есть обоняния, так же и в отношении четвертого, то есть вкуса, и в отношении того, что [посредством] рук так же.

О втором же чувстве, о слухе, не знаю, князь мой, что и сказать тебе. Кажется мне, что, поскольку не можешь ты видеть все сам глазами своими, то от служащих тебе орудием и приносящих тебе напоминания иногда вред твоей душе приходит, и только через отверстый слух входит в тебя стрела. Потому Соломон говорит нам, повелевая: "Остерегайтесь, чтобы не вошла смерть через оконца ваши".

Подумай об этом, князь мой, помысли об изгнанных от тебя, об осужденных тобой в наказание, о презренных; вспомни обо всех, кто на кого донес что-нибудь и кто кого оклеветал, и, сам себе судья, рассуди таковых, и, наставляемый от Бога, всех помяни, и так сделай, и отпусти их, да и тебе отпустится, и воздай, да и тебе воздается.

Если же не воздадим мы, то, как Христос говорит, грехопадение будет людям, и Отец небесный не простит нам прегрешений наших. Но и всуе призываем мы Отца Бога и лжем, обращаясь к нему: прости нам долги наши так же, как мы простили должникам нашим.

Не огорчись же, князь мой, из-за слов этих. Или думаешь, что приходил кто-нибудь ко мне, опечаленный, и потому написал я тебе это? Нет, это для благоверия твоего, попросту так написал я в напоминание тебе, поскольку великие владыки часто в великих напоминаниях нуждаются. Ибо многим пользуются они, но и многим грехам подвержены. И поэтому дерзнули мы, поскольку установление есть церковное и правило: в такое время и князьям говорить о том, что полезно. Понимаем ведь и то, что сами, как грешники, все в струпьях и в гное истекающем, иных исцелять начинаем; но ведь не один же вред во всем этом! Пусть даже и таковы мы, но слово Божье, которое в нас, здорово и цело, оно-то и учит, и учимым следует поддаваться ему и принимать от него исцеление, и иного не требовать.(...)

И одно еще немногое скажу в конце тебе, христолюбивый князь мой. Вспоминай третий псалом первого часа, то есть сотый и со вниманием пой: "Милость и суд пою тебе, Господи", и остальное. В нем верное изображение царское и икона княжеская. И если сказанное в нем ты будешь испытывать и сохранять, то приблизишься к Тому, который просветит еще больше разумные очи твои, и освятит слух твой, и очистит сердце, и направит стопы твои, и предохранит ноги твои от поползновения, и сподобит тебя достигнуть Господского праздника воскресенья в радости телесной, и в здравии, и в веселии душевном и духовном. И воссияет тебе свет, который сияет праведникам, и радость, супруга его, будет с тобой. И на много лет останешься неосужден и неповинен, потом и на вышнее царство вознесешься от земного, где истинная Пасха и истинный праздник.

МИТРОПОЛИТ КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

Об авторе МИТРОПОЛИТ КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

О втором митрополите Киевском из русских - Клименте Смолятиче (умер ок. 1164 г.) восторженно писали: "... и был книжник и философ, каких в Русской земле не бывало". Из многих его сочинений дошло лишь данное послание, переложенное монахом Афанасием. Автор даёт символическое истолкование ряда богословских образов и сюжетов, проявляет широкую образованность и оригинальность мышления.

ПОСЛАНИЕ, НАПИСАНО КЛИМЕНТОМ, МИТРОПОЛИТОМ РУССКИМ, ФОМЕ, ПРЕСВИТЕРУ.

ИСТОЛКОВАНО АФАНАСИЕМ МНИХОМ (Перевод А.Ю. Карпова)

Прочитав писание твоей любви, хотя и не сразу, я удивился, а в память свою углубясь, очень восхитился твоим благоразумием, возлюбленный мне о Господе брат Фома. Есть в письме твоем любезное порицание нашего тщеславия. И так с радостью прочел я преславное твое писание в присутствии многих слушателей и перед князем Изяславом, указав при этом и повод, по которому ты мне пишешь. И ты, любимец, не суди строго написанную мною к тебе грамоту.

Ты говоришь мне: "Тщеславишься в писаниях своих, философа из себя строя" - а прежде всего сам себя изобличаешь. Разве я тебе что-нибудь писал? Не писал и писать не хотел.

Говоришь мне: "Философию излагаешь" - но это ты пишешь весьма несправедливо. А что пренебрегши обычными для чтения сочинениями, излагал я Гомера, и Аристотеля, и Платона, которые были прославлены в греческих странах, то, если и писал так, то не к тебе, а к князю1, и к тому же не часто.

А что ты жалуешься, будто я тебя задел, то Бог мне свидетель, что не для испытания твоего благоразумия, а бесхитростно я писал. И если ты этого не можешь уразуметь, то напрасно указываешь мне на учителя своего Григория, говоря: "С Григорием беседовал я о душевном спасении". А разве я когда-либо похулил или укорил Григория? Но еще раз признаю, что он не только праведен, но и преподобен, а если не будет дерзостью сказать, то и свят он! Но если он тебя этому не Научил, то не знаю, каким образом хочешь ты руководить порученными тебе душами, когда и Григорию, и тебе это неизвестно.

Да, странно ты говоришь мне, что я ищу славы. Вот я назову тебе желающих славы. Это те, которые присоединяют дом к дому, и села к селам, приобретают изгоев, и сябров, борти и пожни, пустоши и пашни. От всего этого я, окаянный Клим, вполне свободен; но вместо домов и сел, бортей и пожней, сябров и изгоев у меня - четыре локтя земли, чтобы могилу выкопать, и эта моя могила на глазах у многих. И если я свой гроб вижу ежедневно по семь раз, то не знаю, с чего бы это мне тщеславиться, - ведь нет мне иного пути до церкви, как только мимо могилы. А если бы я захотел славы, то это не было бы удивительным, ибо, по словам великого Златоуста, богатство презрели многие, а славу - никто. И тогда прежде всего, по мере своих сил, я искал бы власти, но Ведающий сердца и утробы, Он один знает, сколько я молился, чтобы избавиться от нее. Если же так случилось по Его промышлению, то не подобает мне противиться этому.

Отселе, любимец, я уж не буду давать тебе ответа, но к вопросу побуждаю твое благоразумие.

Не подобает ли тщательно вникать в Божественные писания? И последуем ли мы за блаженным Соломоном, говорящим в притчах: "Если утвердишь око свое на него, ни с кем не сравниться тебе". Что, и Соломон, славы ища, так пишет?

Или еще, славы ища, он пишет: "Премудрость создала себе храм и утвердила семь столпов"? Соломон так говорит: "Премудрость создала себе храм". "Премудрость" - Божество, а "храм" - человечество, ибо истинный наш Христос Бог, как во храм, вселился в плоть, воспринятую им от Пречистой владычицы нашей Богородицы. А "утвердил семь столпов" - означает семь соборов святых и богоносных наших отцов.

Или опять, что говорит родитель Соломона [Давид]? "Возлюбили рабы твои каменья, и о прахе его жалеют". Да о каменьях ли и о прахе говорит богоотец? Или, любимец, велишь мне разуметь здесь каменья и прах, когда богоотец говорит об апостолах?

Если же я читаю из книги Бытия боговидца Моисея: "И сказал Господь Бог: "Вот стал Адам, как и мы, как один из нас, и теперь как бы не простер он руки своей и не взял от дерева жизни!" - то это ли читаю я тщеславия ради? <...>

И что для меня, брат, Иаков и две жены его, Лия и Рахиль, если просто читать об этом, а не понимать духовно? Ибо Иаков - образ Бога всех, то есть Бога двоякого рода людей - и израильтян, и язычников. И как израильтяне покров имели на сердце своем, то есть были наклонны к неверию, а язычники отличались правильной верой, так и Иаков имел две жены: Лию - образ израильтян, потому и глазами она болела, что израильтяне покров и имели на сердце, и Рахиль - образ язычников, потому и божественное Писание называет ее прекрасной, что язычники, преуспев в правильной вере и искренне уверовав в Спасителя, с корнем исторгли неправду. Прообразом же этого была Рахиль: вот почему она и идолов своего отца украла.

Что для меня хромота Иакова? Что мне за печаль, если хромает Иаков? Он боялся брата своего Исава, и Бог, желая сделать Иакова смелым, боролся с ним, ибо с Богом укрепишься, а с человеком - нет. Опять же, Иаков был образом воплощения Божьей славы; поэтому Бог и повредил ему голень, ибо божеское естество было крепче человеческого.

Что, если о Заре и Фаресея2 вынужден разуметь иносказательно, разве и это есть тщеславие? Зара и Фарес - прообразы двоякого рода людей: Фарес - израильтян, а Зара - язычников. Зара и руку прежде выставил потому, что он до закона [Моисеева] [праведное] житие показал, ибо и прежде закона некоторые отличались благочестием, живя не по закону, но по вере. А красная нить была прообразом бывших до закона жертв, которые приносили Авель, Енох, Ной, Авраам. А когда Зара опять руку вовлек - это означает, что покинуло его то благочестие. Явился Фарес, ибо закон есть преграда.<...> О Заре и Фаресе. Ибо о них божественное Писание говорит. В первых книгах Моисеевых, в которых написано об Аврааме и о прочих, упоминается и об Иуде, от которого по плоти произошел с Христос Бог наш, и о том, как Фамарь, сноха его, украсившись на подобие блудницы, его соблазнила. Но да не будет же осужден за это Иуда, ибо он не был блудником и по неведению сделал это. Скажу же, что и Фамарь, хотя и с намерением совокупилась, но совокупилась не ради прелюбодеяния, а для того, чтобы родить.<...>

Смотри, как Фамарь получила от Иуды залог, не платы желая, но рассчитывая, что тотчас от совокупления сможет зачать. А если бы она не взяла этого залога, то, будучи осужденной Иудой "на смерть, умерла бы, и не поверил бы Иуда словам ее, что от него зачала она. Но смотри, как она посылает к нему, говоря: "Чей это залог?" И узнал Иуда перстень свой, печать и жезл, и сказал: "Оправдалась Фамарь". Осудивший прежде ее на смерть, потому что услышал о ее согрешении, потом, убедившись в своем совокуплении с ней, уже оправдывает и очищает ее [от вины], так как не отдал ее [другому] сыну своему - Силому.

Ибо за грехом и осуждением следует смерть, за правдой же и очищением последует жизнь - поэтому и Фамарь оправдалась. И зачав таким образом, родила сыновей - образ закона и благодати, Зару и Фареса. И когда приблизилось время родов ее, Зара прежде руку высунул, и, ожидая рождения его, навязали ему на руку красную нить. А когда он обратно руку вовлек, родился Фарес, ибо Фарес ["закон"] - преграда для прежде бывшего благочестия и для будущей благодати.

Почему же Зара высунул руку прежде, чем родился Фарес? Не потому ли, что он был образом благочестия и благодати? А тем, что руку высунул, он показал на благочестие, которое обнаружили Авель, Сиф, Енох, Ной и Авраам. Красная же нить была образом крови и приносимых Богу жертв. Таким образом, показав рукою на предшествующее, Зара предоставил явиться прежде закону, то есть Фаресу, а потом и сам он вышел. Оба же они были прообразами, то есть предвозвестили два рода людей: Фарес - израильтян, а Зара - язычников.

Смотри же теперь, как оправдываются Иуда и Фамарь, что не ради прелюбодеяния они это совершили, не потому, что хотели остановить разжение похоти. Ведь если бы Фамарь этого захотела, то не искала бы Иуду, когда многие другие мимо нее проходили; но именно от Иудиного племени она пожелала разрешить узы своего бесчадия. А если бы ее плод был от той мнимой, скверной и нечистой похоти и беззакония, вопреки промышлению Божьему, то Бог не прообразовал бы ее плодом будущую тайну великого своего промышления, чтобы совершить избавление. Ибо явился Христос, чтобы удалившееся, ослабевшее и погруженное в беззаконные страсти естество человеческое исцелить. И это удаляющееся и убегающее от Бога естество он улучил и, приблизив, к себе привел.<...>

Аполлинариево безумие стыдится говорить о совершенном воплощении и вочеловечивании истинного нашего Спасения, как будто стыдясь видеть это, и считая грехом прилагать это к Христу Спасителю, к тому, который безгрешным пришел и принял образ раба, и вочеловечился для ослабления греховной силы. Но поскольку "везде там, где Бог, нет греха", чем же он может оскверниться? Ибо ничто не скверно, кроме греха. Поэтому многие очевидцы и сподвижники Христовы с дерзновением об этом поведали, не находя никакой мнимой хулы в отношении плоти и поучая об этом.

Другие же считают это хулою, и припоминают Зару и Фареса, и говорят, будто бы они от прелюбодеяния родились. Нет, не от прелюбодеяния они родились. Но когда, по промышлению Божию, Фамарь, вышедши замуж за первого сына Иудина, а потом за второго, осталась без совокупления, то лучше было бы ей тогда [в замужестве] зачать, чем от одного совокупления с Иудой. Но нося тогда во чреве узы бесчадия, вместо чадородия, от одного только совокупления она разрешилась, и зачав таким образом, родила этот богознаменитый плод. Ибо "Бог есть огнь поддающий и очищающий от грехов".

Всем тем, что тогда в завете с Авраамом совершил Бог, он прообразовал будущее. А если же все подзаконное захотим мы призвать к ответу, то и некоторых из двенадцати патриархов осудить пожелаем, потому что и их матери не все законным браком сочетались с Иаковом, а только Лия и Рахиль, взятые в жены по завещанию отцовскому. Но если все это будем исследовать и судить, то и сами как бы пожелаем стать богами. Ибо "если Господь оправдывает, то кто осуждает?".

Потом же, по истечении лет и родов многих, явился Моисей, который и боговидения на Синайской горе сподобился. Бог вручает ему закон, на скрижалях каменных написанный, повелевая израильтянам быть под законом. С появлением закона уже прекратилось "заветное" многоженство, а узаконилось сочетание с одной женой; ибо закон упразднил завет, а благодать упразднила и то, и другое - завет и закон. Когда воссияло солнце, то есть ли нужда всему миру пребывать во мраке? Лучше подобает ему осветиться пресветлыми лучами. Так же и Христос Бог наш, солнце праведное, озарил нас божественными зарями и просветил своим крещением, "и вот все ветхое прошло, и стало все новое", и уже не теснится в законе человечество, но под благодатию свободно ходит, ибо вся преграда закона пала, будучи только образом будущего, но не самой истиной. <...>

Опять же вспоминаю о своем письме к князю твоему, а моему истинному господину. "Поскольку и пиявицы той не остерегся!" "Пиявицей" же называет Писание и власть, и славу, ибо эти вещи преследуют и египтян, и иерусалимлян. Египтяне - это мирские люди, иерусалимляне же - монахи. Славы же и власти желают не только миряне, но и монахи, и стремление к ним преследует нас до гроба.

Если даже кто из нас и глубокой старости достигнет, то и тогда никак славолюбия оставить не может, ибо "и повелитель мой изнемог из-за чувственных и [не] вещественных разбойников, переходя от Иерусалима к Иерихону".

"Повелителем" ум называется, поэтому и говорится: "Ум мой изнемог от чувственных и невещественных разбойников", а разбойниками называют бесов. "Иерихон" же означает мир, ибо и в Евангелии Господь наш Иисус указывает, говоря: "Человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежды и изранили его". Иерусалимом называется эдем, а Иерихоном - мир; человек идущий - Адам, разбойники же - бесы, ибо их обманом лишился Адам боготканных одежд. Ранами же называют грехи.

Где здесь излагал я философию, недоумеваю. Христос сказал святым ученикам и апостолам: "Вам дано знать тайны царствия, а для прочих - притчи". Не в том ли, любимец, моя философия, которою я ищу славы от людей, что описанные у евангелиста чудеса Христовы хочу разуметь иносказательно и духовно?

Что мне в том, если о дочери князя Иаира я вопрошал иносказательно, и если рассказ об этом объясняет мне то-то и то-то? Что, если о дочери хананеянки хочу исследовать духовно? Что, если ищу значения в рассказе о кровоточивой? Что, если спрашиваю евангелиста о пяти хлебах и двух рыбах? Что, если ищу значения в рассказе об усохшей смоковнице? Что, если исследую о той вдовице, которая бросила два медяка в святилище храма?

Но молюсь: да будет моя темная душа, как та вдовица, и да вбросит она два медяка в святилище: от плоти - целомудрие, и от души - смирение.

Что, если я спрашиваю евангелиста о ловле рыб5? Что в том, если хочу исследовать иносказательно об исцелении больного6 водянкой? Все эти божественные знамения и чудеса Господа нашего Иисуса Христа, которые упоминаются в святом Евангелии, я намеренно припомнил. А если святые и божественные отцы наши добавили нечто подобное к Господним словам, чтобы разъяснить и истолковать их, то это весьма полезно, хорошо и похвально.

И все это столь же чудно и славно, сколь и сама истина, то есть что Господь наш на самом деле чудо сотворил и знамение показал, воскресив дочь князя Иаира, бывшую мертвой и совершенно бездыханной. Если же о хананеянке вспомним и о кровоточивой, о пяти хлебах и о двух рыбах, или об усохшей смоковнице, или о той вдовице, вбросившей два медяка в святилище, или о ловле рыб (о чем у евангелиста Луки), и об исцелении больного водянкой, - то это все по истине так было, как евангелист повествует. То есть Господь наш не только впритчах, но и на самом деле показал свои божественные знамения и чудеса.

Что мне до самарянки, свята ли она? Или о ее пяти мужьях, и о шестом, или о колодце Иакова, о сыновьях его и о скоте их8? Но не хочешь ли узнать, что говорит мне отец, Гераклийский епископ9? Самарянка - душа, а пять мужей ее - пять чувств, шестой муж ее - ум; колодец Иакова - напоминание об Иакове, сыновья Иакова - добродетели, скот же - добрые помыслы.

Если и здесь, по-твоему, славы ища, пишу, то сильно ты, брат, соблазнился!

Исцеляет Иисус расслабленного, 38 лет пребывавшего на Овечьей купели, которая имела 5 притворов. Что же означают 38 лет? Говорит мне [святой] отец: купель есть крещение, при котором искупалась овца - Христос; 5 притворов - 4 добродетели и пятое - разум. 30 лет расслабленный - всякий, кто в Троицу не верует, а о восьми годах расскажет тебе Соломон, говоря: "Давай часть семи и даже восьми".

Исследуя это подробно, тщеславлюсь ли я, любимец?

Но и опять вспоминаю указанного тобой учителя Григория, которого и святым назвать не стыжусь, и, не осуждая его, но лишь любя правду, хочу сказать тебе: Григорий знал альфу и виту также, как и ты, а равно и всю 20 и 4 словес грамоту. А не слыхал ли ты у меня о мужах - а я их самолично вижу - из которых каждый мог бы назвать альфу не скажу даже сотней, или двумя сотнями или тремя, или четырьмя сотнями [раз], а так же и виту?

Смотри, любимец (ибо следует смотреть и понимать), как все устраивается, поддерживается и преуспевает силой Божьей, ибо нет другой помощи, кроме помощи Божьей, и другой силы, кроме силы божественной. Ибо сказано: "Все, что захотел, сотворил - и на небесах, и на земле, и в море, и во всех безднах", и прочее.<...>

Не ехион морской останавливает шествие корабля, в котором спал "тревечерний странник". Но ехион, малое и невзрачное морское животное, часто наставляет плавающих в том, когда бывает буря, а когда спокойная погода. И когда он наперед узнает о предстоящем волнении ветра, то, влезши на твердый камень, сильно качается, так что и волны морские его не могут сбросить. А когда увидят это предзнаменование корабельщики, то и догадываются, что будет буря.

Никакой не астролог и не халдей, наблюдающий для предсказания погоды за восходом небесных звезд, научил этого ехиона. Но тот, кто Господь морей и ветров, он дал этому невзрачному животному истинное понимание своей великой премудрости. Ибо ничто не презренно у Господа: все видит его бессонное око, все наблюдает, при всем стоит, подавая каждому спасение. Да если даже ехиона не забыл Бог, то сколь изобильнее его щедроты и человеколюбие в отношении нас, уповающих на его святое имя! Он премудро управляет нами и устраивает наше спасение и каждому повелевает так, как хочет.

Когда пророк Иона послан был Богом в великий город Ниневию, чтобы предсказать его трехдневное разрушение, и когда свыше силы своей разгневался он на Бога и от лица Божия хотел бежать в Таре, то не ехион морской остановил движение того корабля, на дне которого спал Иона, "тревечерний он странник". ("Тревечерний" потому, что столько он пробыл в ките, "странник" - потому, что бежал). Тогда ведь не были дни алкионовы. Но всемогущая сила Божья разбила корабль. Ведь пророк из-за гнева бежал, но Владыка чудотворец остановил корабль. Много можно было видеть кораблей, безопасно плавающих туда и сюда, один только жестоко разбился из-за Ионы. И до тех пор не получил спасения и покоя корабль, пока не отдалморю этого гневливого беглеца. Море же, приняв его, опустило в свои пучины, а пучины препроводили во чрево "бессолнечному зверю, глубинному льву", то есть киту. Чрево же кита, волей-неволей принявшее пророка, вскоре принесло доброго проповедника городу Ниневии. "Сладкоядый зверь", приняв его в свою утробу, опять выпустил на свет того, кто проповедал слово Господнее, и спасению научил и тем даровал жизнь от Бога ради раскаяния. Все это кто совершил? Не один ли Христос Бог, дивный во славе, один творящий чудеса!

И не к недельному сроку алкионова рождения и возрастания снисходя, успокоил Бог пархянскую пучину, но ради юноши, рыданием удивившего всех, с ним плывущих на корабле.

Алкион - морская птица; гнезда себе она устраивает на морском берегу, на песке, а яйца несет на песке зимою. И хотя в это время от частых бурь ветры свирепствуют на земле, но тогда, когда алкион сидит на яйцах семь дней, прекращаются ветры и утихают волны морские. В эти только дни он и выводит птенцов. Но поскольку им нужен корм, то всещедрый Господь и другие семь дней дал ему для вскормления птенцов. Такую же тишину даровал Господь малому этому животному на время рождения и

вскормления птенцов. Мореходы знают это и называют эти дни алкионовыми.

Это и нам поучение - как просить у Бога добрых и полезных дел и как достигнуть и получить спасение. И если Бог о бессловесных заботится и все делает так, то ради нас, созданных по образу и подобию Божию, какого чуда не совершит, если ради столь малой птицы столь "великогордое" море удерживает среди зимы, повелевая ему стоять тихо.

Когда великий Григорий Богослов, будучи юношей, плыл в Афины, чтобы изучить тамошние науки, внезапно поднялась буря и заволновалось море, так что корабль разбивался и все отчаялись за свою жизнь. Юноша же зарыдал и взмолился на удивление всех находящихся с ним на корабле людей. И все тотчас же избавились от "суровства посейдонского", то есть от морской бури, и кроткой "земли Деметры" достичь смогли, то есть доброй и тихой земли - ибо "Деметрой" земля называется - благодаря тому, кто в глубокой старости глубокое возвещал (ибо он в глубокой и преклонной старости написал 16 слов, чудных и похвалы достойных, не переданных для чтения церковного из-за величия и глубины мысли этих таинственных и дивных слов). Разве саламандр прованский10 погасил в Багдаде печь, раскаленную в сорок девятый раз 11 для составивших всемирный лик юношей?

Саламандр - зверек, живет он во внутренней Индии, а внутренняя Индия - это Средиземия. В этих местах, в горах, и живет тот зверек. Его зовут саламандр, потому что естеством своим он так устроен Богом, что если вбросят его в раскаленную лечь, то огонь от нее угаснет, сам же он останется невредимым.

Упоминает же писатель в 49-й раз раскаленную печь. Это - вавилонская печь, которую распалил беззаконный и нечестивейший во всей земле царь, когда устроил и поставил золотую статую, перед которой не поклонились богоносные отроки. Тогда этот нечестивый царь повелел разжечь печь семь раз седьмерицею, а сосчитав семь седьмериц, мы и находим 49.

И таким образом те отроки не изжарились в столь великом огне, благодаря только тому, что их осияла прохлада и пламень превратился в росу. Но нет, не саламандр угасил багдадскую, то есть вавилонскую печь, но всемогущий ангел Божий, то есть Христос Бог, единородный сын Отца, спас среди пламени верных тех отроков, прохладив их промыслом Божьим.

Нечестивый же царь, как бы сподобившисьпророческого дара, увидев его в печи, сказал предстоящим: "Мужей ввергли в печь. Все же они словно одними устами говорят: Царь, во веки живи! Так трое говорят. Я же вижу четвертого, вид его подобен сыну Божию".

О великое твое промышление, человеколюбец Христос! Ты не только спас отроков и чудо совершил, халдеев опалив, но и грядущую девственную тайну своего рождения здесь показал. Прежде ведь своему боговидцу Моисею в купине ты показал девственную тайну, а печью прообразовал неопалимую девственную утробу своей матери, через которую ты воплотился в земной образ по своему повелению, человеколюбец! <...>

Но если поодиночке все будет описано, то целый год уйдет у меня на писание.

Взгляни на огонь, иссекаемый из камней и из дерева исходящий, который и высекается, и добывается вещественными человеческими руками; когда он войдет в силу от горения, то смотри, как при помощи человеческого искусства, вложенная в него чистейшая вещь очищается - разумею золото и серебро. Ибо если оно наполнено будет какою-либо нечистотою, то есть примесью, то, будучи вложено в разведенный огонь, изжигается огненным жаром, и таким образом очищается то вложенное золото и серебро, и возвращается чистое и без повреждения: примесь исчезает бесследно.

Но это лишь огонь вещественный, Богом сотворенный на службу разумному и одаренному даром слова человеку! Человек, будучи отмечен Богом, вещью печь очищает. И если мы, будучи творением Божиим, действуем сотворенною Богом тварью, как хотим, то что для нас, возлюбленные, может быть лучше, как помышлять особенно о Боге, совет и премудрость которого наш ум нимало постигнуть не может, - и не только наш ум, но и те святые ангелы и архангелы, и все чины небесные. Разве ему не подобает действовать сотворенною им тварью, и как он хочет, управлять великоименитым своим кораблем? Нам же не подобает противиться промышлению его, а подобает только прославлять и благодарить.

И как мы получили закон и благодать священного Писания от общего Владыки, Господа нашего Иисуса Христа Спасителя и Управителя наших душ, и святых и божественных его апостолов, по дару и благодати и силе Духа, будем держаться, возлюбленные, за эту грядущую надежду, не уклоняясь ни налево, ни направо, чтобы не упасть нам на самое дно погибели. Нопоследуя истинным и честным церковным святителям, таким образом достигнем вышней светлости в будущем царстве Господа нашего Иисуса Христа, ему же слава вместе с безначальным Отцом и пресвятым и благим и животворящим Духом, всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ Об авторе

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ

Епископ Туровский (умер до 1182 г.) прославился как "Златоуст, паче всех воссиявший на Руси". Он является мастером торжественного красноречия, тонким интерпретатором библейских книг, вдохновенным проповедником христианского учения, одним из основоположников не рассудочной, а эмоционально-символической манеры богословствования и философствования, ставшей доминантной в отечественной традиции.

ПРИТЧА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ, И О ТЕЛЕ, И О НАРУШЕНИИ БОЖЬЕЙ ЗАПОВЕДИ, И О ВОСКРЕСЕНИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, И О СТРАШНОМ СУДЕ, И О МУЧЕНИИ. (Перевод В. В. Колесова)

Господи, благослови, отче!

Хорошо же, братья, и очень полезно понимать нам Святого писания смысл: это и душу делает целомудренной, и на смирение направляет ум, и сердце на стремление к добродетели изостряет, и самого человека делает благодарным, и на небеса к Божьим заветам мысль устремляет, и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит. Потому и прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, Божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь: если она и невидима, зато вечна и конца не имеет, прочна и недвижима. Давайте не просто проговорим языком, написанное произнося, но, с рассуждением вчитавшись, постараемся делом исполнить это. Ибо сладко - медвяный сот, и хорошо - сахар, обоих же лучше книжное знание: потому что оно - сокровище вечной жизни. Если бы здесь кто нашел земное сокровище, то на все и не посягнул бы, но лишь один драгоценный камень взял бы - и вот уже без печали питается, как до самой смерти богатство имеющий. Так и нашедший сокровище священных книг, а также пророческих, и псаломских, и апостольских, и самого Спасителя Христа сохраненных речей, ум истинный, размышляющий, - уже не себе одному на спасение, но и многим другим, внимающим ему. Сюда и подходит евангельская притча, говорящая: "Всякий книжник, познавший царство небесное, подобен мужу домовитому, который из сокровищ своих раздает и старое, и новое"; если же от тщеславия, большим угождая, малыми пренебрегает, дерзко скрывает серебро господина, не пустив его в оборот12 при жизни, чтобы удвоить царское серебро - человеческие души, то, узря горделивый его ум, возьмет Господь от него свой талант; ибо сам он гордым противится, смиренным же дает благодать. Если же мира сего властелины и в житейских делах погрязшие люди усердно требуют книжного знания, насколько больше следует нам учиться у них и всем сердцем в него погрузиться, познавая речи Господни, о спасении душ наших писанные! Но затрудняется мой неясный ум, слабый разум имея, не может нужных слов по порядку изложить и подобен слепому стрелку, над которым смеются, ибо не может попасть в свою цель. Пусть же не от себя изложу я необученным языком, но из священных извлекая писаний; с великой боязнью евангельских решаюсь коснуться речей, для начала Господню притчу сказав так, как Матфей ее церкви донес.

Начало. Сказал Господь. Был один домовитый человек; он насадил виноградник, и оградил оплотом, и выкопал яму для отжимки вина, оставил вход, - устроил и ворота, но не затворил входа. И возвращаясь домой, сказал он: "Кого оставлю я сторожем моего виноградника? Если оставлю кого-либо из служащих мне рабов, то, зная мою снисходительность, расточат они мое добро. Но вот что сделаю: приставлю к воротам хромца и слепца. Если кто из врагов моих захочет обокрасть мой виноградник, то хромец увидит, а слепец услышит. Если же кто-нибудь из них двоих захочет войти в виноградник, то хромец, не имея ног, не сможет проникнуть внутрь; слепец же, если и войдет, то, заплутав, в пропасти расшибется". И, посадив их у ворот, дал им власть надо всем, что вокруг виноградника, и пищу и одежду приготовил легкую. "Только, - сказал, - того, что внутри виноградника, не касайтесь без моего повеления". И потом ушел, сказав, что вернется со временем и тогда плату им за работу с собой принесет, но пригрозил им наказанием, если те запрет его преступят. Оставив их здесь, снова обратимся к словам Евангелия, словесный плод на умственном пиршестве вашим очам предлагающего.

Истолкование. Дом





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.