ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ВОПРОСИВШИИ ОБ ЭТОМ, ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТ 4 страница Итак, не станем обвинять звезды или планеты, что будто оне влекут нас к совершению беззаконных поступков, и не будем бояться круга счастия, как будто он возводит и низводит неравномерно наши обстоятельства: это все выдумки безбожных Халдеев и Аравитян, а не учение благочестивых христиан. Те постоянно прислушивались только к бесам и идолам и потому не могли научиться от них никакой истине; да и чему доброму может кто-либо научиться от самой лжи? У нас же един Бог, Который весьма премудро и преподобно устроивает все касающееся нас к большей нашей пользе, - и не кругом счастия, не движением звезд, но тайными Своими судьбами, как Сам один знает. Тайну этих судеб и их непостижимое разнообразие не познали злочестивые потомки Ассириян, которые кругу счастия и движениям звезд приписали все нестроения этой жизни. Как неискусный какой-нибудь врач, желая исцелить страждущего водянкой, или болью желудка, вместо того, чтобы видеть причину болезни в злокачественности естества больного или в безмерном объядении, приписывает по неопытности причину болезни вредному влиянию воздуха и пищи, тогда как умеренное пользование тем и другим полезно: так и те, оставив без упрека самовластное и произвольное избрание дел злых или добрых, по причине чего Бог или гневается на нас, если живем беззаконно, или призирает на нас милостиво, если хорошо и благочестно проводим жизнь, приписали все дела влиянию звезд и круга счастия. Душа. Следует ли совершенно отвергнуть звездочетство, как изобретение безбожных Халдеев? Ум. Нет, любезная душа, не вполне оно должно быть отвергнуто, но и не может безразсудно все быть принято. Ведь и наука словесности, называемая логикой, не должна быть вполне отвергнута только потому, что некоторые пользуются ею для ложных и вредных состязаний. Но насколько это возбуждает нас к прославлению Бога и душу разжигает бульшею божественною любовию, нисколько не противясь священным и боговдохновенным словам Писания, а вполне с ним согласуется, - настолько оно хорошо, душа, и следует его изучать, как труд прилежных занятий древних досточтимых мужей. Не все это учение составляет изобретение людей нечестивых, но только то, что влечет к пропасти погибели, приписывая движению звезд и кругу счастия все наши злые и добрые дела, и то, чтобы проводить время в благополучии или несчастии, и насколько оно дерзает предсказывать будущее и заставляет замечать дни и времена и часы, как бы одни из них были благополучны, а другие - злополучны. Все это, душа, богохульно и противно священным словам Павла и Исаии. Ибо Павел, обличая Галатов, наблюдавших за месяцами, временами и днями, называет их безумными (Гал. 4, 10.); Исаия же, предвозвещая запустение Египта, имевшее скоро наступить от гнева Божия, взывает к нему в виде насмешки, говоря: где ныне премудрии твои астрологи, да возвестят тебе и скажут, что будет с тобой (Ис. 19, 12). Горе тебе, горе тебе: это твое художество и эта премудрость погубили тебя. Ибо думать, что не по божественному гневу, за беззаконные наши преступления, но по влиянию некоторых злых звезд и от круга звездного течения и гадательного счастия, случается град и мор, и войны, и порча плодов, и землетрясения и тому подобное, - есть, воистину, мудрование безумных и безбожных, которые полагают, что все на земле совершается без промысла Божия. Неложен угрожающий посещать жезлом все наши беззакония, если живем не по Его святым заповедям, то есть, если не совершаем их всегда делом. Ибо говоритъ: аще оправдания Моя осквернят и заповедей Моих не сохранят, посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их (Пс. 88, 33.). Так же Исаия говоритъ: аще хощете и послушаете Мене, снесте вся благая земли, какия она произращает Моим повелением; аще ли же не хощете, ниже послушаете Мене, меч истребит вас. Уста бо Господня, говорит, глаголаша сия (Ис. 1, 19-20). Не будем же безбожно почитать творцем зловредных звезд Того, Кто Един благ; ибо как можно будет праведно назвать Его всеблагим, если одни из Его творений прекрасны и полезны, а другия зловредны? Ведь иисточник неможет быть вместе и сладким и горьким; и смоковница не производит вместе и сладкие и горькие плоды; также и пчела не приносит вместе и мед и желчь. Итак, не следует совершенно отвергать звездочетское учение, а уклонимся только от того, душа, что, как сказано, влечет в погибельную пропасть и далеко отлучает от Вышняго. Это, как злое и нечестивое учение Халдеев, оставим им. Мы же, как дети вышняго Царя, поставленные Им владыками и получившие от Него власть наступать на змей и скорпионов, - не будем бояться ни влияния звезд, ни круга счастия, но с радостию и свободно будем проходить поприще настоящей жизни, воспевая всегда Христу-Царю победную песнь. Ибо Его смертию мы получили свободу, которой мы были лишены древним преступлением. Итак, звездочетское учение, душа, хорошо, и кто благоразумно к нему относится, тому оно доставляет немалое веселие. Иначе и быть не может, ибо эта наука разсматривает превосходнейшую премудрость создавшего все Бога Слова, и кроме того, для человеческой жизни не малая происходит отсюда польза, ибо она научает непогрешительно знать течение солнца и луны и причину перемены четырех времен, а также исчисляет годы. Но пусть ни ворующий не говорит, что в его воровстве виновата планета Меркурий, как будто она влечет его, и против его желания, на татьбу; ни развратник пусть не считает виновницею его разврата планету Венеру; ни убийца да не выставляет планету Сатурна или Марса виновниками совершаемого им убийства. Но пусть каждый искренно укоряет себя за то, что далеко отверг от себя память будущего страшного суда и страх Божий, коими всякий, по свидетельству божественного Писания, уклоняется от зла (Притч. 15, 27) и делается горячим ревнителем добродетели и согражданином небожителей. Душа. Какой же вред для благоверия от того, чтобы приписать влиянию звезд доброе и злое? Ум. Очень болыпой и весьма страшный. Это мнение не только, как сказано выше, представляет Бога виновником для людей всякого зла, и несогласным Самому Себе, и несправедливым, тогда как Он один по существу всеблаг и всеправеден; но и являет Его Самого виновником пагубы бесчисленного множества людей, так как в действительности, как сказано в Писании, весьма редкие спасаются (Мат?. 7, 14). Ибо мы видим, что большая часть людей, по причине своего беззаконного и развратного поведения и бесчисленных злодеяний, бесчестно и постыдно погибают. И не только до зтого простирается хула; но и самый боговдохновенный закон весь с корнем уничтожает и заставляет отчаяваться в возможности совершать похвальные добродетели, уверяя, что это очень трудно или вовсе невозможно, так как звезды сему не содействуют. Поэтому те, которые охотно внимают сему учению, думают, что они не могут уже отрешиться от исполнения бесчестных страстей, и всякий выставляет в оправдание своей злобы - насильственное влияние звезды. От этого многие недугуют в мыслях своих крайним зловерием, и лишь языком и устами показывают себя содержащими святую христианскую веру, и то только потому, что страшатся огня, коим угрожают зловерным представители истянного благоверия. И настолько завладела ими вера в движение звезд, что они без малого почитают это за божество, и пребывают без покаяния, не имея никакой заботы о будущем суде, и считают все бесполезным - и молитвы и жертвы, если не поспешит сила звезд. Таковые проводят жизнь подобно бессловесным животным, всеми мерами угождая ненасытно чреву и постыдным пожеланиям плоти, считая это наслаждение совершенным блаженством, тогда как конец ему - вечное мучение в огне. Все это случается с ними потому, что они не слушаются божественного Писания, которое повелеваетъ: кроме Господа Бога твоего да не убоишься никого другого, Тому единому поклоняйся и служи. Если бы они, действительно, убоялись Царствующего в вышних и прилежно исполняли бы святые Его заповеди, то нисколько не внимали бы пагубным бредням и не подчинили бы звездам свое достоинство, но были бы сами, по Писанию, богами и сынами Вышняго, повинуясь Ему во всем незлобивым сердцем; они явились бы украшенными небесною славою, и были бы как ангелы, как в древности Моисей и Даниил и прекрасный Иосиф, исполненные по всему божественною благодатию. А как они египетския басни предпочли святым заповедям Вышняго, и движению звезд и силе планет приписывали все свои дела и все обстоятельства своей жизни: то поэтому лишились божественного водительства и погибли, оскверняясь бесчестно всякими постыдными делами. Се, говорит, удаляющее себе от Тебе погибнут (Пс. 72, 27), а которые стараются всегда прославить Меня, тех, говорит, и Я также прославлю, а бесчестящии Меня восприимут вечное бесчестие (1 Цар. 2, 30). Имея такия вполне достоверные и ясные изречения, мы свободно и ясно можем сказать, что вышеприведенное богопротивное и пагубное мудрование есть прелесть, отводящая от преблагого Бога, устрояющего всяким образом человеческому роду удобный путь, возводящий на небо, и многие из людей, держащиеся мудрования о насильственном влияния звездного течения, суть страшные губители и являются пособниками и споспешниками начальнику всякой злобы и всякого беззакония, виновнику бесчисленных смертей и мучений, скверному велиару, содействуя ему в его неистовстве и ненависти к человеку. Ибо ничто другое не может так отлучить от веры в Господа Иисуса, ничто так не может умножать зло и умалять добродетель, как то, чтобы убедить людей, что при посредстве звезд усваиваются и добродетели и пороки. Что другое может быть угоднее бесу и удобнее для человеческой погибели? Таковые, если живут благополучно, то воздают благодарение счаетию, а не Богу; если же опять наступит время неблагополучное, то обвиняют звезды, а себя - никогда. Без обвинения же себя нет возможности получить прощение грехов. Кроме того, мудрствующие так делают беса неповинным ни в какой злобе. Если гордых и душегубцев, как они говорят, делает таковыми планета Марс; воров и льстецов - Меркурий, блудников студодеев и прелюбодеев - Венера; гневливых и убийц и памятозлобных - Сатурн, а прочия злодеяния также зависят от влияния других планет, являющихся в известных знаках круга зодиака: то бес, по их безумному мудрованию, неповинен ни в какой злобе и остается уже свободным от всякого обвинения. И если это так, то никто пусть уже не молится об избавлении его от множества пагубных бесовских сетей, но пусть молится Богу против звезд, влекущих его насильно ко всякому злу. К чему же пост и бдение, если против желания каждый по нужде влечется к исполнению плотских похотений? Ведь эти средства я принял от Бога против того зла, истребление которого зависит от моей воли, а не против того, которое от меня не зависит. Очевидно, что учение это - неистово и богомерзко, и потому отвергнем его далеко от своей мысли. Ибо всеми вообще просиявшими во всякой премудрости и святости и в благочестии христианском отцами оно отвергнуто и отброшено, как вполне безбожное. Это учение совершенно изгоняет из сердца страх Божий и никогда не допускает кого-либо из живущих беззаконно укорять себя самого, так как убеждает его, что все это с ним случается силою непреодолимого влияния движения звезд. И самые судьи не особенно поэтому гневаются на преступников, полагая, что это случается с ними не по их воле. Враг, насеяв такия понятия в мысли повинующихся ему, не только удаляет их навсегда от всякой добродетели, но и влагает тайно в их малоумные мысли злые понятия о едином преблагом и премудром Боге, так что многие безбожно дерзают смешивать то, что не может быть смешано, и сводят в одно истину и ложь. Так, Господь наш Иисус Христос божественною Своею силою, мановением и премудростию всем прекрасно и праведно управляет; в руце Его чаша полная вина нерастворенна, из которой, по божественному слову, пьют вси грешнии земли; под этою чашею всячески разумеется божественный, праведнейший и всеми правящий суд Божий, который всем, и праведникам и грешникам, воздает должное - или награды, или казни. Вышепомянутые же последователи безумного учения о счастье, при ногах Царя всех Иисуса изображают образ Фортуны - баснословной богини счастья, в виде женщины, которая колесом возводит одних снизу вверх, а других спускает сверху вниз, - желая этим показать, что таким способом Господь устрояет иногда так, иногда иначе, человеческия обстоятельства. Об этом их безбожия и безумии я рассудил в настоящем слове много не распространяться; ибо достаточно обличает их некоторый премудрый их мудрец, по имени Гезиод, или, лучше, самые те поминаемые им отроковицы, которыя, как они говорят, суть подательницы и виновницы всякой премудрости. Оне, будучи спрошены Гезиодом, по какой причине одни из людей славны и знатны, а другие - бесчестны и незнатны, ответили ему, что не кругом счастия и не влиянием планет бывает это так, а по воле великого Зевеса, иначе сказать, неизглаголанными Божиими судьбами. Тоже утверждают и честная пророчица Анна и царственный божественный песнопевец, которые об этом оба согласно выразились, как можно удостовериться из их божественных слов. Но Египет и Ассирия, которые положили начало этому пагубному учению, приняли оное от самих богопротивных бесов, так как они охотно прислушивались всегда к речам пагубных бесов и жили постоянно, согласно своей злобы, в беззаконных деяниях. Ибо всякий усваивает в своих мыслях то учение, о котором знает, что ему радуется сожительствующий ему учитель. Так и они (Египтяне и Ассирияне), будучи послушными учениками бесов, самому же Вышнему Богу - врагами, пусть будут поруганы своею прелестию, будучи вместе с своими учителями наследниками огненных мучений. Мы же, имея божественное царство внутри себя, заключаюшееся в расположении нашего естества к творению дел, угодных Богу, чрез которые соделываемся причастниками Его божественной славы, и, научившись от божественных и святых друзей Божиих, в которых Он Сам вдунул Всесвятой Дух Божий, правильнее же от Самого Создавшего по нетленному образу Своему естество наше, не будем думать, будто влияние звезд может возбранять творение достохвальных добродетелей, или же поощрять к ним. Познавая же свою славу, которую мы получили от Бога3, будем с радостию и страхом благоугождать Господу, повинуясь во всем Его заповедям, за преступление которых впадаем всегда в напасти, равно как посредством исполнения их пребываем в благополучии. Никто, говорит будучи искушаем, пусть не обвиняет в этом Бога: Бог бо несть искуситель злым. Каждый же искушается от своея похоти влеком и прельщаем, говорит некоторый боговдохновенный и небесный муж (Иак. 1, 13). И если это не ложно: то не ясно ли, что хулу возводят на всеправедного и Единого преблагого те, которые мудрствуют, будто Он звездами нудит людей к деланию злых страстей? Ибо, если есть в звездах какая-нибудь злотворная сила, побуждающая людей ко злу и к исполнению страстей: то всяко, сотворивший их вложил в них эту силу и поставил их владеть над людьми. Но такое мнение есть богомерзкая хула, которая да обратится на головы хуляших так Всеправедного и Преблагого. Одну только звезду признавай, душа, непогрешительно направляющую тебя к деланию превосходных добродетелей, это - всегдашний чистый страх Божий, которым всякий уклоняется от зла, как говорит божественное Писании (Притч. 15, 27). Его всегда держись крепко, плывя прямо к небесному небурному пристанищу. Знай также, что исполнение делом святых заповедей с сыновним расположением благоприятно страху Божию. Также признавай опять, что одна только есть пагубная планета, которая со страшною яростию влечет тебя по пропастям злобы, это - сквернейший бес, который в древности изгнал тебя посредством вкушения плода из Эдема, и теперь опять усиливается отлучить тебя от Христа Господа Бога твоего пагубным учением звездочетцев. Тогда он явно оклеветал тебе Господа, говоря, что Он по зависти запретил тебе вкушение плода, чтобы вы не стали бессмертными богами; теперь же опять всескверный клевещет на Него, что Он насилием звезд понуждает тебя к совершению скаредных дел. Его пагубных наветов всеми способами берегись, движения же бездушных звезд не бойся. Блюди же всегда его пагубную главу, потому что и он всегда прилежно блюдет твою пяту (Быт. 3, 15). Вражда между тобою и им была положена еще вначале. Знай же, что он единетвенный твой враг. Звезды же все - к твоим услугам, ибо и созданы были ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобою. Познавай данное тебе самовластие. Не подчинен ты никакой твари, а только одному Создателю твоему. Ему всегда служи со всяким благоразумием, как Богу и Создателю, как Отцу и Господу, с веселием всегда вопия Ему вместе с песнопевцемъ: Господь просвещение мое и Спаситель мой и защититель живота моего, кого убоюся (Пс. 26, 1.)? Кого устрашусь, имея Христа своим хранителемъ? Воззови и ты с дерзновением, говоря: в день не убоюся, аз же уповаю на тя (Пс. 55, 4). Его великое и страшное и всечестное имя призывая всегда с молитвою и пением, созидай, насаждай, шествуй, возделывай землю, будучи крепко утвержден в вере Христовой. Работай же без боязни всякий день, исключая тех дней, в которые божественным отеческим установлением это совершенно запрещено. Ибо в эти дни следует со всяким благоразумием воспевать Царя нашего, как подателя всех благ. Ему всегда да будет слава, честь и держава, Единому трисолнечному Свету. Примечания 1 Разумей Самого Бога, в Котором совершенетво 2 Под уздою разумей пост и воздержание. 3 Под славою разумей дарованное нам самовластие. СЛОВО, В КОТОРОМ ПРОСТРАННО И С ЖАЛОСТЬЮ ИЗЛАГАЮТСЯ НЕСТРОЕНИЯ И БЕСЧИНИЯ ЦАРЕЙ И ВЛАСТЕЙ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ (Перевод послушника Моисея) Шёл я по трудному и многоскорбному пути и увидел жену, сидящую при пути, которая, наклонив голову на руки и на колено своё, горько и неутешно плакала; она была одета в чёрную одежду, приличную вдовам, и окружена зверями: то были львы, медведи, волки и лисицы. Я ужаснулся при этой страшной и неожиданной встрече, однако дерзнул приступить к жене и, сказав ей обычное приветствие, спросил, кто она, как её зовут, зачем сидит она при этом пустынном пути, и какая причина её плача и сетования? Она же с тяжёлым вздохом отвечала мне, говоря: "Напрасно ты затрудняешь меня, путник. Прошу тебя: проходи мимо молча, ибо мои скорби не только трудно высказать, но они и неисцелимы человеческими средствами. Не желай слышать их, ибо никакой тебе от этого не будет пользы, а напротив, ввергнешь себя в беды. К числу многих моих неисцелительных скорбей принадлежит и то, что управляющие ныне мною, по причине великой своей жестокости, нисколько не принимают от своих доброжелателей полезных советов. А через это они больше, чем через другие развившиеся в них страсти, сделали меня негодною и подлежащую поруганиям, а сами через то легко делаются пленниками всех окружающих их. Поэтому, или, путник, с радостью своей дорогой, и не допытывайся напрасно о том, что касается меня, ибо не можешь дать мне никакой цельбы, или доставить какую-нибудь пользу." Я стал сильнее настаивать и упрашивать её, чтобы она поведала мне причину своей скорби: "Почтеннейшая! Хотя я и не могу принести тебе никакой пользы, но сама ты, поведав свою скорбь, можешь этим доставить себе малое облегчение от гнетущей тебя болезни; также и я, и те, которые от меня услышат о сём, получат немалую пользу: ибо обычно людям как слышащим о похвальных делах других - возбуждаться этим к соревнованию им, так и злоключениями других поощряют себя к осторожности, чтобы не впасть в те же беды. Поэтому, прошу тебя: скажи смело о себе, ничего не утаивая." Будучи убеждена этими словами, она несколько приподняла голову и, взглянув на меня, сказала: "Не хотела я, о странник, поведать тебе то, что касается меня, опасаясь, чтобы ты, предав это писанию, не навлёк на себя ненависти со стороны тех, которые отвращаются и ненавидят поучения старцев, и которые этим более, чем всяким другим общественным недугом, навлекают окончательную погибель на начальников и властей народных. Но, возложив всё упование на человеколюбие и благость общего всех Создателя и Владыки, возвещу тебе все причины своей печали: может быть, некоторые благоразумнейшие, милостью Божьею, услышав это, раскаются и отстанут от столь великого своего нечувства и безобразия, и обратятся к богоугодным делам, могущим доставить им славу и честь, и возрастание их державы. Слушай же со вниманием то, о чём ты хотел от меня услышать. Я, о странник, одна из благородных и славных дщерей Царя всех, Создателя и Владыки, от Которого всякое даяние благо и всяк дар совершен нисходит на тех из сынов человеческих, которые ищут Его всякими праведными делами и чистотою жизни, Который есть Отец всем, на небе и на земле. Имя у меня не одно, но именуюсь различно: я называюсь и начальством, и властью, и владычеством, и господством. Настоящее же моё имя, в котором заключаются все вышесказанные, есть Василия1. Это превосходное наименование я получила от Всевышнего, так как владеющие мною должны быть крепостью и утверждением для подчинённых им, а не пагубою и постоянным смятением. Таково значение на греческом языке имени "Василия", но многие, не разумея сего и недостойно царского моего наименования правя делами своих подчинённых, вместо царей делаются мучителями, чем и меня бесчестят и себя ввергают в великие скорби и болезни, получая от Вышнего достойное своего безумия возмездие." Услышав такие слова, я пал к честным ногам жены, поклонился ей с подобающим благоговением и стыдением, прося у неё прощение в том, что ранее по неведению не воздал ей подобающей царям чести, и вместе просил её, чтобы подробнее объяснила мне причину своей печали и сидения при пустынном пути, дабы мне яснее узнать относительно её. Тогда она с радостным расположением обратилась ко мне и сказала: "Так как я вижу, что ты, о странник, ревнуя по Боге и будучи воодушевлён нелицемерно любовью к родственному тебе роду человеческому, желаешь узнать от меня то, что касается меня, чтобы через твоё прилежное изыскание другие получили некоторую пользу, то слушай, и пусть тобою все истинно благочестивые и желающие благоугодить Вышнему сподобятся получить бесконечное Его царство. Меня, дщерь Царя всех и Создателя, как я сказала выше, стараются подчинить себе все сластолюбцы и властолюбцы, но весьма мало таких, которые бы, действительно, радели обо мне и украшали бы меня, которые бы достойно Отца моего и царского моего имени устраивали положение живущих на земле людей. Большая же часть подчинённых мне, побеждаясь сребролюбием и лихоимством, мучат подручных себе всякими денежными взысканиями, и принудительными работами по возведению многоцветных строений, нисколько не содействующих им к утверждению их державы, а служащих лишь к излишнему самоугождению и к удовлетворению желаний их развратных душ. Это, воистину, те самые, о странник, коих укоряет бывший истинный мой радетель, царь Давид, который говорит: яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий (Пс. 73, 20). И хорошо назвал он их самыми помрачёнными земли, а дома их - домами беззакония, как устроенные посредством неправедных истязаний и наполненные всегда всяким лихоимством и неприличным бесчинием. Отвергнув от души и мысли своей совет того же моего праведного радетеля, который завещавает властям: не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте, богатство аще течет, не прилагайте сердца, - они поработились страсти сребролюбия и лихоимства, и омрачилось неразумное их сердце, ибо божественный свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мире, в них погас. Любящие же действительно, а не лицемерно этот свет, не лгут пред общим Владыкою, когда в молитве своей, как бы хвастаясь, говорят: светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118, 105). Те, которые говорят это искренно общему всех Владыке, когда молятся, ни ногама своими, то есть, праведными и благочестивыми понятиями, не уклоняются от правды в страсти лихоимства и неправды, ни стезями своими, то есть мыслями и тонкими помышлениями, не оскверняются плотскими похотями, но законом, то есть, заповедями Всевышнего, как бы некоторым светильником, освещаются и исполняют всякие добродетели: они и любят и хранят чистоту и святость души и тела, и радуются о всякой правде, о человеколюбии, кротости, благости своих подчинённых и, будучи украшаемы всякими добрыми делами, с дерзновением говорят: сотворих суд и правду, не предаждь мне обидящим мя (Пс. 118, 121) лукавым человекам и бесам; и опять: неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих (Пс. 118, 163), который говорит мне: блажени милостивии, яко тии помиловани будут, блажени алчущие и жаждущии правды, яко тии насытятся, то есть, насытятся Самим Богом и Спасителем своим, Который, по слову божественного Апостола, бысть им правда от Бога и избавление (1 Кор. 1, 30). Они так Его всегда отыскивают с великим желанием, как человек, томимый сильным голодом и жаждою, который прежде всего желает насытить чрево своё хлебом и утолить томящую его жажду - водою. Таковы были все древние мои радетели, между которыми первый есть блаженный оный царь и благочестивый священник Вышнего, приснопамятный Мелхиседек, который великого делателя страннолюбия и всякой другой добродетели - патриарха Авраама благословил, встретив его с хлебом и вином, когда тот возвращался с победою после поражения Ходоллогомора (Быт. 14, 17. 18). Мелхиседек этот, уподобляемый божественным проповедником (Павлом) Сыну Божию, как не имеющий в священном писании ни начала дней, ни конца своей жизни, толкуется прежде царь Седек, что значит царь правды, потом царь Салима, то есть мира. Для чего он поставил правду прежде мира?- Чтобы показать, что где правда, там непременно изобилует и мир, а не напротив: ибо многие из тех, которые наполовину мне обручились, возлюбили мир и любят иметь мир с соседними подобными им языческими властителями, а своих подчинённых жадно поедают всякими неправедными истязаниями и лихоимством. Таковы все те, которые, по справедливости, называются притеснителями, о которых пророк Божий говорит: пастырие мнози растлиша виноград Мой, оскверниша часть Мою (Иер. 12, 10). Горе вам, пастырям, ибо вы пасёте самих себя, а овец Моих оставили гибнуть голодом (Иер. 23, 1. Иезек. 34, 3. 4). И через другого пророка говорит: Како бысть блудница град верный Сион полн суда: в немже правда почиваше, ныне же в нем убийцы. Князи твои не покоряются, общницы татем, любяще дары, усердные мстители, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающи. Сего ради тако глаголет Господь: горе крепким в Исраили: не престанет бо ярость Моя на противныя (Исаии 1, 21. 23. 24). Кто же в состоянии достаточно оплакать их, недугующих толиким нечувствием и так сильно прогневляющих Бога, сподобившего их такой великой чести и таких санов? После стольких поучений и советований боговдохновенных апостолов, после таких страшных угроз, после стольких примеров пагубы и окончательного разорения неправедных царств,- они не страшатся и не боятся Господа Вседержителя, Который гордым противится, в руце Которого чаша исполнь вина нерастворенна, то есть, чаша ярости и нестерпимого гнева, из которой испиют вси грешнии земли (Пс. 74, 9), кои всякими своими неправдами и лихоимством унижают честнейший сан царский, у которых ноги скоры пролияти кровь, по причине их неправедной зверской ярости. Противясь столь бесстыдно Вышнему, как не боятся они глаголющего к таковым: сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен (Пс. 49, 21). То есть, ты думал про себя, что как ты относишься с бесчувствием ко всяким беззакониям и неправдам, и, видя обидящих, молчишь, и нет тебе никакого дела до тех, которые согласно с твоим неправедным мудрованием обижают других, и не мстишь им за обиженных ими, - думаешь ли ты, что и Я, подобно тебе, премолчу ваши неправды и богомерзкие осквернения, и не отомщу за вопиющих ко Мне непрестанно на вас и горько плачущих по причине своих бед, какие терпят они от вас? Нет! нет! Я - праведный Судия, и обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя (там же). Разве не слышишь меня говорящим: страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь (Пс. 11, 6)? Как презираешь также и следующее слово Писания, которое говорит: чего ради прогнева нечестивый Бога? Затем, показуя твоё безумие, объясняет: рече бо в сердце своем: не взыщет (Пс. 9, 34). Не обманывайте себя без ума. Я взыщу, взыщу! Ибо Я - Бог отмщений Господь, Бог отмщений, Который не обинуется (Пс. 91, 3). Как не страшитесь, будучи обвиняемы бывшим праведным царём, который говорит Мне о вас с негодованием: люди Твоя, Господи, смириша, и достояние твое озлобиша, вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша (6)? Не так ли и не хуже ли этого поступаете и вы ныне по своему немилосердию? Не слышите ли того же праведника, как он всей душой поощряет Меня против вас, говоря: и воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог (23)? Зачем презираете вы завещание его где он говорит вам: и ныне, царие, разумейте, накажитеся, вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его (Пс. 2, 10-12)?" Когда она хотела ещё продолжать, я прервал её, сказав: "Всё, сказанное тобою, вполне свято и страшно для тех, которые искренно боятся Бога и желают получить Его бесконечное царство. Но прошу тебя я, раб твой, объясни мне: как может тот, кто работает Вышнему со страхом, в то же время и радоваться Ему с трепетом? Ведь где живёт истинный страх Божий, оттуда удаляется радость, как говорит неложное пророческое слово: Сохранихся, и убояся сердце мое от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, и во мне смятеся крепость моя (Аввак. 3, 16). Если же вниде трепет в кости этого божественного мужа, и в нём смятеся крепость его: то как он же может возрадоваться?" На это она мне ответила: "Не слышишь ли ты, о странниче, божественного евангелиста, который говорит: страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх (1. Иоан. 4, 18), то есть изгоняет страх рабский, а не сыновний. Ибо когда человек усовершенствуется в любви к Создателю своему посредством прилежного исполнения всех святых Его заповедей, из коих первая и содержащая в себе все остальные, есть - возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею (Марк. 12, 30): тогда он истинно работает Создателю своему со страхом, то есть, исполнением святых Его заповедей, слушаясь Его во всём, как сын отца своего, со всякою радостью и благоговением. Тогда он и радуется с трепетом, то есть, исполняется радости духовной, а не плотской. Говоря - радуйтеся Ему с трепетом, пророк разумеет именно радость духовную, которая рождается от исполнения святых Его заповедей. И это явствует из слов того же пророка Аввакума, который говорит: Аз же о Господе возвеселился, возрадуюся о Боге Спасе моем. По какой причине, скажи нам, божественный Пророче? Потому, говорит, что Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои, то есть благочестивые помыслы души моей, на совершение премудрости о Господе и непогрешительного разума. Можно это - радуйтеся с трепетом - понимать и в другом смысле. Бог, Который есть Создатель всех и Владыка, будучи весь совершенная благость и человеколюбие и милость, зная человеческую немощь, что мы естественно нуждаемся иногда в некоторой отраде и увеселении житейском, как то: в праздниках и торжествах и в радостных собраниях, как бы говорит: не возбраняю вам житейских радостных собраний в установленные дни и общего трапезования; сходитесь, говорит, вместе, радуйтесь и празднуйте, однако, с трепетом Моим, то есть, в пределах Моих спасительных заповедей, по слову проповедника Моего: аще ясте, аще пиете, аще ино что творите, вся во славу Божия творите (1 Кор. 10, 31). Вкушайте, говорит, и пейте вместе с радостью, по воле Моей и как Я вам завещал через того же Моего проповедника, который говорит: нощь убо прейде, а день приблизися: отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. Яко во дни благообразно да ходим, не в бесчинных пениях и пьянстве провождая время, не любодеянии и студодеянии, не ревнием и завистию, но облецытеся в Господа Иисуса Христа и плоти угодия не творите в похотех (Рим. 13, 12-14). Не слушаясь ничего этого, находящиеся ныне у власти, беззаконно и богопротивно пируют при звуке гуслей, бубнов и тимпанов, со всяким смехотворством, сквернословием и кощунством, не помня слов пророка Божия, который обличает таковых, говоря: горе востающим заутра и сикер прилежно ищущим, проводящим дни в пьянстве, и ждущим вечера: вино бо сожжет их: с гусльми бо и певницами, и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку Его не помышляют (Исаии 5, 11, 12). Творимые ими пирования приличны скорее неверным язычникам, не знающим ни Бога, ни страшного Его суда и вечных тех мук, которые ожидают прогневляющих Вышнего такими своими богомерзкими пиршествами. Пирования эти ничем не отличаются от скверноубийственного пьянства Иродова, который, если бы предварительно не развратил царский ум беззаконным прелюбодеянием и безмерным винопитием, то не отсёк бы от священной главы божественного Предтечи и Крестителя Иоанна и не отдал бы её в виде мзды пляшущей отроковице. Также и люди, исшедшие некогда из Египта, если бы не развратили сперва свои умы такими же беззаконными играми и пьянством, как написано - седоша людие ясти и пити и восташа играти: то не просили бы первосвященника Аарона, говоря: сотвори нам боги, иже предъидут пред нами; Моисей бо сей, иже изведе нас от земли египетские, не вемы, что ему бысть (Исх. 32, 6. 1). Пойми же, какого нечестия были причиною те беззаконные пирования и игры. Все сразу забыли: и самого Бога, и праведные Его чудеса, какие Он сотворил в земле Египетской и в Чермном море, и подаваемую с неба пищу, и источники, исшедшие божественною силою из камня в безводной пустыне, и самого блаженного Моисея, изведшего их из многолетней горькой работы египетской и, неблагодарные ко всему этому, стали просить себе рукотворённых богов, - богов, ихже не ведеша отцы их. Такое воздаяние и такую почесть, обыкновенно, получают те, которые презирают закон и уставы общего всех Владыки и Царя; такие всегда объемлют плоды предавшиеся лихоимству и пьянству и плотским нечистотам - цари и князья и все неистовые рачители сребролюбия. Они впадают в неведение Бога, в забвение о смерти и об имеющих постигнуть нечестивых и грешных по смерти муках; к этому прибавляется их безрассудство и безумие, сатанинская гордость и исступление ума, и наконец - самоволие и самоугодие. Они не внемлют ни священническому душеполезному учению, ни советам опытных старцев, ни угрозам боговдохновенных писаний; ко всему этому они глухи, и как аспиды глухие затыкают себе уши, а предались лишь одним сатанинским играм, всякому объедению и пьянству и поработились плотским страстям. Поэтому, они оставляются Богом и предаются во власть лукавых духов и оттоле бесы руководят ими. Это явствует, о странник, из того, что сами бесы говорят в одном псалме об оставленных Богом: пожените, говорят, и имите его, Бог оставил есть его и несть избавляй (70, 11). Вот какое тщание и какую бодрость имеют бесы в погублении людей. Не столько ужасают их будущие вечные муки, сколько увеселяет погибель несчастных людей. |