МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ





(Перевод М. В. Рождественской)

Святая Богородица хотела помолиться Господу Богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя Отца и Сына и Святого Духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто - с западной, сто - с южной, сто - с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: "Радуйся, завершение Отца, радуйся, обитель Сына, радуйся, похвала Святого Духа, радуйся, Христово... и утверждение, радуйся, Давидово пророчество, радуйся, святое поклонение, радуйся, пророками провозглашенная, радуйся, стоящая всех выше у престола Божьего". Ответила благодатная архангелу Михаилу: "Радуйся ты, архистратиг, первый воин, служитель невидимого Отца и светильник, радуйся, Михаил, первый в воинстве, повеление Святого Духа; радуйся, архистратиг, похвала серафимам, радуйся, Михаил-архистратиг, побеждающий мучителей, а пред престолом владыки достойно стоящий. Радуйся, Михаил, свет непрестанный, радуйся, архистратиг, первый воин, хотевший вострубить и разбудить мертвых от века; радуйся, Михаил, главный над всеми небесными силами, первый, кого прославили до престола Божьего все ангелы".

Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: "Поведай мне обо всем, на земле сущем". И ответил ей Михаил: "Что просишь, благодатная, я все тебе расскажу". И спросила его святая Богородица: "Сколько мук, какими мучится род христианский?" И ответил ей архистратиг: "Не назвать всех мук". Попросила его благодатная: "Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?"

Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела Богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: "Кто это такие?" И ответил архистратиг: "Это те, кто не веровали в Отца и Сына и Святого Духа, забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей, и гадов; все это те люди сделали из камней, - Траяна, Хорса, Велеса, Перуна 15в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются".

В другом месте она увидела тьму великую, и спросила святая Богородица: "Что это за тьма такая и кто находится там?" И ответил архистратиг: "Много душ пребывает в том месте". И сказала святая Богородица: "Пусть разойдется тьма, чтобы видела я и те мучения". Ангелы, стерегущие их, отвечали: "Сказано, что не увидят они света, пока не явится твой благостный сын, светлее чем семь солнц". Огорчилась святая Богородица, подняла на ангела свои глаза и, взглянув на невидимый престол своего отца, сказала: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа пусть рассеется тьма сия, чтобы я видела это мучение". И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, пресвятая Богородица воскликнула со слезами: "Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?" Но ни голоса, ни ответа не слышно было, и сказали ангелы, стерегущие их: "Почему не отвечаете?" Тогда мученики сказали: "О благодатная, мы никогда света не видели, не можем смотреть наверх". Святая Богородица взглянула на них и горько заплакала. И увидели мученики ее, и сказали ей: "Почему ты пришла к нам, святая Богородица? Твой сын благодатный приходил на землю и не спросил нас ни о чем, ни прадед Авраам, ни пророк Моисей, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, Божий любимец, но ты, пресвятая Богородица, заступница, ты, стена роду христианскому, молишь Бога, как же ты пришла к нам, бедным?" Тогда спросила святая Богородица у архистратига Михаила: "В чем их грех?" И ответил Михаил: "Это те, кто не верил в Отца и Сына и Святого Духа, и в тебя, святая Богородица. Они не хотели проповедовать имени твоего и что родился от тебя наш Иисус Христос, воплотился и освятил землю крещением - вот из-за этого и мучаются они там". И вновь заплакала святая Богородица, и спросила их: "Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?"

Прорекла это святая Богородица, и снова застлала их тьма. Архистратиг спросил ее: "Куда хочешь теперь, благодатная? На юг или на север?" И ответила благодатная: "Пойдем к югу". Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели Богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку - одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.

Увидев их, святая Богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: "Кто это, по пояс в огонь погруженные?" И сказал ей архистратиг: "Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются". Снова спросила Богородица: "А кто те, что до подмышек в огне?" И ответил ей архистратиг: "Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются". И спросила пресвятая Богородица: "А кто те, что по шею в огненном пламени?" И сказал ей архангел: "Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так". И спросила святая Богородица: "А кто те, что с головой ввержены в огонь?" И ответил ей архистратиг: "Это те, госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются".

И увидела святая Богородица мужа, висящего за ноги, поедаемого червями, и спросила ангела: "Кто это? Какой грех он совершил?" И сказал ей архистратиг: "Это человек, который получал прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается".

И увидела Богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: "Что это за женщина и в чем грех ее?" И отвечал архистратиг, и сказал ей: "Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается". И сказала святая Богородица: "Лучше бы такому человеку не родиться". Михаил сказал ей: "Еще не видела ты, святая Богородица, великих мук".

Святая сказала архистратигу: "Пойдем и увидим все муки". И сказал Михаил: "Куда ты хочешь идти, благодатная?" Святая ответила: "На север". И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев это, святая вздохнула и сказала архистратигу: "Кто это такие, в чем согрешили?" Архистратиг сказал: "Это те, кто в святое воскресение не встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются". И сказала святая Богородица: "Но если кто не может встать, то какой грех сотворили они?" И ответил Михаил: "Послушай, святая, если у кого загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен".

В другом месте Богородица увидела огненные столы и горящих на них многих мужей и жен, и святая спросила архистратига: ... "Те, кто попов не почитает, не встает им навстречу, когда они идут из церкви Божией, - из-за этого и мучаются".

И увидела святая Богородица железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, святая заплакала и спросила Михаила: "Кто это, в чем их грехи?" И сказал архистратиг: "Это клеветники и сводники, разлучившие брата с братом и мужа с женой". И сказал Михаил: "Послушай, пресвятая, что я тебе скажу о них. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению. За это они навек мучаются".

А в другом месте святая увидела мужа, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей его. Он сильно исходил кровью, а язык его от огненного пламени скрутился, и не мог он ни вздохнуть, ни сказать: "Господи, помилуй меня". Глядя на него, пресвятая Богородица сказала: "Господи, помилуй" - трижды - и сотворила молитву. К ней подошел ангел, владеющий муками, чтобы освободить этому человеку язык. И спросила его святая: "Кто этот бедный человек, который так мучается?" И сказал ангел: "Это эконом и служитель церкви, он не волю Божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: "Кто работает в церкви, тот от церкви и питается", поэтому он и мучается здесь". И сказала святая: "Что заслужил, то и получает". И ангел снова связал ему язык.

И сказал архистратиг: "Пойдем, госпожа, покажу тебе, где мучаются иереи". И она увидела попов, подвешенных за края ногтей, от их голов исходил огонь и опалял их. Увидев это, пресвятая спросила: "Кто они и в чем согрешили?" И ответил Михаил: "Это те, кто служили литургию, и пред престолом Божьим предстояли, почитая себя достойными. А когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли крупинки ее, как звезды Божий, на землю. И тогда колебался страшный престол и подножие Божие дрожало, за то они теперь так мучаются".

И увидела святая мужа и крылатого змея с тремя головами - одна голова была обращена к глазам мужа, а другая - к его губам. И сказал архистратиг: "Этот бедный человек не может отдохнуть от змея". И добавил архистратиг: "Он, госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам не волю Божию творил, а жил в блуде и беззаконии".

И сказал предводитель Господних сил: "Пойдем, пресвятая, я покажу тебе, где мучается чин ангельский и апостольский". И святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: "Кто это такие?" И отвечал ей Михаил: "Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, на земле называются славными именами патриархов и епископов, и говорили им: "Благословите, отцы святые"; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ, за это и мучаются так". И увидела пресвятая женщин, подвешенных за ногти, и пламя выходило у них изо рта и опаляло их, а змея выползала из пламени того и обвивала их. Они вопили: "Помилуйте нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех". И заплакав, спросила святая: "В чем их грехи?" И ответил архистратиг: "Это попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж, поэтому и мучаются".

И увидела Богородица других женщин, лежащих в огне, поедаемых различными змеями, и спросила святая: "В чем их грехи?" И ответил Михаил: "Это монастырские черницы, которые тело свое предавали блуду, потому здесь они мучаются".

И сказал архистратиг: "Пойдем, пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников". И святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод - многих грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: "В чем их грехи?" Ответил архистратиг: "Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, это сводники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю Божью, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники". Услышав это, пречистая Богородица заплакала и сказала: "О горе грешникам!" И добавила архистратигу: "Лучше таким грешникам и не рождаться!"

И спросил ее Михаил: "Отчего плачешь, святая? Разве ты не видела великих мучений?" И ответила пресвятая: "Поведи меня, чтобы я увидела все мучения". И сказал ей Михаил: "Пойдем, благодатная, куда хочешь, на восток или на запад, в рай, направо, или налево, где великие мучения?" И ответила пресвятая: "Пойдем на левую сторону". Херувимы и серафимы и четыреста ангелов услышали пресвятой слово и, повернувшись, вывели ее от востока в левую сторону, а около той реки была глубокая тьма; там лежало много мужей и жен. И вокруг клокотало, словно в котле и словно морские волны разбивались над грешниками, и когда волны вздымались, то погружались грешники на тысячу локтей, не в силах сказать: "Праведный судья, помилуй нас". Их непрестанно ели черви, и был слышен скрежет зубовный. И увидели пресвятую сторожившие грешников ангелы, и вскричали в одни голос: "Свят, свят, свят, Боже святый, и ты, Богородица, благословляем тебя и Сына Божия, родившегося у тебя, так как спокон века не видели света, а сейчас видим свет благодаря тебе, Богородица". И снова вскричали они все вместе: "Радуйся, благодатная Богородица, радуйся, сияние света вечного, радуйся, святой архистратиг Михаил, молящийся владычице за весь мир, мы же видим мучающихся грешников и сильно скорбим".

Богородица увидела, что ангелы печальны и грустны из-за грешников, расплакалась пресвятая, и вскричали все в один голос: "Хорошо, что вы пришли в эту тьму увидеть нас и наше мучение, помолись, пресвятая, с архистратигом". И, слыша плач и крик грешников, сама зарыдала, причитая и говоря: "Господи, помилуй нас", чтобы, когда кончила молитву, утихла речная буря и огненные волны; и явились грешники, словно семена горчичные. Увидев это, заплакала святая и спросила: "Что это за река и волны ее?" И ответил ей архистратиг: "Это река вся смоляная, а волны ее все огненные, а те, кто в них мучается, это евреи, которые мучили Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия; это все народы, которые крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа и, называясь христианами, веруют в демонов и отказались от Бога и святого крещения; здесь те, кто блуд творил после святого крещения с кумами своими, с матерями своими и дочерьми, и отравители, которые морят людей ядами, оружием убивают людей и удушают своих детей, за свои дела и мучаются они так". И сказала святая: "Пусть будет так по заслугам их!" И снова залила их бурная река и огненные волны, и тьма покрыла их. И сказал Михаил Богородице: "Если кто попадет в эту тьму, не будет Бог помнить его". И сказала пресвятая: "О, горе грешникам в неугасимом пламени сего огня!"

И сказал ей архистратиг: "Пойдем, пресвятая, я покажу тебе огненное озеро, где мучается род христианский". И она увидела и услышала их плач и вопль, а самих грешников не было видно, и спросила: "В чем грех тех, кто здесь находится?" И сказал ей Михаил: "Это те, что крестились и крест поминали, а творили дьявольские дела и не успевали покаяться, из-за этого они так мучаются здесь".

И сказала пресвятая архистратигу: "Единственную молитву обращаю к тебе, чтобы и я могла войти и мучиться с христианами, потому что они назвались чадами сына моего". И сказал архистратиг: "Будь в раю". И ответила пресвятая: "Молю тебя, чтобы ты позвал воинство семи небес и все воинство ангелов для того, чтобы помолиться за грешников, и пусть услышит нас Господь Бог и помилует их".

"Жив Господь Бог, имя его величественно, мы поклоняемся Господу семижды днем и семижды ночью, когда хвалу возносим Владыке и за грешников просим, госпожа, но нисколько нас не слышит Владыка". И сказала пресвятая Богородица: "Молим тебя, вели ангельскому воинству вознести меня на небесную высоту и поставить перед невидимым Отцом".

И архистратиг повелел, и появились херувимы и серафимы, и вознесли благодатную на высоту небесную, и поставили ее перед невидимым Отцом у престола; Богородица воздела руки к благодатному сыну своему и сказала: "Помилуй грешников, Владыка, так как я видела и не могу переносить их мучений, пусть буду и я мучиться вместе с христианами". И раздался голос, ей говоривший: "Как я помилую их? Вижу гвозди в дланях сына моего, и не знаю, как можно их помиловать". И сказала Богородица: "Владыка, я не прошу за неверных евреев, но прошу милосердия твоего для христиан". И раздался голос, говоривший: "Вижу, что братию мою не помиловали, и не могу тех помиловать". И снова сказала пресвятая: "Помилуй, Владыко, грешников, помилуй, Господи, сотворенных твоими руками, потому что они по всей земле произносят твое имя, и в мучениях, и во всех местах по всей земле, говоря: "Пресвятая госпожа Богородица, помоги нам", и когда человек рождается, говорит: "Святая Богородица, помоги мне". Тогда сказал ей Господь: "Послушай, пресвятая Богородица, владычица, нет того человека, кто не молился бы имени твоему, и я не оставлю их ни на небесах, ни на земле".

И сказала пресвятая Богородица: "Где пророк Моисей, где все пророки и вы, отцы, которые никогда не грешили, где Павел, Божий любимец, где воскресение, христианская похвала, где сила честного креста, которая избавила Адама и Еву от проклятия?" Тогда архистратиг Михаил и все ангелы сказали: "Помилуй, Владыко, грешных". Тогда Моисей возопил, говоря: "Помилуй, Владыко, ведь я дал им закон твой". Тогда Иоанн вскричал, говоря: "Помилуй, Владыко, я твое Евангелие им проповедовал". Тогда и Павел возопил, говоря: "Помилуй, Господи Владыка, так как я церквям дал твое послание". И сказал Господь Бог: "Послушайте вы все: если по Евангелию моему или по закону моему и если по евангельской проповеди, которую провозгласил Иоанн, по посланиям, которые принес Павел, судить - то такой суд и примут. И имеют ангелы, за что просить, только: "Помилуй, Господи, -праведны мы". И сказала пресвятая Богородица: "Помилуй, Владыка, грешников, так как они Евангелие приняли и закон твой сохранили". Тогда Господь сказал ей: "Послушай, пресвятая, если кто-то из них сделал зло, но не покаялся в рабстве - а ты верно говоришь, что они закону твоему научились, - и снова они сделали зло, когда не отплатили им за зло, что говорю - уже сказано, и воздастся им по злобе их". Тогда все святые, слышавшие Владыку, говорящего это, не сумели ничего ответить.

И увидела пресвятая, что никто ничего не сказал и Господь святых не послушал, но удаляет от грешников свою милость, и сказала пресвятая: "Где архистратиг Гавриил, который возвестил мне: "Радуйся, так как ты прежде всех услышала Отца, он теперь на грешников не смотрит"; где великий, тот, кто носит город на вершине своей и на единой земле, а земля из-за гнусных человеческих дел раскололась, и послал Господь Бог своего сына, и утвердил земной плод? Где служители престола, где Иоанн Богослов? Почему не молитесь с нами Владыке за христианских грешников? Разве вы не видите, что я плачу о грешниках? Придите все ангелы и все, кто на небесах, придите все праведные, кого оправдал Господь, вам позволено молиться за грешников. Приди и ты, Михаил, ты - первый среди бесплотных, стоящих у престола Божия - вели всем припасть к невидимому Отцу, и не подымемся, пока не послушает нас Бог и не помилует грешников". Тогда Михаил пал ниц пред престолом, и с ним все лики небесные и все чины бесплотных. И увидел Владыка моление святых, смилостивился ради сына своего единородного и сказал: "Сойди, Сын мой возлюбленный, посмотри на моление святых и яви лицо свое грешникам".

И сошел Господь с невидимого престола, и его увидели сидящие во тьме, и возопили в один голос, говоря: "Помилуй нас, Сын Божий, помилуй нас, царь всех времен!" И сказал Владыка: "Слушайте все. Я рай насадил и создал человека по образу своему, и сделал его хозяином рая, и дал им вечную жизнь, они же ослушались и в своем желании согрешили, и предались смерти; я не хотел видеть, как дьявол мучает творение моих рук, сошел на землю и воплотился в деву, вознесся на крест, чтобы их освободить от рабства и от первого проклятия; просил воды, а дали мне желчи, смешанной с уксусом; руки мои создали человека, и они положили меня во гроб, и сошел я в ад, победил своего врага, избранных своих воскресил, благословил Иордан, чтобы искупить ваше первое проклятие, а вы пренебрегли покаянием в грехах своих. Христианами вы называетесь только на словах, а заповедей моих не соблюдаете - поэтому и находитесь в огне негасимом, и не помилую вас. Теперь же ради милосердия моего Отца, который послал меня к вам, ради молитв матери моей, которая много плакала о вас, ради завета архистратига Михаила и ради многих моих мучеников, которые много страдали за вас, - я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого четверга до Троицына дня, прославьте Отца и Сына и Святого Духа". И все отвечали: "Слава милосердию твоему".

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Примечания

1 "...а к князю". Послание Климента к князю Смоленскому Ростиславу, брату Изяслава, как и послание к Клименту Фомы, не сохранилось. Взаимоотношения Ростислава и Климента были сложными. В 1158 году именно смоленский князь воспрепятствовал попытке своего племянника Мстислава Изяславича вновь поставить Климента митрополитом; в 1161 году, наоборот, Ростислав поддержал Климента, но из этого ничего не вышло.

2 "... о Заре и Фаресе". Зара и Фарес - сыновья библейского патриарха Иуды, сына Иакова, от его невестки Фамарь. В библейской книге Бытия (гл. 38) подробно рассказывается о том, как Фамарь, оставшись бесплодной после смерти своего мужа Ира, сына Иуды, обманом совокупилась со своим свекром. Причем во время родов Зара первым выставил руку, на которую тотчас была навязана красная нитка, но родился сначала Фарес. Приведенное Климентом символическое объяснение этому находится в толкованиях византийского богослова Феодорита Кирского на книгу Бытия.

3 "Аполлинариево безумие". Согласно учению Аполлинария Младшего, ересиарха IV века, епископа Лаодикии Приморской в Сирии, личность Христа не может в равной мере совмещать в себе черты совершенного человека и совершенного Божества, ибо первый из этих элементов обусловил бы греховность Христа. Христос может обладать телом и душой человека, но духом не человека, а бога, и этот божественный дух (или Логос) доминирует в его природе.

4 Климент перечисляет описанные в Евангелиях чудеса, иносказательное толкование которых он, возможно, приводил в несохранившемся письме к князю Ростиславу: о воскрешении Иисусом умершей дочери старейшины Иаира; об исцелении дочери хананеянки и другой женщины, двенадцать лет страдавшей кровотечением; о том, как Иисус накормил тысячи людей пятью хлебами и двумя рыбами; о том, как он приказал засохнуть бесплодной смоковнице, которая не могла его накормить.

5 "...о ловле рыб". В Евангелии рассказывается, как Иисус призвал двух братьев, Симона (Петра) и Андрея, бывших рыболовами, сказав им: "Идите за мной, и я сделаю вас ловцами человеков".

6 "...об исцелении больного" - еще одно чудесное исцеление, описанное в Евангелии.

7 "...изъяснить и истолковать их". Толкования святых отцов церкви на тексты Ветхого и Нового заветов были чрезвычайно популярны в греческой и славянской письменности. В "Послании" Климента, как правило, используются толкования Феодорита Кирского - при объяснении ветхозаветных сюжетов и Никиты Гераклийского - для новозаветных.

8 "...и о скоте их". В Евангелии (от Иоанна, 4:1 - 30) рассказывается о том, как Иисус, находясь в Самарии, подошел к колодцу, принадлежавшему некоему Иакову и его сыновьям, и попросил пить женщину-самарянку. Евангелие сравнивает колодезную воду с "живой водой" учения Христа. При этом Иисус пророчествует об умерших мужьях женщины.

9 Гераклийский епископ - Никита Серрон, епископ Гераклеи (к.XI- н.ХIIв.) - византийский богослов, автор толкований на тексты Ветхого и Нового заветов, а также на 16 слов Григория Богослова. Его труды в переводах на славянский язык были известны на Руси.

10 "Саламандр прованский". Рассказ о саламандре, чудесном зверьке, не сгорающем в огне, заимствован, по-видимому, из "Физиолога". Прована - это нынешний остров Цейлон (Шри Ланка). Климент (а точнее, его греческий источник) ошибочно помещает Цейлон во "внутреннюю Индию", или "Средиземию".

11 "...печь, раскаленная в сорок девятый раз..." Рассказ взят из библейской книги пророка Даниила. Здесь (3:1 - 27) повествуется о трех отроках, отказавшихся поклоняться сделанному царем Навуходоносором золотому истукану. Брошенные в огонь, они уцелели, а схватившие их стражники погибли в пламени.

12 "...дерзко скрывает серебро господина, не пустив его в оборот". Кирилл использует чрезвычайно популярную в Древней Руси евангельскую притчу (причем смешивая два текста - Матфей, 25:14 - 30 и Лука, 19:12 - 27) о рабах, получивших от своего господина несколько талантов (крупная денежная единица древнего мира). Двое пустили деньги в оборот и заслужили одобрение господина, а третий зарыл их в землю (по другой версии, завернул в платок), за что и был сурово наказан. Смысл притчи - в необходимости каждому человеку развивать добрые наклонности и качества, полученные от бога, и "пускать их в оборот", то есть совершать добрые дела.

13 "Аз", "добро, "мыслете" - буквы кириллического алфавита. Фраза ясна на греческом языке. Византийские мистики считали имя Адама аббревиатурой, составленной из начальных букв греческих названий сторон света: "анатоле" - восток, "дюсис" - запад, "арктос" - север, "месембриа" - юг. В тексте ошибка, должно быть - "аз" на востоке и севере... и "мыслете" на юге". Адам мыслится как некий космический образ, подобие самой Вселенной.

14 В древнерусских апокрифах часто используется так называемая антиохийская эра, согласно которой сотворение мира было за 5500 лет до рождения Христа (по константинопольской эре, наиболее распространенной на Руси, - за 5508 лет). Эта же эра использовалась у богомилов. В тексте, по-видимому, ошибка - не учтены 33 года земной жизни Христа.

15 "Траяна, Хорса, Велеса, Перуна..." - перечислены имена языческих богов, которым поклонялись славяне. Особый интерес здесь представляет имя Траяна, известного из "Слова о полку Игореве", где "землей Трояновой" называется сама Русская земля. Ученые до сих пор спорят, кого надо понимать под этим именем - какое-то неизвестное нам божество или реального римского императора II века, чья деятельность тесно соприкасалась с районами Подунавья, заселенного славянами. Вопрос неясен, но следует помнить, что в язычестве не было непереходимой грани между богами и людьми. Во всяком случае, в русском "Торжественнике" конца XII - начала XIII века (то есть времени, непосредственно приближенного к эпохе "Слова о полку") о языческих богах говорится следующее: "...они все богы прозваша... и человечьска имена та Утрия, Трояна, Хърса, Велеса, Перуна, на богы обратиша". Несомненно одно: существовавший на Руси культ Траяна, кем бы он ни был, имеет южное происхождение. Заметим также, что еще в одном славянском источнике имя "Траян" связывается с Богородицей. Согласно одному из сербских духовных стихов Богородице достался для обращения в христианство "нечестивый город Троян, Индия проклятая".

ЛЕГЕНДА О ГРАДЕ КИТЕЖЕ

О произведении "ЛЕГЕНДА О ГРАДЕ КИТЕЖЕ"

Монгольское нашествие и трагические события того времени породили особый жанр социальной утопии - видение сказочного града, недоступного злым людям и открытого лишь добрым и искренне верующим в благодать Божию. Легенда имела большое хождение в старообрядческой среде, дошла в преданиях об озере Светлояре, в водах которого, если внимательно вглядеться и вслушаться, можно увидеть сказочный град и услышать перезвон колоколов.

КНИГА, НАЗЫВАЕМАЯ ЛЕТОПИСЕЦ, НАПИСАНА В ГОД 6646 (1237) СЕНТЯБРЯ В ПЯТЫЙ ДЕНЬ (Перевод Н. В. Понырко)

Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод сын был великому князю Мстиславу, внук же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович - правнук святому благоверному и великому князю Владимиру.

А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему во владение Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени восприял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом пощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, богу нашему, и всем святым. Аминь.

Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: "Здрав будь, о благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище - Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину". И сказал ему благоверный князь Михаил: "Здрав будь и ты, о благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей! Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножем заклать, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба".

И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: "Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви божий строить и города". И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: "Как хочешь, так и созидай церкви божий во славу и хвалу пресвятому имени божию. За такое доброе твое намерение награду примешь в день пришествия Христова".

И пировали они много дней. И когда решил благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему. И поехал князь Георгий по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы. и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в городе Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в городе том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии.

Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его, и начали молить все люди города того благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворный иконы пресвятой богородицы Федоровской перенес в город к ним. Он же прошение исполнил. Начали петь молебен пресвятой богородице. И когда кончили и хотели образ тот нести в город, то образ не сошел с места того, нисколько не сдвинулся. Благоверный же князь Георгий, увидав произволение пресвятой богородицы, избравшей здесь место себе, повелел построить на том месте монастырь во имя пресвятой богородицы Федоровской.

Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

И советом и повелением благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления места этого. И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста господня, а вторую церковь - во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь - во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии. В тех же церквах повелел князь Георгий приделы сделать и в честь других праздников господних и богородичных. Так же и образы всех святых написать повелел.

И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину - двести сажен, а в ширину - сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении.

И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав сие, воздал славу богу и пресвятой богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой богородице Федоровской, по совершении службы той, отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью; и, попрощавшись с ним, отпустили.

Благоверный же князь Георгий Всеволодович, приехав в город свой, прежде названный Псков, много дней пребывал в молитве, и в посте, и в бдении, и раздал много милостыни нищим, и вдовицам, и сиротам. А по построении городов тех прожил семьдесят пять лет.

Было же в год 6747 (1239). Попущением божиим, грехов ради наших, пришел на Русь войной нечестивый и безбожный царь Батый. И разорял он города, и огнем пожигал их, и церкви божий тоже разорял, и огнем пожигал. Людей же мечу предавал, а малых детей ножом закалывал, младых дев блудом осквернял. И был плач великий.

Благоверный же князь Георгий Всеволодович, слышав обо всем этом, плакал горько. И, помолившись ко господу и пресвятой божией матери, собрал свое воинство, и пошел против нечестивого царя Батыя с воинами своими. И когда вступили в сражение оба воинства, была сеча великая и кровопролитие. В ту пору у благоверного князя Георгия было мало воинов, и побежал благоверный князь Георгий от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый Китеж. И долго сражался благоверный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пуская его в город свой.

Когда же наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из этого города в Большой град Китеж. Наутро же, когда проснулся тот нечестивый царь, то приступил приступом с воинами своими к городу и захватил его. И всех людей в городе этом побил и порубил. И, не найдя благоверного князя в городе том, начал мучить одного из жителей, а тот, не вытерпев мук, открыл ему путь. Тот же нечестивый погнался вослед князю. И когда пришел к городу, напал на него со множеством своих воинов и взял тот город Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра, и убил благоверного князя Георгия, месяца февраля в четвертый день. И ушел из города того нечестивый тот царь Батый. И после него взяли мощи благоверного князя Георгия Всеволодовича. И после того разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Большой, что на берегу озера Светлояра.

И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, что и в прежние времена бывало, как свидетельствуют жития святых отцов, патерик Монасийский, и патерик Скитский, и патерик Азбучный, и патерик Иерусалимский, и патерик Святой Горы, а эти святые книги, в которых писаны жития святых отцов, согласны в том, что сокровенная обитель не едина, но есть много монастырей, и в тех монастырях многое множество святых отцов, точно звезд небесных, просиявших житием своим. Как песка морского невозможно исчесть, так и невозможно все описать. Именно о них, провидя духом святым, блаженный пророк Давид-царь, удивляясь, вопиет духом святым, в богодухновенной книге своей Псалтыри говорит: "Праведник, как пальма, цветет и, как кедр ливанский, возвышается; насажденные в доме господнем, они цветут во дворах бога нашего". И еще тот же пророк царь Давид: "Возвышенны для меня помышления твои, боже, как велико число их; стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка". О них, провидя духом святым, блаженный апостол Павел в своем послании говорит, провидя; такое слово к нам обращает: "Скитались в овчинных и козьих кожах, терпя лишения, скорби, озлобления, те, которых не был достоин весь мир". То же слово изрек и святой Иоанн Златоуст, в поучении своем говорит в неделю третью поста. То же слово обращает к нам, провидя, святой Анастасий с горы Синайской. Это же слово апостольское обращает к нам, провидя, и преподобный отец наш Иларион Великий, о святых он пишет: "И так же в последние времена будет: грады и монастыри сокровенные будут, потому что антихрист царствовать начнет в мире, Тогда побегут в горы, и в вертепы, и в пропасти земные". И человеколюбивый бог не оставит тогда хотящего спастись. Усердием, и умилением, и слезами все получает человек у бога. Самого спасителя божественные уста возвестили в пресвятом Евангелии, что "все имущему и хотящему спастись дастся".

И по убиении святого и благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича, и по погребении честных мощей его, в год шестой пришел тот царь Батый воевать в русское царство. Пошел же против Батыя-царя благоверный князь Михаил Черниговский с боярином своим Феодором. И когда сразились оба воинства, было кровопролитие великое. И убил тот нечестивый царь Батый благоверного и великого князя Михаила Черниговского с боярином Феодором в год 6750 (1241), месяца сентября в двадцатый день. И после убиения благоверного князя Михаила Черниговского через два года убил благоверного князя Меркурия Смоленского тот нечестивый царь Батый в год 6755 (1246), месяца ноября в двадцать четвертый день. И было запустение московского царства, и прочих монастырей, и того града Большого Китежа в год 6756 (1248).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.