ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | О БОГАТСТВЕ, И О БЕДНОСТИ, И О КОРЫСТОЛЮБИИ Богатый заговорит - и все умолкли, и слово его вознесли до небес. Нисский сказал. Лучше малое иметь по-доброму, чем многое по-плохому. Диоген. Этот, спрошенный некими, почему так бледно золото, отвечал: "Потому что многие на него помышляют". Симонид. Этот, спрошенный, что выше, богатство или мудрость, отвечал: "Не знаю, но, однако, вижу мудрых, к дверям богатого ходящих". О ПРОСТОТЕ Лучше хлеб с солью в спокойствии и без печали, чем предоставленье изысканных блюд с волненьем и в отчаянии. Климий. Все, что чрезмерно, пагубно. Филон. Добродетельный, мало пищи и питья принимая, стоит между смертью и бессмертием: смертного тела ради берет необходимое, а душа его, желая бессмертия, изысканной пищи не ищет. О МОЛИТВЕ Эпикур сказал. Если бы бог, вслушиваясь в молитвы всех людей, исполнил все их желания, род человеческий погиб бы, столько зла друг другу они желают. ОБ УЧЕНИИ И О БЕСЕДЕ Богослов. Безмолвное дело лучше бесполезного слова. Лучше на себе узду носить и другим искусным наездникам подчиняться, чем взнуздать других и самим стать наездниками. Делай сказанное и не говори о сделанном. Плутарх. Этот рассказывал, что Клеанфа и Ксенократа, самых бездарных из учеников, осуждали. Те же отвечали: "Мы подобны сосудам узкогорлым, которые, с трудом принимая вливаемое, стойко и хорошо его хранят". Филипп-царь. Когда музыкант настраивал гусли свои, Филипп, сидя, сказал: "Неверно делаешь, было иначе". И музыкант отвечал: "Да не обрушит на тебя бог свой гнев, о царь, за то, что и в музыке ты лучше меня разбираешься!" Как коню ржание, и псу лай, и волу рев, и барсу рычанье дано, и это их признак, так и человеку слово, и это признак его, и сила его, и оружье, оплот и ограда; это боголюбивое живое существо из всех прочих животных этим отмечено. Мосхион. Когда беседуешь с другими, посмотри, лучше тебя собеседник, или хуже, или равен тебе. Если увидишь, что лучше - покорись ему, если же хуже - его покори, если же равен тебе - то будь с ним в согласье. Солон. Этот говорил, что слово - вид дела. Геродот. Равное благо, о царь, если кто сам о себе думает верно и другого, говорящего верно, захочет выслушать. О ПОУЧЕНИИ Еврипид. Все мы искусны поучать, а сами не ведаем, что творим. Эзоп. Этот сказал: "Каждый из нас два мешка носит: один перед собою, другой - за собой. В передний складываем чужие ошибки, в задний же - свои". О ФИЛОСОФИИ И ОБ УЧЕНИИ ДЕТЕЙ Невозможны обширные знанья при редком ученье. Златоуст. Скажи мне, кто из вас, домой возвратясь, книги взял христианские в руки, и прочел, и обдумал написанное? Никто не может этого сказать. Вот карты и шахматы у многих из вас можно найти, а книг ни у кого, разве что у немногих, но и те таковы же, как и не имущие книг: закрывши, кладут их в лари - вот и вся забота о книжной мудрости и письменной красоте, а о чтении и не заботятся. Не душевной пользы ради приобретают книги, но желая явить богатство свое и гордыню. Так преумножилось среди них тщеславие, и нет никого, кто сказал бы: "Знаю силу книги!" Климий. Мудрость сопровождает деянье, как тень тело. Земледельцы, видя колосья, к земле склоняющиеся, радуются, зная, что наполнены зернами; если же колосья прямо стоят, тревожатся земледельцы, зная, что пусты они. Так же и юноши, тягости от отсутствия знаний не ощущая, живут в колебанье, и даже походка и лица их заносчивы, и вражды исполнены, и никого не щадят они. Начав же осматриваться и плоды собирать от ученья, от суровых попреков они избавляются. Как сосуд пустой, воздухом наполненный, наливаясь водою или вином, или иным чем наполняясь, воздух изгоняет, так же и люди, исполнившись истинного блага, изгоняют тщеславие. Гиерон. Этот царь сицилийский спросил Ксенофонта о поэте Гомере, и, когда тот стал порицать Гомера, снова спросил: "Сколько у тебя рабов?" И когда тот ответил: "Двое, и тех едва могу прокормить" - отвечал ему Гиерон: "И ты не стыдишься порицать Гомера, который после своей смерти кормит более ста тысяч своим творением?!" Лаос сказал. Этот, спрошенный, что такое мудрость, ответил: "Опыт". Что человеку умному тяжелее всего делать? Ответ. А тяжелее всего человеку умному глупого и упрямого учить человека. О БОГАТСТВЕ И О БЕДНОСТИ Сирах сказал. Вспомни голод во время сытости, бедность и скудость во время богатства: от утра и до вечера пременяется время. Счастье подобно стрелку: иногда попадает как в мишень, в нас стреляя, иногда же в ближайших соседей. Демонакс. Выказывает победа храброго, а несчастье умного. Димитрий. Кто не умеет твердо держаться в печали, тот радости не перенесет. Везенье сравню с овощем: как время минует - засохнет. О ЯРОСТИ И О ГНЕВЕ Сирах. Ярость и гнев умаляют дни. Плутарх. Ярость подобна суке: как та слепыми рождает щенят, так и в ярости слепые обвинения исходят. Дикий конь уздой удержится, а скорый гнев умом обуздается. Кроткое слово разрушает гнев. Сотион. Этот сказал: "Было два мужа мудрых, но гневливых - Гераклит и Демокрит. Один, разгневавшись, прослезился, а другой - рассмеялся, и таким образом избавились от ярости". О МОЛЧАНИИ И О ТАЙНЕ Богослов. Говори, когда чувствуешь, что речь лучше молчанья, к молчанью же прибегай, если чувствуешь, что оно лучше речи. Судья Пупо. Не желая слушать лишних свидетелей, велел рабам своим на просьбы отвечать без разбирательства дел. Однажды, желая почтить правителя Клавдия обедом, послал звать его и устроил богатый пир. Когда же настало время обеда и прочие званые все собрались, Клавдия все еще ожидали и много раз посылали положенного дозорного поглядеть, не идет ли. Когда же наступил вечер, отчаялся судья дождаться Клавдия и спросил раба, приглашавшего того: "Звал ты его?" - тот же ответил: "Да!" И сказал: "Так он не придет?" - и тот отвечал: "Нет, ибо нет времени". И сказал судья: "Почему ты мне не сказал об этом сразу же?" И раб ответил: "Об этом ты меня не просил". Зенон - философ. Пытаемый тираном Димитрием и понуждаемый выдать какую-то тайну своей родины, откусил язык свой и, разжевав, выплюнул на него. (Аристотель). Этот, спрошенный, что в жизни труднее всего, ответил: "Молчать, если можно говорить". (Сократ). Этот, спрошенный, кто тайну может хранить, отвечал: "Тот, кто уголь горячий держать на языке сумеет". Когда кто-то поносил его за зловоние изо рта, он ответил: "Ибо многие тайны сгнили в горле моем". |