Современные формы правления: понятия и виды. Форма правления–способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. В современной юридической литературе традиционно формы правления рассматриваются с точки зрения противопоставления монархий и республик. Монархия (гр. monarchia – единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками: - существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т.д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно); - передача власти, как правило, осуществляется по принципу наследования; - монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа; - монарх является юридически безответственным лицом и не несет юридической ответственности перед подданными за принимаемые от собственного имени решения. В качестве видов монархических форм правления, как правило, называют неограниченные и ограниченные монархии. При этом опять таки традиционно к неограниченным относят абсолютные и теократические, а к ограниченным конституционные (парламентарные) и сословно-представительные. В современных ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом, либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками: - правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент; - лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства; - власть монарха является символической, он «царствует», но не правит; - правительство подотчетно в своей деятельности парламенту. - наличие института контрасигнатуры, предполагающего, что подпись монарха на документе носит символический характер. Монарх как формальный глава государства лишь скрепляет документ уже подписанный уполномоченным на то должностным лицом, которое руководило подготовкой данного документа и несет за него всю полноту ответственности. Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др. Дуалистическая монархия как первоначальная форма ограниченной (конституционной) монархии характеризуется следующими чертами: - наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями (парламент); - исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через подотчетное ему правительство; - монарх, хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т.е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя с определенной долей условности к дуалистическим могут быть отнесены современные монархии в Иордании, Марокко, Непале. Республика- форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени народа представительными органами государственной власти - президентом, парламентом. Республика (лат. res publica – общее дело) характеризуется следующими признаками: - представительный характер высших органов государственной власти - президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства; - формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков; - юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения; - возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти. В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики. Президентские республики (США, Аргентина, Мексика, Филиппины и др.) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у Главы государства - президента. Признаки президентской республики: - президент избирается путем проведения всенародных выборов и, таким образом является независимым от парламента; - президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства; - правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий; - президент обладает единоличным правом отставки правительства; отношения между президентом и парламентом строятся по принципу разделения властей и основываются на системе сдержек и противовесов. «+» стабильность и большая эффективность, президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра. «-» чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента, а отсюда возможность злоупотребления ею, что может привести к культу личности и трансформации республики в суперпрезидентскую. Парламентские республики (Италия, ФРГ, Финляндия, Турция, Венгрия, Индия.) характеризуются сильной законодательной властью (сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента) и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентской республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. Признаки парламентской республики: - президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией; - правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства; - правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента; - в случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства; - действия и решения президента должны согласовываться с правительством. «+» считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. «-» многопартийной системе и порядке назначения правительства возможны частые правительственные кризисы. Смешаная республика - с элементами президентской и парламентской республик. Признаки смешанной республики: - сильный президент, который одновременно может являться главой правительства, - в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. - правительство несет ответственность, как перед президентом, так и перед парламентом - отсутствует прямая связь между главой государства и исполнительной властью. |