Примерный перечень тем рефератов 1. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований. 2. Исследование в психологии. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии. 3. Виды исследований и типы данных в психологии. 4. Сравнительный анализ качественного и количественного подхода к методам исследования. 5. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования. 6. История развития качественных и количественных методов в психологии. 7. Проблема качества данных и возможности его повышения. 8. Основные этапы построения эмпирического исследования. 9. Особенности построения выборки и подбора методов исследования 10. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения. 11. Особенности интервью: виды и специфика применения. 12. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки. 13. Особенности обработки и анализа количественных данных. 14. Общие особенности методов анализа документов. 15. Особенности использования социометрии как метода сбора данных. 16. Особенности использования эксперимента в психологическом исследовании. 17. Наблюдение как метод психологии: достоинства и недостатки. 18. Специфика проективных методических приемов и исследовательских техник. 19. Основные особенности использования групповых методов качественного исследования. 20. Методология и методы качественно-количественных исследований. 21. Основные особенности планирования и организации исследования. 22. Роль модератора в проведении психологического исследования. 23. Индивидуальное интервью: преимущества и ограничения. 24. Основные характеристики и специфика этнографических методов. 25. Основные подходы к анализу качественных данных. Уровни анализа результатов качественного исследования. Вопросы к зачету 1. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований. 2. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии. Виды исследований в психологии. 3. Типы данных, получаемых в исследовании. 4. Методы эмпирического исследования. Методы воздействия. Взаимосвязь между методами исследования и воздействия. Методы обработки и анализа данных исследования. 5. Определение понятий: качественная методология, качественные методы исследования, качественный анализ. Исследовательский потенциал качественных методов. Практические задачи, решаемые с помощью качественных исследований. 6. Дихотомия качественного и количественного подхода. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования. 7. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов. 8. Смешанные методы исследования. Сочетание количественных и качественных методов в конкретных психологических исследованиях. Качественные исследования как основание количественного анализа. 9. Принцип интерпретации в качественной методологии. Принцип единства языка и познания. Постструктурализм (М. Фуко): язык как дискурс и технология власти. 10. Теоретико-методологическое основание качественной методологии. Период ранних классических исследований (1900-1950). 11. Период оформления исходных традиций (1950-1970): феноменология, герменевтика, этнометодология, структурализм, семиотика, культуральные исследования, критическая теория, феминистские теории. Идея «гуманистического типа науки» у А. Маслоу и К. Роджерса. 12. Период пересмотра оснований и парадигмы исследований (1970-1990). 13. Период новой систематизации методов, процедур и стандартов (1990-наст. время). Критика фундаменталистских критериев оценки качественных исследований и переосмысления понятий валидность, обобщаемость, надежность данных. Расширение области использования качественных исследований. 14. Проблема качества данных. Критерии объективности качественного исследования. Понятия валидности и надежности качественного исследования. Традиционные типы валидности: внутренняя, внешняя, конструктная, операциональная. 15. Постановка проблемы исследования. Теоретический анализ проблемы исследования. Выбор методологии. 16. Определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий. 17. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. 18. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода. 19. Способы построения выборки. Репрезентативная выборка. Принцип случайного отбора респондентов. 20. Подбор (разработка) и обоснование методов исследования и способов обработки его результатов. Основные принципы и типичные ошибки при подборе методического инструментария исследования. 21. Рабочий план исследования. Пилотаж методик и других элементов программы исследования. Выбор ситуации исследования. 22. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения. 23. Особенности индивидуальных опросных методов. Планирование, организация и проведение личных интервью. Подготовка вопросника (гайда). Вопросы в глубинном интервью. 24. Характеристики и процедура глубинных интервью. Методические приемы, используемые в глубинном интервью. Особенности анализа полученных данных. 25. Преимущества и недостатки структурированных и неструктурированных интервью. Особенности проведения и анализа результатов нарративных интервью. 26. Специфика этнографического интервью с использованием видеосъемки, аудиозаписи, фотографирования. 27. Особенности выборки и анализа данных. Способы регистрации данных. Классификация ошибок. Источники систематических ошибок. 28. Виды анкет. Структура анкеты. Формальные, содержательные и формально-содержательные характеристики анкеты. Виды вопросов, требования к ним. 29. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки. 30. Экспертные опросные листы. Отличительные характеристики экспертных опросных методов. Экспертные интервью и фокус-группы, client visits. Планирование, организация, рекрутирование. Процедурные особенности. 31. Креативные экспертные группы: брейнсторминг, дельфи, синектика. Формирование экспертных групп. Выбор и обоснование исследовательской процедуры. Приемы повышения креативности в экспертных опросах. 32. Способы кодировки данных. Методы построения шкал и индексов из первичных индикаторов. Математические и логические индексы. 33. Три типа данных и их соотношение (целевые вопросы, анкетные вопросы, показатели статистической обработки). Оценка достоверности и полноты данных на этапе кодировки. 34. Уровни измерения и допустимые статистики. Первичное описание и упорядочивание данных: простая (одномерная) группировка. Абсолютные значения и проценты. «Укрупнение» интервала шкал. «Свертка» данных. Показатели центральной тенденции и рассеивания. 35. Взаимосвязи показателей: перекрестная (двухмерная) группировка. Меры статистической взаимосвязи признаков (коэффициенты корреляции): общая классификация. 36. Многомерная эмпирическая классификация признаков и поиск общих зависимостей: метод факторного анализа. 37. Эмпирическая типологизация испытуемых: метод кластерного анализа. 38. Интерпретация и анализ статистических данных, проверка гипотез. Переход от статистических выводов к содержательным. 39. Анализ документов. Методы традиционного и контент-анализа документов: области использования, достоинства и недостатки. Процедура и этапы контент-анализа. 40. Социометрия как метод исследования. Виды данных, диагностируемых с помощью социометрического метода. Типы социометрических критериев. Параметрическая и непараметрическая процедуры социометрии: сравнительный анализ. 41. Этапы обработки данных социометрии; социоматрица, социограмма, социометрические индексы. Этические проблемы социометрии. Модификации социометрического метода. 42. Области использования и специфика проведения эксперимента. Типы причинно-следственных связей в психологии. Основные понятия эксперимента. Виды экспериментов. 43. Проблема качества эксперимента: основные понятия и критерии оценки. Способы измерения зависимой переменной. 44. Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения. Этапы построения программы наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения. 45. Общая характеристика проективных методических приемов и исследовательских техник. 46. Зондирующие методы и процедуры выбора. Приемы активизации внимания. Шкалирование. Brand mapping. Группирование и ранжирование данных. 47. Вербальные методики: свободные и направленные ассоциации, персонификация, идеальный продукт, игровые ассоциативные методики. 48. Невербальные методики: образные ассоциации, коллаж. 49. Процедуры завершения. Завершение предложений, фрустрирующие картинки, незавершенные рисунки, модификация ТАТ. 50. Процедуры конструкции. Стереотипы, «типичные персонажи», рисунки Bubbles. Коллаж. Психологический рисунок. Манипуляция с предметами. Mаpping. “Кто он?” (Модифицированный тест М. Куна). Аналогии. Персонализация. 51. Экспрессивные и графические методики: общая характеристика. 52. Игровые методики: ролевые игры, моделирование ситуаций. 53. Анализ и интерпретация результатов проективных методик. Принципы и основные элементы анализа вербальных и невербальных данных. 54. Групповые методы психологического исследования: групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйнсторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы. Преимущества и ограничения групповых опросных методов. 55. Планирование и организация фокус-группового исследования. Правила рекрутирования. Подготовка топик-гайда. 56. Групповая динамика и социально-психологические процессы и феномены в фокус-группе. Специфика телефонных и on-line фокус-групп. 57. Психологические характеристики участников фокус-группы. Управление фокус-группой (модерирование). 58. Модификации фокус-групп: расширенные креативные группы; десантные группы; парти-группы; группы конфликта; номинальные группы. Процедурные особенности, планирование, рекрутирование. 59. Области применения качественных методов психологического исследования: психологическая экспертиза различных социальных программ, социальные исследования, политика, финансы, маркетинг, реклама, средства массовой информации, здравоохранение. 60. Теоретические предпосылки групповых качественных методов. 61. Методология качественно-количественных исследований. Количественный контент-анализ, качественный контент-анализ. Планирование количественного исследования с точки зрения качественной методологии. Качественные методы получения «сырых» данных. 62. Планирование и организация качественного исследования. Подбор участников группы. 63. Характеристика практических задачи, решаемых с помощью качественных методов. Особенности использования кейс-метода. Виды кейсов. 64. Анализ качественных данных. Феноменологический и герменевтический принципы анализа. Уровни анализа данных качественного исследования. Проблема контекстуализации качественного анализа. 65. Основные подходы к анализу качественных данных: метод обосновывающей теории А. Страусса и Дж. Корбин, метод матриц Майлса и Хабермана, Q-методология, нарративный анализ, дискурсивный анализ. Проблема интеграции качественной методологии. 66. Принцип объективности качественного анализа. Подходы к пониманию объективности качественного анализа (Дензин, Линкольн). Критерии объективности данных в качественном исследовании. (Д. Сиверман). Проблема адаптации критериев объективности для качественных методов. 67. Обобщение и экстраполяция в качественном исследовании. Виды валидности и надежности в качественном исследовании. Приемы повышения валидности и надежности качественного исследования. Репрезентативность и целевая выборка. 68. Уровни анализа результатов качественного исследования. Различные стратегии анализа результатов. Выбор единиц и методов анализа данных качественного исследования. Классификация типов анализа. Компьютерный анализ результатов качественных исследований. 69. Процесс и этапы анализа результатов: непосредственные данные (транскрипты, стенограммы), описательные утверждения, интерпретации. Возможные уровни обобщения результатов. 70. Формы представления результатов: графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, комментарии, технический отчет, рекомендации, развернутый аналитический отчет. Требования, предъявляемые к аналитическому отчету. Вопросы для проведения текущего контроля Выберите правильный вариант ответа Задание 1. К количественным методам относятся. а. контент-анализ документов, б. традиционный анализ документов, в. фокус-группа, г. биографический метод. Задание 2. К качественным методам относятся... а. традиционный анализ документов, б. контент-анализ документов, в. наблюдение, г. психологический эксперимент. Задание 3. К опросному методу относится а. беседа, б. изучение автобиографии, в. изучение продуктов деятельности, г. изучение психологической характеристики. Задание 4. Метод наблюдения это … а. пассивный метод исследования социально-психологической реальности, б. активный метод исследования социально-психологической реальности, в. метод изменения социально-психологической реальности, г. качественный метод исследования. Задание 5. Контент-анализ это … а. количественный метод анализа документов, б. качественный метод анализа документов, в. метод диагностики личности, г. метод исследования структуры коллектива. Задание 6. Экспериментальный метод это … а. активный метод исследования социально-психологической реальности, б. пассивный метод исследования социально-психологической реальности, в. метод изменения социально-психологической реальности, г. метод диагностики личности. Задание 7. Выбор качественных или количественных методов зависит от а. выбранной методологии исследования, б. гипотезы исследования, в. психодиагностических методик, г. задач исследования. Задание 8. Основной результат социометрического метода а. структура группы, б. психологические характеристики личности, в. уровень конфликтности личности, г. нервно-психическая устойчивость. Задание 9. К проективным методам опроса относятся тесты а. неоконченные предложения, б. мотивация на успех Т. Элерса, в. социально-психологической адаптации К.Роджерса и К.Даймонд, г. локус-контроля Роттера. Задание 10. Групповые методы психологического исследования а. фокус-группы, б. социометрия, в. анализ продуктов деятельности, г. беседа. |