Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» входит в базовую часть профессионального цикла Б-2 ООП. Она представлена в модуле «Профессионального цикла». Дисциплина является обязательной базовой частью в общенаучном цикле ООП. Курс систематизирует знания из различных областей психологии применительно к области методов исследования. Успешное овладение учебным материалом курса основывается на знаниях, приобретенных студентами по таким дисциплинам как «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Статистические методы в психологии» и является запускающей для изучения последующих курсов дисциплин как базовой, так и вариативной части профессионального цикла. Данная дисциплина служит основой для изучения предмета «Планирование теоретического и эмпирического исследования». Дисциплина носит характер стимулирующий мотивацию освоения теоретической и практической деятельности педагога-психолога, основанной на академических знаниях. Ведущей идеей дисциплины является то, что педагог-психолог не может состояться как практик без наличия у него большого объема академических знаний, на основе которых формируется его профессиональное мышление, позволяющее концептуализировать его теоретическую и практическую деятельность и осваивать ее психотехническую сторону. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): В результате изучения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями: общекультурными: способностью и готовностью к: - использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); профессиональными компетенциями:общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК): - готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: -методологические принципы построения исследований; - основные научные школы и направления развития качественной и количественной методологии; - специфику качественной методологии; - основные качественные и количественные исследовательские методы; - методы количественного анализа. - нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога при практическом применении методов психолого-педагогического исследования. Уметь: -ориентироваться в процедурных особенностях применения в исследованиях качественных и количественных методов; - планировать исследование, выбирать методы релевантные поставленным исследовательским задачам; определять предмет исследования и адекватно формулировать цель и задачи. Владеть: - методами повышения валидности и надежности исследования; - навыками анализа и интерпретации данных; - практическими методами оценки эффективности качественного исследования. 4.1. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Наименование тем дисциплины | Бюджет учебного времени, часов | Зачетные единицы | Всего | в том числе аудиторные занятия по формам обучения: | очная | заочная | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия, лабораторные работы | Самостоятельная работа | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия, лабораторные работы | Самостоятельная работа | Контрольные работы (кол-во) | Тема № 1. Методологические основы качественного и количественного подходов в психологических и педагогических исследованиях. | | | | | | | | | | | | Тема №2. Построение эмпирического исследования в психологии и педагогике. | | | | | | | | | | | | Тема №3. Применение количественных методов в психологическом и педагогическом исследовании. | | | | | | | | | | | | Тема №4. Методология качественных методов в психологическом и педагогическом исследовании. | | | | | | | | | | | | Зачет | | | | | | | | | | | | Итого | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Формой текущего контроля и промежуточной аттестации являются: - для очной формы обучения: зачет в 1-м семестре; - для заочной формы обучения: зачет во 2-м семестре. Содержание дисциплины «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» Тема № 1. Методологические основы качественного и количественного подходов в психологических и педагогических исследованиях. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований. Исследование в психологии. Виды исследований в психологии и педагогике. Общий обзор методов. Методы эмпирического исследования. Определение понятий качественная и количественная методология, качественные и количественные методы исследования. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов. Сочетание количественных и качественных методов в конкретных психологических и педагогических исследованиях. Тема № 2. Построение эмпирического исследования в психологии и педагогике Постановка проблемы исследования. Теоретический анализ проблемы исследования. Выбор методологии. Определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий. Гипотезы исследования. Процедура доказательств гипотез исследования. Проблема выборочного метода в психологии и педагогике. Способы построения выборки. Репрезентативная выборка. Подбор (разработка) и обоснование методов исследования и способов обработки его результатов. Основные принципы и типичные ошибки при подборе методического инструментария исследования. Рабочий план исследования. Пилотаж методик и других элементов программы исследования. Тема № 3. Применение количественных методов в психологическом и педагогическом исследовании Методы получения количественных характеристик об изучаемом объекте. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения. Характеристики и процедура проведения контент-анализа. Процедура социометрического метода. Применение метода наблюдения в психологическом и педагогическом исследовании. Психологический эксперимент. Особенности педагогического эксперимента. Виды психологических и педагогических экспериментов, основные процедуры проведения и интерпретация полученных данных. Тема № 4. Методология качественных методов в психологическом и педагогическом исследовании Групповые методы качественного исследования. Методология и методика проведения фокус-группы. Основные характеристики и специфика этнографических методов исследования в психологии и педагогике. Биографический метод в психологии и педагогике, его разновидности. Проведение метода «традиционного анализа документов». |