ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» Особую роль в успешном овладении дисциплины играет самостоятельная работа бакалавров. Время, отведенное на самостоятельную подготовку, должно использоваться в целях формирования культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы, привития бакалаврам навыков в самостоятельном изучении программного материала, навыков информационного поиска, закрепления и углубления знаний, а также для подготовки к очередным занятиям и зачету по дисциплине. Самостоятельную работу бакалавров по дисциплине необходимо обеспечивать путем подготовки соответствующих методических рекомендаций, вопросов для самоконтроля, учебных пособий, а также проведением индивидуальных и групповых консультаций. Преподавателю необходимо следить за публикациями в периодической печати по практикоориентированным вопросам психологии, педагогики и рекомендовать появляющиеся статьи в печатных изданиях для изучения, осмысления и реферирования в ходе самостоятельной работы. Особое внимание необходимо обратить на такие журналы как «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Методология и история психологии», «Вестник МГОУ», «Московский психотерапевтический журнал» (с 2010 года - «Консультативная психология и психотерапия»), «Журнал практического педагога», «Педагогическая диагностика» и др. Самостоятельная работа бакалавров по дисциплине предполагает изучение ими отдельных тем курса, определенных программой. Основными видами и формами самостоятельной работы являются: - выполнение заданий для самоконтроля и дополнительно даваемых преподавателем на занятии; - подготовка к практическим занятиям, зачету по дисциплине; - разработка отчетов по практическим занятиям. Преподаватель формулирует учебную задачу по той или иной теме и оценивает результаты самостоятельной работы бакалавров. Бакалавры самостоятельно выбирают учебные действия для решения поставленной преподавателем учебной задачи, планируют и контролируют ход своей работы. Структура самостоятельной работы бакалавров по дисциплине складывается из системы отдельных действий, которые необходимы для полноценного усвоения ими содержания дисциплины, а также для формирования у них способности и готовности применять полученные знания в последующей учебной и, в дальнейшем, профессиональной деятельности. К таким действиям относятся: - подбор литературы по той или иной теме курса (из перечня литературных источников, рекомендованных преподавателем); - составление плана статьи, отрывка из монографии, книги; - составление логической схемы, опорного конспекта по определенной теме курса; - анализ научной статьи; - анализ практических ситуаций деятельности; - формулирование выводов и практических рекомендаций по изучаемой теме; Система самостоятельной работы бакалавров может быть разложена на составляющие ее структурные элементы: - чтение конспекта лекций; - комментирование и конспектирование учебной и научной литературы; - выполнение заданий по самоконтролю; - подготовка к зачету. Чтение конспекта лекций имеет несколько целей: первая – вспомнить, о чем говорилось на лекциях; вторая – дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами из жизни, подкрепляющими и углубляющими понимание ранее услышанного в лекциях; третья – прочитать по учебнику то, что в лекции не могло быть раскрыто, но, тем не менее, подчеркивались какие-то особенности и нюансы, на которые студенту надо обратить особое внимание при чтении литературы. В последнем случае конспект лекций служит своеобразным путеводителем, ориентирующим в дальнейшей работе: что и где прочитать, чтобы лучше и подробнее разобраться в тех вопросах, которые в лекциях только намечены, но не раскрыты. Чтение учебника – очень важная часть самостоятельной учебы. Основная функция учебника – ориентировать бакалавров в системе тех знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по данной дисциплине будущими специалистами. Учебник также служит путеводителем по многочисленным произведениям, ориентируя в именах авторов, специализирующихся на определённых научных направлениях, в названиях их основных трудов. Вторая функция учебника в том, что он очерчивает некий круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на глубокое их раскрытие. Чтение рекомендованной литературы – это та главная часть системы самостоятельной учебы бакалавров, которая обеспечивает подлинное усвоение науки. Читать эту литературу нужно по принципу: «идея, теория в одной, в другой и т.д. книгах». Во всех случаях изучение проблемы по разным источникам – залог глубокого усвоения науки. Изучение литературы должно решать одновременно и задачу самоконтроля того, как усвоены знания, навыки и умения. Последнее нужно сделать своеобразным итогом овладения теорией. Для определения уровня успеваемости и качества самостоятельной подготовки бакалавров целесообразно проводить текущий контроль. Текущий контроль может осуществляться при проведении каждого занятия посредством как письменных, так и устных опросов. Вопросы, выносимые на зачет, должны служить постоянными ориентирами при самостоятельной работе бакалавров. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к зачету, а сам зачет становится формой проверки качества всего процесса самостоятельной учебной деятельности бакалавров. Темы для самостоятельного изучения | Изучаемые вопросы | Количество часов | Формы самостоятельной работы | Методическое обеспечение | Форма отчетности | | | | | | | Тема №1 Методологические основы качественного и количественного подходов в психологическом исследовании | 1. Разработка схем применения качественных методов в психологическом исследовании. - выбирают социально-психологический процесс для изучения, анализируют возможности применения качественных методов в эмпирическом исследовании; - определяют качественные методы для исследования выбранного социально-психологического явления/процесса; - проводят пилотажное исследование. 2. Разработка алгоритма применения количественных методов в психологическом исследовании. - выбирают социально-психологический явление/процесс для изучения, анализируют возможности применения количественных методов в эмпирическом исследовании; - определяют качественные методы для исследования выбранного социально-психологического явления/процесса; - проводят пилотажное исследование. | | Анализ литературы. Подготовка к практическому занятию | А/Основная: 1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПБ.: Питер, 2004. – С. 14-31. 2. Никандров В.В.Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – 12-49. 3. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Полное руководство. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – С. 10-42. 4. Соммерз-Фланаган Дж., Соммерз-Фланаган Р. Клиническое интервьюирование. – М.: Изд. дом «Вильяме», 2006. – С. 12-39. Б/ Дополнительная: 1. Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2006. – С. 18-41. 2. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2005. – С. 12-44. 3. Поппер К. Логика и рост научного познания. – М., 1999. – С. 9-22. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. T.l. – М.: Педагогика, 2011. – С. 14-44. | Контрольная работа В контрольной работе отразить объект и предмет выбранного исследования, дать определения исследуемых понятий, структурную модель изучаемого явления (процесса) и методики изучения ее структурных компонентов | | | | | | | Тема №2 Построение эмпирического исследования в психологии и педагогике | 1. Разработка теоретической модели психологического исследования. - выстраивают структурно-содержательную и структурно-динамическую модели исследуемого социально-психологического явления/процесса, определяют его структурные компоненты и методы исследования; - проводят интерпретацию, операционализацию основных понятий и процедуры доказательств гипотез исследования. 2. Подбор и обоснование методов исследования. - изучают способы обработки результатов психологического исследования; - изучают основные принципы и типичные ошибки при подборе методического инструментария исследования; - проводят пилотаж методик эмпирического исследования. | | Анализ литературы. Подготовка к практическому занятию | А/Основная: 1. Зейгарник Б.В. Клиническая беседа // Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям «Психология» / Ред.-сост. A.M. Айламазян. – М.: Смысл, 2009. – С. 32-57. 2. Соммерз-Фланаган Дж., Соммерз-Фланаган Р. Клиническое интервьюирование. – М.: Изд. дом «Вильяме», 2006. – С. 51-73. Б/ Дополнительная: 1. Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2006. – С.42-61. 2. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2005. – С. 45-72. 3. Поппер К. Логика и рост научного познания. – М., 1999. – С. 23-54. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. T.l. – М.: Педагогика, 2011. – С. 45-73. | Реферат В реферате дать определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Раскрыть сущность интерпретации и операционализации основных понятий. Представить процедуру доказательств гипотез исследования. Раскрыть проблему выборочного метода в социальной психологии. Способы построения выборки. Репрезентативная выборка. | Тема №3 (занятие 1). Применение количественных методов в психологическом исследовании | 1. Методика проведения контент-анализа документов в психологии и педагогике. - изучают методику проведения контент-анализа документов в психологии; - определяют способы фиксация данных в методе контент-анализ; - устанавливают методы обработки и интерпретации данных. 2. Методика проведения социометрического метода в психологическом и педагогическом исследованиях. - изучают методику проведения метода социометрии; - определяют способы фиксация данных в социометрии; - разрабатывают программу проведения социометрии; - устанавливают методы обработки и интерпретации данных социометрии. | | Подготовка к практическому занятию | А/Основная: 1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПБ.: Питер, 2004. – С. 45-72. 2. Зейгарник Б.В. Клиническая беседа // Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям «Психология» / Ред.-сост. A.M. Айламазян. – М.: Смысл, 2009. – С. 73-92. 3. Соммерз-Фланаган Дж., Соммерз-Фланаган Р. Клиническое интервьюирование. – М.: Изд. дом «Вильяме», 2006. – С. 74-95. Б/ Дополнительная: 1. Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2006. – С. 62-89. 2. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2005. – С. 73-98. 3. Поппер К. Логика и рост научного познания. – М., 1999. – С. 54-78. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. T.l. – М.: Педагогика, 2011. – С. 74-102. | Анализ практической задачи В анализе отразить результаты работы по применению количественных методов в психологии. Представить процедуру доказательств гипотез исследования с применением методов количественного анализа. | Тема №3 (занятие 2) Применение количественных методов в психологическом исследовании | 1. Методика проведения наблюдения в психологическом исследовании. - изучают методику проведения наблюдения; - осваивают методы наблюдения; - изучают правила ведения наблюдения в психологии; - разрабатывают программу проведения наблюдения; - определяют методы обработки и интерпретации результатов исследования. 2. Методика проведения психологического эксперимента. - изучают стратегии проведения эксперимента в психологии; - переставляют план и программу проведения психологического эксперимента; - изучают виды переменных в эксперименте; - определяют методы обработки и интерпретации результатов исследования. | | Подготовка к практическому занятию | А/Основная: 1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПБ.: Питер, 2004. – С. 45-72. 2. Зейгарник Б.В. Клиническая беседа // Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям «Психология» / Ред.-сост. A.M. Айламазян. – М.: Смысл, 2009. – С. 73-92. 3. Соммерз-Фланаган Дж., Соммерз-Фланаган Р. Клиническое интервьюирование. – М.: Изд. дом «Вильяме», 2006. – С. 74-95. Б/ Дополнительная: 1. Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2006. – С. 62-89. 2. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2005. – С. 73-98. 3. Поппер К. Логика и рост научного познания. – М., 1999. – С. 54-78. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. T.l. – М.: Педагогика, 2011. – С. 74-102. | Анализ практической задачи В анализе отразить результаты работы по применению количественных методов в психологии. Представить процедуру доказательств гипотез исследования с применением методов количественного анализа. | Тема №4 (занятие 1) Методология качественных методов в психологическом исследовании | 1. Методика проведения групповые методы качественного исследования. - изучают методику проведения фокус-группы; - осваивают методы подбора участников фокус-группы; - изучают правила ведения дискуссии фокус-группы; - разрабатывают программу проведения фокус-группы; - определяют методы обработки и интерпретации результатов исследования. 2. Методика этнографических методов исследования в психологии. - изучают стратегии исследования этнической идентичности; - переставляют этапы проведения изучения этнической идентичности; - изучают диагностику психологических детерминант межэтнических отношений; - разрабатывают программу этнографического исследования; - определяют методы обработки и интерпретации результатов исследования. | | Подготовка к практическому занятию | А/Основная: 1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПБ.: Питер, 2004. – 73-110. 2. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 122-259. 3. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Полное руководство. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – С. 154-202. Б/ Дополнительная: 1. Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2006. – С. 98-127. 2. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2005. – С. 73-96. 3. Поппер К. Логика и рост научного познания. – М., 1999. – С. 79-131. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. T.l. – М.: Педагогика, 2011. – С. 103-158. | Презентация самостоятельного проекта. В презентации самостоятельного проекта представляют методы исследования психологической реальности качественными методами, создают базу данных психологического исследования, алгоритм задания формул для расчета психологических показателей | Тема №4 (занятие 2) Методология качественных методов в психологическом исследовании | 1. Методика проведения биографического метода в психологии. - изучают методику проведения биографического метода в психологии; - определяют способы фиксация данных в биографическом методе; - устанавливают методы обработки и интерпретации данных. 2. Методика проведения «традиционного анализа документов». - изучают методику проведения метода «традиционного анализа документов»; - определяют способы фиксация данных; - разрабатывают программу проведения «традиционного анализа документов»; - устанавливают методы обработки и интерпретации данных. | | Подготовка к экзамену | А/Основная: 1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПБ.: Питер, 2004. – 73-110. 2. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – С. 122-259. 3. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Полное руководство. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – С. 154-202. Б/ Дополнительная: 1. Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2006. – С. 98-127. 2. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2005. – С. 73-96. 3. Поппер К. Логика и рост научного познания. – М., 1999. – С. 79-131. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. T.l. – М.: Педагогика, 2011. – С. 103-158. | Презентация самостоятельного проекта. В презентации самостоятельного проекта представляют методы исследования психологической реальности качественными методами, создают базу данных психологического исследования, алгоритм задания формул для расчета психологических показателей | Примерные темы контрольных работ (лидерство в студенческой группе; удовлетворенность студентов обучением в вузе; профессиональная идентичность студентов; мотивация студентов на обучение; мотивационная сфера субъектов образовательного процесса; ценностные ориентации студентов; гендерные особенности субъектов образовательного процесса; социально-психологическая адаптация студентов, социализация студентов). Перечень заданий на самостоятельную подготовку: - чтение научной литературы; - дополнение и чтение конспектов лекций; - подготовка презентаций отработки практических занятий; - подготовка к самостоятельному проведению психологического исследования; - подготовка к зачету. |