МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕТЯХ С РАЗДЕЛЕННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ





4.1. Формирование алгоритма взаимодействия

 

Перед формированием алгоритма взаимодействия рассмотрим оставшиеся три блока имитационной модели. Вследствие их весьма поверхностной проработки, дадим лишь общие представления и сформируем планы дальнейших исследований.

В пятом блоке необходимо исследовать влияние результатов приемки работ на деятельность хозяйствующих субъектов. Процесс приемки рассмотрен в рамках IV этапа принципиальной схемы взаимодействия в пункте 2.2 (см. рис.2.3). В имитационной модели предлагается учитывать случай, когда принимающая комиссия дала неудовлетворительную оценку качества произведенных работ, так как при нем исполнитель понесет санкции в виде безвозмездного повторного выполнения работы, либо возмещения понесенных заказчиком расходов, которые он направил на исправление недостатков. Естественно, что это отразиться на всех показателях эффективности деятельности предприятия, рассчитанных ранее и скорректированных в процессе производства работ. В этом блоке необходимо определить количественную оценку данного влияния, а также определить новые значения этих показателей.

Таким образом, получим итоговую рентабельность производства работ в данном периоде и сможем рассчитать некоторый показатель, характеризующий эффективность работы всех хозяйствующих субъектов, с учетом их доли в общем объеме работ.

  (4.1)

где – суммарный объем распределенных работ. Если все работы распределены, то .

Рассмотренные выше пять блоков описывали взаимодействие хозяйствующих субъектов в рамках одного периода, который считался текущим. Однако, для соблюдения всех требований, предъявленных к модели, процессы взаимодействия необходимо рассматривать и в перспективе. Для этих целей принимается некоторый обоснованный горизонт прогнозирования. Учитывая динамично развивающуюся экономику страны, целесообразно принимать срок, не превышающий 3–5 лет. На данном этапе разработки, в модели было принят горизонт N = 3 года.

Очевидно, что кроме исходной информации, вводимой на каждом периоде, взаимодействие между субъектами должно опираться на результаты предыдущего сотрудничества. В имитационной модели это реализуется с помощью шестого блока – связи между периодами. Для его описания обратимся к поэтапной схеме взаимодействия компании ОАО «РЖД» и хозяйствующих субъектов по содержанию инфраструктуры (см. рис. 2.3). По ней, результаты произведенных работ необходимо рассматривать по двум направлениям.

Во-первых, по результатам приемки работ и последующей эксплуатации корректируются планы по сохранению и развитию данного участка инфраструктуры. Более качественно выполненные ремонты отдалят необходимость производства работ по текущему содержанию, снизят расходы, приходящиеся на него в виду меньшего объема одиночной замены дефектных элементов, а также в большей степени гарантируют надежную и безопасную работу в течение всего нормативного срока службы. В последующих периодах это отразиться на объемах заказов и перечне работ.

Во-вторых, корректируются дальнейшие планы по взаимодействию с хозяйствующим субъектом. На основании предыдущих расчетов показателей эффективности деятельности по каждому предприятию известен объем денежных средств, оставшихся в их распоряжении (чистая прибыль). Часть этих средств через фонд накопления или напрямую финансирует инвестиционные расходы: приобретение новых основных фондов, строительство, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и т.п.



В модели предлагается учитывать размер этих расходов через влияние на себестоимость работ и стоимость контракта в последующих периодах. Согласно планам модернизации, реконструкции и перевооружения предприятий закупается более современная техника, обладающая лучшими техническими характеристиками, а, следовательно, снижается и себестоимость производства работ заданного качества. Таким образом, для последующих периодов составляется таблица, аналогичная по форме таблице 3.3, и строятся новые зависимости себестоимости работ от качества.

Очевидно, что в последующих периодах произойдет сдвижка оптимального коэффициента качества. На ее величину оказывают влияние характер зависимости себестоимости работ и стоимости контракта от качества, а также объем реинвестированных средств.

На рис. 4.1, в качестве примера показана благоприятная ситуация как для ОАО «РЖД», так и хозяйствующего субъекта, когда объем инвестированных денежных средств позволил повысить оптимальный коэффициент качества, без существенного увеличения себестоимости.

Рис. 4.1. Динамика изменения оптимального коэффициента качества

для предприятия

Очевидно, что с каждым годом уровень цен повышается, и себестоимость работ соответственно возрастает. Для того чтобы проводить сравнение с предыдущим периодом, цены приводятся к текущим с помощью инфляционных коэффициентов.

Необходимо помнить, что возможны ситуации, когда для реализации какой-то i-ой работы j-ым подрядчиком в текущем периоде были выделены средства, превышающие Скmax. Данная ситуация отражена в варианте № 1.2 на рис. П.А.1. Повышенные денежные средства в этом случае были обоснованы достижением минимального допустимого коэффициента качества производства работ. Однако существовал и альтернативный вариант – не заключать договор с генподрядчиком по данному виду работ, и отдать его другому хозяйствующему субъекту.

Решения подобного рода планируется в дальнейшем обосновывать с помощью механизмов седьмого блока имитационной модели. В качестве показателя оценки эффективности принятого решения может быть использован срок окупаемости дополнительных затрат на производство работы.

На основании всех рассмотренных блоков формируется пошаговый алгоритм расчета показателей эффективности в сети с разделенными интересами на примере ОАО «РЖД» (рис. 4.2).

Итоги расчетов всех рассмотренных показателей по периодам сводятся в таблицы результатов деятельности компании ОАО «РЖД» и хозяйствующих субъектов. Примеры формы таблиц с основными показателями приведены в приложении Б.

 


Рис. 4.2. Алгоритм взаимодействия в сетях с разделенными интересами на примере ОАО «РЖД»


4.2. Обоснование управленческих решений по взаимодействию

хозяйствующих субъектов

 

Одной из основных целей данного исследования является обоснование эффективных путей организационного взаимодействия в сетях с разделенными интересами. Для достижения поставленной цели было решено разработать методику определения показателей эффективности взаимодействия с хозяйствующими субъектами, обслуживающими транспортную инфраструктуру. В данной работе предлагается опираться на общие положения, сформулированные в работе [40].

В ней авторы наметили следующую систему показателей взаимодействия, состоящую из трех подсистем.

1. Показатели непосредственной эффективности исполнителей (относятся только к ремонтно-строительным организациям и основаны на внутренних показателях: объемах выполненных работ, производительности, рентабельности, фондоотдачи и др.).

2. Показатели уровня взаимодействия. Характеризуют организацию работ и взаимодействия, то есть учитывают интересы железной дороги, ее структурных подразделений и хозяйствующих субъектов.

3. Показатели, характеризующие последствия для ОАО «РЖД» в результате выполненных работ или оказанных услуг (отражают интересы ОАО «РЖД» в сохранении надлежащего состояния транспортной инфраструктуры в течение всего нормативного срока службы).

Оценить организационное взаимодействие участников процесса и определить влияние каждой из подсистем на его уровень предлагается в цитируемой работе с помощью интегрального показателя эффективности деятельности. Учитывая, что по своей сути предложенные группы показателей слишком разнородны, чтобы интегрировать их в единый показатель с помощью простых алгебраических действий, в дальнейшем возможно применение методики раскраски единичного куба.

Принципиальная схема интеграционных преобразований показателей эффективности показана на рис. 4.3.

 

Рис. 4.3. Схема построения интегрального показателя эффективности

 

Можно заметить, что в рамках уже сформированного на данном этапе алгоритма взаимодействия частично реализована первая подсистема показателей. В роле показателя эффективности деятельности хозяйствующих субъектов выступает показатель, рассчитываемый по формуле 4.1. С помощью него были учтены лишь экономические результаты деятельности предприятий. Однако для комплексной оценки эффективности необходимо учитывать и ряд организационно-технических показателей. Некоторые из них уже были представлены в пункте 3.3. Определение полной номенклатуру показателей, функциональные зависимости, а также расчетные формулы являются объектами дальнейшего исследования.

Заделом для формирования второй подсистемы, характеризующей уровень учета интересов каждой из сторон, могут быть показатели, рассчитанные в рамках второго, четвертого и пятого блоков имитационной модели. Показатели третьей подсистемы планируется рассчитывать с использованием механизмов шестого блока.

Для создания полноценной и сбалансированной системы к разрабатываемым показателям, по мнению авторов работы [40], должны быть предъявлены следующие естественные требования:

– достоверность, т.е. должны быть механизмы, проверяющие собираемые сведения, но исключающие возможность улучшения значений показателя без повышения уровня качества и результативности оказываемых услуг;

– низкая стоимость сбора исходных данных;

– применение современных, отвечающих уровню производственных отношений в стране и зарекомендовавших себя на практике способов оценки эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов;

– отражение и учет показателей деятельности организаций (выполняющих ремонтно-строительные работы), которые направлены на повышение качества работ и безопасности движения поездов;

– быть понятными и прозрачными как для самих хозяйствующих субъектов, так и для субъектов, осуществляющих финансирование;

– иметь возможность компьютерной реализации не только в части расчетов, но также сбора и хранения необходимой для анализа информации.

– добавление в перечень исходных данных новых параметров должно происходить без существенной корректировки методики расчета показателей эффективности.

В ходе дальнейшей работы предстоит провести обстоятельное исследование каждой из составных частей интегрального показателя, проверить их пригодность для оценки и принятия управленческих решений, на основании численных экспериментов сформировать атлас зависимостей (графиков) интегрального показателя и промежуточных показателей из каждой подсистемы.

 

4.3. Верификация показателей эффективности деятельности

хозяйствующих субъектов

 

В настоящем пункте предложенная имитационная модель опробована для случая, когда имеется три подрядчика и 100 ед. работы, которые необходимо распределить. Минимально допустимый коэффициент качества производства работ для заказчика принят на уровне 0,95.

Были рассмотрены пять основных вариантов распределения работ (рис.4.4). В качестве минимальной величины работ принято 10 ед.

Рис. 4.4. Распределение объемов работ по вариантам

 

Основными исследуемыми параметрами, влияющими на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, приняты коэффициент качества и стоимость работ. Диаграмма изменения стоимости работ от коэффициента качества по каждому из вариантов представлена на рис. 4.5.

Рис. 4.5. Диаграмма изменения стоимости работ от коэффициента качества

В качестве лимитирующей суммы, выделенной заказчиком, принято 1200000 тыс. руб. Как можно заметить из предыдущего рисунка, данного объема денежных средств достаточно для оптимального производства работ только при коэффициенте качества 0,94. При заключении же контракта с коэффициентом качества на уровне 0,95 происходит резкое снижение эффективности по каждому их рассмотренных вариантов (рис.4.6.).

Рис. 4.6. Зависимость эффективности деятельности хозяйствующих

субъектов от коэффициента качества

 

Точка перелома соответствующая уровню качества 0,94 по каждому из вариантов является оптимальной для подрядчиков. Очевидно, что варьируя объемом выделенных денежных средств можно добиться его смещения, как в большую, так и меньшую сторону.

По рисунку 4.6 видно, что наиболее эффективным вариантом распределения работ является вариант № 2. Для избегания резкого снижения эффективности с помощью имитационной модели можно определить, на сколько необходимо повысить объем денежных средств для поддержания предыдущего уровня (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Зависимость эффективности деятельности хозяйствующих субъектов от стоимости работ

 

Рост эффективности деятельности хозяйствующих субъектов напрямую связан с увеличением размера чистой прибыли. На рис. 4.8 по второму варианту распределения представлено изменение размера чистой прибыли каждого подрядчика в зависимости от коэффициента качества. Размер чистой прибыли при коэффициенте будет получен подрядчиком, в случае увеличения стоимости работ до величины, определенной на рис. 4.7. Разница между зеленым и красными столбцами должна быть обоснована в дальнейшем исследовании с помощью расчетов, производимых в шестом и седьмом блоках имитационной модели.

Рис. 4.8. Диаграмма изменения чистой прибыли подрядчика

 

На текущий момент производительность труда в имитационной модели не входит в расчет интегрального показателя эффективности, а, следовательно, не учитывается при выборе исполнителя. Поэтому, на рис. 4.9 представлена диаграмма производительности труда для К = 0,95 отдельно по каждому подрядчику в зависимости от варианта распределения объемов работ.

 

Рис. 4.9. Диаграмма производительности труда

 

Необходимость расчета данного показателя и отслеживание его динамики во времени регламентируется внутренним распоряжениям ОАО «РЖД» и объясняет его наличие в имитационной модели.

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

5.1. Система управления охраной труда

 

Охрана труда сегодня актуальна как никогда. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

Опыт крупнейших мировых компаний показывает, что охрану труда высшие руководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здоровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетентности персонала. Это можно объяснить тем, что охрана труда имеет огромное социально-экономическое значение.

Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости.

Грамотная политика в управлении охраной труда приводит к следующим положительным социальным последствиям:

1. Сохранению трудовых ресурсов и повышению профессиональной активности работающих за счет улучшения состояния здоровья, увеличения средней продолжительности жизни, что сопровождается увеличением трудового стажа;

2. Повышению профессионального уровня вследствие роста квалификации и мастерства в связи с увеличением трудового стажа;

3. Появлению возможности использования остаточной трудовой активности, опыта и профессиональных знаний пенсионеров на доступных для них работах.

За счет улучшения указанных выше показателей происходит увеличение совокупного национального продукта.

Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социального значения охраны труда. Таким образом, экономическое значение выражается результатами изменения социальных показателей, которые определяются следующими экономическими факторами:

1. Повышение производительности труда, а, следовательно, и экономических результатов деятельности предприятия за счет создания комфортных условий для трудовой деятельности, например, путем обеспечения оптимальных параметров микроклимата, освещения и световой среды, учета психофизиологических и эргономических особенностей труда, формирования оптимальных режимов труда и отдыха, проведения лечебно - профилактических мероприятий.

2. Увеличение фонда рабочего времени за счет сокращения времени неявки на работу из-за травм и заболеваний.

3. Экономия расходов на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Такие льготы и компенсации, как сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, связаны со значительными трудовыми потерями и сопровождаются выплатами больших денежных сумм за фактически не отработанное время. Такие разновидности льгот и компенсаций, как повышенные тарифные ставки, льготные пенсии, лечебно-профилактическое питание, бесплатная выдача молока, также требуют больших денежных средств. Создание условий, соответствующих допустимым нормативным требованиям, позволяет частично или полностью сократить эти расходы.

4. Снижение затрат из-за текучести кадров по условиям труда. Тяжелый труд, неблагоприятные санитарно - гигиенические условия труда, монотонность работы и т. п. является немаловажной причиной увольнения работников по собственному желанию. Текучесть рабочей силы наносит существенный экономический ущерб предприятию, т. к. требуются затраты денежных средств на процесс увольнения-найма, процесс обучения и стажировки вновь поступившего на работу. При этом до приобретения необходимого опыта и навыков производительность труда вновь поступившего на работу невелика.

Важность вопросов охраны труда заставила пересмотреть политику управления в этой области во всех крупных предприятиях. Не стал исключением и холдинг ОАО «РЖД».

В рамках выполнения требований политики ОАО «РЖД», формирования внутрикорпоративной системы управления охраной труда, промышленной безопасностью в Компании внедряются, исходя из лучших мировых практик в области охраны труда и промышленной безопасности, новые формы и методы управления.

Одним из них является проведение внутренних аудитов, выработка на основе анализа управленческих решений, организация работы по выявлению и снижению опасностей (рисков). Внедрение лучших мировых практик в области охраны труда позволило поднять систему управления охраной труда на новый уровень, способствовало снижению опасных действий работников и, соответственно, снижению несчастных случаев на производстве. Организация работы по охране труда в Компании строится в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, обязательствами Коллективного договора ОАО «РЖД», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, документами ОАО «РЖД» [41].

В ОАО «РЖД» создана система управления охраной труда, которая является составляющей корпоративной системы управления Компанией и регламентирована стандартом СТО РЖД 1.15.002-2008 под названием «Система управления охраной труда в ОАО “РЖД”. Общие положения» (Далее СУОТ) [42]. Данный документ был введен в действие Распоряжением ОАО «РЖД» № 1613р от 30.07.2008 года.

Для разработки СУОТ требуются подробный анализ и оценка состояния СУОТ в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям:

– изучают итоги идентификации опасных факторов, выявления и оценки рисков;

– изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах и о мерах, принятых с целью их исключения в будущем;

– выявляют наличие документов, регламентирующих действия персонала при возникновении аварий и несчастных случаев;

– выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;

– определяют структуру (а также численность, должностные обязанности работников) службы охраны труда и других подразделений — пожарного надзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.;

– анализируют данные результатов аттестации рабочих мест по охране труда, сертификации работ по охране труда и сертификации объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;

– изучают действующие в организации системы управления качеством продукции и защиты окружающей среды;

– выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение охраны труда, система обучения и проверки знаний (руководителей и починенных), системы оценки результатов работы по улучшению охраны труда и материального поощрения всех категорий работников;

– проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.

На основании обработанной информации формируется стандарт СУОТ. Далее рассмотрим основные положения этого стандарта.

Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные элементы, цели, задачи и функции системы управления охраной труда в ОАО «РЖД».

Настоящий стандартпредназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», железными дорогами, другими филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД».

Применение настоящего стандарта дочерними обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО «РЖД» и дочернего общества в соответствиис регламентом ОАО «РЖД».

Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».

Основные элементы системы управления охраной труда

Основными элементами СУОТ являются:

– политика в области охраны труда;

– организация работ по охране труда;

– основные функции по осуществлению политики ОАО «РЖД» по охране труда, достижению целей и решению задач СУОТ;

– оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования СУОТ;

– совершенствование СУОТ.

Основные элементы системы управления охраной труда ОАО «РЖД» показаны на рис. 5.1.


 

 


Рис. 5.1. Основные элементы системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»


Основные цели СУОТ:

Основными целями СУОТ являются:

– повышение эффективности управления охраной труда;

– создание безопасных и благоприятных условий труда;

– предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

– снижение размера финансовых расходов и потерь от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– привлечение к участию в управлении охраной труда работников и их представителей;

– формирование корпоративной культуры охраны труда и пропаганда здорового образа жизни.

Основные задачи СУОТ:

Основные цели СУОТ достигаются путем решения целого комплекса взаимосвязанных задач управления:

1. Обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки;

2. Обеспечение безопасной организации производства, безопасного обслужевания и содержания рабочих мест;

3. Обеспечение безопасности технологических процессов;

4. Обеспечение безопасной эксплуатации производственного оборудования и железнодорожного подвижного состава;

5. Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и инфраструктуры;

6. Обеспечение работников сертифицированными СИЗ;

7. Обеспечение санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников;

8. Обучение работников по охране труда и совершенствование форм и методов обучения;

9. Пропаганда охраны труда;

10. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

11. Профессиональный отбор работающих отдельных специальностей;

12. Обеспечение благоприятных психофизиологических условий труда, режимов труда и отдыха;

13. Информационное обеспечение в области охраны труда.

Данные цели управления можно подвергнуть дальнейшей дифферренциации до уровня элементарных состовляющих.

Структура системы управления охраной труда

Организационная структура СУОТ базируется на структуре управления ОАО «РЖД», сформированной по основным направлениям деятельности общества, и основывается на распределении функций управления, установлении взаимосвязей и отношений органов управления и должностных лиц аппарата управления ОАО «РЖД», железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО РЖД».

Управление охраной труда в ОАО «РЖД» осуществляют на четырех уровнях управления.

На первом уровне – в аппарате управления ОАО «РЖД»;

На втором уровне – на железных дорогах, а также в дирекциях-филиалах ОАО «РЖД» (центральных дирекция), иных филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД»;

На третьем уровне – в отделениях железных дорог, а также в дирекциях, не входящих в состав железной дороги (региональных дирекциях);

На четвертом уровне – в структурных подразделениях отделений и дирекций железных дорог, дирекций, не входящих в состав железных дорог, иных филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД».

Список ответственных лиц за соблюдение охраны труда на каждом уровне подробно прописан в том же документе (СТО РЖД 1.15.002-2008).

Как уже упоминалось, применение данного стандарта дочерними обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО «РЖД» и дочернего общества в соответствиис регламентом ОАО «РЖД».Для этих целей был разработан регламент взаимодействия ОАО «РЖД» с дочерними обществами по вопросам охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственного травматизма [43]. Данный документ был утвержден ОАО «РЖД» Распоряжением № 577р от 04.04.2007

Основные положения регламента можно представить в следующем виде.

1. Целями взаимодействия ОАО "РЖД" с дочерними обществами при осуществлении перевозочного и технологического процессов являются сохранение единого нормативно-правового поля и обеспечение безопасных условий и охраны труда, охраны окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, а также предупреждение случаев травмирования граждан на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (непроизводственный травматизм).

В вопросах, связанных с реализацией этих целей, дочерние общества руководствуются нормативными документами, стандартами, правилами и инструкциями ОАО "РЖД" в области охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственного травматизма.

2. Взаимодействие ОАО "РЖД" с дочерними обществами по вопросам охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственного травматизма осуществляют:

– вице-президент, в ведении которого находятся вопросы охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственного травматизма;

– Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля;

– Правовой департамент;

– Департамент управления дочерними и зависимыми обществами;

– Департаменты, филиалы и структурные подразделения ОАО "РЖД",

причастные к решению задач в области охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственного травматизма, а также к оказанию услуг в области охраны окружающей среды.

3. Взаимодействие ОАО "РЖД" с дочерними обществами по вопросам охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственного травматизма осуществляется на основании:

– соглашения о взаимодействии ОАО "РЖД" и дочернего общества;

– соответствующего решения совета директоров дочернего общества;

– плана проведения проверок (аудита) за соблюдением требований безопасности в области охраны труда, окружающей среды, промышленной и

пожарной безопасности, утвержденного советом директоров дочернего общества и согласованного с вице-президентом ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;

– представляемой дочерним обществом отчетности по формам № 1 – 5 согласно Приложению регламента.

4. В целях организации проведения проверок (аудита) по вопросам охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности образуется комиссия, предложения по составу которой, подготавливаются управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля.

5. Материалы по результатам проверки (аудита) представляются единоличному исполнительному органу дочернего общества (генеральному директору) для принятия мер.

В настоящее время в условиях продолжающегося реформирования ОАО «РЖД» определяет более широкий спектр вопросов не только по охране труда, но и по промышленной, пожарной и экологической безопасности, а так же аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда. Для решения этих задач в скоординированном взаимодействии с базовыми центрами 1 февраля 2006 года на базе РГОТУПС был создан Отраслевой центр охраны труда, промышленной, пожарной безопасности и экологии (далее – ОЦОТ).

В настоящее время выстроилась система центров охраны труда, осуществляющих работы и предоставляющих большой спектр услуг по охране труда для структурных подразделений ОАО «РЖД». Для выработки единой политики по вопросам охраны труда как для ОАО “РЖД”, так и для его дочерних компаний, работающих в рамках заключенных соглашений с ОЦОТ и базовыми центрами, сформирован общественный орган – координационно-методический совет по охране труда, который создается на базе ОЦОТ.

Изменения в организационной структуре СУОТ далеко не единственные преобразования, проводимые компанией ОАО «РЖД». Современная динамично изменяющаяся ситуация в экономике вынуждает компанию применять новые методы в системе управления охраной труда. В ОАО «РЖД» за последние годы были успешно заимствованы некоторые из методов теории управления качеством. Среди них – диаграммы Парето и Исикавы. Остановимся на каждой поподробнее.

Диаграмма Парето

Диаграмма Парето строится в виде столбчатого графика и показывает в убывающем порядке относительное влияние каждой причины на общую проблему. Кроме того, на диаграмме обычно приводят кумулятивную кривую накопленного процента причин.

В основе диаграммы Парето лежит принцип 80/20, согласно которому 20% причин приводят к 80% проблем, поэтому целью построения диаграммы является выявление этих причин для концентрации усилий по их устранению [44].

Различают два вида диаграмм Парето [45]:

1. По результатам деятельности;

2. По причинам.

При использовании диаграммы Парето обычно сначала строят диаграмму «по результатам» деятельности для выявления главной из существующих проблем. Затем строят диаграмму «по причинам» - для выявления главных причин этой проблемы и её решения и т.д. После проведения корректирующих мероприятий диаграмму Парето можно вновь построить и проверить эффективность проведённых улучшений.

Диаграмма Парето позволяет анализировать проблемы из любой сферы деятельности предприятия, в том числе в сфере управления охраной труда. Причины изменений показателя проблемы в каждом конкретном случае можно разделить на две группы: немногочисленные существенно - важные и многочисленные несущественные. Устраняя причины первой группы, можно устранить почти все потери, вызванные снижением качества. На рис. 5.2. приведен пример использования диаграммы Парето. Исследуемой проблемой в этом случае выступало количество остродефектных рельсов на Южно-Уральской железной дороге. При анализе была выделена группа немногочисленных, но существенно-важных видов дефектов, которые являются основными причинами появления остродефектных рельсов. Таким образом, была сформирована зона принятия первоочередных мер.

Как и у любого метода, диаграмма Парето имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам метода можно отнести простоту и наглядность, которые делают возможным использование диаграммы Парето специалистами, не имеющими особой подготовки. Также сравнение диаграмм Парето, описывающих ситуацию до и после проведения улучшающих мероприятий, позволяют получить количественную оценку выигрыша от этих мероприятий. Недостатком является то, что при построении сложной, не всегда четко структурированной диаграммы возможны неправильные выводы.

Диаграмму Парето целесообразно применять вместе с причинно-следственной диаграммой Исикавы.

 

 


Рис. 5.2. Использование Диаграммы Парето для выявления основных причин появления остродефектных рельсов


Диаграмма Исикавы

Диаграмма Исикавы — графический способ исследования и определения наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между факторами и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме [46]. Полученная при составлении диаграммы информация помогает в дальнейшем принять правильное управленческое решение.

Диаграмма Исикавы позволяет:

– стимулировать творческое мышление;

– представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.

К недостаткам метода можно отнести следующее [47]:

– Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.

– Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

Пример использования диаграммы Иссикавы в анализе причин производственного травматиза в результате наезда подвижного состава показан на рис. 5.3.

Россия в последние годы активно интегрируется в мировое сообщество и тесно сотрудничает с Европейским союзом. Для того чтобы стать полноправным партерном компании ОАО «РЖД» необходимо принять Международный стандарт железнодорожной промышленности» (International Railway Industry Standard IRIS), разработанный Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) [48]. Подготовкой к принятию данного стандарта для ОАО «РЖД» являются внедряемые требования ИСО 9001:2000, ИСО 14001 (система экологического менеджмента), OHSAS 18001 (система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда).

 

 


Рис. 5.3. Использование Диаграммы Исикавы для исследования причин производственного травматизма


5.2. Требования охраны труда, промышленной безопастности и экологии

 

В целях соблюдения требований охраны труда, обеспечения необходимого порядка выполнения работающими возложенных на них обязанностей в ОАО «РЖД» создана база нормативных и организационно-методических документов по охране труда, которая содержит более 200 документов. Документально оформлены Системы управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасностью и внедрены соответствующие СТО РЖД.

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ компании составляют следующие документы:

– Конституция Российской Федерации (Ст. 37);

– Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001г. ФЗ № 197-ФЗ. (с изм. доп. от 20 апреля 2008);

– Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

– Постановление Правительства РФ от 23.05.2000г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»;

– Постановление Минтруда РФ от 06.02.2000г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации;

– ГОСТ Р 12.0.006 — 2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»;

– Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2003 г. № 4209);

– Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11;

– Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 07.11.2011) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

– Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. МПС РФ 26.05.2000 № ЦРБ-756) (ред. от 03.07.2001, с изм. от 09.03.2004);

– Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ (ИСИ) – ЦРБ 757 от 26 мая 2000 г;

– Положение об Управлении охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД», утвержденное ОАО «РЖД» 17 декабря 2006 г. № 1540;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 19 апреля 2005 г. № 538p «О дополнительных мерах безопасности труда при производстве работ по комплексной реконструкции участков железных дорог»;

– Правила разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте нормативных актов, содержащих требования охраны труда, утвержденные МПС России 21 марта 2002 г. № ЦБТ-882;

– ПОТ РО-32-ЦП-652-99. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений (утв. МПС РФ 24.02.1999);

– ГОСТ 12.3.002-75 (2000) ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности;

– Распоряжение ОАО «РЖД» от 17.08.2009 № 1722р (ред. от 07.09.2010) «Об утверждении Положения "О взаимодействии между ОАО «РЖД» и подрядными организациями в сфере охраны труда»;

– Положение об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 11 июня 2004 г. № 2529р;

– Положение о системе управления промышленной безопасностью в ОАО «РЖД», утвержденное ОАО «РЖД» 23 декабря 2005 г. № ВМ-12267;

– Положение об организации контроля за состоянием охраны труда в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 11 мая 2005 г. № 652р;

Природоохранная деятельность в ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии со следующими документами:

– Положение об управлении природоохранной деятельностью в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" (утв. ОАО "РЖД" 02.12.2007 № 1480р);

– Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 13 февраля 2009 г. № 293р;

– Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877р;

– Стратегия инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД»).

Вся отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами (ОСТ) и отраслевыми организационно - методическими документами.

К нормативным правовым актам в области безопасности труда, кроме приведенных выше, также относятся:

– гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные нормы и правила (СанПиН) Госкомсанэпиднадзора России;

– строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России; правила безопасности Госгортехнадзора России.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.