МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕТЯХ С РАЗДЕЛЕННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ





3.1. Общая концепция имитационной модели взаимодействия

 

Сформулируем общие положения и допущения, которые были приняты автором при разработке имитационной модели.

В роле участников взаимодействия в модели рассматриваются хозяйствующие субъекты, относящиеся только к инфраструктурному сектору (см. рис. 2.5).

В виду сложности и неясности всех процессов, происходящих в организационной сети, принято решение на данном этапе разработки модели не учитывать возможное влияние интересов различных иерархических уровней ОАО «РЖД» и хозяйствующих субъектов взаимодействующих с компанией.

Заказчику, в лице ОАО «РЖД», на рассчитываемый период (год) необходимо выполнить запланированный объем ремонтно-строительных работ. Вопрос определения и обоснования всех видов и объемов работ в данной работе не ставиться, так как он является внутренним подготовительным процессом ОАО «РЖД».

Для реализации своих целей компания заключает договор строительного подряда с хозяйствующими субъектами. Очень важным обстоятельством при этом является механизм взаимодействия с проектной организацией. При разработке модели была принята схема № 2 (см. рис.2.4), которая подразумевает заключение комбинированного контракта на строительство и проектирование. По нему все вопросы по подготовке проектной документации ложатся на генподрядчика, который согласует с заказчиком принципиальные вопросы контракта.

В главе 2 при рассмотрении формирования интересов, было отмечено, что на процесс существенное влияние оказывают схемы организации работ. В основу модели была положена схема № 2. Согласно ей, основными участниками взаимодействия выступают – генподрядчики, подрядчики и поставщики. Каждому участнику соответствует место на определенной орбите:

– генподрядчики располагаются на первой орбите. Под ними в модели подразумеваются бывшие структурные подразделения ОАО «РЖД» выделенные в отдельные юридические лица. Например, это может филиалы ОАО «РЖД» – Дирекция инфраструктуры (ДИ), Дирекция по капитальному строительству (ДКС) или Дирекция по ремонту пути (ДРП). Также это могут быть и вновь созданные ОАО – например, ОАО «РЖДстрой». И те и другие обладают значительными производственными мощностями для выполнения основного объема работ.

– подрядчики расположены на второй орбите. В основном это более мелкие объекты, нежели чем на первой орбите. Они заключают договор с генподрядчиками на выполнение узкоспециализированного комплекса работ. Для некоторых видов работ в роле подрядчиков могут выступать субъекты, принадлежащие другим секторам – электроснабжение, СЦБ и др.

– поставщики занимают наиболее отдаленную третью орбиту. Они поставляют определенное сырье, продукцию или услуги субъектам первых двух орбит, а также могут напрямую взаимодействовать с компанией ОАО «РЖД». В качестве примера можно привести ОАО «Новосибирский стрелочный завод», ОАО «Свердловский путевой ремонтно-механический завод «Ремпутьмаш»».

В перспективе модель должна иметь возможность работать со всеми четырьмя основными схемами, представленными на рис. 2.6.

Таким образом, весь объем работ ложиться на эти три группы субъектов.

Однако может сложиться ситуация, когда производственных мощностей предприятий, входящих в холдинг, не достаточно и заказчику придётся искать исполнителя на рынке. На рис. 3.1 приведены два основных варианта распределения объема работ с учетом производственных мощностей предприятий.

При варианте № I со всеми работами холдинг в состоянии справиться собственными силами. Для выполнения некоторых специализированных работ возможно заключение договоров со сторонними предприятиями. При наличии резервов производственных мощностей их целесообразно использовать для оказания различных услуг промышленным предприятиям. Это могут быть, например текущее содержание и ремонты подъездных путей.

 

Рис. 3.1. Варианты механизма взаимодействия выполнения объемов работ с учетом производственных мощностей исполнителей

Во втором варианте, компания для выполнения всего запланированного объема работ напрямую заключает договор с участником свободного рынка. При этом опять же могут возникать различные схемы организации работ. Отличительной особенностью в данном варианте является то, что согласно внутреннему положению [36], выбор исполнителя работ осуществляет конкурсная комиссия, что подразумевает совсем другой механизм взаимодействия, нежели с участниками холдинга. Учет интересов хозяйствующих субъектов со свободного рынка осуществляется на стадии заключения контракта. Существенное влияние может оказать наличие перспективы вхождения.

Анализируя текущую ситуацию в холдинге ОАО «РЖД» можно сделать вывод о существенном преобладание первого варианта. Согласно информации о тендерах с сайта ОАО «РЖД», сторонние предприятия практически не выполняют работ по содержанию транспортной инфраструктуры. Преимущественно компания пользуется их услугами для выполнения капитальных ремонтов вокзалов, текущего ремонта автотранспорта и некоторой строительной техники, а также множества других непрофильных работ. Учитывая это, в качестве основного механизма взаимодействия в разработанной модели был принят первый вариант.

С учетом уже рассмотренных допущений, на его основе была разработана организационная модель взаимодействия хозяйствующих субъектов (рис. 3.2).

На приведенном рисунке отражены несколько характерных особенностей взаимодействия:

– каждая связь предполагает собой заключенный договор между субъектами. Таким образом, на рисунке отражен принцип, что участники холдинга не должны оставаться без работы. Могут варьироваться доли в общем объеме работ, но простаивать без заказов предприятие не может. Подобные ситуации могут привести к потере устойчивости и заметному снижению эффективности деятельности холдинга в целом. О механизме урегулирования возможных трудностей при распределении работы речь будет идти в следующих пунктах;

Рис. 3.2. Организационная модель взаимодействия хозяйствующих субъектов

 

– комплекс путевых работ достаточно обширный и поэтому при выборе исполнителя существенное значение имеет специфика его деятельности. Поэтому для реализации заказа зачастую возможны взаимосвязи между субъектами одной орбиты.

Наличие множества цепочек взаимодействия заставило сконцентрироваться вначале на более важных и устойчивых связях – первых двух орбит. В дальнейшем при более глубокой проработке модели планируется включение в процесс третьей и возможно последующих орбит, что позволит при принятии решений учитывать и их интересы.

На основании выше изложенного сформируем общую структуру имитационной модели взаимодействия хозяйствующих субъектов. Как было показано на рис. 2.3, процесс взаимодействия можно представить в виде последовательных этапов. Однако для практической реализации, предлагается выстраивать модель несколько по другой схеме. В ее основу положена группировка отдельных наиболее важных вопросов по блокам, которые отражают отдельные этапы схемы 2.3.

Обозначим основные блоки имитационной модели и их последовательность в виде структурной схемы (рис.3.3).

 

Рис. 3.3. Структура имитационной модели

 

В последующих пунктах рассмотрим каждый блок в отдельности.

3.2. Моделирование процесса выбора исполнителей

 

Моделирование процесса выбора исполнителей осуществляется на основе первого блока. Перечень необходимой исходной информации представлен в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Исходная информация имитационной модели взаимодействия

хозяйствующих субъектов.

Показатель Обозначение Ед. измерения
Параметры ОАО «РЖД»
Суммарный объем работ Q ед.
Количество работ n шт.
Объемы по каждой работе qi ед.
Выделенные денежные средства F1max тыс. руб.
Количество «окон» в договоре, для выполнения i-ой работы Nокi шт.
Продолжительность «окон» Nокi Токi час
Минимально допустимый удельный коэффициент качества выполнения работ kminржд ед.
Минимальная стоимость контракта по производству ед. работы Скmin тыс. руб./ед.
Максимальная стоимость контракта по производству ед. работы Скmax тыс. руб./ед.
Минимальная протяженность участка работ Lуч ед.
Параметры хозяйствующих субъектов
Количество рассматриваемых генподрядчиков m шт.
Количество рассматриваемых подрядных организаций p шт.
Производственная мощность j-го генподрядчика по i-ой работе за рассматриваемый период ai,jвоз ед.
Прогнозируемый коэффициент качества выполнения i-ой работы j-ым генподрядчиком ki,j ед.
Среднесписочная численность персонала на j-ом предприятии Чjсп чел.
Средняя заработная плата на j-ом предприятии СЗПj руб.
Объемы работ, запланированные j-ым генподрядчиком в расчетном периоде для сторонних организаций ед.
Минимальный приемлемый уровень рентабельности Rmin %
Продолжение табл. 3.1
Максимальный уровень рентабельности Rmax %
Параметры внешней среды
Ставка страховых взносов в расчетном периоде %стр %
Ставка НДС в расчетном периоде %ндс %
Ставка налога на прибыль в расчетном периоде %пр %

 

Как видно из таблицы, все параметры разбиты на три группы, в зависимости от источника возникновения. Дадим пояснения относительно некоторых из них:

– единицей измерения количества работ принята некоторая условная величина. Применительно к содержанию транспортной инфраструктуры под ней можно понимать километры участка, на котором необходимо произвести работы.

– для дальнейшего удобства расчетов была принято решение оперировать удельными стоимостями единицы производства работ.

– возникла необходимость задания определенного стоимостного интервала производства ед. работы. Верхняя граница стоимости (Скmax) обусловлена тем, что выделенных средств на содержание инфраструктуры (F1max) может оказаться не достаточно для реализации всего объема работ. Нижняя же граница объясняется тем, что определенному уровню цены соответствует свой уровень качества выполнения работ. Задавая нижнюю границу, заказчик тем самым может уже претендовать на определенный уровень качества.

– задание некоторых организационно-экономических показателей необходимо для дальнейшего расчета эффективности деятельности предприятий и будет использоваться в специальных блоках.

Как можно заметить в таблице, некоторые параметры заданы с двойными индексами. Это говорит о том, что задается двумерный массив данных. Например, производственные мощности предприятий удобно представить в виде таблицы 3.2, которая с легкостью может быть представлена в виде матрицы.

Таблица 3.2

Производственные мощности j-го генподрядчика по i-ой работе, ед.

№ работы № генподрядчика Сумма
J = 1 J = 2 J = 3 J = m
i = 1 a1,1воз a1,2воз a1,3воз a1,mвоз
i = 2 a2,1воз a2,2воз a2,3воз a2,mвоз
i = n an,1воз an,2воз an,3воз an,mвоз
Сумма  

 

Необходимо понимать, что предприятие может в один период времени выполнять несколько различных видов работ. От вариантов комбинаций при этом будут зависеть его возможности по выполнению i-ой работы. На данный момент, в модели нет возможности учесть этот принцип, и допускается, что все работы ведутся последовательно.

Перейдем к рассмотрению одного из наиболее важных аспектов взаимодействия хозяйствующих субъектов – а именно качеству производства работ.

Качество, стоимость и сроки производства работ являются основными категориями, которые, в каждом конкретном случае и отражают интересы сторон.

Для учета такого фактора, как качество, автором предлагается следующая методика. Введем некоторый интегральный коэффициент (показатель) качества К, измеряемый в условных единицах и принадлежащий множеству натуральных чисел от 1 до N. В общем случае он представляет собой количественную оценку множества свойств работы, непосредственно влияющих на качество.

Для его расчета воспользуемся элементами теории управления качеством. В таком сложном организационно-технологическом процессе, как строительство, возникает необходимость одновременного учета множества различных групп факторов. Поэтому автор считает рациональным использование некоторого комплексного (интегрированного) коэффициента качества. Согласно источнику [37], он определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя.

При этом возможно несколько вариантов моделей функциональной зависимости между отдельными показателями и комплексным показателем:

– аддитивная модель

  , (3.1)

где K – комплексный показатель качества продукции;

n – число учитываемых показателей;

ki – показатель качества;

αi – коэффициент весомости i-го показателя качества;

– мультипликативная модель

  (3.2)

В данном случае предполагаются объединения в группы с применением групповых весовых коэффициентов.

– комбинированная или смешанная модель

  (3.3)

В каждой модели есть свои плюсы и минусы и применение одной из них в конкретном случае должно быть обоснованно.

Расчета комплексного показателя качества предлагается производить на основании алгоритма, приведенного на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Алгоритм расчета комплексного показателя качества [37]

Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости возможно применение опытно-статистических и экспертных методов.

В настоящее время существует множество нормативных документов, регламентирующих системы показателей качества продукции в различных отраслях. Например, в строительстве это ГОСТ 4.200-78 «Система показателей качества продукции. Строительство. Основные положения». Используя их принципы, в дальнейшем исследовании можно разработать систему показателей качества выполнения ремонтных работ на железнодорожных путях.

По предложенной в общих чертах методике предлагается рассчитывать кminржд – минимальный допустимый для ОАО «РЖД» уровень качества по выполнению единицы работы. Однако, как можно заметить в таблице исходных данных 3.1 присутствуют еще и прогнозные коэффициенты качества ki,j, которые показывают возможный уровень выполнения i-ой работы j-ым генподрядчиком. Данные коэффициенты рассчитываются предприятиями по той же методике что и кminржд.

Учитывая, что каждому кminржд будет соответствовать своя себестоимость производства работ и стоимость контракта, то для нахождения их значений при заданном коэффициенте качества, предлагается использование графо-аналитического метода расчета.

Прежде всего, на основании факторного анализа составляется таблица 3.3. Для этого производятся N расчетов, в ходе которых определяется себестоимость производства работ и стоимость контракта для N коэффициентов качества.

 

 

Таблица 3.3

Зависимость себестоимости производства работ и стоимости контракта

i-ой работы j-го генподрядчика от коэффициента качества

№ строки Коэффициент качества, кi,j Себестоимость, Сi,j Стоимость контракта, i,j
1 к1,1 С1,1 1,1
2 к1,1 С1,1 1,1
N к1,1, С1,1 1,1

 

По данным таблицы 3.3 в прямоугольной системе координат наносятся точки, образующие две кривые – стоимости контракта и себестоимости производства работ (рис.3.5).

Рис. 3.5. Графическое представление зависимости себестоимости производства работ и стоимости контракта от качества их выполнения

 

Используя программную среду MS Excel для ввода данных таблицы 3.3 и постройки графика, можно воспользоваться встроенным механизмом определения линии тренда. Полученный полином n-ой степени позволит приближенно определить стоимость и себестоимость единицы работы при заданном уровне качества. В качестве первого приближения в разработанной модели предполагается прямолинейная зависимость между себестоимостью и коэффициентом качества.

Исходя из этого, себестоимость по i-ой работе для j-го генподрядчика можно вычислить по формуле:

  (3.4)

где ai,j и bi,j –параметры уравнения прямой.

Построив подобные зависимости по всем комбинациям работы и исполнителя, необходимо сделать анализ на основе соотношений копт и Скопт с исходными данными таблицы 3.1. Как несложно догадаться, на практике возможно два варианта соотношения кminржд и копт: копткminржд и копт < кminржд. При этом в каждом из них существует еще несколько вариантов соотношения Скопт с интервалом (Скmin; Скmax). Основные варианты, с нахождением в проблемных ситуациях откорректированного коэффициента качества , автор представил в приложении А. Соответствующие ему стоимости предлагается задавать в имитационной модели в качестве первого приближения.

Перейдем к рассмотрению второго блока – выбору исполнителя. Как автор уже упоминал во второй главе, в рамках холдинга механизм распределения работ на основе конкурса нецелесообразен. Однако, при распределении объемов работ, возникает особенность, существенно осложняющая процесс:

C одной стороны компания ОАО «РЖД» заинтересована в качественном и своевременном выполнении работ за приемлемую стоимость, а с другой –вынуждена обеспечивать заказами всех участников холдинга (даже тех, которые выполнят их с меньшей эффективностью). Обоснованию принятия таких на первый взгляд невыгодных решений будет в дальнейшем посвящен отдельный блок (№ 7).

В качестве математического аппарата на данном этапе предполагается использование метода многокритериальной оптимизации, который автор рассматривал в пункте 2.3. В качестве функций, подлежащих оптимизации были приняты:

– функция F1 стоимости производства всего объема работ, рассчитываемая по формуле:

  (3.5)

где ai,j – объем i-ой работы, выполняемой j-ым генподрядчиком

– функция F2 качества производства всего объема работ, рассчитываемая по формуле:

  (3.6)

Под кi,j в данной формуле подразумеваются рассчитанные и уже заданные в исходных данных (таблица 3.1) комплексные показатели качества.

Систему ограничений для данной задачи можно представить в виде:

  (3.7)

В качестве механизма компьютерной реализации был принят пакет «поиск решения» в MS Excel, который осуществляет его методом обобщенного приведённого градиента (ОПГ).

При нахождении решения оптимизационной задачи необходимо вычислить объем неосвоенных средств:

  (3.8)

В рамках этих денежных средств, в следующих блоках предполагается корректировка полученного решения в зависимости от сложившейся ситуации.

 

3.3. Расчет показателей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов

 

Как можно заметить, второй блок полностью направлен на учет интересов заказчика (ОАО «РЖД»), но разрабатываемый механизм взаимодействия, на основе имитационной модели, должен также учитывать и интересы хозяйствующих субъектов (ДЗО). Для этих целей в модели предусмотрен третий блок расчета показателей эффективности деятельности ДЗО.

Перечень показателей регламентируется внутренними документами холдинга. Как мы уже говорили во второй главе, в компании ОАО «РЖД» данным документом является Распоряжение от 30 июля 2007 г. № 1444р, утверждающее методику расчета целевых (контрольных) показателей эффективности деятельности дочерних обществ ОАО «РЖД». Учитывая требования методики, в разработанной модели рассчитываются следующие показатели:

1. Чистая прибыль предприятия по контрактам с ОАО «РЖД» ;

2. Чистая прибыль предприятия по другим контрактам ;

3. Суммарная чистая прибыль ;

4. Рентабельность производства работ по контрактам с ОАО «РЖД» ;

5. Рентабельность производства работ по другим контрактам ;

6. Общая рентабельность производства работ ;

7. Производительность труда по контрактам с ОАО «РЖД» ;

8. Производительность труда по другим контрактам ;

9. Общая производительность труда ;

10. Доля чистой прибыли, приходящаяся на контракты с ОАО «РЖД» ;

11. Доля работ, выполняемых по контрактам с ОАО «РЖД» .

Расчет приведенных параметров по другим контрактам можно объяснить тем, что для грамотного планирования развития дочерних обществ необходимо иметь полные данные о наличии денежных средств и объемах работ, производимых для сторонних предприятий.

Перейдем непосредственно к рассмотрению выделенных показателей. Чистую прибыль по каждому контракту рассчитываем на основе схемы, приведенной на рис. 3.6. Таким образом могут быть вычислены первые два показателя.

Для расчета суммарной чистой прибыли j-го генподрядчика сложим вычисленные показатели:

  (3.9)

На основании чистой прибыли рассчитываются показатели рентабельности:

– по контрактам с ОАО «РЖД»:

  (3.10)

где – суммарные затраты по всем работам, приходящиеся на контракты с ОАО «РЖД».

– по другим контрактам:

  (3.11)

где – суммарные затраты по всем работам, приходящиеся соответственно на контракты с другими предприятиями.

– общая рентабельность производства работ:

  (3.12)

 

Рис. 3.6. Общая схема формирования прибыли предприятия

Далее необходимо рассчитать показатели производительности труда. Учитывая широкую номенклатуру производимых работ, для измерения был принят стоимостной метод.

– по контрактам с ОАО «РЖД»:

  (3.13)

– по другим контрактам:

  (3.14)

– общая производительность труда:

  (3.15)

Доля чистой прибыли, приходящаяся на контракты с ОАО «РЖД» рассчитывается по формуле:

  (3.16)

Доля работ, выполняемых по контрактам с ОАО «РЖД»:

  (3.17)

где Aj суммарный объем работ, выполняемый j-ым генподрядчиком.

На основании рассчитанных параметров производится анализ эффективности деятельности ДЗО. За основной показатель, отражающий интересы этих предприятий была принята общая рентабельность . На данном этапе разработки модели проверяется ее принадлежность интервалу . Величины минимальной и максимальной приемлемой рентабельности рассчитываются на каждом предприятии на основе плана развития, технического перевооружения и т.д. и проходят согласование в головной компании. При непопадании в данный интервал производится определенная последовательность, которая будет рассмотрена в следующей главе, при формировании общего алгоритма взаимодействия.

3.4. Исследование влияния предоставления «окон» в графике

движения поездов на результаты деятельности хозяйствующих субъектов

 

Как уже упоминалось в этой главе, сроки работ, наряду со стоимостью и качеством, являются основными параметрами взаимодействия хозяйствующих субъектов и отражают их интересы. Отличительной особенностью работ по содержанию транспортной инфраструктуры является их выполнение в строго ограниченные по времени «окна».

При заключении договора строительного подряда предполагается согласование численности «окон», их продолжительности, а также даты их предоставления. Однако, как показывает статистика, значительная доля «окон» срывается по различным причинам. Это приводит к отступлениям от графика предоставления «окон» (рис.3.7). Очевидно, что они оказывают серьёзное влияние на строительный процесс, как в организационно-техническом плане, так и экономическом.

Рис. 3.7. Возможные отступления от графика предоставления «окон»

 

В основном, при отступлении от графика предоставления окон» сверхплановые расходы и убытки могут нести и заказчик и подрядчик. И если, при функционировании МПС, они списывались на затраты производства, то после реформирования пострадавшая сторона, на основании условий договора, вправе потребовать выплаты неустойки или компенсации.

Четвертый блок в разработанной имитационной модели как раз и служит для расчета и последующего учета величины неустоек в связи с нарушениями сроков производства работ.

На данный момент предоставление и использование «окон» для ремонтных работ осуществляется на основании инструкции [38]. Учитывая, что документ разрабатывался еще при МПС, он не предполагает механизма выплат неустоек и компенсаций.

В имитационной модели предложенный механизм позволяет вести расчеты по четырем основным видам отступлений от графика, приведенным на рис. 3.6. Рассмотрим каждый случай в отдельности:

1. Сдвижка «окна» по вине ОАО «РЖД».

Сдвижка «окна» подразумевает изменение времени начала производства работ в текущий день или перенос на другой. В этом случае заказчиком выплачивается неустойка. Способ и сумма расчета ее оговариваются при заключении договора. Согласно гражданскому кодексу, это может быть выплата в размере не менее 3 % от стоимости работ за каждый день сдвижки. Альтернативным вариантом может быть оплата каждых суток простоя исполнителя работ. В зависимости от способа расчета, путем суммирования выплат по всем сдвижкам, вычисляется итоговая величина неустойки по i-ой работе.

2. Сокращение «окна» по вине ОАО «РЖД».

Многочисленные сокращения «окон» приводят к тому, что весь объем работ не может быть выполнен в оговоренные сроки. Для завершения работ исполнителю необходимо предоставить дополнительные неплановые окна. Это приводит к сверхплановым строительным расходам, которые заказчик по договору обязан будет компенсировать. Для компании ОАО «РЖД» данная ситуация приведет к убыткам вследствие потерь в эксплуатационной работе.

Для расчета компенсационных выплат, в данном случае, автор предлагает воспользоваться формулами из методики нахождения оптимальной продолжительности «окна», изложенной в источнике [39]. Строительные расходы на каждое окно по i-ой работе можно вычислить следующим образом:

  (3.18)

где Р1 – расходы на заработную плату монтеров пути непосредственно выполняющих работы;

Р2 – расходы на перевозку монтеров пути от базы к месту работ и обратно;

Р3 – расходы на эксплуатацию машин и механизмов;

Р4 – расходы, связанные с арендой локомотивов и платформ, путеукладочных составов;

Р5 – расходы на перевозку балласта;

Р6 – расходы по оплате труда кондукторских бригад, сопровождающих рабочие поезда;

Р7 – затраты на строительство звеносборочной базы.

Подробное описание расчета каждой составляющей можно увидеть в приведённом выше источнике.

Итоговая компенсация j-му генподрядчику по i-ой работе вычисляется:

  (3.19)

где kок – количество сверхплановых окон.

3. Сдвижка «окна» по вине генподрядчика.

В данном случае, система компенсационных выплат построена по тому же принципу, что и в пункте 1. Результатом расчётов является .

4. Передержка «окна» по вине генподрядчика.

Передержки «окон» исполнителем приводят к убыткам компании ОАО «РЖД» вследствие задержки поездов. Величину компенсаций предлагается определять на основе формул уже упомянутой методике оптимальной продолжительности «окна».

В каждом конкретном случае величину компенсации по i-ой работе укрупнено можно определить по формуле:

  (3.20)

где Д1 – расходы, связанные с простоем поездов во время «окна»;

Д2 – расходы, вызванные снижением скоростей движения поездов на период ремонтных работ;

Д3 – расходы, связанные с задержкой графиковых поездов при следовании укладочного и разборочного составов.

Итоговая компенсация, выплачиваемая j-ым генподрядчиком по i-ой работе, вычисляется по формуле:

  (3.21)

На основании вычисленных компенсаций вносятся корректировки в показатели чистой прибыли и рентабельности, определенные в предыдущем блоке.

Расчет чистой прибыли по i-ой работе с ОАО «РЖД» для каждого j-го генподрядчика с учетом компенсационных выплат рассчитаем по формуле:

  (3.22)

Скорректированная рентабельность производства работ:

  (3.23)

где – суммарные затраты по всем работам с учетом дополнительных расходов, связанные с неплановыми «окнами».

  (3.24)

Следовательно, общая производительность труда составит:

  (3.25)

Необходимо понимать, что в каждой из рассмотренных ситуаций, условиями договора может быть определена особенная система расчета компенсационных выплат. Это вызывает определенные сложности при практическом использовании модели, т. к. требует ее адаптации к конкретным условиям.

При дальнейшей проработке модели планируется также рассчитывать влияние несоблюдения графика предоставления «окон» и на другие показатели эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

 

Выводы к главе 3

 

1. При разработке имитационной модели имело место множество различных допущений, которые коснулись не только организационных схем взаимодействия субъектов, но и математической формализации процессов. На первоначальном этапе моделирования были рассмотрены лишь самые распространенные варианты взаимодействия хозяйствующих субъектов. Учитывая сформированные общие представления, в дальнейшем на их основе планируется постепенное расширение модели с включением все новых схем взаимодействия.

2. Для более полной компьютерной реализации алгоритма взаимодействия разработанной имитационной модели в среде MS Excel необходимо владеть языком программирования Visual Basic для написания макросов. Не обладая достаточно глубокими специальными знаниями по нему, автор столкнулся с проблемой адаптации модели под неограниченное число работ и исполнителей.

3. Важным моментом является то, что внесение корректировок в результаты деятельности осуществляется как, при производстве работ, так и после его окончания. Это приводит к необходимости для дальнейшего более точного прогнозирования, периодически возвращаться к модели и вносить поправки связанные с компенсациями за отступления от графика предоставления «окон», или убытков, связанных с ненадлежащим качеством выполненных работ.

4. Существенную роль в разработанной имитационной модели играет предложенная методика расчета интегрального показателя качества. В данной главе приведены лишь общие представления о его нахождении. Для использования методики в модели необходимо в дальнейшем разработать номенклатуру показателей качества, определить между ними виды функциональной зависимости, а также предложить шкалу их измерения.

5. Значительное количество исходных параметров в имитационной модели открывает большие возможности для дальнейшего исследования их влияния на взаимодействие хозяйствующих субъектов. Проведение численных экспериментов позволит вырабатывать управленческие решения, направленные на повышение эффективности функционирования, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и всего холдинга.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.