МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СЕТЕЙ КРУПНЫХ





КОМПАНИЙ

1.1. Сетевая организация взаимодействия хозяйствующих субъектов

 

Развитие мировой экономики внесло существенные изменения как в характер отношений между хозяйствующими субъектами, так и в организационные структуры.

В настоящее время на смену традиционным остропирамидальным (иерархическим) пришли сетевые структуры управления. По мнению автора [1], это обусловлено целым комплексом факторов и условий, а именно:

– постоянным изменением внешней среды и необходимостью адаптации компаний к этим изменениям;

– постоянным усложнением производственной и коммерческой деятельности предприятий;

– повышением значения фактора времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления);

– расширением пространства предприятия (если оно хочет выжить, надо очень быстро раздвинуть свой рынок до национальных, а затем до мировых масштабов);

– низкой эффективностью общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной деятельности;

– стремлением к автономным формам труда;

– наличием межорганизационных систем информации и коммуникации.

Но использование сетей не ограничивается лишь организационными структурами. Неоднозначность и сложность сети, как объекта изучения, проявляется в одновременном существовании нескольких теоретических подходов, созданных в различных областях научного знания (экономике, социологии, социальной психологии, биологии). Это свидетельствует о том, что само изучаемое явление имеет разнообразную природу. Именно это и вызывает к нему интерес представителей разных отраслей научного знания и порождает многообразие точек зрения.

Так как в данной работе объектом исследования является взаимодействие субъектов экономических систем, то в первую очередь будет рассмотрено применение сетевых структур в роли организационных структур управления.

По мнению автора [2] под сетевой организацией понимают идеальный организационный тип, который характеризуется структурой свободно связанной сети принципиально равных и независимых партнеров. Главные усилия сетевой структуры направленны на достижение общих целей путем активного включения в процессы принятия решений.

Как и любая организационная структура – сетевые структуры имеют ряд достоинств и недостатков. В рамках первой главы будут выделены некоторые принципиальные моменты, но более подробно с вопросом, относительно положительных и отрицательных сторон сетевых структур, можно ознакомиться у автора [3] . В данной же работе особое внимание следует уделить конкретным вещам, таким как, организационно-экономические отношения субъектов сети.

В основе построения сетевой организационной структуры лежит метод сетизации, который, по мнению авторов [4] заключается в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктуры. Иными словами сетизация представляет собой, по сути, отказ от вертикальной иерархии, создание вместо функциональных структур независимых рабочих групп, переход к горизонтальным структурам организации и замену в значительной степени организационно-распорядительных отношений контрактными (договорными).



Договорные трудовые отношения могут быть самыми разнообразными, начиная со срочных трудовых контрактов и договоров о взаимном представлении персонала организаций – сегментов и заканчивая договорами со специалистами свободных профессий и субпредпринимателями. Благодаря новым информационным технологиям не обязательно пространственное сосредоточение персонала в одних стенах. Возможно создание виртуальных организаций, когда традиционные физические и правовые характеристики теряют смысл.

В работе автора [5] многочисленные формы кооперации сведены к двум базовым сетевым моделям:

1. Сетевая структура компании (зачастую с одной крупной фирмой), которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнения различных задач (в качестве такой сетевой модели функционируют современные холдинг). В других источниках можно встретить название – сеть, формирующаяся вокруг крупной компании.

2. Совокупность (сеть) предприятий, близких по размеру, большинство которых самостоятельны (юридически), но поддерживают устойчивость друг друга (в хозяйственном плане).

Для управления крупными интегрированными компаниями более рационально применение первой модели. В основе подобной сетевой организации лежит дезагрегация компанией своих основных функций (производства, инжиниринга, продажи, финансов), между отдельными работающими по контрактам компаниями. Подобное явление в современной экономике получило название «развязывание» ресурсов. Частным случаем «развязывания» выступает процесс аутсорсинга. По мнению авторов [6] применение аутсорсинга позволяет увеличить возможности эффективного функционирования организации в конкурентной среде, добавляет гибкости структуре организации и позволяет минимизировать издержки. Минимизация издержек связана, прежде всего, с тем, что сетевые структуры не обременены накладными расходами на содержание политических организационных единиц (наблюдательного совета, уполномоченных по охране окружающей среды, согласительных группы и т.п.). В отличие от обычных предприятий, они ориентированы в первую очередь на цель и в значительно меньшей степени - на решение вопросов [3].

Подобная сетевая организация экономической деятельности, по мнению автора [7], требует нового мышления руководителей: отказа от всестороннего контроля, перехода к не формальной координации, взаимному доверию. Доверие в таком случае основано на традиционных системах и институтах сохранения коммерческих секретов сети и на корпоративной культуре. Что же касается координации экономической деятельности, то необходимо подчеркнуть, что каждая структурная единица пользуется значительной самостоятельностью, осуществляя свои цели; в то же время она ориентируется на стратегические цели всей системы в целом, частью которой является.

Повсеместное применение сетевых моделей управления и взаимодействия привело к появлению такого нового понятия, как «сетевая экономика». Под сетевой экономикой, по мнению авторов [8] подразумевается хозяйственная деятельность, осуществляемая на основе сетевых организационных структур. Она имеет ряд содержательных характеристик, которые описывают некоторые аспекты взаимодействие хозяйствующих субъектов. Выделим у цитируемых выше авторов лишь некоторые основные:

Во-первых, в этой организационной структуре преобладают горизонтальные взаимодействия субъектов. В этом смысле сеть противопоставляется иерархии, в которой отношения субъектов строятся на основе соподчинённости.

Во-вторых, сеть предполагает наличие длительных связей между субъектами. В рыночной организационной структуре отношения между продавцом и покупателем краткосрочны, могут ограничиваться единичной сделкой купли-продажи. В иерархической организационной структуре связи длительны, но субъекты неравноправны. Сетевая организационная структура сочетает в себе равноправные горизонтальные связи (как в рыночной организационной структуре) и длительные связи (как в иерархической структуре).

В-третьих, устойчивость сетевых форм организации диктуется её эффективностью, прежде всего снижением транзакционных издержек и эффектом синергии. Эффект синергии – ключевая составляющая любой вновь образованной сети. Именно этот эффект является основной причиной образования сети. Выгодность сетевой организации по сравнению с иерархической организацией должна быть не только суммарной для всех хозяйствующих субъектов одновременно, но и для каждого в отдельности.

Приведенные содержательные характеристики сетевой экономики позволяют говорить о сетевом взаимодействии, как о гибриде традиционных иерархических структур и современных рыночных механизмов.

Ввиду описанных особенностей сетевой организации, становиться вполне рациональным применение сетевых структур в управлении крупными интегрированными компаниями. Подобная практика получила наибольшее распространение при организации холдингов.

 

1.2. Холдинг как форма сети

 

Как упоминалось в начале, холдинги являются следствием развития крупного интегрированного бизнеса. В последние годы они стали самой распространённой формой хозяйственного взаимодействия. Если посмотреть публикуемые американским журналом «Forbes» ежегодные рейтинги 2000 крупнейших компаний мира, то можно увидеть что практически все его представители - холдинговые компании. Среди Российских крупных интегрированных компаний также часто встречаются холдинги - ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКойл», ОАО «Северсталь», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», ОАО «Холдинг МРСК» и многие другие.

В современной научной литературе можно найти множество всевозможных определений холдингов и холдинговых компаний. Автору близка мысль В.В. Лаптева, который в своей работе [9] различает понятия "холдинг" и "холдинговая компания". В нашей работе мы воспользуемся данной идей. Под холдинговой компанией будем понимать трактовку, предложенную авторами [10]:

– это хозяйственное общество (основная, преобладающая компания), которое в силу преобладающего участия в уставном капитале иных хозяйственных обществ (участников холдинга) либо в соответствии с договором, либо иным образом, имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) определять решения, принимаемые хозяйственными обществами – участниками холдинга.

В литературе кроме холдинговой компании можно встретить различные вариации названия, являющиеся синонимами: материнская, головная, основная и т.д.

Для трактовки холдинга воспользуемся определением, приведенным в работе [11]:

«Холдингом признается совокупность юридических лиц, состоящая из основной и дочерней (дочерних компаний), ведущих совместную производственную, торговую, финансовую и иную коммерческую деятельность и связанных между собой системой участия (как имущественного, так и неимущественного характера), предоставляющей основной компании право определять важнейшие управленческие и хозяйственные вопросы деятельности дочерних компаний.

Подобное разделение терминов является принципиальным вопросом. Если говорить о холдинге, как о форме сети, то необходимо корректно называть интегратор этой сети, которым в данном случае является холдинговая компания.

Перейдем непосредственно к рассмотрению холдингов. Существует множество классификаций холдингов по разным признакам, которые подробно изложены у автора [3], но в данной работе нет необходимости перечислять их.

Преимущества данного вида организации бизнеса четко сформулированы авторами в работе [12]:

— возможность контролировать большую долю рынка при сохранении единого контроля за всеми бизнес-единицами (компаниями), входящими в состав холдинга;

— возможность распределять издержки между хозяйственными субъектами холдинга, сокращая при этом возможные потери и снижая предпринимательские риски;

— возможность оптимальным образом перераспределять средства внутри холдинга через единый финансовый центр;

— возможность достичь большей капитализации бизнеса, а, следовательно, и большей привлекательности для потенциальных инвесторов;

— возможность проведения в рамках холдинга согласованной инвестиционной и сбытовой политики.

Также необходимо добавить в преимущества образования холдинга возможности эффекта синергии – одно из важнейших свойств, присущего сетевым структурам. В экономической культуре синергизм рассматривается чаще всего как экономия на чем-либо или, как увеличение, какого либо свойства предприятия и обычно характеризуется формулой: 2 + 2 = 5. По мнению авторов [13] под эффектом синергии следует рассматривать любой положительный эффект создания и функционирования нового объединения, сверх суммарного эффекта от деятельности объединяемых компаний, действующих как независимые и самостоятельные предприятия. Необходимо учитывать, что у каждого взаимодействующего субъекта кроме общесетевых интересов существуют еще и интересы личного характера, и достижение эффекта синергии становиться возможным лишь при некотором «балансе» этих интересов.

Исследованиям в развитых странах показали что, только в 30% объединений экономический эффект вновь образованной компании выше, чем сумма экономических эффектов, работавших прежде разрозненно предприятий. Тем не менее, мотивы в пользу объединения компаний оказываются все чаще выше негативных последствий, сопряженных со сложностью управления и координации компанией. Это наводит на мысль, что в процессе интеграции может возникать противодействие двух факторов, когда прямые экономические эффекты противопоставляются стратегическим преимуществам, таким как контроль рынков сбыта либо поставщиков сырья [14].

Для эффективного управления холдингами рационально использовать гибкие сетевые структуры управления, о которых шла речь в предыдущем пункте. Это становиться возможным исходя из холдинговой структуры, которая очень напоминает сеть, формирующуюся вокруг крупной компании. Инегратором в таком случае, как уже упоминалось, выступает холдинговая компания. Партнёрами выступают отдельные бизнес-единиц (дочерние общества) – подразделения с более или менее законченным производственно-сбытовым циклом. Они могут иметь различный статус: отдельные юридические лица, филиалы, выделенные подразделения дочерних компаний. Выделение в отдельные юридические лица в холдингах осуществляется на основе дезагрегации холдинговой компании своих основных функций.

Необходимо отметить, что наличие дочерних обществ в холдинге, как сетевой структуре, несколько противоречит принципам построения сети, а именно формированию ее как совокупности независимых и равных партнеров.

Ввиду некоторой «безграничности» сетей, рассмотрение холдинга, как сетевой структуры, подразумевает учет взаимодействия с внешней средой. В общем виде схема построения организационно-экономических отношений в рамках компании холдингового типа представлена ниже на рис. 1.1.

 

Рис. 1.1. Схема организационно-экономического построения отношений

в рамках холдинговой компании с учетом внешней среды [15]

 

Как видно из схемы организационно-экономические отношения в холдинге присущи как холдинговой компании, так и ДЗО. Причем влияние этих отношений на работу холдинга сильно варьируется. Для нас наибольший интерес имеют внутренние взаимоотношения участников холдинга, а также взаимодействие с внешними предприятиями, выступающими в роли поставщиков и потребителей продукции холдингов. Внутренние взаимодействия в холдинге сводятся к взаимодействию между холдинговой компанией и дочерними обществами, а так же к взаимодействию дочерних между собой. Внешние - на примере договорных отношений с мелким и средним бизнесов, представляющими свободных независимых участников рынка.

Взаимодействие холдинговой компании с ДЗО (дочерними и зависимыми обществами) строится на основе холдинговых отношений. По мнению автора [3] возможны следующие варианты управления холдинговой компанией ДЗО:

1. Управление посредством реализации прав, предоставляемых долями участия в управляемой компании. Управление может осуществляться через принятие необходимых решений собранием акционеров (участников) управляемой организации; назначения своих представителей в совет директоров, а также назначение «своего» исполнительного директора на подконтрольном предприятии. При этом контроль за «судьбоносными» решениями осуществляется собранием акционеров; за решениями по основным направлениям текущей деятельности – советом директоров; за оперативными, каждодневными решениями – исполнительным директором.

2. Управление посредством приобретения функций единоличного исполнительного органа управляемой компании. В этом случае холдинг создается не только с целью «держания» акций предприятий, но и для целей управления этими предприятиями. Эффективное управление холдингом в этом случае сильно зависит от квалификации управленцев. Непосредственно на управляемом предприятии назначается уполномоченный представитель управляющей компании – исполнительный директор, управляющий и т.п. с правом первой подписи документов.

3. Управление предприятием, приобретенным как имущественный комплекс. Предприятие может быть приобретено управляющей компанией как имущественный комплекс, согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае любые команды и директивы основного предприятия становятся обязательными к исполнению всеми сотрудниками приобретенного предприятия.

Холдинговая компания одновременно может включать в себя предприятия, подчиненные управляющей компании в любых сочетаниях вышеуказанных вариантов.

Взаимодействие дочерних обществ между собой в виду значительной диверсификации холдингов, в большинстве случаев, может ограничиваться участием в общей производственно-сбытовой цепочке и предоставлении ресурсов другим участникам холдинга по трансфертным ценам. Что же касается контроля над деятельностью ДЗО, то в последнее время в российских холдингах прослеживается тенденция снижения уровня контроля материнских компаний за их деятельностью: контроль за процессом заменяется контролем за конечным результатом [16].

Как говорилось выше, внешние отношения холдинга рассмотрим на примере взаимодействия с малым и средним бизнесом.

Зарубежный опыт показывает, что в рыночной экономике значительная, если не доминирующая часть малых и средних фирм находится в сфере интересов крупных предприятий. Малый и средний бизнес не просто охвачен системой кооперационных связей с крупным бизнесом: они – неотъемлемая часть производственной структуры крупных корпораций. Корпорации используют рыночную и структурную гибкость малых и средних предприятий, их инновационные возможности.

Взаимодействие малых (средних) предприятий с корпорациями осуществляется в многообразных формах (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Формы взаимодействия крупного бизнеса с малым

и средним бизнесом [17]

 

По сравнению с малыми предприятиями, самостоятельно открывающими собственное дело, малые и средние партнеры крупного бизнеса обладают рядом существенных преимуществ, в числе которых готовая «ниша» рынка, что дает возможность в кратчайшие сроки развернуть дело; полный пакет информации о материалах, сырье, оборудовании, поставщиках, системе сбыта, методах работы; работа под известной торговой маркой; получение относительно дешевой и качественной рекламы; информация по наилучшему территориальному размещению бизнеса; возможность покупки у крупного партнера необходимого оборудования и материалов со скидками; приобретение навыков работы по стандартам высшего качества; обучение персонала; административная поддержка со стороны крупного партнера; поддержка в осуществлении научных исследований и разработок; содействие в маркетинговых исследованиях и др. [17].

Перечисленные преимущества, обретаемые малыми и средними предприятиями в результате взаимодействия с крупными интегрированными компаниями, такими как холдинги, дают возможность дальнейшего роста и развития.

Резюмируя вышеизложенное, хочется отметить, что даже при наличии некоторых трудностей в организации управления холдингом их существование диктуется современными экономическими реалиями — чтобы выжить в мире большого бизнеса, нужно интегрироваться, а использование современных организационных структур, отвечающих требованиям времени – неотъемлемая часть эффективного управления.

 

1.3. Зарубежный опыт организации сетевых структур

 

Как говорилось ранее, все разнообразие сетевых взаимодействий сводиться к двум организационным моделям:

– Крупная фирма выступает интегратором сети, и объединяет вокруг себя фирмы меньшего размера.

– Совокупность близких по размеру юридически самостоятельных предприятий.

В данном пункте рассмотрим, какое практическое применение получила каждая из моделей в развитых странах. Начнем с первой модели, которая является наиболее распространенной.

В западных странах история сетевого взаимодействия между компаниями берет свое начало на рубеже XIX-XX веков. Именно тогда начали происходить первые интеграционные процессы, которые привели к созданию интегрированных корпоративных структур. Одним из первых объединений, построенных по принципу этой модели, были холдинги.

Появление холдингов в США в конце XIX- начале XX века было связано с реакцией на антитрестовские законы. Так, в 1890 г. в США был принят закон Шермана, запрещавший деятельность трестов, если ее результатом становилось ограничение (монополизация) торговли между штатами или с другими государствами. В 1914 г. Актом Клейтона деятельность трестов ограничивалась в случаях использования ими ценовой дискриминации или иных мер, приводящих к ослаблению конкуренции. В свою очередь, создание холдингов позволяло обходить указанные антитрестовские ограничения. В отличие от трестов, участники которых теряли свою самостоятельность, компании, входящие в холдинг, оставались самостоятельными, и, следовательно, считаясь формально независимыми предприятиями, не подпадали под действие антитрестовских законов [18].

Бурное формирование холдинговых компаний было вызвано стратегией присоединений, поглощений независимых компаний, приобретения финансовыми компаниями контрольных пакетов акций промышленно-транспортных корпораций. Новая форма объединения корпоративных компаний (акционерных обществ) оказалась очень жизнеспособной и стала расти быстрыми темпами. Уже к 1928 году из 513 крупнейших корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 имели холдинговую организацию, причем 92 компании являлись чистыми холдингами и 395 смешанными холдингами. В настоящее время практически все крупнейшие компании США и Западной Европы имеют холдинговую структуру.

Во многих развитых странах холдинги распространены, в том числе в форме государственных организаций. В Италии, например, это крупнейшие государственные холдинги: Институт промышленной реконструкции (ИРИ), Национальное управление жидкого топлива (ЭНИ), Управление акционерных участий и финансирования обрабатывающей промышленности (ЭФИМ). Примечательно, что ИРИ и ЭНИ входят в список 50 крупнейших по обороту корпораций мира [19].

На примере Италии мы видим, что применение холдинговых структур, как способа представления сети, позволяет эффективнее управлять не только частной собственностью, но и государственной. Однако, они не получили широкого распространения, так как в развитых капиталистических странах существует тенденция к снижению государственной собственности. За государством остаются лишь наиболее важные стратегические объекты, которые в силу ряда причин нельзя передавать в частные руки.

При рассмотрении управления частной собственностью в виде хозяйствующих субъектов, необходимо понимать, что принципы сетевого взаимодействия, которые положены в основу таких видов объединений, как холдинги, характеризуют не только внутреннюю организацию интегрированных компаний, но и отношения с внешними системами, также представленными в виде сетей. Подобные взаимодействия сетевых структур воплотились в современной экономике в различные варианты системы корпоративного управления.

По мнению автора [20] в мире сложилось три наиболее крупных системы: англо-американская, континентальная и японская. Для описания каждой модели воспользуемся материалом, изложенным в работе [21]:

Первая названная модель корпоративного управления характерна для таких стран, как США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия и Австралия. Владельцами капитала компаний в этих странах выступают, в основном, институциональные и частные инвесторы, которые ориентируются на краткосрочные цели получения дохода за счет курсовой разницы. Высшим органом управления корпорацией является общее собрание акционеров. Основным органом в данной модели корпоративного управления является Совет директоров, который распоряжается всей деятельностью акционерного общества, защищает интересы акционеров, обеспечивает качество корпоративного управления и несет ответственность за нее перед собранием акционеров и контролирующими государственными органами.

Континентальная (немецкая) модель управления корпорацией характерна для таких стран Западной Европы, как Германия, Нидерланды, Швейцария, Австрия, Норвегия. Она характеризуется более высоким уровнем концентрации собственности и наличием стратегических инвесторов с блокирующими пакетами акций, среди которых большую роль играют банковские структуры. Система управления в компании континентальной модели имеет двухуровневую структуру: наблюдательный совет и правление. Высшим органом управления является собрание акционеров. Для управления компанией создается наблюдательный совет, обладающий контролирующими функциями, и правление, которое наделено всей полнотой исполнительной власти.

Практически все компании в Германии являются частью огромной сети перекрестного владения акциями. Центральное место в данной системе занимают банки и страховые компании. Поскольку в условиях континентальной модели значительная часть капитала корпорации принадлежит субъектам, связанных с ней, поэтому данную модель еще называют инсайдерской.

Японская модель уделяет особое внимание как правам и интересам акционеров, так и стейкхолдеров. Для данной модели характерна высокая концентрация собственности в руках крупных и средних акционеров, перекрестное владение акциями компаниями, входящими в «кэйрецу» (крупные интегрированные компании в Японии). При этом основную роль играют банковские организации, и они же определяют деятельность каждой промышленной группы. Более того, 70 % акций находится у финансовых институтов и аффилированных корпораций, однако мониторинг деятельности фирмы осуществляется посредством механизма главного банка, который является не только ее акционером, но и крупнейшим кредитором. Как правило, кэйрецу группируются вокруг того или иного крупного банка, который обеспечивает финансирование всех компаний группы и фактически исключает возможность рейдерства со стороны других участников рынка.

Сегодня в Японии существуют две системы управления компаниями: система аудиторов и система комитетов. Согласно первой системе управления, системе корпоративных аудиторов, в компании существуют следующие органы: общее собрание акционеров, совет директоров, представительные директоры, исполнительные директоры, корпоративные аудиторы, совет корпоративных аудиторов. В соответствии со второй системой, в компании имеются общее собрание акционеров, совет директоров, в котором создаются комитет по аудиту, комитет по назначениям и комитет по вознаграждениям, и исполнительные директоры. Совет директоров в японских компаниях играет формальную роль. Решение принимается коллегиально, включая процесс обсуждения и переговоров в рамках всей корпорации.

Как мы видим, подобные системы выходят далеко за рамки управления одной компанией. Принятые управленческие решения в крупных корпорациях оказывают не только существенное влияние на свои внутренние структуры, но и играют важную роль в масштабах государства.

На основании первой организационной модели в развитых странах появились и более широкие объединения, чем холдинги. Наиболее «безграничным» сетевым объединением стали транснациональные корпорации (ТНК). Согласно определению комиссии ООН по ТНК, к транснациональным корпорациям следует отнести фирмы, оперирующие в двух или более странах и управляющие зарубежными подразделениями из единого центра [22].

Во множестве источников ТНК являются синонимом транснациональных холдингов. Процессы объединения в подобных компаниях настолько велики, что практически невозможно определить, какая из организационно-хозяйственных форм является более широкой сетью. ТНК, как и холдинги, являются способом представления сети, формирующейся вокруг крупной компании. Только в данном случае, в качестве сегментов сети выступают рынки разных стран, в которых работают подразделения компании и, следовательно, затрагивается интересы уже нескольких государств.

ТНК, как любая сетевая структура, при своем формировании опирается на синергетический эффект от совместной деятельности, который заключается главным образом в получении сверхприбыли. Подобный факт вызвал много критики в сторону их деятельности. Антиглобалисты считают, что ТНК монополизируют национальный рынок и уничтожают государственный суверенитет. Действия ТНК по захвату рынка называют экономической войной против граждан. Во многих странах действуют законы, ограничивающие действия, как крупных национальных производителей, так и ТНК (Антимонопольное регулирование). Примерами служат Канада, Россия, Китай и др. [23].

Вторая организационная модель также нашла практическое применение. Наиболее яркими примерами являются предпринимательские сети и кластеры. Подобные объединения имеют меньшие масштабы распространения по сравнению с первой моделью и локализируются в основном для экономического развития отдельных регионов. Процесс объединения, как и в первом случае, происходит на основании вертикальных и горизонтальных взаимоотношений между разнородными фирмами, основанных на синергетическом эффекте.

Под предпринимательской (деловой) сетью (ПС) авторы [24] предлагают понимать – группу фирм, объединившихся с целью использования своих особенностей, ресурсов, специфических преимуществ перед другими для совместной реализации предпринимательских проектов.

Необходимо подчеркнуть, что предпринимательская деятельность осуществляется субъектами-участниками предпринимательской деятельности на основе собственных балансов, и представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов, т.е. предпринимательские сети – это сумма связей которые объединяют группу субъектов–участников. Взаимосвязь создается регулярными потоками между участниками, которые в принципе равноправны.

Такая сеть объединяет в основном малые и средние предприятия. Для них характерны сильные этические, организационные, финансовые, деловые и иные связи, делающие этих субъектов предпринимательства устойчивыми и надежными партнерами. В России пока нет классических аналогов подобным зарубежных предпринимательских сетей.

Перейдем к рассмотрению кластеров. Американский ученый Майкл Портер, специалист в области кластеров, дает следующее определение: «Кластеры– это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных организаций и учреждений в границах отдельной области». Кластеры охватывают значительное количество разного рода предпринимательских структур, важных для конкурентной борьбы, а именно: поставщиков специального оснащения, новых технологий, услуг, инфраструктуры, сырья, дополнительных продуктов и т. п.. Кроме того, «...много кластеров включают органы власти и прочие учреждения – такие, как университеты, центры стандартизации, торговые ассоциации, которые обеспечивают образование, специализированное переобучение, информацию, исследования и техническую поддержку» [25].

В последнее время концепция кластеров выступает одной из успешных мировых стратегий поддержки развития малого и среднего предпринимательства. Но существуют и кластеры, объединяющие и крупные интегрированные компании.

Интерес к образованию кластеров появился вследствие успешной деятельности промышленных регионов Европы, особенно в Италии. В этой стране кластеры смогли занять ниши на экспортных рынках, создать рабочие места и повысить объемы производства, тем самым выводя предпринимательскую деятельность на новый качественный уровень. Успех этих кластеров объясняется специализацией и разделением труда, конкуренцией, основанной на инновациях, при активной поддержке властных структур. Кластеры малых и средних предприятий эффективно действуют на всех континентах мира. Концепция кластеров была применена в развивающихся странах. Так, в Латинской Америке и Южной Азии многочисленные кластеры демонстрируют значительную активность и способность завоевывать даже требовательные рынки с высоким уровнемконкуренции [24].

Самым известным примером кластера является «Кремневая долина» в США, где сосредоточенно большинство крупнейших мировых высокотехнологичных компаний. На нее приходиться треть всех венчурных инвестиций страны.

Характеристика деятельности российских предприятий, объединившихся в кластеры, говорит о пригодности их использования и в наших условиях.

Суммируя вышесказанное, можно говорить о том, что сетевые организационные модели в значительной степени удовлетворяют современным условия, в которых находятся хозяйствующее субъекты. В развитых странах идет активное использование таких моделей и это приводит к серьезным экономическим эффектам.

 

1.4. ОАО «РЖД» как сетевая холдинговая компания

 

В предыдущем пункте мы говорили о том, что холдинги являются наиболее распространённым способом отражения первой сетевой модели, в которой интегратором сети выступает крупная фирма. Одной из таких холдинговых компаний в России является ОАО «РЖД».

Согласно источнику [26]: ОАО «Российские железные дороги» является национальной вертикально - интегрированной железнодорожной компанией, монополистом на рынке грузовых и пассажирских перевозок в РФ. Входит в тройку крупнейших транспортных компаний мира. Организационная структура холдинга состоит из холдинговой компании ОАО "РЖД", 65 дочерних (с долей участия более 50%) и 62 зависимых обществ (с долей участия от 20 до 50%).

Процесс формирования холдинга ОАО «РЖД» несколько отличается от зарубежных традиций. Дело в том, что в основе лежат не интеграционные процессы, а реформы, проведенные на железнодорожном транспорте. Их следствием стало упразднение МПС России с передачей функций Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Часть функций управления были также переданы вновь образованному ОАО «Российские железные дороги».

Реформирование осуществлялось на основании утвержденной «Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте» и проходило в 3 этапа [27]:

1. Подготовительный этап: разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО « Российские железные дороги».

2. Оптимизация структуры управления: создание ДЗО ОАО «РЖД», осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности: грузовые перевозки, пригородные пассажирские перевозки, сервисное обслуживание, машиностроение, телекоммуникации, НИОКР и проектирование в области ж/д транспорта.

3. Продажа акций дочерних обществ ОАО «РЖД» частным собственникам с целью привлечения инвестиций в железнодорожную инфраструктуру.

В данный момент процесс реформирования еще не закончен. Полномасштабное разгосударствление в рамках третьего этапа руководство компании запланировало на 2013-2014 года.

Перейдем непосредственно к рассмотрению холдинга ОАО «РЖД», как сетевой модели взаимодействия. Мы неоднократно говорили, что в основе объединения (или в данном случае выделения ДЗО) лежит возможность получения синергетического эффекта от совместной деятельности. Однако в случае государственного холдинга «РЖД» необходимо отметить одну важную деталь. По мнению авторов [28] основной целью компании является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а только потому уже получение прибыли. Компании нередко приходиться отказываться от выгодных коммерческих грузовых перевозок в пользу пассажирских, что приводит к конфликту интересов между государством и «РЖД».

Для максимизации прибыли холдинг вынужден применять более эффективные нетрадиционные сетевые структуры управления. Построенные на их основе теоретические сетевые модели позволяют решать множество практических задач, с которыми постоянно сталкиваются управляющие компании.

Учитывая широкий круг таких задач, авторы [4] предлагают несколько подходов к формированию сетевой модели компании:

1. Планетарные организационные сетевые структуры;

2. Радиально-планетарные организационные сети;

3. Пространственные сети (Сэндвич-модели).

Планетарные модели – плоские структуры, направленные в основном на моделирование и описание внутренней структуры корпоративной сети железнодорожного транспорта. В ее центре находятся основные элементы (ядро), подверженные организационно-распорядительному воздействию головного распорядительного центра, а взаимодействия между основными элементами и сегментами системы являются координационными, направленными на достижение общей цели.

На рис. 1.3 представлена планетарная структура корпоративной сети холдинговой компании ОАО «РЖД»:

 

Рис. 1.3. Планетарная структура «корпоративной сети» ОАО «РЖД» [4]

 

Эффективность таких сетевых планетарных структур достигается за счет исключения дублирования, низкого уровня занятости, регионального использования материальных и трудовых ресурсов [3].

Элементы такой сети меньше обременены накладными расходами, так как их сегменты не так сильно направлены на решение социальных и общеорганизационных проблем (политических проблем).

Но внедрение такой структуры в ОАО «РЖД» приводит и к некоторым недостаткам, описанным в работе [3].

Применение радиально-планетарной модели позволяет описывать взаимодействия холдинговой компании ОАО «РЖД» с дочерними и зависимыми обществами.

В отличие от общей планетарной структуры, предложенная авторами [4] радиально-планетарная модель взаимодействия позволяет решать практически важный подкласс задач – взаимодействие железных дорог с экономическим окружением.

 

Рис. 1.4. Радиально-планетарная модель взаимодействия ОАО «РЖД»

с экономическим окружением [4]

 

На рис. 1.4. на орбите 1 располагаются узлы-предприятия – прямые партнеры ОАО «РЖД», субъекты экономического окружения, взаимодействующие с ним и поставляющие продукцию, ресурсы, товары и услуги на основе договоров и соглашений. На этой же орбите находятся потребители и заказчики услуг железной дороги, фирмы, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки и т.п. На орбите 2 расположены субподрядчики по отношению к центральному узлу, являющиеся также потребителями и поставщиками продукции предприятий орбиты 1. Аналогичным образом на следующих орбитах располагаются узлы – предприятия – смежники субподрядчиков, партнеры более далекой степени связности с железной дорогой. Их влияние на качество взаимодействия убывает по мере удаления предприятия от центрального узла.

Особенности процесса реформирования отразились на взаимоотношениях между холдингом «Российские железные дороги» и выделенными из ее состава дочерними предприятиями. Их отношения строятся не только и не столько на договорных отношениях, сколько на неформальных связях и, что очень важно, на общих элементах корпоративной культуры, сложившихся за 170-летнюю историю железнодорожного транспорта. Явно выраженных границ между такими предприятиями и корпорацией «Российские железные дороги» пока нет [3]. Однако с экономической точки зрения дочерняя структура представляет собой самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий собственными экономическими интересами и соответствующими потребностями в финансовых ресурсах для обеспечения своего развития с учетом целевых параметров обще корпоративной стратегии.

Пространственные сети используются для обоснования системы взаимоотношений компании ОАО «РЖД» с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Эти взаимоотношения, по мнению авторов [4], представляют собой некоторую социально-экономическую систему - совокупность разнообразных функциональных плоскостей (производственных, экономических, административно-управляющих) и разнообразных связей между ними (рис.1.5.).

Из всего разнообразия составляющих понятие «взаимодействие компании ОАО «РЖД» с регионами России» авторы [4] выделяют четыре основные плоскости:

1. Плоскость, отражающая административно-управленческую структуру;

2. Плоскость, содержащую сеть регионально-экономической структуры;

3. Плоскость, соответствующую сети ОАО «РЖД»;

4. Плоскость Министерства транспорта России.

 

 

Рис. 1.5. Пространственная сеть. Сэндвич-модель [4]

 

К преимуществам данной модели можно отнести возможность детализации за счет дальнейшего «расслоения» плоскостей. Также при рассмотрении вертикальных связей между плоскостями становятся очевидными наличие у каждой собственных интересов, зачастую отличных от интересов других плоскостей.

Предложенные авторами пространственные структуры, состоящие из нескольких функциональных взаимодействующих между собой плоскостей, получили название «сэндвич-модели».

Обобщая рассмотренные типы сетевых моделей можно сделать вывод, что каждая последующая модель позволяет решать большие по масштабам практические задачи. Для ОАО «РЖД», как формирующейся сетевой холдинговой компании, выстраивание отношений на базе теоретически обоснованных моделей является весьма актуальным вопросом.

 

Выводы к главе 1

 

1. Сетевая организация взаимодействия хозяйствующих субъектов стала следствием многочисленных интеграционные процессов, направленных на порождение синергетического эффекта. В основе такой организации лежат сетевые принципы, по которым формирование предприятия происходит путем объединения равных и независимых партнеров. Это, в конечном счете, привело к отказу от вертикальной иерархии и переходу к плоским горизонтальным структурам управления, а также замене организационно-распорядительных отношений контрактными (договорными). Данные принципы были задействованы при формировании интегрированных корпоративных структур, таких как холдинги.

2. Холдинги стали практическим воплощением сети, формирующейся вокруг крупной компании. В такой сети, взаимодействия субъектов внутри холдинга необходимо выстраивать на основе холдинговых отношений. Они должны способствовать эффективной и прибыльной работе, как всего холдинга, так и отдельных входящих в него субъектов. Только в случае учета интереса всех сторон становиться возможным получение дополнительной прибыли от синергетического эффекта.

3. В развитых странах уже успели разглядеть все преимущества использования сетевых структур и активным образом внедряют их в разные сферы экономической жизни. Свое практическое применение нашли обе выделенные организационные модели. Задействованные в процессе внедрения интеграционные процессы привели к созданию таких гигантов, как транснациональные корпорации. Их влияние распространяется на экономики нескольких государств и делает их в прямом смысле «безграничными». Большую популярность набирают такие явления, как предпринимательские сети и кластеры. Формирующиеся по тем же сетевым принципам, но ориентированные в основном на малый и средний бизнес они являются перспективным направлением интеграции в России.

4. Первые этапы процесса формирования холдинга ОАО «РЖД» проходили с некоторыми особенностями, которые в дальнейшем отразились на системе взаимодействия между холдинговой компанией и ДЗО. При построении холдинговых отношений изменилась сама природа отношений – с организационно-распорядительной на контрактную (договорную), с пока еще присутствующими неформальными связями. Для научного обоснования этих взаимоотношений были разработаны теоретические сетевые модели, позволяющие решать разные по масштабу задачи, встающие перед реформируемой компанией.

5. В процессе рассмотрения сетевого взаимодействия, в первой главе не раз отмечалось наличие конфликта интересов между субъектами холдинга. Это связано с тем, что дочерняя структура представляет собой самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий собственными экономическими интересами и соответствующими потребностями в финансовых ресурсах для обеспечения своего развития. Очевидно, что только при гармонизации интересов материнской компании и дочерних структур будут достигнуты оптимальные результаты деятельности холдинга.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.