МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Законспектируйте основное.





Стиль жизни. Главная задача роликов этой категории — погрузить продукт или его потребителей в стильное окружение. Это значит, что продукт связан с определенным стилем жизни, а потребитель продукта подобный образ воспринимает и ведет (или стремится к этому). И конечно стиль, показываемый в рекламе, не должен быть реалистичным, он просто должен соответствовать ожиданиям зрителя.

Самоупоминание. Ролики этой категории имеют отношение только непосредственно к продукту. Они могут так же относиться к собственной рекламе (серия роликов), как и к другой рекламе — рекламе в целом. Каждый из вышеперечисленных жанров может цитироваться в роликах санки пиния. Но реципиент должен обладать определенным уровнем компетентности, чтобы распознавать, подчас весьма символичные намеки. Существуют также ролики, относящиеся к другим категориям — например, ролики, построенные на использовании фрагментов фильмов.

Стиль МТВ. Ролики этой категории строятся на свободном, иногда беспорядочном ряде планов или кадров, не имеющих в основе какого-либо четкого рассказа или повествования, а открытых для построения собственных ассоциаций у каждого зрителя. Эта категория может в некоторых случаях являться особым подразделом категории «стиль жизни». В основном эти ролики нацелены на молодежь.

Сценарная основа рекламного фильма

Прочитайте. Слово «сценарий», первоначально обозначавшее разверну­тый план спектакля, вошло в обиход русского искусства (сна­чала применительно к оперному творчеству) в XIX в. Сценарий в его письменной форме (у Станиславского — под названием «режиссерская партитура») становится наря­ду с диалогическим текстом, необходимым компонентом дра­матургии. Когда в кино пришел звук, сценаристы поначалу еще не знали, как обращаться с ним, и первые сценарии, на­писанные в 1930-1931 гг. — на заре звукового кинематогра­фа, обычно писались так, что звук (в том числе диалог) выде­лялся в отдельную графу. Этим самым сценарист как бы под­черкивал новую и чуждую природу, вторгшуюся в его произ­ведение. Звуковая и изобразительная сторона существовали в сценариях отдельно. Ко времени возникновения телевидения в радиожурнале и документальном кинематографе в силу ряда причин вместе с подлинно документальными методами широ­кое распространение получили приемы, используемые при создании игровых программ.

Запишите. Определены линии, по которым должна быть направлена работа сценариста, изучающего технику своего дела:

1) умение выбирать пластический образ, ясный и четкий, точно и максимально ярко выражающий свое содержание;

2) умение мыслить последовательностью этих образов так, как музыкант мыслит звуками, а художник краской и линией;

3) овладение методом литературной композиции, последо­вательно заключающей в себе все переплетающиеся линии сценарного действия, иначе говоря, овладение методом монтажа текста. Сценарий может быть построен «драматургически» грамотно только тогда, когда будет подчинен общим законам, уп­равляющим конструкцией драмы.

Прочитайте и законспектируйте основное. Все начинается с мысли. Она неотступно следует за вами днем и ночью, просится на бумагу, хочет быть высказанной. Это то, что волнует нас сегодня (социальная реклама), то, чем нужно поделиться со зрителем (новым предложением в коммерческой рекламе). Главная, основная мысль ав­тора, та мысль, ради которой он садится за сценарий, и называется авторской идеей. И только затем автор начинает исследовать круг проблем, тщательно отбирая их у окружающей нас жизни для того, чтобы наиболее точно выразить свою идею. Начиная работу над формулировкой идеи рекламного ви­деоролика необходимо досконально разобраться в товаре, вы­яснить основные его недостатки и достоинства.



Запишите. Прежде чем приступить к разработке сценария для рекламного фильма, необходимо найти единый прием его ведения; стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который поможет удер­жать зрителя до конца у экрана. При этом надо знать, что сценарно-режиссерский ход должен быть выражен в трех видах:

1) декоративно-образном;

2) музыкально-образном;

3) образно-игровым.

Все три вида должны быть следствием одного образно-смыс­лового хода сценарного построения темы. Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сформулировать понятие сценарно-режиссерского хода так: образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий и цементирует действие в его логическом развитии, и представить его в следующей схеме:

 

ОБРАЗНО-СМЫСЛОВОЙ ХОД
Декоративно-образный Цвет, свет, фон, атмосфера и композиция кадра, Образно-игровой Актерский образ, действие Образно- музыкальный Музыка, шумы, дикторский текст

 

Законспектируйте основное. Итак, образно-смысловой ход со­стоит из трех видов:

1. Декоративно-образный — подлинность костюмов, об­становки, декораций, соответствующих времени и сюжету ви­деофильма.

Возьмем за пример легендарные видеоролики банка «Им­периал» («Звезду Александр Васильевичу!», «Точность – вежливость королей»). Эти видеоролики являются имид­жевой рекламой и выполнены в художественном стиле, но они как нельзя лучше иллюстрируют все три ипостаси сценарно-режиссерского хода.

Они поражают своей простотой и краткостью. Каждый ро­лик соответствует своей эпохе — это выражается в мизансце­нах, декорациях, игре актеров, музыкальных сопровождени­ях. Точное воспроизведение образных и текстовых форм, под­линность костюмов еще более привлекают внимание и склоня­ют зрителя поверить происходящему на экране. Кроме того, эти рекламные фильмы можно сравнить с художественными. Зритель вовлечен в действие, и у него возникает желание дос­мотреть фильм до конца, он запутан в ощущениях и втянут в своеобразную игру сюжета. В этих примерах показана неожи­данность развязки, и как следствие следует анекдотичность ситуации.

2. Образно-музыкальный ход. Особое внимание следует уделить музыке как вечному спутнику человека. Наиболее понравившуюся песню, мелодию он будет напевать все вре­мя, независимо от того, смотрит он на данный момент теле­визионную рекламу или нет. Рекламные песенки (джинглы), как правило, быстро подхватываются и наиболее попу­лярны, так как привлекают своей краткостью и лаконично­стью. При слушании хорошей мелодии (пусть в рекламных целях) у зрителя вряд ли возникнет желание переключить канал телевидения.

Возможность использования музыкального оформления дает возможность усилить драматический эффект. Слишком часто создатели фильмов прибегают к музыке как к надежному средству эмоционального воздействия, ко­торое должно вытекать из содержания. Хорошая музыка мо­жет вызвать у зрителя эмоциональное состояние, нужное для восприятия происходящего на экране телевизора. Другая роль музыки — предвещать событие и создавать атмосферу напря­женного ожидания. В лучшем случае музыка на просто ил­люстрирует, а как бы озвучивает точку зрения какого-то пер­сонажа или рассказчика.

Музыка способна порождать в людях чувства и эмоции. Этот процесс может протекать двумя путями: внутренним (че­ловек вспоминает какую-то музыку, и в результате этого у него возникают эмоции) и внешним (человек слушает музыку в конкретный момент времени, и в нем образуются эмоцио­нальные переживания).

Если рекламу не слушают или избегают ее, то эффектив­ность рекламы соответственно снижается. Может ли реклама звучать так же приятно, как музыка? Теория периодичности дает ответы на эти вопросы. Рекламные ролики делят (рекламный блок) на несколько небольших частей. Это деление разрушает периодич­ность музыкальных ритмов. Оно же нарушает цикличность этих ритмов. Причем нарушения очень легко заметить в каж­дом рекламном блоке. Темп, ритм и тональность подвергают­ся изменениям каждые 15-30 секунд.

Музыка широко используется во всех видах рекламной деятельности, и в первую очередь в телерекламе.

Законспектируйте основное. Существуют некоторые традиционные способы озвучива­ния различных видов рекламы. Так, в телевизионных роли­ках музыка может использоваться:

1) в качестве поддерживающего хорошее настроение фона;

2) в качестве комментариев к сюжету ролика;

3) в виде песни с рекламным текстом (джинглы);

4) в качестве звукового товарного знака фирмы;

5) в качестве фактора, привлекающего внимание к ролику.

Прочитайте и запомните. Сценаристу нужно всегда помнить, что каждая фраза, на­писанная им, в конце должна быть выражена в каких-то ви­димых формах на экране, пластически, а следовательно, важ­ны не те слова, которые он пишет, а те внешне выраженные пластические образы (визуальные образы), которые он этими словами описывает. В действительности не так-то легко находить эти пластичес­кие образы. Они должны быть, прежде всего, ясны и вырази­тельны. Человек, знакомый с литературной работой, очень хорошо представляет себе, что такое выразительное слово и что такое выразительный язык: он знает, что есть меткие сло­ва — яркие и выразительные, есть яркие и выразительные построения из слов — фразы. Он также знает, что растяну­тый, неясный, с множеством лишних слов язык неопытного писателя есть результат неумения выбирать слово и владеть им.

Запишите. Все сказанное о литературной работе можно целиком от­нести к работе сценариста, но только место слова в нашем случае занимает визуальный образ.

Прочитайте. Пластический (внешне выразительный) материал нужно уметь находить и уметь пользоваться им: т.е. надо уметь находить и выбирать среди бесчисленного ко­личества материала, даваемого жизнью и наблюдением ее, та­кие формы и такие движения, которые наиболее ясно и убе­дительно выражают всю полноту замысла сценариста.

Важное правило для сценариста: работая над каждым отдельным куском, надо внимательно обдумывать и выбирать каждый зрительный образ: помнить, что для каждой мысли, для каждого понятия могут быть десятки и сотни пластических выражений, но среди них сценарист должен выбрать самые ясные и самые яркие.

Запишите. С особенным внимани­ем нужно относиться к роли предметов, вещей в рекламном фильме. Взаимоотношения людей большей частью выясняются в раз­говорах, в словах, с вещами же никто не говорит, но на экране их воспринимают гораздо быстрее и ярче, поэтому работа с ними, выражаясь в видимом действии, является исключительно интересной.

 

Особенности композиции сценария рекламного фильма.

Прочитайте. Композиция сценария рекламного ролика может строиться по зако­нам художественного монтажа, используя его функции и при­емы. Например, если рекламный ролик строится по системе «нарезок» готовых видеофильмов в сочетании с собственным отснятым материалом; или по принципу слайдоскопа: сменя­ющие друг друга стоп-кадровые картинки в сочетании с ани­мационными кадрами и т.д. В любом случае, необходимо помнить, что материал, кото­рый объединяется в сценарии, должен иметь внутреннюю логи­ческую связь, тематическое единство, отвечающее идее произ­ведения.

Прочитайте и законспектируйте основное. В задачу современного создателя рекламного клипа входит и удержание зрителя на телеканале во время трансляции видеосюжета. В практике телерекламы очень часто нарушена логичность развития сюжета, в то время как последователь­ность его, точность всех положений являются необходимыми требованиями. Композиция есть организация действия и соот­ветствующее расположение литературного материала.

Запишите. Сценар­ное построение подчиняется всем нормам и законам драматур­гии, но имеет свою специфику и может быть выражено в сле­дующей схеме:

Экспозиция - Завязка - Слом - Развязка — Вывод

Прочитайте и законспектируйте основные черты.

1. Экспозиция. Здесь происходит введение зрителя в ситуа­цию, в предлагаемое обстоятельство, обозначение границ ус­ловности, места и времени действия, представление главных действующих лиц. Все это должно быть проделано точно и лаконично, желательно одним планом. Любая затяжка снижа­ет заинтересованность зрителя. Поэтому, работая над сценари­ем, необходимо продумывать экспозицию таким образом, что­бы режиссер мог реализовать ее минимальным количеством планов. В рекламных фильмах экспозиция часто сливается с завязкой, особенно в фильмах-плакатах или информационных. Однако, несмотря на это, присутствие данного элемента схемы необходимо.

2. Завязка, или основное событие. Именно здесь происхо­дят события, которые приводят к главному — раскрытию свойств объекта рекламы. В основе этих событий лежит кон­фликт, составляющий суть внутренней «драмы» товара. Кон­фликт заставляет зрителя сконцентрировать внимание на про­исходящих событиях, создает необходимое напряжение. При этом следует помнить, что конфликт должен быть выражен визуально, а не через простое столкновение чувств. Что каса­ется ситуации, в которой конфликт развивается, то она долж­на быть кризисной. Это продиктовано небольшой длительно­стью рекламного фильма и, соответственно, скоротечностью событий. Героем рекламного фильма является товар. Но это не значит, что товар должен быть действующим лицом. Глав­ным действующим лицом может быть человек, группа лю­дей, неодушевленный предмет. Но основное заключается в том, что все действия главного действующего лица должны быть направлены на раскрытие потребительского свойств объекта рекламы. Помня об этом, можно избежать появления лишних действующих лиц в сценарии, а значит, в какой-то степени избавиться и от затяжек. Конечно, идеальным явля­ется положение, когда главный герой и есть главное действу­ющее лицо. Для этого товар нужно постараться «оживить». Однако этот термин не означает, что товар обязательно дол­жен двигаться, он должен в первую очередь производить действие. В противном случае он превращается в элемент обста­новки, художественного оформления.

3. Слом. Это резкий поворот в течение событий, происхо­дящих в рекламном фильме, который способствует тому, что напряжение, созданное в завязке, выливается в решение про­блемы. При этом демонстрируется основное свойство товара либо однозначная ситуация для раскрытия этого свойства в дальнейшем. Слом должен быть четко мотивирован, т.е. орга­нично следовать из предшествующих событий. Он должен быть энергичным, неожиданным, привлекающим внимание, так как является самой важной, самой запоминающейся частью рек­ламного фильма и выявляет идею клипа.

4. Развязка. В ней происходит завершение действия, по сути дела прекращается конфликтная ситуация, разрешаясь определенным образом. Но это еще не конец фильма, необхо­дим авторский вывод, где будет выражена основная идея, то, ради чего и делается весь фильм.

5. Вывод. Здесь происходит завершение сюжета с двух то­чек зрения: драматургической и рекламной. Чаще всего это дикторский текст, сопровождающий показ объекта реклам, или заключительная фраза главного действующего лица. Он может быть выражен в слогане или в стоп-кадре (эхо-фраза). К дикторскому тексту предъявляются те же требования в плане образности и лаконичности, что и ко всему фильму, а значит этот текст должен быть логически связан с предшествующим видеорядом, но не быть пересказом или разъяснением того, что уже произошло, а дополнением, позволяющим сделать однозначный вывод из всего сказанного.

И еще одно правило для создателей рекламных фильмов? Как бы ни был остроумен автор рекламного ролика и интересен его фильм, основная задача в рекламе – легкое и однозначное восприятие зрителем, который переводит все увиденное на близкие ему, зрителю, понятия, все остальное - пропуская мимо своего сознания. Необходимо стремится к простоте выражения мысли и реализации прежде всего рекламной, а не художественной идеи. Как сказал известный американский рекламист Д. Огилви: «Реклама не должна быть поприщем для демонстрации ума тех, кто ее создает».

Запишите. И самое главное: сценарий нужно строить так, чтобы рекламная идея призывала к действию.

Вот пример литературного сценария, в котором можно увидеть все особенности драматургической композиции сценария рекламного фильма.

Экспозиция. Черный фон. Поочерёдно формирующаяся комната из четырёх стен. Посередине комнаты появляется круглый стол, на котором стоят песочные часы.

Завязка. Смена кадра. Часы показаны крупным планом. Песок начинает сыпаться.

Слом. Комната разбивается на осколки.

Вывод. На черном фоне появляется слоган желтого цвета: «Учти, время не бесконечно!»

Еще один пример сценария рекламного ролика из серии «Всемирная история» режиссера Т. Бекмамбетова – создателя фильмов «Ночной дозор» и «Дневной дозор», который снимали по заказу банка «Империал».

Экспозиция. В сочельник на званный ужин у императрицы Екатерины ІІ собрались весьма важные гости и придворные. Они расположились за длинным столом, который уставлен самой разнообразной изысканной снедью. Среди них и весьма грустный и задумчивый российский полководец Суворов.

Завязка. Екатерина:

- А что это граф Суворов ничего не ест?

Суворов:

- Ждем-с. До первой звезды нельзя!

Слом. Екатерина (поняла намек):

- Звезду генералиссимусу!

Вывод. На экране логотип банка „Империал” и дикторский текст:

- Банк „Империал”. Всемирная история.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие виды роликов по типу сюжета ориентированы на молодежь?

2. Что входит в понятие «образно-смысловой ход»

3. В чем заключается особенность драматургической композиции сценария рекламного ролика от обычной драматургической композиции?

4. Что такое слом и в чем его отличие от кульминации?

Выводы

1. Ролики могут быть бессюжетные и сюжетные. По типу сюжетов рекламные ролики разделяются по трем направлениям: описательные (информационные), благополучно-сентиментальные, парадоксальные и шоковые.

2. Существуют несколько приемов демонстрации товара в рекламном фильме, например, одинокий товар”, жизненная ситуация, решение проблемы, презентация и др.

3. В последнее время все более рекламируется символическая ценность продукта или его связь с определенным стилем, образом жизни.

4. Определены линии, по которым должна быть направлена работа сценариста:

1) умение выбирать пластический образ, ясный и четкий, точно и максимально ярко выражающий свое содержание;

2) умение мыслить последовательностью этих образов так, как музыкант мыслит звуками, а художник краской и линией;

3) овладение методом литературной композиции, последо­вательно заключающей в себе все переплетающиеся линии сценарного действия, иначе говоря, овладение методом монтажа текста.

4. Прежде чем приступить к разработке сценария для рекламного фильма, необходимо найти единый прием его ведения то есть сценарно-режиссерский ход, который должен быть выражен в трех видах:

1) декоративно-образном;

2) музыкально-образном;

3) образно-игровым.

5. Сценаристу рекламного ролика (то есть экранного материала) необходимо помнить, что место слова в нашем случае занимает визуальный образ.

6. Сценар­ное построение в рекламном ролике подчиняется всем нормам и законам драматур­гии, но имеет свою специфику и может быть выражено в сле­дующей схеме: Экспозиция - Завязка - Слом - Развязка — Вывод.То есть место кульминации занимает слом, а развитие действия протекает в очень сжатое время.

 

Раздел 2.4. «Работа режиссера над рекламным фильмом»

Содержание.

1. Выразительные средства режиссуры рекламного видео: мизансценирование.

2. Выразительные средства режиссуры рекламного видео: атмосфера, темпо-ритм.

3. Режиссерский сценарий рекламного фильма.

Ключевые слова: мизансцена, кинематографическая мизансцена мизансценировочное реше­ние, темпо-ритм, атмосфера, режиссерский сценарий, ролик: синхронный, под фонограмму или под озвучивание, монтажные ходы, аналитический период, визуальное и звуковое решения фильма.

Цели и задачи изучения раздела.

Успешное изучение раздела позволяет:

а) знать об особенностях средств выразительности в режиссуре рекламного видео;

б) иметь представление о процессе работы над экранным материалом рекламного фильма, его планированием и съемке;

в) познакомится подробнее с особенностями написания режиссерского сценария для видеоролика.

Методические рекомендации к изучению Раздела 2.4.

При изучении Раздела 2.4 необходимо досконально понять особенности составления режиссерского сценария рекламного видео, его содержание и целесообразность, выделить некоторые приемы съемки данного материала. Изучая пункт 2, постарайтесь вникнуть в содержание каждой графы режиссерского сценария и понять его отличие от аналогичного сценария, например, документального фильма. Чтобы лучше усвоить материал этого раздела. рекомендуем обратиться к учебному пособию Шубиной И. В «Основы драматургии и режиссуры рекламного видео: Творческая мастерская рекламиста».- М: ИКЦ «Март», Ростова н/Д: Издательский центр «Март», 2004.

 

Выразительные средства режиссуры рекламного видео

Прочитайте и запишите основное. Великий русский режиссер А.Д. Попов дает определение трем основным выразительным средствам режиссуры: мизан­сцене, атмосфере и ритму.

а) «Мизансцена — образный язык режиссера»

Под мизансценой понимается сумма тех движений, которые по логике действия производит на сцене актер в соответствии с текстом. Актер входит, выходит, садится, встает, подходит ближе к авансцене или уходит в глубину, подбегает к партнеру или расходится с ним, останавливаясь, создает определенную композицию на сценическом пространстве. Совокупность этих простейших движений и образует мизансцену, расположение актера на сцене.

Кинематографическая мизансцена во многом принципиально отличается от мизансцены театральной. Она сложнее, как бы более скрыта. В театре режиссер открыто выражает свой замы­сел в системе мизансцен, родителями же кинематографической мизансцены являются, с одной стороны — театральная мизан­сцена, с другой — вмешавшаяся в мизансцену кинокамера. Поэтому за передвижениями камеры, за крупными планами основная форма мизансцены обычно в кинематографе ощущает­ся слабо. Но, тем не менее, она является внутренней опорой в строении эпизода, и режиссеру об этом не следует забывать, создавая выразительную мизансцену.

Прочитайте и запомните. Одновременно режиссер работает с художником. Работа художника уже с самого начала связана с будущей мизансце­ной, ибо эскизы декораций уже во многом предопределяют мизансценировку; или наоборот, мизансценировочное реше­ние режиссера диктует художнику многие элементы декора­тивного решения. Режиссер устанавливает ритм спектакля, но ритм неразрыв­но связан с движением актеров, с мизансценой; режиссер уста­навливает музыкальное звучание спектакля, но и музыка не­разрывно связана и взаимодействует с мизансценой; режиссер в театре работает со светом, но свет тоже связан с мизансценой.

Запишите. Мизансцена связана со всеми элементами режиссерс­кой деятельности, она определяет поведение актера, в свою очередь она является результатом актерской деятельности на сце­не. Цель мизансцены — передать зрителю смысл и эмоциональ­ное содержание происходящего, придать действенную эстети­ческую форму. В руках режиссера мизансцена — это немой текст, немое действие, которое воздействует визуально на зрителя сильнее, чем слово.

Прочитайте и выделите основные черты. Основная разница между театральной и кинематографи­ческой мизансценой состоит в том, что в театре мизансцена рассчитана на неподвижного зрителя, в то время как в кине­матографе на «подвижного» зрителя, который смотрит на все происходящее через объектив камеры. Камера как бы движется со зрителем, беспрерывно раз­глядывая людей то в крупных, то в общих планах. При этом для каждого момента она устанавливает тот единствен­ный ракурс, который избран режиссером. В кинематографе зритель как бы сам присутствует на сцене.

И хотя в основе кинема­тографической мизансцены, в самой глубине ее, всегда лежит мизансцена театральная, но в кино мизансцена опирается еще и на многие, специальные кинематографические приемы пере­дачи содержания действия зрителю. Движение камеры может быть плавным или скачкообраз­ным, прерывистым, зрителя можно швырять с места на место рывками или плавно водить его.

Это меняет существо мизансценировочной работы по срав­нению с театром, методика мизансцены резко усложняется, но вместе с тем она и упрощается. В театре режиссер добивается передачи смысла в основ­ном движениями актеров, а в кинематографе режиссер пере­дает тот же смысл, то же самое содержание, ограничивая под­час движение актеров, но зато развивая движение камеры.

В кинематографе зритель видит лишь части зрелища и по ним восстанавливает общее. По круп­ным планам, по отдельным людям, по группам людей, зритель судит о действии в целом. Этот метод киномизансцены позволяет раскрывать жизнь в ее глубочайшем содержании, в ее тонкостях, и именно это выделяет кинематограф из всех зрелищных искусств.

б) Атмосфера — один из важнейших элементов режиссуры

Прочитайте и законспектируйте основное. По словам А.Д. Попова: «Атмосфера — это как бы матери­альная среда, в которой живет, существует ваш образ. Сюда входят все звуки, шумы, ритмы, характер освещения, костюм, вещи и другие все, все, все...» Событие всегда экстремально.

Запишите. Сценическая атмосфера зависит от характера события, раз­ворачивающегося перед зрителями, от места, времени и дей­ствия. До того как произойдет событие, присутствует одна атмосфера, после события совершенно иная. В рекламном фильме — это еще и цвет, аудиоряд (музы­ка), показ товарного знака (шрифт и цвет), слоган.

Выделите главное. Атмосфера имеет свои собственные выразительные сред­ства. Это в первую очередь мизансцена, костюм, декорация, реквизит, бутафория и, конечно, музыка или шумы. Пред­ставьте себе совсем коротенький сюжет: в кадре обшарпан­ная, грязная кухня; раковина, полная невымытой посуды. Крупно: кран, из которого раздражающе капает вода; на полу, заваленном мусором, сидит годовалый ребенок в застиранном бельишке и играет использованными шприцами...

Все, более ничего не надо рассказывать, зритель уже по­нял и сделал свой вывод. Может быть, необходим лишь точ­ный и лаконичный слоган. Идея выстроена с помощью точно созданной атмосферы кадра.

Каждому делу, месту и времени присуща своя атмосфера.

в) Темпо-ритм как способ выражения режиссерского за­мысла

Темпо-ритм — третье выразительное средство режиссуры, это понятие ввел великий русский режиссер К.С. Станислав­ский.

Запишите. Термин вбирает в себя темп (скорость) и ритм (частота скорости). Темпо-ритм бывает внутренний (психологический) и внешний (физический). В ритме должно быть обязательно известное чередование (будь то звук, движение, чувство). Если же этого чередования нет, то, значит, нет и ритма. В ритме главную роль играет не движение, а акцентировка, т.е. остановка или усиление. Без ясной акцен­тировки в ритме нет четкости, выразительности, к тому же он не способен будет усилить эмоциональную окраску действия.

Прочитайте и запомните. Можно быстро двигаться и жить в спокойном ритме — бегун (внешний темпо-ритм); медленно двигаться и жить в напряженном ритме — ожидание (внутренний темпо-ритм).

Очень интересным является прием, изобретенный Рутманом, который режиссеры называют «сдвиг звука» и кото­рый с большим успехом применяется в рекламном кино.

Вот описание сцены прощания любящих супругов на вок­зале за несколько минут до отправления поезда: смотрят в глаза друг друга, держась за руки, слышен звон колокольчи­ка, предвещающего отправление поезда, руки сжимаются креп­че, камера медленно раскручивает пару: колокольчик — кру­жение, колокольчик — кружение, которое убыстряется с каж­дым кадром. Наконец, мы слышим стук колес поезда, кото­рый набирает скорость. Крупно: глаза влюбленных, затем стоп-кадр и мы вновь видим стоящих на платформе молодых лю­дей у еще не отправленного поезда. Они минуту медлят и убе­гают с платформы, поездка, вероятно, не состоится.

Что же использовал в данном эпизоде режиссер для того, чтобы выстроить простейшую идею: с любимыми не расста­вайтесь? Это и был тот самый прием «сдвиг звука», когда звук идет несколько впереди изображения, рассказывая зри­телю о том, что может последовать дальше в данном действии.

Все три выразительных средства режиссуры взаимосвяза­ны; они обогащают друг друга, создают друг дуга и вытекают друг из друга.

Выделите главное. Обобщая вышесказанное, приходим к выводу, что опреде­ление темы, разработка литературного сценария, в котором прослеживается сценарно-режиссерский ход, является важ­нейшей ступенью к дальнейшему воплощению главной идеи автора — режиссерской работе над замыслом. Изначально в идею фильма должна быть заложена драма, и событие долж­но развиваться в соответствии с законами драматургии. Кроме формирования идеи (ради чего необходимо найти соответ­ствующий живописный образ, обращающийся к эмоциям и чувствам зрителя и воплощенный в трех ипостасях: декора­тивно-образном ходе, образно-музыкальном и образно-игро­вом) в сценарии рекламного игрового фильма главная мысль должна быть выражена пре­дельно ясным и ярким образом. Действующее лицо следует поставить в экстремальные условия, где оно проявило бы себя должным образом, в нужном свете. Если это изображение со­бытия — то стараться подобрать такие сцены, которые бы наиболее ярко зрительно выявили сущность конфликта и пути его разрешения.

На практике литературный сценарий зачастую трудно от­личить от режиссерского.

Запишите. Определение визуального решения фильма — это компетенция режиссера. Задача эта не менее сложная, чем разработка идеи или поиск образа.

Главная же и основная задача режиссерской разработки — определение визуального и звукового решения фильма. И поэтому про­цесс непосредственной реализации литературного сценария начинается с разработки сценария режиссерского. При раз­работке режиссерского сценария рекламного видеосюжета ру­ководствуются следующими принципами:

Запишите. 1. Рекламный фильм не требует подробного показа событий, предшествующих обыгрываемой ситуации. Никого не интересу­ет, что делал герой фильма до того, как стал, например, бриться рекламируемой бритвой.

2. Рекламный фильм часто, если это способствует раскры­тию основной идеи, не требует точного обозначения места и времени действия.

3. Рекламный фильм допускает условное обозначение об­становки в месте действия или (если обстановка не работает на основную идею) ее полное отсутствие, ничто не должно отвлекать зрителя от главного.

4. Рекламному фильму противопоказаны персонажи, не способствующие раскрытию основной идеи.

5. Рекламный фильм допускает гротескное представление отдельных действий и реакций персонажей. Особенно это ка­сается так называемой драматизированной рекламы.

6. Рекламный фильм, как и любая рекламная идея, — это трюк, с помощью которого внимание потребителя фоку­сируется на том или ином товаре. А это значит, что приме­нение кинематографических трюков органично для реклам­ного фильма.

7. К рекламному фильму нельзя! подходить с режиссерс­кими мерками художественного кинематографа, он требует динамичного развития и предельной лаконичности в изобра­зительных средствах.

Прочитайте и запомните. Все должно быть решено до съемок: тема, идея, позиция автора, жанр, точка зрения на проблему, характер и пластический стиль каждого эпизода и каждой сцены. Режиссер обязан знать заранее, что хочет получить на экра­не, что донести до зрителя, какие вызвать эмоции, под каким углом зрения вести выбор героев, пейзажей, образов обстанов­ки, какие события в жизни персонажа будут работать на замы­сел авторов.

 

Режиссерский сценарий рекламного фильма.

Прочитайте и запишите главное. Съемке рекламного фильма предшествует довольно длительный период подготовки. Почти всегда режиссер получает сцена­рий и подвергает его, так называемой, режиссерской обработ­ке, перекладывая на язык отдельных образов, отдельных элементов, кусков, следующих друг за дру­гом в устанавливаемой им последовательности. В каждом фильме, если его сличить с положенным в основу сцена­рием, можно различить тему, сюжетную обработку темы и то кинематографическое образное оформление сюжета, которое существенно изменилось в процессе постановки режиссером.

Те, кто небрежно относятся к драматургии, недооценивают или дурно понимают эту сторону режиссерской деятельности, обычно не могут полностью проявить себя, не достигают мно­гого в кинематографе. Бывают чрезвычайно одаренные режиссеры, одаренные именно режиссерски, т. е. отлично работающие с актерами, обладающие живой, богатой фантазией, умеющие использо­вать деталь, построить мизансцену, но лишенные острого дра­матургического чутья, точного ощущения движения своей картины в целом, развития ее сквозной мысли. Такие режис­серы неизбежно несут большие потери в работе. Когда режиссер получает в руки литературное произведение, работа его начинается с точного осмысления вещи. Кривотолки в вопросах понимания произведения невозможны в коллективной творческой работе по созданию рекламного видео.

Запишите. Если режиссер неверно по­нял ведущую идею (прежде всего рекламную) литературного произведения, которое легло в основу картины, то ошибка проникает во все детали эк­ранного воплощения, все элементы постановки будут неверно отобраны, неверно осмыслены и освещены.

Прочитайте и законспектируйте. Подготовительный период деятельности съемочной группы является аналитическим («застольным»), именно в это время происходит основная работа по проектированию каждого из будущих кад­ров. Исходя из общего содержания картины и замысла ее, из развивающегося в ней действия, режиссер с оператором, с ху­дожником картины, с другими своими ближайшими сотруд­никами составляет план действия. Он как бы разбивает целое на мелкие части и готовит себя к осуществлению на экране этих частиц — кадров. При этом заранее определяются мно­гие важнейшие стороны будущего произведения: содержание каждого кадра, его крупность, характер декораций, ракурс, в котором берется декорация, характер натуры, мизансцены, темп картины, ритм, отдельные куски музыки, шумы и т. д.

Запишите. Все предварительные соображения записываются в так на­зываемом режиссерском сценарии, который представляет собой как бы технический и творческий проект будущей картины.

Выделите главное. В режиссерском сценарии определяется замысел режиссе­ра. Правда, он записывается очень скупо, очень сухо, при помощи символических букв или цифр. Но символические буквы и цифры напоминают во время работы над кадром ре­жиссеру, что именно он имел ввиду.

Таким образом, режиссерском сценарии картина должна уже сложиться, и даже некоторые монтажные ходы, хоть они очень изменяются, должны быть в режиссерском сцена­рии если не точно зафиксированы, то, во всяком случае, запе­чатлены в виде намерений.

Запишите. Обычно режиссерский сценарий делится на следующие графы:

Номер кадра.

Объект, т.е. место съемки. В этой же графе упоминаете павильон или натура, упоминается и время дня, что важно для количества света, для всей операторской работы.

Крупность плана и способ съемки. Если кадр снимается с неподвижной точки, не пишется ничего, кроме определения крупности; если кадр снимается с движения, то в этой графе помечается: панорама или отъезд или наезд и т. д.

В следующей графе — способ съемки звука, ибо звук тоже не всегда снимается одинаково. Иногда он снимается синх­ронно, т.е. тут же на месте вместе с изображением записыва­ется речь или шумы. Иногда кадр снимается без звука. Этот кадр озвучивается впоследствии. Бывает, что кадр снимается «под фонограмму».

Выделите главное. Режиссерский сценарий короткими буквами «С», «О» или «Ф» определяет, будет ли сниматься ролик синхронно, под фонограмму или под озвучивание. Эти три технически разных процесса, которые дают совершенно разный худо­жественный результат, и иногда решение этих вопросов не так просто.

В следующей графе отмечается длина кадра в секундах.

В следующей, основной графе записывается содержание кадра и диалог, если он наличествует.

После самой просторной графы, в которой записано содер­жание кадра, идет графа, в которой специально отмечается характер звука в кадре: шумы, голоса второго плана или му­зыка.

И, наконец, последняя графа режиссерского сценария — это примечания. В этой графе обычно отмечаются техничес­кие средства съемки, необходимость операторского крана, тележки или каких-нибудь особых приспособлений. Если сцены боевые, отмечаются дымы, взрывы, выстрелы. В этой гра­фе отмечается и характер массовки, костюмы.

В упрощенном же варианте (предварительном) режиссер­ский сценарий может иметь всего пять граф: 1. Номер кадра. 2. План. 3. Содержание кадра. 4. Аудиоряд, сопровождаю­щий кадр. 5. Примечания.

Вот несколько конкретных примеров литературного (ав­торского) и режиссерского сценариев рекламного ролика со­циальной тематики:

Пример I:

1. Литературный сценарий.

Мимо камеры быстро проезжает автомобиль. Из окна ма­шины на ветру развивается женский шарфик.

Камера средним планом показывает в салоне машины во­дителя и девушку рядом с ним. Парень и девушка, под музы­ку смеясь о чем-то, говорят и обнимаются. Крупным планом показывается, как парень обнимает свою подругу и перестает смотреть на дорогу.

Появляется черный экран. На экране слоган «Рулить или любить...».

2. Режиссерский сценарий.

№ кадра План Видеоряд Аудиоряд Примечания режиссера
  Черный экран. В левом верх­нем углу таймер с обратным отчетом времени      
  Черный экран, в левом верх­нем углу таймер. Во весь эк­ран эквалайзер Звук прибли­жающегося автомобиля Эквалайзер отображает шум машины  
Общий Дорога. Мимо камеры быстро проносится автомобиль Sound track Эквалайзер отображает Sound track  
  Черный экран, в левом верх­нем углу таймер. Во весь эк­ран эквалайзер Sound track Эквалайзер отображает Sound track    
Общий «каше» Девушка одной рукой обни­мает водителя за шею, другой гладит его по ноге Sound track    
  Черный экран, в левом верх­нем углу таймер. Во весь эк­ран эквалайзер Sound track Эквалайзер отображает Sound track  
Общий «каше» Он перестает смотреть на на дорогу, поворачивается к ней, улыбается и целует ее Sound track    
  Черный экран Скрип тормо­зов, звук уда­ра металла Эквалайзер отображает звук бьющего­ся металла
  Слоган: «Рулить или любить» - -

Или вот, скажем, пример режиссерского сценария с пос­ледующей раскадровкой.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.