ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Законспектируйте основное. Стиль жизни. Главная задача роликов этой категории — погрузить продукт или его потребителей в стильное окружение. Это значит, что продукт связан с определенным стилем жизни, а потребитель продукта подобный образ воспринимает и ведет (или стремится к этому). И конечно стиль, показываемый в рекламе, не должен быть реалистичным, он просто должен соответствовать ожиданиям зрителя. Самоупоминание. Ролики этой категории имеют отношение только непосредственно к продукту. Они могут так же относиться к собственной рекламе (серия роликов), как и к другой рекламе — рекламе в целом. Каждый из вышеперечисленных жанров может цитироваться в роликах санки пиния. Но реципиент должен обладать определенным уровнем компетентности, чтобы распознавать, подчас весьма символичные намеки. Существуют также ролики, относящиеся к другим категориям — например, ролики, построенные на использовании фрагментов фильмов. Стиль МТВ. Ролики этой категории строятся на свободном, иногда беспорядочном ряде планов или кадров, не имеющих в основе какого-либо четкого рассказа или повествования, а открытых для построения собственных ассоциаций у каждого зрителя. Эта категория может в некоторых случаях являться особым подразделом категории «стиль жизни». В основном эти ролики нацелены на молодежь. Сценарная основа рекламного фильма Прочитайте. Слово «сценарий», первоначально обозначавшее развернутый план спектакля, вошло в обиход русского искусства (сначала применительно к оперному творчеству) в XIX в. Сценарий в его письменной форме (у Станиславского — под названием «режиссерская партитура») становится наряду с диалогическим текстом, необходимым компонентом драматургии. Когда в кино пришел звук, сценаристы поначалу еще не знали, как обращаться с ним, и первые сценарии, написанные в 1930-1931 гг. — на заре звукового кинематографа, обычно писались так, что звук (в том числе диалог) выделялся в отдельную графу. Этим самым сценарист как бы подчеркивал новую и чуждую природу, вторгшуюся в его произведение. Звуковая и изобразительная сторона существовали в сценариях отдельно. Ко времени возникновения телевидения в радиожурнале и документальном кинематографе в силу ряда причин вместе с подлинно документальными методами широкое распространение получили приемы, используемые при создании игровых программ. Запишите. Определены линии, по которым должна быть направлена работа сценариста, изучающего технику своего дела: 1) умение выбирать пластический образ, ясный и четкий, точно и максимально ярко выражающий свое содержание; 2) умение мыслить последовательностью этих образов так, как музыкант мыслит звуками, а художник краской и линией; 3) овладение методом литературной композиции, последовательно заключающей в себе все переплетающиеся линии сценарного действия, иначе говоря, овладение методом монтажа текста. Сценарий может быть построен «драматургически» грамотно только тогда, когда будет подчинен общим законам, управляющим конструкцией драмы. Прочитайте и законспектируйте основное. Все начинается с мысли. Она неотступно следует за вами днем и ночью, просится на бумагу, хочет быть высказанной. Это то, что волнует нас сегодня (социальная реклама), то, чем нужно поделиться со зрителем (новым предложением в коммерческой рекламе). Главная, основная мысль автора, та мысль, ради которой он садится за сценарий, и называется авторской идеей. И только затем автор начинает исследовать круг проблем, тщательно отбирая их у окружающей нас жизни для того, чтобы наиболее точно выразить свою идею. Начиная работу над формулировкой идеи рекламного видеоролика необходимо досконально разобраться в товаре, выяснить основные его недостатки и достоинства. Запишите. Прежде чем приступить к разработке сценария для рекламного фильма, необходимо найти единый прием его ведения; стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который поможет удержать зрителя до конца у экрана. При этом надо знать, что сценарно-режиссерский ход должен быть выражен в трех видах: 1) декоративно-образном; 2) музыкально-образном; 3) образно-игровым. Все три вида должны быть следствием одного образно-смыслового хода сценарного построения темы. Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сформулировать понятие сценарно-режиссерского хода так: образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий и цементирует действие в его логическом развитии, и представить его в следующей схеме: ОБРАЗНО-СМЫСЛОВОЙ ХОД | Декоративно-образный Цвет, свет, фон, атмосфера и композиция кадра, | Образно-игровой Актерский образ, действие | Образно- музыкальный Музыка, шумы, дикторский текст | Законспектируйте основное. Итак, образно-смысловой ход состоит из трех видов: 1. Декоративно-образный — подлинность костюмов, обстановки, декораций, соответствующих времени и сюжету видеофильма. Возьмем за пример легендарные видеоролики банка «Империал» («Звезду Александр Васильевичу!», «Точность – вежливость королей»). Эти видеоролики являются имиджевой рекламой и выполнены в художественном стиле, но они как нельзя лучше иллюстрируют все три ипостаси сценарно-режиссерского хода. Они поражают своей простотой и краткостью. Каждый ролик соответствует своей эпохе — это выражается в мизансценах, декорациях, игре актеров, музыкальных сопровождениях. Точное воспроизведение образных и текстовых форм, подлинность костюмов еще более привлекают внимание и склоняют зрителя поверить происходящему на экране. Кроме того, эти рекламные фильмы можно сравнить с художественными. Зритель вовлечен в действие, и у него возникает желание досмотреть фильм до конца, он запутан в ощущениях и втянут в своеобразную игру сюжета. В этих примерах показана неожиданность развязки, и как следствие следует анекдотичность ситуации. 2. Образно-музыкальный ход. Особое внимание следует уделить музыке как вечному спутнику человека. Наиболее понравившуюся песню, мелодию он будет напевать все время, независимо от того, смотрит он на данный момент телевизионную рекламу или нет. Рекламные песенки (джинглы), как правило, быстро подхватываются и наиболее популярны, так как привлекают своей краткостью и лаконичностью. При слушании хорошей мелодии (пусть в рекламных целях) у зрителя вряд ли возникнет желание переключить канал телевидения. Возможность использования музыкального оформления дает возможность усилить драматический эффект. Слишком часто создатели фильмов прибегают к музыке как к надежному средству эмоционального воздействия, которое должно вытекать из содержания. Хорошая музыка может вызвать у зрителя эмоциональное состояние, нужное для восприятия происходящего на экране телевизора. Другая роль музыки — предвещать событие и создавать атмосферу напряженного ожидания. В лучшем случае музыка на просто иллюстрирует, а как бы озвучивает точку зрения какого-то персонажа или рассказчика. Музыка способна порождать в людях чувства и эмоции. Этот процесс может протекать двумя путями: внутренним (человек вспоминает какую-то музыку, и в результате этого у него возникают эмоции) и внешним (человек слушает музыку в конкретный момент времени, и в нем образуются эмоциональные переживания). Если рекламу не слушают или избегают ее, то эффективность рекламы соответственно снижается. Может ли реклама звучать так же приятно, как музыка? Теория периодичности дает ответы на эти вопросы. Рекламные ролики делят (рекламный блок) на несколько небольших частей. Это деление разрушает периодичность музыкальных ритмов. Оно же нарушает цикличность этих ритмов. Причем нарушения очень легко заметить в каждом рекламном блоке. Темп, ритм и тональность подвергаются изменениям каждые 15-30 секунд. Музыка широко используется во всех видах рекламной деятельности, и в первую очередь в телерекламе. Законспектируйте основное. Существуют некоторые традиционные способы озвучивания различных видов рекламы. Так, в телевизионных роликах музыка может использоваться: 1) в качестве поддерживающего хорошее настроение фона; 2) в качестве комментариев к сюжету ролика; 3) в виде песни с рекламным текстом (джинглы); 4) в качестве звукового товарного знака фирмы; 5) в качестве фактора, привлекающего внимание к ролику. Прочитайте и запомните. Сценаристу нужно всегда помнить, что каждая фраза, написанная им, в конце должна быть выражена в каких-то видимых формах на экране, пластически, а следовательно, важны не те слова, которые он пишет, а те внешне выраженные пластические образы (визуальные образы), которые он этими словами описывает. В действительности не так-то легко находить эти пластические образы. Они должны быть, прежде всего, ясны и выразительны. Человек, знакомый с литературной работой, очень хорошо представляет себе, что такое выразительное слово и что такое выразительный язык: он знает, что есть меткие слова — яркие и выразительные, есть яркие и выразительные построения из слов — фразы. Он также знает, что растянутый, неясный, с множеством лишних слов язык неопытного писателя есть результат неумения выбирать слово и владеть им. Запишите. Все сказанное о литературной работе можно целиком отнести к работе сценариста, но только место слова в нашем случае занимает визуальный образ. Прочитайте. Пластический (внешне выразительный) материал нужно уметь находить и уметь пользоваться им: т.е. надо уметь находить и выбирать среди бесчисленного количества материала, даваемого жизнью и наблюдением ее, такие формы и такие движения, которые наиболее ясно и убедительно выражают всю полноту замысла сценариста. Важное правило для сценариста: работая над каждым отдельным куском, надо внимательно обдумывать и выбирать каждый зрительный образ: помнить, что для каждой мысли, для каждого понятия могут быть десятки и сотни пластических выражений, но среди них сценарист должен выбрать самые ясные и самые яркие. Запишите. С особенным вниманием нужно относиться к роли предметов, вещей в рекламном фильме. Взаимоотношения людей большей частью выясняются в разговорах, в словах, с вещами же никто не говорит, но на экране их воспринимают гораздо быстрее и ярче, поэтому работа с ними, выражаясь в видимом действии, является исключительно интересной. Особенности композиции сценария рекламного фильма. Прочитайте. Композиция сценария рекламного ролика может строиться по законам художественного монтажа, используя его функции и приемы. Например, если рекламный ролик строится по системе «нарезок» готовых видеофильмов в сочетании с собственным отснятым материалом; или по принципу слайдоскопа: сменяющие друг друга стоп-кадровые картинки в сочетании с анимационными кадрами и т.д. В любом случае, необходимо помнить, что материал, который объединяется в сценарии, должен иметь внутреннюю логическую связь, тематическое единство, отвечающее идее произведения. Прочитайте и законспектируйте основное. В задачу современного создателя рекламного клипа входит и удержание зрителя на телеканале во время трансляции видеосюжета. В практике телерекламы очень часто нарушена логичность развития сюжета, в то время как последовательность его, точность всех положений являются необходимыми требованиями. Композиция есть организация действия и соответствующее расположение литературного материала. Запишите. Сценарное построение подчиняется всем нормам и законам драматургии, но имеет свою специфику и может быть выражено в следующей схеме: Экспозиция - Завязка - Слом - Развязка — Вывод Прочитайте и законспектируйте основные черты. 1. Экспозиция. Здесь происходит введение зрителя в ситуацию, в предлагаемое обстоятельство, обозначение границ условности, места и времени действия, представление главных действующих лиц. Все это должно быть проделано точно и лаконично, желательно одним планом. Любая затяжка снижает заинтересованность зрителя. Поэтому, работая над сценарием, необходимо продумывать экспозицию таким образом, чтобы режиссер мог реализовать ее минимальным количеством планов. В рекламных фильмах экспозиция часто сливается с завязкой, особенно в фильмах-плакатах или информационных. Однако, несмотря на это, присутствие данного элемента схемы необходимо. 2. Завязка, или основное событие. Именно здесь происходят события, которые приводят к главному — раскрытию свойств объекта рекламы. В основе этих событий лежит конфликт, составляющий суть внутренней «драмы» товара. Конфликт заставляет зрителя сконцентрировать внимание на происходящих событиях, создает необходимое напряжение. При этом следует помнить, что конфликт должен быть выражен визуально, а не через простое столкновение чувств. Что касается ситуации, в которой конфликт развивается, то она должна быть кризисной. Это продиктовано небольшой длительностью рекламного фильма и, соответственно, скоротечностью событий. Героем рекламного фильма является товар. Но это не значит, что товар должен быть действующим лицом. Главным действующим лицом может быть человек, группа людей, неодушевленный предмет. Но основное заключается в том, что все действия главного действующего лица должны быть направлены на раскрытие потребительского свойств объекта рекламы. Помня об этом, можно избежать появления лишних действующих лиц в сценарии, а значит, в какой-то степени избавиться и от затяжек. Конечно, идеальным является положение, когда главный герой и есть главное действующее лицо. Для этого товар нужно постараться «оживить». Однако этот термин не означает, что товар обязательно должен двигаться, он должен в первую очередь производить действие. В противном случае он превращается в элемент обстановки, художественного оформления. 3. Слом. Это резкий поворот в течение событий, происходящих в рекламном фильме, который способствует тому, что напряжение, созданное в завязке, выливается в решение проблемы. При этом демонстрируется основное свойство товара либо однозначная ситуация для раскрытия этого свойства в дальнейшем. Слом должен быть четко мотивирован, т.е. органично следовать из предшествующих событий. Он должен быть энергичным, неожиданным, привлекающим внимание, так как является самой важной, самой запоминающейся частью рекламного фильма и выявляет идею клипа. 4. Развязка. В ней происходит завершение действия, по сути дела прекращается конфликтная ситуация, разрешаясь определенным образом. Но это еще не конец фильма, необходим авторский вывод, где будет выражена основная идея, то, ради чего и делается весь фильм. 5. Вывод. Здесь происходит завершение сюжета с двух точек зрения: драматургической и рекламной. Чаще всего это дикторский текст, сопровождающий показ объекта реклам, или заключительная фраза главного действующего лица. Он может быть выражен в слогане или в стоп-кадре (эхо-фраза). К дикторскому тексту предъявляются те же требования в плане образности и лаконичности, что и ко всему фильму, а значит этот текст должен быть логически связан с предшествующим видеорядом, но не быть пересказом или разъяснением того, что уже произошло, а дополнением, позволяющим сделать однозначный вывод из всего сказанного. И еще одно правило для создателей рекламных фильмов? Как бы ни был остроумен автор рекламного ролика и интересен его фильм, основная задача в рекламе – легкое и однозначное восприятие зрителем, который переводит все увиденное на близкие ему, зрителю, понятия, все остальное - пропуская мимо своего сознания. Необходимо стремится к простоте выражения мысли и реализации прежде всего рекламной, а не художественной идеи. Как сказал известный американский рекламист Д. Огилви: «Реклама не должна быть поприщем для демонстрации ума тех, кто ее создает». Запишите. И самое главное: сценарий нужно строить так, чтобы рекламная идея призывала к действию. Вот пример литературного сценария, в котором можно увидеть все особенности драматургической композиции сценария рекламного фильма. Экспозиция. Черный фон. Поочерёдно формирующаяся комната из четырёх стен. Посередине комнаты появляется круглый стол, на котором стоят песочные часы. Завязка. Смена кадра. Часы показаны крупным планом. Песок начинает сыпаться. Слом. Комната разбивается на осколки. Вывод. На черном фоне появляется слоган желтого цвета: «Учти, время не бесконечно!» Еще один пример сценария рекламного ролика из серии «Всемирная история» режиссера Т. Бекмамбетова – создателя фильмов «Ночной дозор» и «Дневной дозор», который снимали по заказу банка «Империал». Экспозиция. В сочельник на званный ужин у императрицы Екатерины ІІ собрались весьма важные гости и придворные. Они расположились за длинным столом, который уставлен самой разнообразной изысканной снедью. Среди них и весьма грустный и задумчивый российский полководец Суворов. Завязка. Екатерина: - А что это граф Суворов ничего не ест? Суворов: - Ждем-с. До первой звезды нельзя! Слом. Екатерина (поняла намек): - Звезду генералиссимусу! Вывод. На экране логотип банка „Империал” и дикторский текст: - Банк „Империал”. Всемирная история. Вопросы для самоконтроля. 1. Какие виды роликов по типу сюжета ориентированы на молодежь? 2. Что входит в понятие «образно-смысловой ход» 3. В чем заключается особенность драматургической композиции сценария рекламного ролика от обычной драматургической композиции? 4. Что такое слом и в чем его отличие от кульминации? Выводы 1. Ролики могут быть бессюжетные и сюжетные. По типу сюжетов рекламные ролики разделяются по трем направлениям: описательные (информационные), благополучно-сентиментальные, парадоксальные и шоковые. 2. Существуют несколько приемов демонстрации товара в рекламном фильме, например, “одинокий товар”, жизненная ситуация, решение проблемы, презентация и др. 3. В последнее время все более рекламируется символическая ценность продукта или его связь с определенным стилем, образом жизни. 4. Определены линии, по которым должна быть направлена работа сценариста: 1) умение выбирать пластический образ, ясный и четкий, точно и максимально ярко выражающий свое содержание; 2) умение мыслить последовательностью этих образов так, как музыкант мыслит звуками, а художник краской и линией; 3) овладение методом литературной композиции, последовательно заключающей в себе все переплетающиеся линии сценарного действия, иначе говоря, овладение методом монтажа текста. 4. Прежде чем приступить к разработке сценария для рекламного фильма, необходимо найти единый прием его ведения то есть сценарно-режиссерский ход, который должен быть выражен в трех видах: 1) декоративно-образном; 2) музыкально-образном; 3) образно-игровым. 5. Сценаристу рекламного ролика (то есть экранного материала) необходимо помнить, что место слова в нашем случае занимает визуальный образ. 6. Сценарное построение в рекламном ролике подчиняется всем нормам и законам драматургии, но имеет свою специфику и может быть выражено в следующей схеме: Экспозиция - Завязка - Слом - Развязка — Вывод.То есть место кульминации занимает слом, а развитие действия протекает в очень сжатое время. Раздел 2.4. «Работа режиссера над рекламным фильмом» Содержание. 1. Выразительные средства режиссуры рекламного видео: мизансценирование. 2. Выразительные средства режиссуры рекламного видео: атмосфера, темпо-ритм. 3. Режиссерский сценарий рекламного фильма. Ключевые слова: мизансцена, кинематографическая мизансцена мизансценировочное решение, темпо-ритм, атмосфера, режиссерский сценарий, ролик: синхронный, под фонограмму или под озвучивание, монтажные ходы, аналитический период, визуальное и звуковое решения фильма. Цели и задачи изучения раздела. Успешное изучение раздела позволяет: а) знать об особенностях средств выразительности в режиссуре рекламного видео; б) иметь представление о процессе работы над экранным материалом рекламного фильма, его планированием и съемке; в) познакомится подробнее с особенностями написания режиссерского сценария для видеоролика. Методические рекомендации к изучению Раздела 2.4. При изучении Раздела 2.4 необходимо досконально понять особенности составления режиссерского сценария рекламного видео, его содержание и целесообразность, выделить некоторые приемы съемки данного материала. Изучая пункт 2, постарайтесь вникнуть в содержание каждой графы режиссерского сценария и понять его отличие от аналогичного сценария, например, документального фильма. Чтобы лучше усвоить материал этого раздела. рекомендуем обратиться к учебному пособию Шубиной И. В «Основы драматургии и режиссуры рекламного видео: Творческая мастерская рекламиста».- М: ИКЦ «Март», Ростова н/Д: Издательский центр «Март», 2004. Выразительные средства режиссуры рекламного видео Прочитайте и запишите основное. Великий русский режиссер А.Д. Попов дает определение трем основным выразительным средствам режиссуры: мизансцене, атмосфере и ритму. а) «Мизансцена — образный язык режиссера» Под мизансценой понимается сумма тех движений, которые по логике действия производит на сцене актер в соответствии с текстом. Актер входит, выходит, садится, встает, подходит ближе к авансцене или уходит в глубину, подбегает к партнеру или расходится с ним, останавливаясь, создает определенную композицию на сценическом пространстве. Совокупность этих простейших движений и образует мизансцену, расположение актера на сцене. Кинематографическая мизансцена во многом принципиально отличается от мизансцены театральной. Она сложнее, как бы более скрыта. В театре режиссер открыто выражает свой замысел в системе мизансцен, родителями же кинематографической мизансцены являются, с одной стороны — театральная мизансцена, с другой — вмешавшаяся в мизансцену кинокамера. Поэтому за передвижениями камеры, за крупными планами основная форма мизансцены обычно в кинематографе ощущается слабо. Но, тем не менее, она является внутренней опорой в строении эпизода, и режиссеру об этом не следует забывать, создавая выразительную мизансцену. Прочитайте и запомните. Одновременно режиссер работает с художником. Работа художника уже с самого начала связана с будущей мизансценой, ибо эскизы декораций уже во многом предопределяют мизансценировку; или наоборот, мизансценировочное решение режиссера диктует художнику многие элементы декоративного решения. Режиссер устанавливает ритм спектакля, но ритм неразрывно связан с движением актеров, с мизансценой; режиссер устанавливает музыкальное звучание спектакля, но и музыка неразрывно связана и взаимодействует с мизансценой; режиссер в театре работает со светом, но свет тоже связан с мизансценой. Запишите. Мизансцена связана со всеми элементами режиссерской деятельности, она определяет поведение актера, в свою очередь она является результатом актерской деятельности на сцене. Цель мизансцены — передать зрителю смысл и эмоциональное содержание происходящего, придать действенную эстетическую форму. В руках режиссера мизансцена — это немой текст, немое действие, которое воздействует визуально на зрителя сильнее, чем слово. Прочитайте и выделите основные черты. Основная разница между театральной и кинематографической мизансценой состоит в том, что в театре мизансцена рассчитана на неподвижного зрителя, в то время как в кинематографе на «подвижного» зрителя, который смотрит на все происходящее через объектив камеры. Камера как бы движется со зрителем, беспрерывно разглядывая людей то в крупных, то в общих планах. При этом для каждого момента она устанавливает тот единственный ракурс, который избран режиссером. В кинематографе зритель как бы сам присутствует на сцене. И хотя в основе кинематографической мизансцены, в самой глубине ее, всегда лежит мизансцена театральная, но в кино мизансцена опирается еще и на многие, специальные кинематографические приемы передачи содержания действия зрителю. Движение камеры может быть плавным или скачкообразным, прерывистым, зрителя можно швырять с места на место рывками или плавно водить его. Это меняет существо мизансценировочной работы по сравнению с театром, методика мизансцены резко усложняется, но вместе с тем она и упрощается. В театре режиссер добивается передачи смысла в основном движениями актеров, а в кинематографе режиссер передает тот же смысл, то же самое содержание, ограничивая подчас движение актеров, но зато развивая движение камеры. В кинематографе зритель видит лишь части зрелища и по ним восстанавливает общее. По крупным планам, по отдельным людям, по группам людей, зритель судит о действии в целом. Этот метод киномизансцены позволяет раскрывать жизнь в ее глубочайшем содержании, в ее тонкостях, и именно это выделяет кинематограф из всех зрелищных искусств. б) Атмосфера — один из важнейших элементов режиссуры Прочитайте и законспектируйте основное. По словам А.Д. Попова: «Атмосфера — это как бы материальная среда, в которой живет, существует ваш образ. Сюда входят все звуки, шумы, ритмы, характер освещения, костюм, вещи и другие все, все, все...» Событие всегда экстремально. Запишите. Сценическая атмосфера зависит от характера события, разворачивающегося перед зрителями, от места, времени и действия. До того как произойдет событие, присутствует одна атмосфера, после события совершенно иная. В рекламном фильме — это еще и цвет, аудиоряд (музыка), показ товарного знака (шрифт и цвет), слоган. Выделите главное. Атмосфера имеет свои собственные выразительные средства. Это в первую очередь мизансцена, костюм, декорация, реквизит, бутафория и, конечно, музыка или шумы. Представьте себе совсем коротенький сюжет: в кадре обшарпанная, грязная кухня; раковина, полная невымытой посуды. Крупно: кран, из которого раздражающе капает вода; на полу, заваленном мусором, сидит годовалый ребенок в застиранном бельишке и играет использованными шприцами... Все, более ничего не надо рассказывать, зритель уже понял и сделал свой вывод. Может быть, необходим лишь точный и лаконичный слоган. Идея выстроена с помощью точно созданной атмосферы кадра. Каждому делу, месту и времени присуща своя атмосфера. в) Темпо-ритм как способ выражения режиссерского замысла Темпо-ритм — третье выразительное средство режиссуры, это понятие ввел великий русский режиссер К.С. Станиславский. Запишите. Термин вбирает в себя темп (скорость) и ритм (частота скорости). Темпо-ритм бывает внутренний (психологический) и внешний (физический). В ритме должно быть обязательно известное чередование (будь то звук, движение, чувство). Если же этого чередования нет, то, значит, нет и ритма. В ритме главную роль играет не движение, а акцентировка, т.е. остановка или усиление. Без ясной акцентировки в ритме нет четкости, выразительности, к тому же он не способен будет усилить эмоциональную окраску действия. Прочитайте и запомните. Можно быстро двигаться и жить в спокойном ритме — бегун (внешний темпо-ритм); медленно двигаться и жить в напряженном ритме — ожидание (внутренний темпо-ритм). Очень интересным является прием, изобретенный Рутманом, который режиссеры называют «сдвиг звука» и который с большим успехом применяется в рекламном кино. Вот описание сцены прощания любящих супругов на вокзале за несколько минут до отправления поезда: смотрят в глаза друг друга, держась за руки, слышен звон колокольчика, предвещающего отправление поезда, руки сжимаются крепче, камера медленно раскручивает пару: колокольчик — кружение, колокольчик — кружение, которое убыстряется с каждым кадром. Наконец, мы слышим стук колес поезда, который набирает скорость. Крупно: глаза влюбленных, затем стоп-кадр и мы вновь видим стоящих на платформе молодых людей у еще не отправленного поезда. Они минуту медлят и убегают с платформы, поездка, вероятно, не состоится. Что же использовал в данном эпизоде режиссер для того, чтобы выстроить простейшую идею: с любимыми не расставайтесь? Это и был тот самый прием «сдвиг звука», когда звук идет несколько впереди изображения, рассказывая зрителю о том, что может последовать дальше в данном действии. Все три выразительных средства режиссуры взаимосвязаны; они обогащают друг друга, создают друг дуга и вытекают друг из друга. Выделите главное. Обобщая вышесказанное, приходим к выводу, что определение темы, разработка литературного сценария, в котором прослеживается сценарно-режиссерский ход, является важнейшей ступенью к дальнейшему воплощению главной идеи автора — режиссерской работе над замыслом. Изначально в идею фильма должна быть заложена драма, и событие должно развиваться в соответствии с законами драматургии. Кроме формирования идеи (ради чего необходимо найти соответствующий живописный образ, обращающийся к эмоциям и чувствам зрителя и воплощенный в трех ипостасях: декоративно-образном ходе, образно-музыкальном и образно-игровом) в сценарии рекламного игрового фильма главная мысль должна быть выражена предельно ясным и ярким образом. Действующее лицо следует поставить в экстремальные условия, где оно проявило бы себя должным образом, в нужном свете. Если это изображение события — то стараться подобрать такие сцены, которые бы наиболее ярко зрительно выявили сущность конфликта и пути его разрешения. На практике литературный сценарий зачастую трудно отличить от режиссерского. Запишите. Определение визуального решения фильма — это компетенция режиссера. Задача эта не менее сложная, чем разработка идеи или поиск образа. Главная же и основная задача режиссерской разработки — определение визуального и звукового решения фильма. И поэтому процесс непосредственной реализации литературного сценария начинается с разработки сценария режиссерского. При разработке режиссерского сценария рекламного видеосюжета руководствуются следующими принципами: Запишите. 1. Рекламный фильм не требует подробного показа событий, предшествующих обыгрываемой ситуации. Никого не интересует, что делал герой фильма до того, как стал, например, бриться рекламируемой бритвой. 2. Рекламный фильм часто, если это способствует раскрытию основной идеи, не требует точного обозначения места и времени действия. 3. Рекламный фильм допускает условное обозначение обстановки в месте действия или (если обстановка не работает на основную идею) ее полное отсутствие, ничто не должно отвлекать зрителя от главного. 4. Рекламному фильму противопоказаны персонажи, не способствующие раскрытию основной идеи. 5. Рекламный фильм допускает гротескное представление отдельных действий и реакций персонажей. Особенно это касается так называемой драматизированной рекламы. 6. Рекламный фильм, как и любая рекламная идея, — это трюк, с помощью которого внимание потребителя фокусируется на том или ином товаре. А это значит, что применение кинематографических трюков органично для рекламного фильма. 7. К рекламному фильму нельзя! подходить с режиссерскими мерками художественного кинематографа, он требует динамичного развития и предельной лаконичности в изобразительных средствах. Прочитайте и запомните. Все должно быть решено до съемок: тема, идея, позиция автора, жанр, точка зрения на проблему, характер и пластический стиль каждого эпизода и каждой сцены. Режиссер обязан знать заранее, что хочет получить на экране, что донести до зрителя, какие вызвать эмоции, под каким углом зрения вести выбор героев, пейзажей, образов обстановки, какие события в жизни персонажа будут работать на замысел авторов. Режиссерский сценарий рекламного фильма. Прочитайте и запишите главное. Съемке рекламного фильма предшествует довольно длительный период подготовки. Почти всегда режиссер получает сценарий и подвергает его, так называемой, режиссерской обработке, перекладывая на язык отдельных образов, отдельных элементов, кусков, следующих друг за другом в устанавливаемой им последовательности. В каждом фильме, если его сличить с положенным в основу сценарием, можно различить тему, сюжетную обработку темы и то кинематографическое образное оформление сюжета, которое существенно изменилось в процессе постановки режиссером. Те, кто небрежно относятся к драматургии, недооценивают или дурно понимают эту сторону режиссерской деятельности, обычно не могут полностью проявить себя, не достигают многого в кинематографе. Бывают чрезвычайно одаренные режиссеры, одаренные именно режиссерски, т. е. отлично работающие с актерами, обладающие живой, богатой фантазией, умеющие использовать деталь, построить мизансцену, но лишенные острого драматургического чутья, точного ощущения движения своей картины в целом, развития ее сквозной мысли. Такие режиссеры неизбежно несут большие потери в работе. Когда режиссер получает в руки литературное произведение, работа его начинается с точного осмысления вещи. Кривотолки в вопросах понимания произведения невозможны в коллективной творческой работе по созданию рекламного видео. Запишите. Если режиссер неверно понял ведущую идею (прежде всего рекламную) литературного произведения, которое легло в основу картины, то ошибка проникает во все детали экранного воплощения, все элементы постановки будут неверно отобраны, неверно осмыслены и освещены. Прочитайте и законспектируйте. Подготовительный период деятельности съемочной группы является аналитическим («застольным»), именно в это время происходит основная работа по проектированию каждого из будущих кадров. Исходя из общего содержания картины и замысла ее, из развивающегося в ней действия, режиссер с оператором, с художником картины, с другими своими ближайшими сотрудниками составляет план действия. Он как бы разбивает целое на мелкие части и готовит себя к осуществлению на экране этих частиц — кадров. При этом заранее определяются многие важнейшие стороны будущего произведения: содержание каждого кадра, его крупность, характер декораций, ракурс, в котором берется декорация, характер натуры, мизансцены, темп картины, ритм, отдельные куски музыки, шумы и т. д. Запишите. Все предварительные соображения записываются в так называемом режиссерском сценарии, который представляет собой как бы технический и творческий проект будущей картины. Выделите главное. В режиссерском сценарии определяется замысел режиссера. Правда, он записывается очень скупо, очень сухо, при помощи символических букв или цифр. Но символические буквы и цифры напоминают во время работы над кадром режиссеру, что именно он имел ввиду. Таким образом, режиссерском сценарии картина должна уже сложиться, и даже некоторые монтажные ходы, хоть они очень изменяются, должны быть в режиссерском сценарии если не точно зафиксированы, то, во всяком случае, запечатлены в виде намерений. Запишите. Обычно режиссерский сценарий делится на следующие графы: Номер кадра. Объект, т.е. место съемки. В этой же графе упоминаете павильон или натура, упоминается и время дня, что важно для количества света, для всей операторской работы. Крупность плана и способ съемки. Если кадр снимается с неподвижной точки, не пишется ничего, кроме определения крупности; если кадр снимается с движения, то в этой графе помечается: панорама или отъезд или наезд и т. д. В следующей графе — способ съемки звука, ибо звук тоже не всегда снимается одинаково. Иногда он снимается синхронно, т.е. тут же на месте вместе с изображением записывается речь или шумы. Иногда кадр снимается без звука. Этот кадр озвучивается впоследствии. Бывает, что кадр снимается «под фонограмму». Выделите главное. Режиссерский сценарий короткими буквами «С», «О» или «Ф» определяет, будет ли сниматься ролик синхронно, под фонограмму или под озвучивание. Эти три технически разных процесса, которые дают совершенно разный художественный результат, и иногда решение этих вопросов не так просто. В следующей графе отмечается длина кадра в секундах. В следующей, основной графе записывается содержание кадра и диалог, если он наличествует. После самой просторной графы, в которой записано содержание кадра, идет графа, в которой специально отмечается характер звука в кадре: шумы, голоса второго плана или музыка. И, наконец, последняя графа режиссерского сценария — это примечания. В этой графе обычно отмечаются технические средства съемки, необходимость операторского крана, тележки или каких-нибудь особых приспособлений. Если сцены боевые, отмечаются дымы, взрывы, выстрелы. В этой графе отмечается и характер массовки, костюмы. В упрощенном же варианте (предварительном) режиссерский сценарий может иметь всего пять граф: 1. Номер кадра. 2. План. 3. Содержание кадра. 4. Аудиоряд, сопровождающий кадр. 5. Примечания. Вот несколько конкретных примеров литературного (авторского) и режиссерского сценариев рекламного ролика социальной тематики: Пример I: 1. Литературный сценарий. Мимо камеры быстро проезжает автомобиль. Из окна машины на ветру развивается женский шарфик. Камера средним планом показывает в салоне машины водителя и девушку рядом с ним. Парень и девушка, под музыку смеясь о чем-то, говорят и обнимаются. Крупным планом показывается, как парень обнимает свою подругу и перестает смотреть на дорогу. Появляется черный экран. На экране слоган «Рулить или любить...». 2. Режиссерский сценарий. № кадра | План | Видеоряд | Аудиоряд | Примечания режиссера | | | Черный экран. В левом верхнем углу таймер с обратным отчетом времени | | | | | | Черный экран, в левом верхнем углу таймер. Во весь экран эквалайзер | Звук приближающегося автомобиля | Эквалайзер отображает шум машины | | | Общий | Дорога. Мимо камеры быстро проносится автомобиль | Sound track | Эквалайзер отображает Sound track | | | | Черный экран, в левом верхнем углу таймер. Во весь экран эквалайзер | Sound track | Эквалайзер отображает Sound track | | | Общий «каше» | Девушка одной рукой обнимает водителя за шею, другой гладит его по ноге | Sound track | | | | | Черный экран, в левом верхнем углу таймер. Во весь экран эквалайзер | Sound track | Эквалайзер отображает Sound track | | | Общий «каше» | Он перестает смотреть на на дорогу, поворачивается к ней, улыбается и целует ее | Sound track | | | | | Черный экран | Скрип тормозов, звук удара металла | Эквалайзер отображает звук бьющегося металла | | | Слоган: «Рулить или любить» | - | - | Или вот, скажем, пример режиссерского сценария с последующей раскадровкой. |