МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Средства различения форм единственного и множественного числа





Основным грамматическим средством, при помощи которого у существительных различаются формы ед. и множ. числа, служат падежные окончания. Эти окончания, различные для каждого числа, обозначая тот или иной падеж, вместе с тем обозначают и число существительных, например: им. и вин. п. завод (ед. ч.) и заводы (мн. ч.), род. п. завод-а (ед. ч.) и завод-ов (мн. ч.), дат. п. завод-у (ед. ч.) и завод-ам (мн. ч.) и т.д.

У многих существительных ед. и множ. числа различаются только посредством падежных окончаний. Но у других имен, помимо этого, есть еще дополнительные признаки, которые также обозначают формы числа. Одним из таких признаков являются различия в основах ед. и множ. числа, от которых образуются падежные формы.

Основа у большей части существительных одинакова, но у некоторых слов в ед. и множ. числе основы различаются посредством известных суффиксов. Это различие может проявляться неодинаковым образом. У одних слов основа множ. числа отличается от основы ед. числа суффиксом, отсутствующим в ед. числе: брат — брат-j-a, крылокрыл-j-a, сынсын-oвj-a, чуд-о — чуд-ес-а. У других слов, наоборот, суффикс, имеющийся в ед. числе, отсутствует в основе множ. числа: крестьян-инкресть-ян-е, суд-н-осуд-а. Наконец основы могут различаться тем, что суффикс основы ед. числа заменяется в основе множ. числа другим суффиксом: волч-онок — волч-ат-а, лисен-ок — лисен-ят-а, хозя-ин — хозя-ев-а, шур-ин — шур-j-a.

Следующие существительные имеют основу множ. числа, которая различается с основой ед. числа посредством суффиксов:

а) Довольно значительная группа слов мужск. и средн. рода образует основу множ. числа путем присоединения к основе ед. числа суффикса -j-, причем при образовании такой основы конечные согласные основы единственного числа к и г заменяются во множ. числе согласными ч и з, ср.: клокклоч-j-a, суксуч-j-a, другдруз-j-а.

Больше всего с суффиксом -j- образуют основу множ. числа неодушевленные существительные мужск. рода, например: брусбрусья, зубзубья, каменькаменья, клин — клинья, клокклочья, колколья, колос — колосья, комкомья, листлистья, лоскут – лоскутья, ободободья, поводповодья, полозполозья, прутпрутья, стулстулья, суксучья и др. Но основу множ. числа с суффиксом -j- имеют и некоторые одушевленные имена, обозначающие главным образом лиц по их родству или свойству: брат — братья, друг — друзья, дядя — дядья, зять — зятья, князь — князья, муж — мужья. Два таких слова кум, сын образуют основу множ. числа посредством суффикса -овj-: кумовья, сыновья. В отличие от неодушевленных существительных, существительные одушевленные при образовании множ. числа с основой на j переносят ударение с основы на окончание. Исключение представляет только слово брат — братья, у которого, как и у неодушевленных имен, и в ед., и во множ. числе ударение стоит на основе.

Из слов средн. рода основу множ. числа с суффиксом -j- образуют существительные: днодонья, звенозвенья, коленоколенья, крылокрылья, пероперья, поленополенья. Такую же основу на j имеет слово женского рода гроздь — гроздья (ср. Как гроздья винограда, ветвей концы висят. (А.Фет)

Большая часть существительных, образующих основу множ. числа на j, может образовать множ. число и без суффикса, т.е. имеет основу, одинаковую с основой ед. числа. Обычно при этом двоякие формы множ. числа различаются по значению. В одних случаях такими формами во множ. числе разграничиваются различные реальные значения, омонимически неразличаемые в ед. числе, ср.: зубья бороны, грабель и зубы во рту; колья забора, изгороди и колы — «отметки, баллы»; коленья тростника, бамбука и колени или колена у ног; листья у растений и листы бумаги, книги; дядья — «братья матери или отца» и дяди — «взрослые мужчины» (в языке детей); мужья и мужи («мужчины» в торжественном языке), ср. также: коренья — «овощи» (слово, не имеющее формы ед. числа) и корни у растений или корни слов, чисел. В других случаях форма множ. числа с суффиксом -j- может употребляться с оттенком собирательности в значении, а форма без суффикса имеет обычное значение множ. числа, не собирательное, например: каменья — камни, клочья — клоки, лоскутья — лоскуты, прутья — пруты. Кроме того, различие между формами с суффиксом -j- (или -овj-) и без этого суффикса может быть стилистическим. В этом случае множ. число без суффикса обычно употребляется в речи торжественно-приподнятого стиля и сами слова нередко имеют переносное значение: Сыны мои! Брат ваш спасал людей... (В.Гусев); сыны родины, Сыны любимые победы, сквозь огнь окопов рвутся шведы. (А.Пушкин)



б) Два слова средн. рода небо, чудо образуют основу множ. числа посредством суффикса -ес-, присоединяемого к основе ед. числа: небеса, чудеса, например: Синея блещут небеса. (А.Пушкин), Там чудеса, там леший бродит. (А.Пушкин) Такую же форму множ. числа могут иметь имена слово, тело, причем формы с основой на -ес- (словеса, телеса) употребляются с особым пренебрежительно-ироническим оттенком значения. Ср. также древодревеса (слово поэтического словаря): И ветер, срывая листочки с древес, тебя с успокоенных гонит небес. (А.Пушкин)

в) Существительные мужск. рода, обозначающие лиц по их социальному положению, сословию, национальности, месту рождения или жительства, если они имеют основу ед. числа, оканчивающуюся на суффикс -ин-, образуют обычно множ. число с основой без этого суффикса, например: крестьян-ин — кресть-ян-е, мещан-инмещан-е, дворян-индворян-е, граждан-инграждан-е, татар-интатар-ы, болгар-инболгар-ы, армян-инармян-е, южан-инюжан-е, горожан-ингорожан-е, киевлян-инкиевлян-е, курян-ин — курян-е, парижан-инпарижан-е, римлян-ин — римлян-е и т.д. Однако некоторые из таких слов на -ин имеют ту же основу и во множ. числе, ср.: семьян-инсемьян-ин-ы, литв-ин — литв-ин-ы, мордв-инмордв-ин-ы, груз-ин — груз-ин-ы и др. У существительного хозяин суффикс ед. числа -ин- заменяется во множ. числе суффиксом -ев-: хозя-ев-а, а у слова шур-ин суффикс -ин- заменяется суффиксом -j-: шурья (шур-j-a).

г) У слова суд-н-о (в значении «лодка», «корабль») множ. число имеет основу без суффикса -н-: суд-а.

д) Существительные мужск. рода с основой на суффикс -он-ок- (-ен-ок-) заменяют этот суффикс во множ. числе суффиксом -am- (-ят-): волч-он-ок — волч-ат-а, медвеж-он-окмедвеж-ат-а, тигр-ен-ок — тигр-ят-а, кот-ен-оккот-ят-а, цыпл-ен-ок — цыпл-ят-а, <...> негрит-ен-ок — негрит-ят-а и др. У некоторых слов суффиксом -am- (-ят-) заменяется во множ. числе не весь сложный суффикс -он-ок, а лишь его вторая часть -ок: бес-ен-ок — бес-ен-ят-а, черт-ен-ок — черт-ен-ят-а, лис-ен-ок — лис-ен-ят-а. Такой же заменой суффикса -ок- на -am- (-ят-) образуется основа множ. числа у слова щен-ок — щен-ят-а, но параллельно существует и форма щен-к-и (в бранном употреблении она даже более обычна, ср. Вы, щенки, домой ступайте, а не то поколочу. (А.Пушкин)Образование основы множ. числа посредством суффикса -am-(-ят-), заменяющего суффикс основы ед. числа -он-ок или -ок-, происходит у имен, которые обозначают детенышей. Поэтому слова с другим значением имеют одинаковую основу и для ед., и для множ. числа, например: валенокваленки, бочочнок – боченки, опенок — опенки, но параллельно употребляется и опята, так же как маслята от масленок.

Различия в основах ед. и множ. числа обнаруживаются не только в изменении основы посредством тех или иных суффиксов, но также в изменении основы благодаря замене согласных фонем на ее конце. В этом случае, следовательно, основы ед. и множ. числа различаются тем, что они оканчиваются на неодинаковые фонемы. Однако образования форм числа с таким различием в основах немногочисленны. Сюда относятся, во-первых, слова сосед, <...>, колено (часть ноги), слюна, у которых в ед. числе основа оканчивается на твердую согласную, а во множ. числе — на мягкую: сосед-и (сосед-ей, сосед-ям и т.д.), <...>, колен-и (колен-ей, колен-ям, но колен-а, колен, колен-ам), слюн-и и, во-вторых, слова средн. рода на -мя, которые в ед. числе имеют основу косвенных падежей на суффикс -ен- с мягкой согласной, а во множ. числе — с твердой, ср.: времен’-и, времен’-ем и времен-а, времен; знамен’-и, знамен’-ем и знамен-а, знамен и т.д. Кроме того, у двух существительных ухо, око (слово поэтического словаря) при образовании множ. числа конечные согласные основы х, к заменяются согласными ш, ч: уши, очи.

В качестве грамматического средства различения форм числа может, наконец, выступать также ударение. У очень многих существительных в ед. и множ. числе ударениестоит на разных частях или слогах слова, и формы числа, таким образом, различаются у них, помимо окончаний, еще местом ударения. Особенно показательно в этом отношении противопоставление ед. и множ. числа путем постановки ударения в одном числе на основе, а в другом на окончании. Так, у слов средн. рода, у которых в ед. числе ударение стоит на первом слоге основы, во множ. числе оно обычно переносится на окончание, ср.: войско — войска, море — моря, облако — облака, полеполя, право — права, сердце — сердца, словослова, утро — утра и др. (но кресло — кресла, платье — платья, средство — средства, обществообщества и др.). Так же различается ед. и множ. число у целого ряда слов мужск. рода с ударением в ед. числе на основе, но обычно не на последнем ее слоге: бойбои, дардары, кругкруги, пай — паи, садсады, берег — берега, глаз — глаза, город — города, лес — леса, островострова, поезд — поезда, хлебхлеба и др. (но звукзвуки, замок — замки, выстрелвыстрелы, товартовары и др.). Группа слов мужск. рода, переносящих ударение во множ. числе с основы на окончание, имеет тенденцию расширяться за счет слов, которые еще относительно недавно имели неподвижное ударение на основе и в ед., и во множ. числе, теперь же часто произносятся с ударением во множ. числе на окончании, например: цехцеха (вм. цехи), ход — хода (вм. ходы), договордоговора (вм. договор – договоры, ср. Племен минувших договоры (А.Пушкин), пропуск — пропуска (вм. пропуски), трактор — трактора (вм. тракторы), профессор — профессора (вм. профессоры), учительучителя (вм. учители) и т.д.

У других слов наблюдается обратное соотношение: в ед. числе ударение стоит на окончании, а во множ. числе — на основе. Такое различие в формах числа имеют существительные средн. рода: бревно — брёвна, веретеноверетёна, весло — вёсла, виновина, копьёкопья, лицолица, окноокна, селосёла и др. и существительные женск. рода: зима — зимы, игра — игры, игла — иглы, избаизбы, пила — пилы, пчела — пчёлы, сестрасёстры, тюрьма — тюрьмы и др.

Противопоставление форм числа посредством ударения встречается и у слов с различными основами, ср.: другдрузья, князь — князья, сын — сыновья, небо — небеса, чудочудеса, время — времена, племяплемена; или крыло — крылья, пероперья и др. У имен с суффиксом -ан-ин если ударение у них в ед. числе стоит на второй части этого суффикса -ин-, то во множ. числе оно обычно переносится на первую часть -ан-(-ян-), ср.: мещанин — мещане, дворянин — дворяне, армянин — армяне, но гражданин — граждане. Слова на -ен-ок-, заменяющие во множ. числе суффикс -ок- на -ат-(-ят-), имеют ударение в ед. числе на слоге -ен-, а во множ. числе на суффиксе -am-(-ят-), ср.: бесёнок — бесенята, чертёнок — чертенята, лисёноклисенята. У всех этих слов с разными основами формы числа, следовательно, различаются и окончаниями, и изменением основы, и ударением.

Нужно иметь в виду, что противопоставление ед. и множ. числа посредством различий в месте ударения часто осложняется благодаря подвижности ударения в системе падежных форм каждого числа.

Род имен существительных

По грамматическим признакам, в известной мере выражающим несинтаксические формальные значения, связанные с представлением о реальном поле предмета, имена существительные делятся на разряды, называемыеродами. Таких родов в русском языке три: мужской (стол, дом, конь, сарай, юноша, путь, портной), женский (вода, земля, степь, мышь, дочь, булочная) и средний (село, поле, бытие, знамя, пирожное).

Принадлежность существительных к одному из трех родов прежде всего выражается морфологически, т.е. обозначается формальными признаками самих существительных. Этими признаками являются различия в системах падежных форм, свойственных существительным того или иного рода, причем не различия в отдельных падежах, которые у существительных разных родов могут быть и одинаковыми, а именно в системах падежей, взятых в целом. В одних случаях такие падежные системы могут различаться рядом форм, в других — всего-навсего одним падежом, ср. существительные путь и степь, род которых различается только в форме твор. пад. ед. числа: путем, но степью.

Имена существительные по родам различаются только в формах ед. числа, во множ. числе принадлежность существительных к тому или иному роду ничем не выражена. Поэтому невозможно определить род тех существительных, которые имеют только формы множ. числа (сани, щипцы, ворота, будни и т.д.).

К мужскому роду относятся: 1) существительные (с основой на твердую и мягкую согласную), у которых в им. пад. окончание отсутствует, род. пад. имеет окончание -а, дат. пад и т.д.: стол, дом, гвоздь, конь, меч, сарай и т.д.; 2) слово путь, изменяющееся по падежам, как существительные женск. рода без окончания в им. пад. (степь, мышь), но, в отличие от них, образующее форму твор. пад. с окончанием -ом, а не -jy: ср. пут’-ом, но cmen-jy; 3) существительные с окончанием им. пад. -ой(-ый, -ий), склоняющиеся по типу склонения прилагательных в мужск. роде: портной, дежурный, рабочий и др.

К женскому роду относятся: 1) существительные с окончанием -а(-я) в им. пад., -и(-ы) в род. пад., в дат. и предл. пад. и т.д.: изба, земля, сестра, семья и др.; 2) существительные без окончания в им. пад. (с основой на мягкую согласную или шипящую), у которых род., дат. и предл. пад. имеют окончание -и, а твор. пад -jy(-ью): степь, ночь, дочь и др. (ср. слово мужск. рода путь); 3) существительные с окончанием им. пад. -ая(-яя), склоняющиеся по типу склонения прилагательных в женск. роде: булочная, передняя и др.

К среднему роду относятся: 1) существительные с окончанием им. пад. -о(-е), изменяющиеся, как существительные мужск. рода с им. пад. без окончания: село, поле, ружье, бытие и др.; 2) существительные с основой им. и вин. пад. на согласную м (окончание им. и вин. пад. по традиции передается на письме буквой я), а в остальных падежах основа на суффикс -ен-, присоединяемый к основе им., вин. пад.: время, знамя, племя и др.; 3) существительные с окончанием им. пад. -ое(-ее), изменяющиеся по типу склонения прилагательных в средн. роде: пирожное, жаркое, подлежащее и др.

Морфологические признаки, т.е. характерные для каждого рода системы падежных форм, однако, не всегда достаточны для различения рода имен существительных. Это является следствием того, что известные группы существительных мужск. рода имеют падежные окончания, которые свойственны преимущественно словам других родов. Так, среди имен с окончанием им. пад. -а, в огромном большинстве случаев принадлежащих к женск. роду, известная часть относится к мужск. роду и потому со словами женск. рода не различается. Таковы, например: некоторые существительные, обозначающие лиц мужск. пола, в том числе мужские собственные имена: мужчина, юноша, дедушка, мальчишка, парнишка, дядя, Коля, Ванька, Петруша и др.; некоторые слова, обозначающие лиц по их должности или общественному положению: судья, воевода, староста, старшина, вельможа, слуга и др., наконец, существительные, образованные посредством увеличительного суффикса -ина от слов мужск. рода: домина (от дом), холодина (от холод) и др.

Некоторые существительные на -а, обозначающие лиц, могут употребляться то как слова женск., то как слова мужск. рода, например, сирота, пьяница, бродяга, ханжа, воришка, соня, плакса и др. Употребление таких существительных как слов женск. и мужск. рода определяется реальным полом того лица, к которому они применимы в речи, ср.: она круглая сирота и он круглый сирота, какая ты плакса и какой ты плакса и др.

Определенные группы существительных мужск. рода морфологически не различаются со словами средн. рода. Существительные мужск. и средн. рода формально вообще довольно слабо разграничены. Большая их часть, а именно слова мужск. рода без окончания им. пад. (стол, гвоздь) и слова средн. рода с окончанием им. пад. -о(-е) (село, поле), образуют общую систему падежных форм, различаясь только в им. и вин. пад. (ср.: род. п. стола, села; дат. п. столу, селу, твор. п. столом, селом; предл. п. о столе, селе). Но существительные мужск. рода, образуемые посредством суффиксов -ишк-о, -ушк-о, -ищ-е, например: домишко, городишко, хлебушко, садище, лесище и др., не различаются со словами средн. рода и в им., и вин. пад., так как в этих падежах они имеют обычное для слов средн. рода окончание -о(-е).

Принадлежность существительных к одному из родов, помимо морфологических признаков, определяется также признаками синтаксическими. А именно – на род существительных указывают согласованные с ними родовые формы прилагательных и глаголов (причастие, прошедшее время, условное наклонение), ср.: мужск. род большой город, женск. род большая станция, средн. род. большое село; или: мужск. род шумел водопад, женск. род шумела река, средн. род. шумело море и т.д.

Формы прошедшего времени и условного наклонения, выступающие исключительно в качестве сказуемого, обозначают род лишь существительных в им. пад. Прилагательные же и причастия указывают на принадлежность существительных к тому или иному роду не только в им., но и в косвенных падежах, ср.: огни большого города и большой станции, строящемуся городу и строящейся станции и т.д. Однако мужск. и средн. род существительных различается формами прилагательных и причастий лишь в им. и вин. пад.: им., вин. пад. большой строящийся дом и большое строящееся здание, так как прочие падежные формы прилагательных и причастий для обоих родов одинаковы: род. пад. большого строящегося дома, здания, дат. пад. большому строящемуся дому, зданию и т.д. Таким образом, мужск. и средн. род существительных и морфологическими, и синтаксическими признаками разграничены только в им. и вин. пад.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.