Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия. Принципы действия нормативно-правовых актов во времени. Действие нормативно-правового акта во времени происходит в соответствии с тремя принципами: – немедленного действия (действия вперед), – обратного действия, – переживания закона. Принцип действия вперед. Для него характерно следующее: 1) акт действует вперед, т. е. распространяется на все случаи после введения его в действие; 2) это общее правило действия нормативных актов во времени, т. е. типичный вариант действия нормативного правового акта; 3) многовариантность введения нормативного акта в действие. Возможны три варианта: он вводится в действие по принятым правилам (например законы – после 10 дней со дня опубликования.); с указанного срока (например УК РФ 1996 г. через 6 месяцев 1997); поэтапно (например часть УК РФ 1997-го до 2001 г.). Принцип действия назад. Действие нормативного акта назад в правоведении называется обратной силой. Обратная сила нормативно-правового акта (ретроактивность) – это распространение действия нового нормативно-правового акта на факты и порождаемые ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Обратное действие закона – исключение, каждый случай его должен быть оговорен в законе.По общему правилу нормативно-правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право – "закон обратной силы не имеет". По степени завершенности наступивших последствий в соответствии с прежним правовым нормативным актом различают: – ревизионную обратную силу и – простую ревизионную силу Ревизионная обратная сила – распространение действия нормативно-правового акта на факты, юридические последствия которым уже наступили; происходит пересмотр этих юридических последствий. Простая обратная сила нормативно-правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предлагает. Переживание закона (ультраактивность) – продолжение действия норм закона после его отмены. Возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона. "Переживание" нормативно-правового акта – явление, противоположное обратной силе. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы "переживает" отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативно-правовым актом требуется определенный срок. Действие в пространстве Действие нормы права в пространстве характеризуется сочетанием двух принципов: – территориального и – экстерриториального. Территориальный принцип заключается в применении нормы на той территории, властями которой норма была принята. Этот принцип тесно связан с государственным суверенитетом: власть государства распространяется на территорию государства и ограничивается этой территорией. Соответственно территориальный принцип господствует в отраслях законодательства, регулирующих управленческие и охранительные отношения: в конституционном, административном, уголовном, процессуальном законодательстве. Территориальное действие нормативных актов определяется двумя факторами: – положением государственного органа, издавшего нормативный акт, и – территорией государства. Положение государственного органа, издавшего нормативный акт, предполагает, что: 1) акты федеральных органов действуют на территории федерации, 2) республиканские акты – на территории данной республики, 3) нормативные акты местных органов имеют силу на подведомственной территории. В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные акты членов федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления на управляемой ими территории. Однако распространено и другое положение: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц признаются в качестве таковых на территории других. Столкновение нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями. Экстерриториальное действие нормативного правового акта – это распространение действия акта одного государства на соответствующую территорию иного государства. Экстерриториальный принцип характеризуется тем, что: 1) всегда применяется в порядке исключения в силу особого указания в законе, основанного на взаимной договоренности государств; 2) его развитие обусловлено развитием международных связей прежде всего в экономике и культуре; 3) широкое применение данный принцип находит в международном частном праве, он используется также в гражданском, торговом, семейном, международном публичном праве; 4) выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей, а также возможно применение актов уголовно-правового характера на территории другого субъекта федерации, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник. Действие по кругу лиц Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия. Однако из этого правила имеются исключения: 1) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России); 2) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; 3) некоторые нормативно-правовые акты России распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс). Граждане России, в случае совершения преступления за границей, несут ответственность по российским законам; если они понесли наказание, то наш суд может его смягчить или освободить от него полностью. Основания действия актов по кругу лиц различны: по принадлежности лица к государству (гражданству), по признаку пола, по возрастному цензу, по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т. п.); иные основания (например инвалидность). Предметное действие нормативно правового акта Для действия нормативно-правового акта по предмету характерно ограничение его: 1) предметом правового регулирования, 2) волевым характером общественных отношений, 3) деяниями. Действие нормативно-правового акта по предмету правового регулирования может быть: – общим, – отраслевым, – специальным. Общее действие. Неограниченное действие по предмету, действие имеют нормы Конституции; они распространяются на все без исключения отношения, которые в области государственной юрисдикции существуют в обществе. В первую очередь это относится к общим конституционным принципам, конституционным нормам о правах и свободах человека. Отраслевое действие. Действие отраслевых законов ограничено предметом данной отрасли права. Так, гражданские законы распространяются на все имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчинения; административные законы – на управленческие, властноорганизирующие отношения. Специальное действие. В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержатся общие положения по тому или иному кругу общественных отношений (например по подрядным отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например по подряду в строительстве), рассчитанные на разновидность этих отношений, то при решении юридических вопросов, касающихся данной разновидности, действует в первую очередь специальные нормы. В предмет правового регулирования входят волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических последствий, но повлиять на их ход нормы права бессильны. Действие нормативного правового акта по предмету ограничено деяниями. Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: "Помимо своих действия, я совершенно не существую для закона, не являюсь его объектом". ТЕМА 18. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА 1. Понятие юридической техники. 2. Законодательная (правотворческая) техника. Понятие юридической техники Определение. Юридическая техника – совокупность правил и приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета. При определении данного понятия необходимо исходить из того, что юридическая техника является созданным на практике рабочим инструментом правотворчества. Значение юридической техники. Юридическая техника позволяет: – увеличить эффективность правового регулирования, – усовершенствовать правовую систему в целом, – совершенствовать язык правовых актов. Признаки юридической техники: 1) это технические средства и приемы; 2) они выражены в правилах, нормах; 3) направлены на совершенствование правового материала; 4) материализуются в уровне совершенства правовых актов в качестве формы права. Цели законодательной (нормотворческой) техники: 1) рационально урегулировать общественные отношения; 2) сделать нормативные акты понятными для лиц, которым они адресованы; 3) обеспечить единообразие (унифицированность) юридических документов. Представляется, что юридическую технику не следует включать в понятие правотворчества. Она является важнейшим средством его обеспечения и не выступает в качестве составного элемента правотворческого процесса. Виды юридической техники. Наиболее распространенной классификацией юридической техники является деление ее по видам правовых актов. На этом основании выделяют: – законодательную (правотворческую) технику, – технику индивидуальных актов (правореализационную). В теории права называются и другие виды юридической техники: – технику систематизации нормативных актов (В.Н. Карташов, А.Ф. Черданцев); – интерпретационную технику (А.Ф. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик); – технику учета нормативных актов (А.Ф. Черданцев); – судебную, следственную, прокурорскую и т. п. (В.Н. Карташов). Техника индивидуальных актов изучается в конкретных дисциплинах (гражданском праве, процессуальном праве и т. д.). Для общей теории государства и права решающее значение имеет законодательная техника. Законодательная (правотворческая) техника Законодательная техника – это совокупность всех правил, средств и приемов обеспечения совершенства законодательства. Законодательная техника должна обеспечить: 1) логическую последовательность изложения; 2) отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства; 3) компактность нормативного материала; 4) ясность и доступность языка закона; 5) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве; 6) устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу. Виды законодательной техники (нормотворческой). Правила нормотворческой техники можно подразделить на три вида: – правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов; – правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта; – правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов). Правила внешнего оформления нормативных правовых актов. Каждый нормативный правовой акт должен иметь реквизиты, которые придавали бы ему официальность. Реквизиты нормативного правового акта – это такие внешние обозначения, знаки, атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон или иной нормативный юридический акт имеет юридическую силу и вводится в действие. К реквизитам нормативно-правового акта относят: 1) название вида нормативного акта (закон, постановление и т. д.); 2) название органа, издавшего его; 3) наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования; 4) дата и место его принятия; 5) номер для более рационального учета нормативных актов. Правила, относящиеся к содержанию нормативных правовых актов: 1) нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений; 2) он не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом (например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права); 3) он не должен содержать пробелы, т. е. должен решать все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений; 4) акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным (например нормы особенной части УК РФ); 5) регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными; 6) в нормативном акте, по возможности, следует избегать исключений и отсылок. Правила структурного оформления нормативно-правового акта Структурное построение – это определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность. Правила таковы: 1) нормы общего характера должны помещаться в начале нормативного акта; 2) однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно; 3) в крупных нормативных актах должны быть главы, разделы, части; 4) каждая глава, раздел, часть должны иметь название (например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, 12 разделов, 34 главы); 5) каждая глава состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы); 6) нумерация статей должна быть сплошной, т. е. нумерация должна идти через все разделы, части и главы; 7) нумерация статей должна быть постоянной и стабильной. В случае внесения дополнений в нормативный акт, эти дополнения или вносятся в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее цифрой, которая ставится рядом с номером статьи. Например, в УК РФ 1970 г. имелись три статьи под номером 198: одна из них обозначалась цифрой 1-198 (читается "статья 198-прим"); другая – 2–198 (читается "статья 198-два"). Способы изложения нормы права. В зависимости от компактности расположения элементов формы права различают три способа изложения элементов правовой нормы: – прямой, – отсылочный, – бланкетный. При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта; при отсылочном – отсылка к другим нормам; при бланкетном – конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы права формулируются в каких-либо специальных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например нормы, устанавливающей ответственность за нарушение правил техники безопасности). В зависимости от конкретности правового предписания выделяют два основных способа изложения норм права в тексте правового акта: – абстрактный – признаки явлений в обобщенном виде, т. е. в виде абстрактного понятия; – казуистический – явление характеризуется индивидуальными признаками, путем перечисления тех или иных случаев – казусов. Существуют и другие способы изложения норм права: формулирование в статье заголовка, последовательность изложения юридических норм, компактность их изложения, однородность содержания, исключение противоречий, соответствие содержания закона его наименованию, исключение пробелов, использование для этого отсылочных статей. Юридическая терминология. Термин – это словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта. Специфика юридической терминологии состоит в следующем: 1) юридические термины являются первоначальным юридическим средством, начальным звеном выражения воли законодателя; 2) они обеспечивают доступность в понимании и удобство в применении законодательства; 3) в терминах выражается и формулируется воля законодателя, правовые нормы, индивидуальные предписания. К терминологии предъявляются определенные требования: – единства терминологии: один и тот же термин должен употребляться в данном законе в одном и том же смысле; – общепризнанности термина: слова не должны быть "изобретены", придуманы законодателем только для данного закона или применяться в нем в каком-то особом смысле; – стабильности терминов: они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с каждым новым законом. Виды юридических терминов: – общеупотребляемые, – специальные юридические, – специальные неюридические. Общеупотребительные термины – слова обычно литературного языка ("жилое помещение", "доля", "захват" и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания. Специальные юридические термины – это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности ("правоотношение", "подсудимый", "прокурор", "истец" и т. д.). Специальные неюридические термины – это термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей в законодательстве и юридической науке ("перевозка", "кибернетика", "эпизоотия" и др.). Стиль правового акта – система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах. В правоведении выделяются и другие составы правотворческой техники: – технические средства (способы нормативного построения, системного построения и юридические конструкции) и технические приемы (методы отраслевой типизации, средства словесно-документального изложения нормативно-правового акта и т. п.) (С.А. Комаров); – средства юридического выражения воли законодателя (нормативное и системное построение, отраслевая типизация) и средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты, структурное построение, юридическая терминология, стиль правового акта) (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик); – выражение воли законодателя (термины, символы, фикции), выражение содержания законодательного материала в статьях закона, структурное построение норм права, процедура принятия законопроектов, опубликование и вступление в силу нормативных актов, систематизация законодательства (В.К. Бабаев); – технические средства (термины, юридические конструкции), технические правила (ясность и доступность языка правовых актов, сочетание лаконичности с необходимой полнотой правовых предписаний, последовательность изложения юридической информации, внутреннее единство правового материала) и технические приемы (реквизиты, структурная организация правового акта) (А.В. Малько). ТЕМА 19. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 1. Понятие систематизации законодательства. 2. Кодификация законодательства. 3. Инкорпорация законодательства. 4. Консолидация и учет нормативно-правовых актов. Понятие систематизации законодательства Определение. Систематизация – юридическая деятельность, направленная на приведение нормативных актов в единую, стройную, внутренне согласованную систему. Значение систематизации нормативно-правовых актов. Ценностный смысл систематизации состоит в том, что она: 1) делает законодательство более компактным, согласованным, освобождая его от устаревшего материала; 2) позволяет обозревать весь массив действующего законодательства, оценить его; 3) обеспечивает поиск нужной правовой нормы; 4) содействует развитию системы законодательства; 5) является предпосылкой эффективного правового воспитания, делая законодательство доступным, понятным широким слоям населения, информируя его о правах, свободах, обязанностях. Признаки систематизации законодательства. Специфика систематизации состоит в том, что она представляет собой: 1) деятельность по упорядочению нормативно-правового материала; 2) деятельность, осуществляемую специфическими способами: кодификацией, инкорпорацией, консолидацией и пр.; 3) деятельность, выраженную в специфических формах: кодексах, уставах, собраниях и т. д. Сущность систематизации нормативных актов состоит в упорядочении действующего законодательства и придании ему стабильности. Цели систематизации законодательства: 1) создание стройной системы законов, обладающих качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами; 2) устранение устаревших и неэффективных норм права; 3) разрешение юридических коллизий; 4) ликвидация пробелов; 5) обновление законодательства. Виды систематизации законодательства. Традиционно в юридической литературе называют два основных вида (формы, способа) систематизации законодательства: инкорпорацию и кодификацию. Иногда к ней добавляют консолидацию. Современная правовая практика знает и использует четыре вида (способа, формы) систематизации правовых актов: – учет, – инкорпорацию, – консолидацию, – кодификацию. В зависимости от ее направленности различают: 1) внутреннюю систематизацию – направлена на совершенствование содержания правовых норм; 2) внешнюю систематизацию – направлена на совершенствование расположения нормативного материала. Кодификация законодательства Кодификация – это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки принятия нового нормативного правового акта. Особенности кодификации. Как вид систематизации, кодификация характеризуется тем, что: 1) осуществляется только компетентными органами, 2) производится периодически и рассчитана на длительный срок, 3) вносит элемент новизны в правовое регулирование, 4) предметом ее воздействия являются нормативные предписания и институты, 5) результатом кодификации является кодификационный акт. Кодификация – это не только закрепление определенных действующих норм прав и их систематизация, но одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу. Главная функция кодификации – существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирования. Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать ее как один из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности. Из других признаков кодификации ученые называют следующие: – создание устойчивых норм, рассчитанных на длительный срок их действия; предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты; ее кодификационный акт регулирует обширную сферу общественных отношений (А.С. Пиголкин); – значимость кодификационного акта, который выступает основным среди всех иных актов в данной сфере (А.В. Малько). Особенности кодификационного акта. Они во многом совпадают с особенностями кодификации в целом. Кодификационный акт: 1) акт сводного характера; 2) новый по содержанию; 3) как правило, значительный по объему; 4) логически завершенный и системный; 5) регулирует определенную сферу общественных отношений; 6) акт с высокой степенью стабильности материала. Виды кодификационных актов. Кодификационные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов форму: – основы законодательства, – кодексы, – уставы, – положения. Некоторые авторы к кодификационным актам относят и свод законов. Основы законодательства – это отраслевые нормативные акты, которые содержат основополагающие нормы, регулирующие ту или иную область сходных общественных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства в сфере совместного ведения Российской Федерации, республик в ее составе и других субъектов федерации. Они отличаются тем, что: – занимают первое место в системе нормативных правовых актов после Конституции; – содержат лишь принципиальные предписания, подлежащие конкретизации; – используются главным образом правотворческими органами, а не – правоприменителями. Кодекс – это нормативный акт, который содержит правовые нормы, направленные на регулирование качественно близких общественных отношений: гражданских, брачно-семейных, уголовных и других. Он отличается тем, что: – регулирует качественно однородные отношения (семейные, трудовые, уголовные и т. д.); – содержит наибольшее количество правовых норм; – цементирует отраслевое законодательство; – наиболее детально регламентирует вид общественных отношений. Устав – это комплексный нормативно-правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности. Не все уставы и положения можно считать кодификационными актами. К ним не относятся уставы и положения индивидуально-определенных органов, которые не имеют обобщающего характера. Положение – сводный нормативно-правовой акт, достаточно всеобъемлюще и детально регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся правового статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, учреждения). Правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности. Регламенты – кодификационный акт, который регламентирует вопросы правого статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности. Виды кодификации. Обычно в юридической литературе и практике различаются: 1) всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и как следующий этап создание объединенной, внутренне согласованной системы актов типа "кодекса законов"; 2) отраслевая кодификация – охватывает законодательства той или иной отрасли (Гражданский, Уголовный, Кодекс законов о труде и т. д.); 3) специальная (комплексная) кодификация. Это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы и т. д.). Некоторые авторы выделяют комплексную кодификацию. Она состоит в кодифицировании комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик). Инкорпорация законодательства Инкорпорация – это систематизация путем объединения нормативного правового материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Признаки инкорпорации: 1) она может носить официальный и неофициальный характер; 2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации, частные лица; 3) она не затрагивает содержания акта; 4) нормативные акты могут подвергаться лишь внешней обработке; 5) акты инкорпорации не являются новыми нормативными актами, а служат лишь способом (формой) опубликования или переопубликования действующих нормативных актов в обработанном или упорядоченном виде; 6) это постоянная деятельность органов. Внешняя обработка заключается в том, что: – из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения; – исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний; – в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт. Внешняя обработка законодательства при инкорпорации производится с соблюдением следующих правил: – нормативные акты располагаются в определенном порядке: хронологическом или алфавитно-предметном; – содержание нормативных актов не изменяется, но при этом в сборник вносятся изменения и дополнения, которые произвел законодатель; – в акт инкорпорации не включаются нормы, которые отменены или утратили силу. Виды инкорпорации нормативных правовых актов. Инкорпорация классифицируется по нескольким основаниям: 1) по субъекту: – официальная – утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты; – полуофициальная (официозная) – утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами; – неофициальная – создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных органов; 2) по способу упорядочения нормативного материала: – предметная – нормативные правовые акты располагаются по предмету регулирования; – хронологическая – нормативные правовые акты располагаются по времени издания; 3) в зависимости от объема: – генеральная (полная) и – частичная (неполная). Виды инкорпорированных актов. Практика знает следующие виды инкорпорированных актов: – сборник, – собрание, – свод законов. Сборники – это инкорпорированные издания законов или иных нормативно-правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания законов и иных нормативных актов. Например, сборник законодательных актов о труде может состоять из законов РФ, указов президента РФ, постановлений Правительства РФ. В зависимости от расположения материала различают: хронологические и тематические сборники. Тематические сборники являются более удобными, по сравнению с хронологическими, для пользования нормативным материалом и более эффективными с точки зрения перспектив систематизации законодательства. Собрания – это инкорпорированное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти страны. Виды собраний законодательства обусловлены видом инкорпорации: 1) инкорпорация, построенная по субъекту (источнику) выражается в – официальных собраниях, – полуофициальных, – неофициальных собраниях; 2) инкорпорация, построенная по принципу объединения (способу упорядочения) выражается в – систематических (предметных) и – хронологических собраниях; 3) инкорпорация, основанная на объеме систематизированного материала, выражается в: – полных и – частичных собраниях. Официальным собрание признается в двух случаях: когда правотворческий орган сам подготовил и издал его либо утвердил или иным образом официально одобрил собрание, подготовленное другим органом. Официозные собрания – собрания законодательства, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без официально выраженного одобрения, утверждения. Отсутствие такого утверждения означает, что ответственность за полноту собрания и соответствие текстов актов их официальному тексту несет составитель собрания, а не правотворческий орган. Неофициальное собрание – собрание законодательства (инкорпорированное издание), которое издается научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация не является формой опубликования нормативных актов. Практическое ее значение – справочно-информационное. Свод законов – инкорпоративное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти. Некоторые авторы полагают, что свод законов – особый вид кодификациионого акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей соответствующей национальной системы права. Свод законов является особой разновидностью собрания законодательства и представляет собой: 1) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной), 2) источник официального опубликования, 3) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. 1 смысле) без какого-либо исключения. От собрания законодательства свод законов отличается следующим: 1) свод всегда является источником официального опубликования, поскольку издается от имени и по поручению правотворческих органов с последующим одобрением подготовленного издания; 2) подготовка свода всегда сопровождается большой законодательной работой. В период его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие нормативные акты; 3) свод представляет собой собрание всего действующего в государстве законодательства без какого-либо исключения. Консолидация и учет нормативно-правовых актов Консолидация – это приведение нормативных правовых актов в систему путем объединения множества законодательных актов в единый укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. Признаки консолидации. Для консолидации характерны следующие черты: 1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация не имеет отношения к правотворчеству); 2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов; 3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица). По своей природе консолидация занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией. Часть правоведов консолидацию считают разновидностью инкорпорации или переходным этапом от инкорпорации к кодификации (что сути не меняет) (М.Х. Хутыз, П.Н. Сергейко, О.П. Алейникова, О.В. Ковтун). Другая часть ученых полагает, что консолидация представляет среднее звено между кодификацией и инкорпорацией (В.В. Лазарев и др.). Инкорпорация и консолидация – качественно различные приемы систематизации нормативных актов. Во-первых, они относятся к различным сторонам правовой деятельности. Инкорпорация – это один из приемов организационно-методической деятельности государственных органов, призванных обеспечить реализацию норм права в конкретных отношениях. Консолидация же входит в арсенал правотворческих методов. Во-вторых, инкорпорация и консолидация различаются по кругу применяющих их субъектов. Инкорпорация проводится не только и не столько правотворческими органами, сколько иными государственными органами, научными учреждениями и юридическими издательствами, тогда как консолидация может быть использована только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных актов. В-третьих, инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к подготовке сборника нормативных актов, вошедшие в него нормативные акты не утрачивают самостоятельного значения. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт. Учет законов и других нормативных правовых актов – это сбор, хранение и поддержание в рабочем состоянии сведений о действующем законодательстве. Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях для обеспечения правовой информацией иных субъектов. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативно-правовых актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке. Фонд, состоящий из нескольких сотен или тысяч актов, расчленяется на разделы, как правило, по правотворческим органам. Внутри раздела акты размещаются в хронологическом порядке. Для быстрого нахождения нормативно-правового предписания, принятого по тому или иному вопросу, создаются информационно-поисковые системы. Они могут создаваться без какой-либо техники, с ручным поиском. Учет может осуществляться в следующих формах: 1) журнальный учет, 2) карточный учет, 3) ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, 4) автоматизированный учет. Журнальный учет. Это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах. Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или специально-предметному принципам. Это наиболее простой вид учета. Возможности журнального учета довольно скромны, и он используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен узкой проблематикой. Карточный учет. Это создание различного рода карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной власти, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким многоотраслевым кругом нормативных актов. Карточный учет обеспечивает возможность оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточки акт. Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам. Ведение контрольных тестов действующих нормативных актов – это внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки. Автоматизированный учет законодательства – это учет на базе современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Существуют автоматизированные информационно- поисковые системы по нормативно-правовым актам. В России крупнейшими компьютерными банками правовой информации являются информационно-поисковая система "Кодекс" и информационно-поисковая система "Консультант-плюс: региональное законодательство". ТЕМА 20. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 1. Действие права. 2. Правовое регулирование. 3. Способы, методы, типы правового регулирования. 4. Пределы правового регулирования. 5. Механизм правового регулирования. Действие права Определение. Действие права – это его информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно-регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц. Значение понятия. Категория "действие права" позволяет: 1) определить юридические свойства и механизмы (юридические инструментарий), которые необходимы для упорядочения общественных отношений; 2) охарактеризовать в единстве все то, что содействует претворению потенциала права, его предписаний в реальной жизни. Направления правового воздействия. Обычно выделяют два направления правового воздействия, в литературе их называют и формами воздействия: – идеологическое, – собственно-юридическое, правовое регулирование. Некоторые авторы называют три формы воздействия права (аспекта): информационно-психологическое, воспитательное, социальное (А.В. Малько). Идеологическое правовое воздействие отличает следующее: 1) объектом его воздействия является сознание людей (в правовом регулировании – поведение людей); 2) цель воздействия – повышение правового сознания (в правовом регулировании – определение меры, образца поведения); 3) оно начинается до издания нормативного акта и продолжается после. Временные рамки воздействия шире, чем правового регулирования – его отмены (правовое регулирование ограничено временем действия нормативного акта); 4) распространяется на все население (правовое регулирование – только на его часть, например трудовой кодекс на рабочих и служащих) (Г.М. Мураметс, Т.М. Шамба). Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение. Идеологическое правовое воздействие можно рассматривать как: а) психологический механизм воздействия на людей; б) как средство морального, политического воспитания формирования мировоззрения. В идеологическом воздействии можно выделить следующие каналы воздействия: – информационный (право как разновидность нормативной информации); – ценностно-ориентационный (воздействие права как социальной ценности) (С.А. Комаров). Особенности информационного воздействия (его еще называют мотивационным, импульсивным, психологическим) состоят в том, что право: 1) информирует субъектов права о своей позиции; 2) через информацию воздействует на мотивы поведения; 3) содержит два юридических правовых средства: правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности. Особенности ценностно-ориентационного правового воздействия проявляются в том, что право: 1) является носителем политических, духовных и моральных ценностей; 2) дает оценку вариантов поведения (плохо – хорошо, правомерно – неправомерно); 3) направляет (ориентирует) поведение граждан в определенном, нужном обществу направлении. Правовое регулирование Определение. Правовое регулирование – это воздействие на общественные отношения, осуществляемое с помощью юридических средств. Значение понятия правового регулирования. Ценностный смысл правового регулирования состоит в том, что благодаря ему: 1) создается система упорядоченных отношений (правопорядок); 2) познаются функциональные закономерности права, его возможности и эффективность; 3) обеспечивается взаимодействие, системность всех правовых явлений. Особенности правового регулирования. Это воздействие: 1) государственное, 2) волевое, 3) целенаправленное, 4) осуществляемое специфическими (правовыми) средствами, 5) гарантированное государством. Цели правового регулирования. Оно должно: 1) закреплять сложившиеся отношения, 2) стимулировать дальнейшее развитие существующих отношений и связей, 3) вытеснять социально-вредные связи и отношения. В литературе называют и другие цели правового регулирования, например генеральную и производные (В.Н. Хропанюк). Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенных в них принципах социальной справедливости. Производными можно считать названные ранее цели. Уровни правового регулирования. Результат правового регулирования проявляется на двух уровнях: – уровне поведения граждан (это результат непосредственный – правомерное поведение граждан, это непосредственная реализация); – уровне общественных отношений в целом, всего общества (это вид общественных отношений, которые они приобретают, – правопорядок). Функции правового регулирования. Правовое регулирование выполняет две главные функции: – развитие общественных отношений, – охраны, защиты общественных отношений (А.В. Малько). Функцию развития общественных отношений отличает то, что она: – носит творческий характер, – обеспечивается в основном праворегулирующими средствами, – имеет первичное значение, – выражает динамические качества права. Функцию охраны общественных отношений отличает: – обеспеченность правовыми тормозами: (наказание, ответственность, запреты, ограничения, обязывания и т. д.); – вторичный характер (непосредственно на развитие общественных отношений не направлена). Виды правового регулирования. Общепризнанным является деление правового регулирования на 1) нормативное и 2) индивидуальное. Нормативное регулирование отличается тем, что оно: – представляет собой деятельность компетентных органов по разработке и принятию норм права; – осуществляется на основе нормативного правового акта; – регулирует типичные, многочисленные ситуации, случаи; – призвано обеспечить единый порядок и стабильность в регулировании общественных отношений. Индивидуальное регулирование отличается тем, что оно: – разрешает ситуацию на основе индивидуального акта (приказ, решение, приговор) и нормы права; – призвано обеспечить учет конкретной обстановки, своеобразие юридической ситуации; – основано на принятии субъектом собственного решения, в котором проявляется его воля, интересы, потребности (в этом и есть его суть); – свободное (собственное) решение обличается в форму правила поведения; Ценность индивидуального регулирования заключается в том, что оно позволяет учесть особенности конкретной ситуации, обеспечить инициативу и активность участников отношений, включить в правовое регулирование их опыт. Виды индивидуального регулирования. Различают два вида индивидуального правового регулирования: – автономное – осуществляется между юридически равными субъектами (заключение договоров, совершение сделок); – государственно-властное – между неравными субъектами (вынесение договоров, судебных решений). Этапы (стадии) правового регулирования: 1) регламентация общественных отношений, 2) возникновение правоотношений, 3) реализации норм права. Некоторые авторы выделяют еще одну стадию – применение норм права, считая ее факультативной, дополнительной стадией. Первая стадия – регламентация общественных отношений. Стадия имеет и другие названия: возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права (Р.К. Русинов); формирования и общего действия юридических норм (В.И. Гойман); издание нормы права и ее общее действие (С.А. Комаров). На данной стадии: – определяется круг субъектов правоотношений; – устанавливается их статус; – определяются возможные права и обязанности участников правоотношений; – указываются возможные варианты их поведения; – данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте, принимаемом государственным органом. Вторая стадия – возникновение правоотношений. Ее называют еще стадией возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей (С.А. Комаров); стадией индивидуализации прав и обязанностей (В.А. Якущев). На стадии индивидуализации прав и обязанностей (правоотношений): – наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой юридические факты; – нормы права начинают действовать в конкретной ситуации; – возникают правоотношения; – участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности. Третья стадия. На стадии реализации правовая норма начинает "работать" – использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации. Способы, методы, типы правового регулирования Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Общепризнанными являются три способа правового регулирования: – дозволение (управомочение), – обязывание (позитивное обязывание), – запреты. В литературе называются и другие способы: стимулы, санкции, правомочия (В.М. Сырых); рекомендование (С.А. Комаров); принуждение, предупреждение, поощрение (И.П. Слободнюк, В.М. Макаган); стимулирование (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов). Дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Иными словами, это субъективное юридическое право. Оно содержится в управомочивающих нормах права. Обязывания (точные позитивные обязанности, позитивные в том смысле, что они предполагают активную деятельность) связаны главным образом с функционированием государственной власти, с ее велениями. Позитивное обязывание – это закрепленное нормами права предписание гражданам совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, не покушаться на права и свободы других лиц). Это могут быть либо активные действия, либо воздержание от конкретных действий. Запрет – это возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздержаться от запрещенных нормой права действий. Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья – юридические нормы, правоотношения, акты реализации, во многом определяя их черты и особенности. Метод правового регулирования – это совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения. Виды методов правового регулирования. Обычно выделяют два главных метода: – централизованный (метод директивный, императивный); – децентрализованный (метод автономный, диспозитивный). Централизованный метод отличает: – регулирование на властно-императивных началах; "сверху – донизу"; – строгая обязательность, не допускающая отклонений от юридических установлений; – использование предписания в качестве основного юридического средства; – использование для защиты интересов общества в целом и государства. Децентрализованный метод отличает: – возможность сторон урегулировать собственные действия по своему усмотрению, – равноправие сторон, – основанность на дозволениях. В наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве. Тип правового регулирования представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет. В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования: – общедозволительный (дозволительный), – запретительный (разрешительный). Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешается все, что не запрещено законом). В регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленной цели. Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (государственный орган имеет право только на то, что указано в законе – круг полномочий); вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности; является единственным при применении мер государственного принуждения. Правовой режим. Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего неблагоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения). Пределы правового регулирования Пределы правового регулирования – это границы государственно-властного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений. Они имеют две стороны: верхнюю и нижнюю. Верхний предел (верхняя граница) – указывает границы возможного вмешательства государства. Отношения за ними находятся вне досягаемости государственной власти (регулируются другими нормами). Верхняя граница определяется объективными пределами правового регулирования. Правовому регулированию подлежат только те отношения, которые: – находятся под контролем сознания и воли субъектов, т. е. волевые отношения; – поддаются внешнему контролю; – допускают возможность выбора субъектом одного из нескольких вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование норм права бесполезно; – имеют социальное значение, оказывают влияние на интересы других людей. Нижний предел (нижняя, внутренняя граница) – говорит о необходимости вмешательства государства и определяется важностью для государства и общества тех или иных общественных отношений. Государство постоянно испытывает соблазн переступить "нижние" границы правового регулирования, охватить как можно большее число отношений, возникающих в повседневной жизни людей. Данная тенденция опасна чрезвычайной регулированностью, установлением "полицейского" порядка в государстве. Эта опасность еще более возрастает в связи со стремлением определить сферу правового регулирования посредством подзаконных актов. Не нуждаются в государственном регулировании те общественные отношения, эффективность которых поддерживается путем саморегуляции без вмешательства государства, желаемый порядок сохраняется посредством воздействия норм морали, обычаев и других не правовых регуляторов. Эти отношения также находятся за пределами "нижней" границы правового регулирования. Механизм правового регулирования Определение. Механизм правового регулирования – это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы), с помощью которых осуществляется правовое регулирование. Значение механизма правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования позволяет: 1) собрать вместе все части юридической надстройки и факторы, на нее влияющие; 2) расставить их по своим местам; 3) увидеть те основные функции, которые выполняют юридические, психологические и другие факторы в процессе правового регулирования, т. е. в процессе выполнения правом своих функций; 4) понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведение, возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма; 5) обосновать необходимость совершенствования правового регулирования в обществе. Особенности механизма правового регулирования. Механизм правового регулирования – это: 1) комплекс правовых средств, различных по своей природе и функциям (формальный признак); 2) комплекс системный – правовые средства расположены по местам и по специализации, т. е. представляют собой технологическую схему правового регулирования; 3) комплекс, обеспечивающий организационное воздействие, позволяет достичь поставленных целей (содержательный признак). Правовые средства – это юридические институты, с помощью которых право выступает в качестве регулятора общественных отношений. Они представляют собой: 1) инструменты, способы обеспечения интересов субъекта права; 2) системообразующие инструменты (взаимодействуя друг с другом, они становятся рабочими частями действия права); 3) инструменты, имеющие юридическую силу и поддерживаемые государством. Правовые средства классифицируются по следующим основаниям: 1) по психологической направленности: – стимулирующие (поощрение, льготы, дозволения), – ограничивающие (наказания, запреты, обязанности); 2) по отраслям права: – конституционные, гражданские, административные и т. д.; 3) по функциям права: – регулятивные правовые средства, – охранительные; 4) по характеру норм права: – материальные средства, – процессуальные средства. Элементы механизма правового регулирования. Исходя из этапов правового регулирования, обычно выделяют три основных элемента, компонента: – норму права, – правоотношения, – акты реализации прав и обязанностей. Некоторые авторы дополнительно к ним называют: юридический факт, или фактический состав, охранительный правоприменительный акт (А.В. Малько, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик); юридически значимое поведение субъектов (Л.И. Спиридонов); нормативно-правовые акты, акты официального толкования, правосознания, режим законности (Р.К. Русинов). По мнению В.М. Сырых, единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения. Роль норм права в механизме правового регулирования. Нормы права: 1) определяют круг субъектов, на которых распространяются их действие; 2) формулируют обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются их предписаниями; 3) раскрывают содержание самого правила поведения; 4) устанавливают меры юридической ответственности; 5) являются каналом связи между управляющими и управляемыми; 6) устанавливают методы правового регулирования. Роль правоотношений. Как особый компонент механизма правового регулирования, правоотношения выполняют три функции: 1) конкретизируют круг лиц, на которые распространяет свое действие соответствующая норма права; 2) переводят абстрактные права с обязанности в сферу прав и обязанностей конкретных лиц; 3) создают конкретные ситуации для применения мер государственного принуждения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей. Роль актов реализации. Акты реализации прав и обязанностей – это фактическое поведение субъектов. Здесь действие механизма правового регулирования заканчивается, т. к. обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя. Среди актов реализации выделяются акты применения права. Акт применения норм права – это индивидуальное государственно-властное ведение (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела. Акты применения норм права: 1) обеспечивают возникновение правоотношений, 2) проводят требования норм права в жизнь, 3) гарантируют осуществление прав и обязанностей и т. д. Роль правосознания в механизме правового регулирования. Правосознание играет специфическую роль: 1) оказывает регулирующее воздействие через волю и сознание людей. Регулирующая роль не выходит за рамки идеологического воздействия; 2) приводит в движение всю систему правового регулирования, подключаясь к другим элементам; 3) служит источником права (идеологическим), отражающим объективные потребности развития общества; 4) является фактором правомерного поведения, законности. Своеобразие правосознания в механизме правового регулирования заключается в том, что оно является: – нематериализованным элементом правового регулирования, – универсальным элементом – действует на всех этапах правового регулирования, – субъективным элементом. ТЕМА 21. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 1. Особенности индивидуального регулирования. 2. Виды актов применения. Особенности индивидуального регулирования Индивидуальное регулирование – это конкретизация юридических норм участниками правовых отношений, решение ими юридически значимых вопросов, которым законодатель не дал исчерпывающей нормативной регламентации. Особенности индивидуального регулирования. Индивидуальное регулирование как элемент системы правового регулирования имеет несколько признаков: 1) конкретизирует содержание нормативного регулирования, норму права; 2) основано на принятии собственного решения субъекта права; 3) принятое решение облекается в форму правила поведения. Индивидуальное регулирование – один из наиболее творческих моментов практической деятельности юристов. Именно вокруг оценочных признаков состава часто завязывается острая дискуссия обвинителя и защитника. Неточная оценка судом такого рода обстоятельств может привести к отмене судебного акта. Виды индивидуального регулирования. В зависимости от характера субъектов регулирования различают: 1) автономное (координационное) и 2) государственно-властное (субординационное) регулирование. Автономное регулирование: – осуществляется между юридически равными субъектами права; – выражается в выработке сторонами договора, поэтому его называют автономно-договорным; – широко используется в г |