Понятие государственного аппарата Определение. Государственный аппарат – это система связанных между собой общими принципами государственных органов, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции. Значение государственного аппарата. Ценностный смысл государственного аппарата состоит в следующем: 1) он представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть; 2) выступает формой существования государства; 3) через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства. Признаки государственного аппарата. Характерные черты государственного аппарата следующие: 1) он представляет собой целостную систему государственных органов и учреждений; 2) его структурным первичным элементом являются государственные органы и учреждения; 3) он выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках; 4) имеет непосредственные орудия принуждения (учреждения); 5) через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства. В учебной и научной литературе предлагаются и другие признаки, а именно: сложная структура аппарата, единство принципов его организации и деятельности, наличие материальных средств, властные полномочия его органов. Соотношение государственного аппарата и механизма государства. Оно представлено двумя позициями: – механизм государства равен, однозначен государственному аппарату; – механизм государства более широкое понятие, чем государственный аппарат. Механизм государства включает: 1) или органы государства (государственный аппарат) и государственные организации (учреждения). Данная позиция наиболее распространена; 2) или органы государства, государственные учреждения и плюс государственные предприятия (С.А. Комаров, Г.В. Назаренко); 3) или органы государства, государственные учреждения и материальные придатки (армия, полиция, исправительные учреждения) (С.В. Липень). Государственное учреждение – это аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями. Учреждения отличаются от органов государства следующим: – результаты их деятельности выражаются не в принятии управленческих решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ; – они оказывают содействие деятельности государственного органа, но не обладают властными полномочиями. К учреждениям относят: либо вспомогательный аппарат, который участвует в подготовке государственных решений – канцелярии, управления делами и т. п.; либо организации, выполняющие те или иные функции государства – почты, телеграфы, вокзалы, учреждения связи и транспорта. Сущность госаппарата состоит в закреплении интереса государства. Модели государственного аппарата. С точки зрения господствующей идеологии различают три основных модели систем государственного аппарата: – централизованно-сегментарную, – моноцефальную, – монотеократическую (В.Е. Чиркин). Централизованно-сегментарная модель. Ее отличия состоят в следующем: 1) она строится на концепции разделения властей; 2) относит к органам государства только центральные основные органы, действующие в масштабе всего государства (глава государства, парламент, правительство и др.); 3) выборные органы на местах рассматриваются лишь как органы самоуправления; 4) данная система может существовать только в условиях гражданских режимов плюрализма, высокого уровня политической культуры. Моноцефальная система государственных органов характеризуется следующим: 1) строится на концепции единства государственной власти, отрицания принципа разделения властей; 2) органы соподчинены по вертикали; 3) роль государства, которое "сверху" наделяет граждан правами, преувеличивается; 4) преобладает назначаемость при формировании органов государства, как правило, единоличным, а не коллегиальным решением вопроса; 5) парламент во многих случаях носит декоративный характер; 6) характеризуется однопартийностью или ограниченной многопартийностью. Монотеократическая модель. Для данной модели системы государственных органов характерно следующее: 1) строится на принципе единовластия – духовно-государственного единовластия: совмещением в одном лице поста главы государства и имама (высшего духовного лица страны) или особой роли президента, который выступает как официальный представитель официальной религии (Пакистан, Бангладеш и др.); 2) сочетает два элемента: единовластие, основанное прежде всего на догмах религии, и сохранение некоторых пережиточных общинных порядков; 3) парламент имеет консультативный характер, и нередко он распущен; 4) монарх может быть высшим судьей; 5) наиболее важные должности занимают члены правящей семьи, принадлежащие к одному и тому же "благородному" племени; 6) роль монарха на практике может ограничить лишь семья. Формы деятельности государственного аппарата. Различают непосредственно-управленческие и правовые формы деятельности государственного аппарата. – непосредственно-управленческие формы не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т. п.; – правовые формы имеют юридический характер, т. е. являются общеобязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия. Виды правовых форм деятельности государственного аппарата. К правовым формам относятся: 1) правотворческая – деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, их принятию и изданию; 2) правоисполнительная – деятельность по реализации юридических норм; 3) правоохранительная – деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных к юридической ответственности. Система государственного аппарата. Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы: В зависимости от властных полномочий выделяют две части: – специфическую – ее органы обладают властными полномочиями; – неспецифическую – ее органы властными полномочиями не обладают (С.С. Алексеев). В зависимости от содержания деятельности органов государства различают: – политическую часть аппарата государства, она формирует или реализует политику общества (парламентские или президентские структуры); – неполитизированная часть аппарата государства (административная часть). Она занимается повседневным управлением делами общества на основе норм административного права (В.В. Лазарев). Наиболее распространенным является деление государственного аппарата по принципу разделения властей: – система законодательных органов, – система исполнительных органов, – система судебных органов. Некоторые авторы подразделяют аппарат (механизм) государства на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве): – подсистему высших органов государства (представительные органы, глава государства, правительство и т. д.); – подсистему органов правопорядка (суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, милиция, разведка). Они выполняют решения высших органов государства (В.М. Корельский). По мнению А.В. Малько, структура механизма государства включает в себя: государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих (чиновников), организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. Наиболее широко структура государственного аппарата представляется В.М. Сырых. Он выделяет шесть частей: глава государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, суды, органы государственного принуждения, вооруженные силы. |