Основные теории возникновения государства и права Значение темы. Изучение процессов происхождения государства и права: 1) позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты; 2) дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; 3) позволяет четче определить свойственные государству и праву функции и их роль в жизни общества и политической системе. Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения: 1) государство – продукт божественной воли; 2) государственная власть вечна и незыблема; 3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, "посредников" между богом и государственной властью; 4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей; 5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему. Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она: – поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости; – способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Недостатки теории. Они проявляются в том, что теологическая теория: – не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство; – не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство; – в принципе недоказуема, ибо построена на вере; – не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения: 1) государство – это результат развития и разрастания семьи; 2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье; 3) власть государя, отца неограниченна; 4) власть "патриарха" имеет божественное происхождение; 5) сопротивление такой власти недопустимо; 6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни; 7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети. Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она: – создает ореол святости, уважения государственной власти; – утверждает единство народа, "родственность" всех в единой стране. Недостатки теории. Они проявляются в том, что патриархальная теория: – упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории "отец", "члены семьи" с категориями "государь", "подданные"; – не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя. Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения: 1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия; 2) основанием права могут служить только договоры и соглашения; 3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается; 4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое; 5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами; 6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти; 7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу. Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она: – способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки; – признавала приоритет естественного права над позитивным; – была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти; – имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания. Недостатки теории. Они проявляются в том, что договорная теория: – дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями; – недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономические, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные. Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают: 1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы; 2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди; 3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми; 4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба. Достоинства органической теории состоят в том, что она: – исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства; – вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм; – обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции. Недостатки органической теории. Слабые стороны заключаются в том, что она: – переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности; – отрицает революционные переходы от одного качества к другому. Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права: 1) врожденной потребностью жить вместе; 2) осознанием массой своей зависимости от власти; 3) деятельностью той или иной "сильной" личности; 4) агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства. Достоинства психологической теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Недостатки психологической теории: – она считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права; – не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль. Теория насилия утверждает, что государство возникло путем: 1) насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности; 2) насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация); 3) насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия). Достоинства теории. Положительное в данной теории: – государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.); – многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV). Недостатки теории. Они проявляются в том, что теория насилия: – доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства; – никак не объясняет возникновение самого насилия; – оправдывает агрессию, войны, расизм; – провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное. Материалистическая теория. Основные положения данной теории: 1) государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования; 2) возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой; 3) государство – это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствующего класса, диктатура этого класса. Достоинства теории. Данная теория имеет ряд рациональных положений: – признание обусловленности государства материальными условиями жизни общества, взаимодействие государства и экономики; – признание в обществе групп с различными (или противоположными) интересами – классов; – появление государства лишь на определенной стадии развития общества. Недостатки теории – увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе Определение. Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения. Особенности социальной власти. В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что она: 1) распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях; 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. объект и субъект власти здесь совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества; 4) покоилась на традициях; 5) подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода; 6) носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера. Социальные нормы первобытного общества. Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононормы – это природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала, т. е. обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции. Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает: 1) естественно-природный характер формирования; 2) действие на основе механизма обычая; 3) синкретность, нерасчлененность норм; 4) мононормы не имели представительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность; 5) доминирование запретов; 6) распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – "родственное дело"); 7) нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания; 8) специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива (общественное порицание, остракизм), изгнание из родовой общины. Применялись телесные повреждения и смертная казнь. Виды социальных норм. Социальные нормы первобытного общества разнообразны. К ним относятся: обычаи, простейшие нормы морали, религиозные нормы, мифология, табу. Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Нормы морали возникают гораздо позже обычаев, а именно на этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла. Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т. п.), отражающих представления людей о мире, природе и человеческом бытии. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения. Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п. нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны духов и богов. Агрокалендари – система наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов. |